Выбросы воздуха из подземной стоянки
Air Emissions from an Underground Parking Lot
A. Yu. Ivanov, Deputy General Director Trust Engineering LLC
Keywords: underground parking lot, exhaust air emission, ventilation shaft, ventilation of underground parking
The placement of air intakes and exhausts is a primary task faced by the ventilation designer, especially when working on a facility with custom architecture. The article is dedicated to the problem with arranging general ventilation exhaust air discharge from an underground built-in/adjunct parking lot in a residential complex with several buildings.
Размещение воздухозаборов и выбросов – это первостепенная задача, с которой сталкивается проектировщик вентиляции, особенно когда работа ведется над объектом с авторской архитектурой. Статья посвящена проблеме организации выброса вытяжного воздуха общеобменной вентиляции из подземной встроенно-пристроенной стоянки в жилом комплексе с несколькими корпусами.
Выбросы воздуха из подземной стоянки: делаем как принято или как положено?
Размещение воздухозаборов и выбросов – это первостепенная задача, с которой сталкивается проектировщик вентиляции, особенно когда работа ведется над объектом с авторской архитектурой. Именно в этом вопросе проявляется первый конфликт целей. По мнению архитекторов, инженеры по вентиляции хотят занять все фасады решетками воздухозаборов, разместить на стилобате отвратительные венткиоски, а также пронзить шахтами все здание, не считаясь с потерями полезных площадей.
Одной из частых причин раздоров являются выбросы из подземной стоянки, которым способствуют неопределенности в нормативных требованиях. Об этом и поговорим.
Рассмотрим, к примеру, «типовой» современный жилой комплекс – несколько разноэтажных корпусов, как минимум один из которых высотой 150–200 м, расположенных над общим стилобатом, в подземной части которого расположена просторная автостоянка.
Как правильно организовывать выброс вытяжного воздуха общеобменной вентиляции из такой стоянки?
В голову приходит несколько вариантов:
1) вывод выброса на кровлю самого высокого корпуса с прокладкой вытяжной шахты размером 1,5×1,5 м сквозь все здание. Но ведь квартиры в такой высокой башне самые дорогие – сердце архитектора обливается кровью при мысли о таком расточительстве;
2) размещение выброса на кровле более низкого корпуса, который находится на удалении от остальных;
3) размещение выброса на кровле стилобата на должном удалении от окон, детских площадок и зон отдыха. Это был бы самый дешевый с точки зрения потери полезной площади вариант.
Мы бы не задавали этот вопрос, если бы не существовало пунктов нормативной документации, прочтя которые можно остаться с чувством неопределенности.
Сначала напомним несколько общепринятых терминов, которые очень помогли бы во всем разобраться, если бы в инженерных нормативах они использовались.
Для этого придется воспользоваться определениями из СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей» (с Изменением № 1) – хоть он и утратил силу с 01.08.2020, но, полагаем, терминология вряд ли изменилась. В целом эти слова не противоречат определениям встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных помещений из других нормативных документов.
• Отдельно стоящая стоянка автомобилей: стоянка, находящаяся за границами застройки здания на прилегающей к нему территории (рис. 1а).
• Встроенная стоянка автомобилей: стоянка, находящаяся в границах застройки здания (рис. 1б).
• Пристроенная стоянка автомобилей: стоянка, примыкающая к границам застройки здания (рис. 1в).
Встроенно-пристроенная стоянка автомобилей: стоянка, находящаяся одновременно в границах застройки здания и примыкающая к нему (рис. 1г).
Сначала приведем выдержки из нормативов, а потом поработаем над выводами.
СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»: «7.6.10. Вентиляционные выбросы из подземных стоянок автомобилей, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания. Для комплекса зданий с общей подземной стоянкой допускается устройство выброса на 1,5 м выше конька крыши другого здания на расстоянии не менее 15 м от самого высокого здания в комплексе или на таком же расстоянии между соседними зданиями».
Примечание. Обратите внимание на предлог «под жилыми и общественными зданиями». Если строго относиться к формулировкам, то речь идет только о встроенных подземных стоянках. Вполне логично, что из встроенных стоянок вывести воздух можно только на кровлю.
Но если не читать буквально, то этот пункт можно распространить и на встроенно-пристроенные стоянки (стилобаты), что и позволяет многим экспертам принять позицию, в соответствии с которой выброс вытяжного воздуха над стилобатом (в т. ч. через венткиоски) недопустим.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»:
«Таблица 7.1.1
4. Для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется лишь расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, жилых домов, площадок отдыха и др., которое должно составлять не менее 15 м».
Примечание. В данном пункте не уточняется, к каким из четырех возможных типов стоянок он относится.
«6. Вентвыбросы из подземных гаражей-стоянок, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания».
Примечание. Как и п. 7.6.10 СП 60.13330.2020, этот пункт оставляет место для трактовки.
«7. На эксплуатируемой кровле подземного гаража-стоянки допускается размещать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и др. сооружения на расстоянии 15 м от вентиляционных шахт, въездов-выездов, проездов, при условии озеленения эксплуатируемой кровли и обеспечении ПДК в устье выброса в атмосферу».
