О новых требованиях энергоэффективности зданий. Проект приказа Минстроя России. Ч. 2. Выводы и предложения
On new building energy efficiency requirements. Draft order of the ministry of construction of Russia
Part 2. CONCLUSIONS AND PROPOSALS
K. B. Borisov, Candidate of Engineering, Lead Researcher, XXI Century Energy Efficiency Center (OOO CENEF-XXI), Moscow
Keywords: multifamily apartment buildings (MAB), public buildings, energy efficiency requirements, specific thermal energy use for heating and ventilation, base level, energy efficiency class, specific annual use of energy resources, design documentation, whole-building meters
Having compared the draft Order of the Ministry of Construction of Russia "On Approval of Energy Efficiency Requirements for Buildings and Structures and the Rules for Determination of Energy Efficiency Class of Multifamily Residential Buildings" (hereinafter – the Draft Order) with the current regulatory documents (beginning of the article is available in Energy Conservation magazine No. 7-2022), let's move on to other incorrectnesses and other gaps in this document. In addition, we will formulate some proposals on refinement and improvement of the Draft Order.
Сравнив проект приказа Минстроя России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее – Проект Приказа) с действующими нормативными документами(начало статьи читайте в журнале «Энергосбережение» № 7-2022), перейдем к другим некорректностям и белым пятнам в этом документе. Помимо этого, сформулируем предложения по доработке и улучшению Проекта Приказа.
О новых требованиях энергоэффективности зданий
Проект приказа Минстроя России
Ч. 2. Выводы и предложения
Сравнив5 проект приказа Минстроя России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее – Проект Приказа) с действующими нормативными документами, перейдем к другим некорректностям и белым пятнам в этом документе. Помимо этого, сформулируем предложения по доработке и улучшению Проекта Приказа.
Что осталось нераскрытым в Проекте Приказа (некорректности и белые пятна)
Первое. В Проекте Приказа класс энергетической эффективности МКД устанавливается по величине отклонения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня. Соответственно, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включает удельные годовые расходы тепловой энергии (отопление и вентиляция; горячее водоснабжение), а также удельный годовой расход электроэнергии на общедомовые нужды.
В то же время в Проекте Приказа отсутствуют численные значения базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов и удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.
При этом в действующем Приказе6 № 399/пр приведены величины базового уровня удельных годовых расходов энергетических ресурсов и удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (табл. 5).
Получается, что в Проекте Приказа отсутствует возможность сравнения фактического или проектного значения удельного годового расхода энергетических ресурсов с величиной базового уровня показателя. Тем самым просто исключается как определение класса энергоэффективности многоквартирного дома, так и оценка эффективности потребления тепловой энергии на отопление и вентиляцию МКД.
Таким образом, в Проект Приказа необходимо включить отдельную таблицу с численными значениями базового уровня удельных годовых расходов энергетических ресурсов для возможности определения класса энергоэффективности МКД. При этом целесообразно отдельно выделить величины базового уровня удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, как это сделано в действующем Приказе № 399/пр.
Второе. В действующем Приказе № 399/пр четко и однозначно указывается, что фактические показатели, по которым оценивается класс энергоэффективности здания, то есть удельные годовые расходы энергетических ресурсов, определяются в расчете на 1 м2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД.
Помимо этого, в Приказе № 399/пр указано, что базовые уровни удельного годового расхода энергетических ресурсов также приведены на 1 м2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД.
В Проекте Приказа этого нет. Поэтому непонятно, на какую именно площадь многоквартирного дома необходимо определять фактические удельные годовые расходы энергетических ресурсов:
• или на 1 м2 отапливаемой площади МКД, как это регламентировано приложением № 1 Проекта Приказа (формула 1.12), при переходе от удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию к удельному расходу теплоты (отопление и вентиляция). Следует отметить, что расчет по формуле 1.12 (приложение № 1) требует данных по таким объемно-планировочным характеристикам здания, как отапливаемая площадь (АОТ, м2), отапливаемый объем (VОТ, м3) и средняя высота этажа (h, м). Помимо этого, для расчетов по формуле 1.12 (приложение № 1) необходимо будет определить показатель, который характеризует климатические условия региона, где расположено здание (градусо-сутки отопительного периода – ГСОП, °C•сут.);
• или на 1 м2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД, как это регламентировано действующим Приказом № 399/пр. Хотелось бы подчеркнуть, что в формулах 2.7 и 3.5 (приложение № 1) при расчете удельных годовых расходов электроэнергии на ОДН и тепловой энергии (горячее водоснабжение) эти показатели относятся только на общую площадь квартир МКД, без учета того, что в многоквартирном доме могут быть нежилые помещения.
