Какие чувства остаются после ознакомления с ПП № 963?
What feelings remain after reading PF № 963?
A. N. Kolubkov, Vice-President of NP ABOK, Director of LLC PPF AK
Keywords: Resolution, project documentation, special specifications, energy efficiency
Resolution of the Government of RF No. 963 dd. 27.05.2022 "On modification of the Provisions on Composition of Sections of Design Documentation and Requirements for Their Contents, and Cancellation of Some Provisions of Certain Legislation of the Government of the Russian Federation" came into force on September 1st of this year. The article presents comments to this document.
С 1 сентября этого года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 963 от 27.05.2022 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». В материале содержится комментарий к данному документу.
Какие чувства остаются после ознакомления с ПП № 963?
Попробуем разобраться, чем грозит Постановление Правительства РФ № 963 от 27.05.2022 нашим читателям, в основном проектировщикам раздела 5 «Проектная документация».
Новое требование ПП № 963, которое закрепляет переход на информационное моделирование в виде требования к составу проектной документации (далее ПД), дополнено возможностью передавать на экспертизу материалы в форме информационной модели. ПД состоит из текстовой и графической частей, содержащих материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели.
Но в тексте Постановления заложена большая неприятность для проектировщиков, а именно – сочетание «и (или)». Совершенно очевидно, что ни один эксперт не сможет дать оценку ПД и, соответственно, грамотно написать заключение без принципиальных схем сетей и систем инженерного оборудования, их описания. Безусловно, экспертиза будет настаивать на союзе «и». И тут вполне законно встает вопрос: а позаботилось ли правительство о соответствующих постановлениях и разъяснениях – например, выпустив документ «Порядок определения стоимости проектных работ с применением технологий информационного моделирования»? Еще один интересный вопрос – каким должен быть уровень проработки информационной модели при прохождении экспертизы? Сейчас есть много проектов, где заказчик в задании на проектирование требует предоставить модель в виде П+, когда из модели должно выгружаться все, вплоть до спецификаций оборудования и материалов. В этом случае создание ПД соответственно превращается в создание рабочей документации, поскольку данная стадия требует выгрузки всех чертежей еще и в формате pdf. Надо учитывать и сложившийся системный кризис, связанный с отсутствием необходимого количества и уровня специалистов-проектировщиков соответствующей профессиональной подготовки, а также стоимость необходимого программного обеспечения, в т. ч. и аналогов зарубежных продуктов.
Еще одна неприятность для проектировщиков заложена в следующем пункте: «Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений… и результаты расчетов, обосновывающие принятые технические и иные решения».
Если раньше расчеты просто «хранились в архиве предприятия», то теперь эксперт, получивший право занимать должность по результату сдачи теста на компьютере и не имеющий опыта проектной работы, будет просто вынуждать проектировщика делать стадию РД вместо ПД – опять же без выделения заказчиком дополнительных средств на проектирование. При таком подходе в скором времени в стране не останется проектировщиков. Уже сейчас видно, что указанные проблемы следует решать незамедлительно и самым тщательным образом, не надеясь на помощь зарубежных специалистов.
Что мы имеем по факту в настоящий момент? Есть заказчик и застройщик, в большинстве своем желающие выжать максимум прибыли из проекта. Поскольку заказчик сам не всегда компетентен в сфере проектирования, он создает службу технического заказчика, которая нанимает на работу наиболее подготовленных специалистов по направлениям проектирования для контроля выполняемых по договорам проектных работ. И есть немногочисленные проектные организации, из состава которых стараниями застройщиков выведены специалисты-профессионалы высокой квалификации.
Мы стоим перед вечной для России проблемой «верхи хотят, низы не могут». Набранные в службу технического заказчика специалисты не смогут выполнить проект самостоятельно, а оставшиеся без «главспецов» проектные организации не в состоянии реализовать проекты соответствующего уровня. Бывают и другие ситуации, когда у технического заказчика нет желания раздувать свою численность. Тут наблюдаются вообще нелепые случаи: заказчик заключает договоры на аудит или сопровождение проектной документации с наиболее сильными на его взгляд проектными фирмами, иногда с несколькими. А поскольку круг таких компаний ограничен, то зачастую замечания одних вызывают непонимание других и взаимные претензии. С учетом предлагаемых положений ПП № 963 можно придраться к чему угодно.
Из отрадного и давно назревшего: из общих положений Постановления (п. 5) убран текст о необходимости разработки СТУ. Прорывное решение, поскольку без СТУ последнее время уже практически не разрабатывались не только серьезные проекты, но и детские сады.
Разрабатывать ПД следует только на основании требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий, строений и сооружений, технических условий и задания на проектирование. Так предписано в Постановлении.