Примечание. Нет уточнений по типам стоянок, но если исходить из худшего сценария, то этот пункт применим к отдельно стоящим стоянкам.
СП 113.13330.2023 «Стоянки автомобилей»:
«4.8. Расстояние от въезда-выезда и вентиляционных шахт наземных, подземных, обвалованных стоянок автомобилей до окон жилых домов, территорий общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, медицинских организаций, площадок отдыха и другого назначения следует принимать в соответствии с пунктами 7.5, 11.34 СП 42.13330.2016 и разделом 9 настоящего свода правил».
Примечание. Суть содержится в этих строчках п. 11.34 СП 42.13330.2016: «…расстояния обосновывать расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и уровней шума, обеспечивая выполнение нормативных требований».
«9.6. Расстояние от вытяжных вентиляционных шахт стоянок автомобилей от многоквартирных жилых домов, зданий дошкольных образовательных организаций, спальных корпусов домов-интернатов, медицинских организаций со стационаром следует принимать:
- не менее 15 м – для стоянок автомобилей вместимостью 100 машино-мест и более;
- не менее 10,0 м – для стоянок автомобилей вместимостью до 10 машино-мест».
Примечание. В этом пункте нет даже намека, к каким типам стоянок он относится, а к каким нет.
«9.9. При размещении подземных стоянок автомобилей под проездами, скверами, дворовыми территориями вытяжные вентиляционные шахты из помещений хранения предусматривают высотой не менее 3 м над уровнем земли и располагают на расстоянии не менее 15 м от жилых и общественных зданий, детских игровых и спортивных площадок».
Переведем эти пункты на язык простых схем (рис. 2–5).
Как видим, нормы более или менее определенно толкуются в трех случаях из четырех, но именно последний вариант – выбросы из встроенно-пристроенных подземных стоянок – наиболее распространен и, на наш взгляд, не описан с должной прозрачностью.
Наш опыт показывает, что результаты экспертизы зависят от мнения конкретных людей – эксперта по вентиляции и эксперта – санитарного врача. В некоторых случаях они согласовывали решения по размещению выбросов на кровле стилобата, а в некоторых – нет.
Следование пункту о выводе шахты выброса на кровлю самого высокого здания комплекса гарантирует прохождение экспертизы, но не гарантирует удовлетворенности архитекторов и заказчиков из-за потерь полезных площадей.
Размещение вытяжной шахты на покрытии стилобата эксперт по вентиляции может пропустить (что не является такой уж большой редкостью), но есть шанс встретиться с сопротивлением эксперта – санитарного врача. Ему как минимум потребуется предоставить расчеты рассеивания выбросов в атмосферу и уровней шума.
Оказаться перед выбором между получением отрицательного заключения или внесением во время прохождения экспертизы срочных изменений в архитектуру, добавляя шахту на кровлю, слишком болезненно, чтобы на это идти.
Что же делать-то?
Многочисленные консультации с экспертами не оставили у нас сомнений, что существует нормативная коллизия. В государственной экспертизе нам порекомендовали следовать официальной процедуре и направить запрос в центральный аппарат Роспотребнадзора, который рассматривает «обращения по вопросам получения разъяснений относительно применения положений законодательных и нормативно-правовых актов». Что мы и сделали.
Вопрос: «Допускается ли организовывать выбросы воздуха из подземной встроенно-пристроенной автостоянки (образующей стилобатную часть комплекса зданий) на покрытии стилобата при соблюдении требований об удалении точек выбросов не менее 15 м от жилых и общественных зданий, детских игровых и спортивных площадок, а также высоты не менее 3 м над уровнем земли?»
Официальный ответ: «При организации выбросов воздуха из подземной встроенно-пристроенной автостоянки (образующей стилобатную часть комплекса зданий) следует руководствоваться пунктом: «Вентвыбросы из подземных гаражей-стоянок, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания» (см. рис. 6).
Что ж, конец истории. Такой исход, безусловно, расстроит многих архитекторов и заказчиков, но облегчит жизнь проектировщикам вентиляции, которые обрели твердую почву под ногами.
Впрочем, в последнее время нормативные документы обновляются очень активно, и возможно, изменения коснутся и выбросов воздуха. А пока этого не произошло – проектируем так, как написано выше.
Литература
- СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей» (с Изменением № 1).
- СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
- СП 113.13330.2023 «Стоянки автомобилей».

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №4'2025

Статьи по теме
- Проектирование инженерных систем автостоянок: новые методические рекомендации Минстроя России
АВОК №3'2020 - Возможность естественной вентиляции для высотных зданий
АВОК №1'2005 - Сравнение габаритов шахт вентиляции в жилом комплексе
АВОК №1'2025 - Анализ европейских и российских правил проектирования традиционных канальных систем противодымной вентиляции автостоянок закрытого типа
АВОК №6'2017 - Первый в России проект реверсивной струйной вентиляции подземной автостоянки
АВОК №2'2019 - Как максимально уменьшить высоту запотолочного пространства для прокладки коммуникаций?
АВОК №6'2024
Подписка на журналы