Таким образом, в Проекте Приказа при расчете удельных годовых расходов электроэнергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение не принимается во внимание фактор возможного наличия нежилых помещений в многоквартирном доме.
Помимо этого, в Проекте Приказа неясно, на какую именно площадь МКД отнесены значения базового уровня удельных годовых расходов тепловой энергии (горячее водоснабжение) и электроэнергии на общедомовые нужды.
Площадь помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД, в 1,35–1,60 раза меньше отапливаемой площади здания7. Соответственно, во столько же раз будут больше показатели, характеризующие удельные годовые расходы энергетических ресурсов в многоквартирном доме.
В связи с этим для корректного, точного и достоверного определения класса энергетической эффективности зданий необходимо, чтобы все удельные годовые расходы энергетических ресурсов (тепловая энергия на отопление и вентиляцию, тепловая энергия на горячее водоснабжение, электроэнергия на ОДН) приводились к 1 м2 только какой-то одной площади многоквартирного дома.
Таким образом, Проект Приказа целесообразно дополнить указанием на то, какая именно площадь многоквартирного дома должна использоваться при расчетах фактических или проектных удельных годовых расходов энергетических ресурсов с целью присвоения класса энергоэффективности зданий. И на какую именно площадь МКД в Проекте Приказа приведены базовые уровни удельных годовых расходов тепловой энергии на горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды.
#терминология
Отапливаемый объем – объем, ограниченный внутренними поверхностями наружных ограждающих конструкций здания, м3. Отапливаемый объем рассчитывается как произведение площади этажа на внутреннюю высоту здания, измеряемую от поверхности пола первого этажа до поверхности потолка последнего этажа.
Отапливаемая площадь – сумма площадей этажей здания, измеряемых в пределах внутренних поверхностей наружных стен здания, м2.
В отапливаемый объем и отапливаемую площадь здания включаются объемы и площади перегородок, внутренних стен, а также объемы и площади лестничных клеток, межквартирных коридоров, лифтовых шахт и холлов.
Площадь помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД, включает площадь квартир и полезную площадь нежилых помещений многоквартирного дома, м2. В этот показатель не включается площадь мест общего пользования (МОП) многоквартирных домов. То есть, исключается площадь лестничных клеток, межквартирных коридоров, лифтовых шахт и холлов.
Третье. В приложении № 1 Проекта Приказа приведены указания по расчету показателей энергетической эффективности жилых, общественных и административных зданий (удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, удельный годовой расход тепловой энергии на горячее водоснабжение, удельный годовой расход электроэнергии на ОДН). Однако приложение № 1 Проекта Приказа очень сложно, громоздко и неудобно в практической работе, так как в него включены, помимо алгоритмов расчета (формул) самих показателей энергетической эффективности, еще семь дополнительных приложений:
1. Расчет удельной теплозащитной характеристики здания.
2. Методика расчета удельной характеристики теплопоступлений в здание от проникающей солнечной радиации.
3. Расчет приведенного сопротивления теплопередаче фрагмента теплозащитной оболочки здания или любой выделенной ограждающей конструкции.
4. Расчет приведенного сопротивления теплопередаче светопрозрачных ограждающих конструкций.
5. Определение коэффициентов условий эксплуатации для теплоизоляционных слоев в различных конструкциях.
6. Методика определения теплопроводности строительных материалов при условиях эксплуатации конструкции А или Б.
7. Расчет удельных потерь теплоты через неоднородности ограждающей конструкции.
Эти семь дополнительных приложений непосредственно не участвуют в расчете показателей энергетической эффективности зданий, а являются вспомогательными и справочными. Приняты эти дополнительные приложения из разделов действующих национальных стандартов, сводов правил (СП) и стандартов организаций (СТО).
При этом приложение № 1 Проекта Приказа применяется, когда класс энергоэффективности присваивается по проектным значениям удельных величин расхода энергетических ресурсов для многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт. Соответственно, все показатели энергетической эффективности должны присутствовать в проектной документации на здания. Поэтому использование приложения № 1 Проекта Приказа целесообразно только в тех случаях, когда показатели энергетической эффективности отсутствуют в проектной документации на многоквартирные дома, которые только вводятся в эксплуатацию, реконструируются или прошли капитальный ремонт.