Но тут возникает вопрос: почему не указано, что задание на проектирование, как и вся ПД, должно соответствовать требованиям нормативных документов, включенных в перечень ГОСТов и сводов правил, выполнение которых соответствует требованиям Федерального закона № 384-ФЗ (приказ Росстандарта от 02.04.2020 № 687 с изм. на 06.07.2022), а не желаниям заказчика?
Стоит отметить, что ПП № 963 не только корректирует количество и название разделов ПД, но в значительной степени меняет их объем и содержание. Состав ПД дополнен разделом «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства». Соответственно, разработчики данного раздела, как и раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», будут требовать освещения требований от разработчиков раздела 5.
Из вышесказанного становится понятным одно из положений ПП № 963: «Принятые в проектной документации технические и иные решения должны быть совместимы друг с другом, т. е. обеспечивать технологическую возможность их совместной реализации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, а также возможность эксплуатации объекта капитального строительства с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации».
Далее по тексту. В ОПЗ необходимо указывать сведения об энергетической эффективности и оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов, сведения о классе энергетической эффективности (в случае, если присвоение класса энергетической эффективности объекту капитального строительства является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении) и о повышении энергетической эффективности. А в каких разделах ПД должны находиться эти сведения с учетом отмены раздела 10(1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»?
Нетрудно предугадать, что эти сведения должны будут предоставлять разработчики раздела 5. В ПП есть условие о составе сетей и систем инженерно-технического обеспечения с необходимостью выполнения требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий, строений и сооружений. Эти требования распространяются на все этапы жизненного цикла здания и сооружения любого назначения (включая входящие в их состав сети и системы инженерно-технического обеспечения). Речь идет о требованиях механической, пожарной безопасности, безопасности в сложных природных и техногенных условиях, о требованиях безопасных условий проживания, пребывания и пользования, требованиях энергоэффективности и безопасного воздействия на окружающую среду.
Немного о составе этих новых требований на примере подраздела 5.4 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» с комментариями автора статьи (приводятся курсивом после соответствующего пункта ПП).
«19. Подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» раздела 5 содержит:
в текстовой части <...>
д) обоснование принятых систем и принципиальных решений по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха помещений с приложением расчета совокупного выделения в воздух внутренней среды помещений химических веществ с учетом совместного использования строительных материалов, применяемых в проектируемом объекте капитального строительства, в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
Пункт бесполезный, поскольку к утвержденной методике нет ни примеров расчета, ни ограничения, на какие вредные летучие вещества следует делать расчеты (а этих веществ более 20 тыс.). Выполнение этого пункта превратилось в игру, в которой проектировщики придумывают типы отделочных материалов, материалов, из которых будет изготовлена мебель и т. п. Все понимают, что невозможно выполнить расчеты без наличия сертификатов на количественное выделение ВЛВ из отделочных материалов и мебели. Знают ли об этом разработчики данного Постановления? Известно ли им, что сейчас 65 % жилого фонда сдается без отделки? Как при этом выполнять требования п. 19д)? Что делать в условиях, когда принято везти отделочные материалы из «дружественных» стран Азии? Кто будет их испытывать и сертифицировать? Кто-то будет всерьез создавать в стране сотни лабораторий по исследованию этих материалов? Почему не отменяют подпункт-пустышку?
«д1) обоснование энергетической эффективности конструктивных и инженерно-технических решений, используемых в системах отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха помещений, тепловых сетях…»
Каким способом необходимо делать обоснование? Будут ли предложены соответствующие Методические рекомендации?
«з) обоснование оптимальности размещения отопительного оборудования, характеристик материалов для изготовления воздуховодов…»
Каким способом необходимо делать обоснование оптимальности размещения отопительного оборудования?
«и) обоснование рациональности трассировки воздуховодов вентиляционных систем – для объектов производственного назначения…»
Каким способом необходимо делать обоснование рациональности трассировки воздуховодов?
«к) описание технических решений, обеспечивающих надежность работы систем в экстремальных условиях…»
О каких экстремальных условиях идет речь: стихийные бедствия, наводнения, извержения вулканов? Может быть, речь идет о пожарной безопасности?
«о) перечень мероприятий по обеспечению эффективности работы систем вентиляции в аварийной ситуации (при необходимости);
о1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности к устройствам, технологиям и материалам, используемым в системах отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха помещений, тепловых сетях, позволяющих исключить нерациональный расход тепловой энергии, если такие требования предусмотрены в задании на проектирование…» (здесь и далее выделение текста в цитатах – автора).
Сразу классический вопрос: а что, разве так можно было?
«о2) сведения о типе и количестве установок, потребляющих тепловую энергию, параметрах и режимах их работы…»
О каких установках идет речь? Тепловую энергию потребляет оборудование, входящее в состав систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. В предыдущем постановлении в соответствии с ГОСТ Р 21.101-2020 и соответствующих ГОСТ по видам инженерных систем достаточно было выполнения таблицы «Характеристика отопительно-вентиляционного оборудования». Что подразумевается под словом «тип»? Должны ли приводится сведения об установках оборудования ИТП, которые не потребляют тепловую энергию, а только преобразуют ее?
«о3) сведения о показателях энергетической эффективности объекта капитального строительства, в т. ч. о показателях, характеризующих годовую удельную величину расхода теплоносителей в объекте капитального строительства…»
В предыдущем постановлении речь шла о показателях, характеризующих годовую удельную величину расхода тепловой энергии. Автор комментариев не является молодым специалистом, но не может ответить на поступающие вопросы по данному требованию. Такого требования нет ни в одном нормативном документе! По отношению к чему должна определяться удельная величина расхода теплоносителя, к чему ее относить? В данном случае – к выработке теплоносителя всеми тепловыми ТЭЦ или котельными либо по отношению к ИТП или ЦТП. Необходимо соответствующее разъяснение о методике подсчета. А есть ли вообще такое понятие – «расход теплоносителя»? Он никуда не расходуется! Речь может идти, наверное, об утечках теплоносителя из тепловых сетей, здесь наша страна является безусловным лидером.
«о4) сведения о нормируемых показателях удельных годовых расходов теплоносителей и максимально допустимых величинах отклонений от таких нормируемых показателей (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности не распространяются)…»
В предыдущем постановлении речь шла о показателях, характеризующих годовую удельную величину расхода тепловой энергии. Необходимо соответствующее разъяснение по допустимым отклонениям от показателей, не существующих в нормативной литературе.
«о5) перечень мероприятий по учету и контролю расходования используемых теплоносителей…»
Учет и контроль расхода расчетных количеств теплоносителя объектом производятся в соответствующем узле учета ИТП и не требуют проведения никаких дополнительных мероприятий.
«о6) спецификацию предполагаемого к применению оборудования, изделий, материалов, позволяющих исключить нерациональный расход теплоносителей, в т. ч. основные их характеристики…»
Нерациональный расход теплоносителя невозможен в проектной документации по определению. Речь может идти только о нерациональном расходе тепловой энергии.
Выводы
Аналогичные вопросы наверняка возникнут у разработчиков других разделов и подразделов проектной документации, и их список будет довольно большим. А т. к. автор, сформулировавший такие требования к составу разделов, неизвестен, непонятно, к кому обращаться за разъяснениями. Имеющийся опыт подсказывает, что замечания уйдут на уровень чиновников, готовивших проект данного Постановления. Не хочется думать, что не только в среде проектировщиков дефицит квалифицированных специалистов. Еще один простой вопрос: почему требования не прошли согласования на уровне профессионального сообщества и экспертных организаций?
На наш взгляд, давно созрел вопрос замены Постановления ПП № 87, в т. ч. в редакции ПП № 963, о создании соответствующего свода правил Минстроя России «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» с включением его в раздел «Проектирование» создаваемой структуры нормативных документов в строительстве.
Такой документ должен будет дать четкие трактовки пунктов и отсылки к утвержденным НПА и методическим рекомендациям.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №7'2022
pdf версияСтатьи по теме
- Сравнение энергетической эффективности стальных панельных радиаторов
АВОК №3'2015 - Государственное регулирование в области повышения энергоэффективности закупок
Энергосбережение №1'2017 - Об изменениях в нормативные документы по теплоснабжению
АВОК №3'2019 - Повышение энергоэффективности зданий, строений и сооружений. Задачи Минстроя России
Энергосбережение №3'2015 - Зеленое строительство – комплексное решение задач энергоэффективности, экологии и экономии
Энергосбережение №3'2017 - О новых требованиях энергоэффективности зданий. Проект приказа Минстроя России Ч. 1. Положительные и отрицательные аспекты
Энергосбережение №7'2022 - Запуск и пусконаладка адаптивной системы вентиляции
АВОК №5'2015 - Первичная энергия как критерий энергетической эффективности
Энергосбережение №4'2011 - О новых требованиях энергоэффективности зданий. Проект приказа Минстроя России. Ч. 2. Выводы и предложения
Энергосбережение №8'2022 - Приточно-вытяжные установки для помещений жилых зданий. Европейская программа сертификации
АВОК №8'2015
Подписка на журналы