Таким образом, целесообразно сократить приложение № 1 Проекта Приказа и сделать его более компактным и удобным для практической работы. Для этого следует исключить семь дополнительных приложений, которые являются только вспомогательными и справочными. При этом в приложении № 1 Проекта Приказа можно привести ссылки на разделы и конкретные пункты соответствующих национальных стандартов, СП и СТО.
Четвертое. В действующем Приказе № 399/пр регламентировано обязательное условие, что фактические значения удельного годового расхода энергетических ресурсов должны быть приведены к расчетным условиям для корректной сопоставимости с величинами базового уровня, в том числе по климатическим условиям.
В Проекте Приказа этого нет. Представлен только пункт 21, подпункт г), в котором сказано следующее (цитируется дословно): «г) указанные в акте о классе энергоэффективности многоквартирного дома значения расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды, и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельно, приведенные к расчетным». При этом непонятно, что имеется в виду под словами «приведенные к расчетным». Приведение к расчетным условиям, в том числе и климатическим, или что-то иное?
При оценке класса энергетической эффективности эксплуатируемых зданий обязательно следует учитывать влияние климатического фактора при оценке фактических удельных расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию. Иными словами, необходимо исключить влияние климатического фактора на величину отклонения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня. То есть необходимо приводить фактические удельные расходы тепловой энергии на отопление и вентиляцию к расчетным климатическим условиям (коррекция на градусо-сутки отопительного периода). Иначе для эксплуатируемых многоквартирных домов невозможно будет достоверно определить класс энергоэффективности и оценить причину отклонения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня.
Определить класс энергетической эффективности для эксплуатируемых МКД с учетом приведения удельных расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию к расчетным (нормативным) климатическим условиям целесообразно по формулам 1–7 (см. Расчетные формулы). В приведенном алгоритме расчетов по формулам 1–7 приняты следующие допущения:
• Фактические удельные годовые расходы энергетических ресурсов приводятся на 1 м2 отапливаемой площади МКД.
• Значения базового уровня удельных годовых расходов тепловой энергии на горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды также приведены (пересчитаны) на 1 м2 отапливаемой площади МКД.
Таким образом, в Проект Приказа необходимо включить обязательное требование для эксплуатируемых МКД о приведении фактических значений удельного годового расхода энергетических ресурсов к расчетным (нормативным) климатическим условиям.
Пятое. В Проекте Приказа, исходя из требований энергоэффективности для общественных и административных зданий, предлагается установить базовый уровень показателя, характеризующего удельный годовой расход энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха, для зданий:
• административного назначения – с 1 марта 2025 года;
• сервисного обслуживания, культурно-досуговой деятельности, складов и иных общественных зданий – с 1 сентября 2027 года.
Но в самом Проекте Приказа отсутствуют численные значения базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха для общественных и административных зданий. Соответственно, требования энергоэффективности для общественных и административных зданий по установлению базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха только декларативны и не подкреплены конкретными численными значениями.
Выводы и предложения
Таким образом, Проект Приказа по некоторым позициям улучшил и конкретизировал требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, которые имеются в действующих приказах № 1550/пр8 и № 399/пр. К таким улучшенным позициям относятся:
• обязательность соблюдения требований энергетической эффективности как со стороны застройщика, так и со стороны собственников зданий, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах;
• поэтапное изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности распространяется в комплексе на все энергетические ресурсы, участвующие в определении класса энергоэффективности МКД, а не только на удельную характеристику расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, как в Приказе № 1550/пр;
• реализовано положение Приказа № 1550/пр об уменьшении на 20 % удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий с 1 июля 2018 года;
• значения базового уровня удельного годового расхода электроэнергии на общедомовые нужды приведены в соответствие с фактическими величинами для реальных эксплуатируемых многоквартирных домов.
Однако Проект Приказа имеет существенные недостатки и ограничения, которые очень сильно снижают практическую ценность этого нормативного документа и не позволяют использовать его как более развитую и совершенную замену действующих приказов № 1550/пр и № 399/пр.
Для минимизации (а в идеале – полного устранения) имеющихся недостатков и ограничений в Проект Приказа необходимо внести следующие первоочередные изменения и дополнения.
1. Дополнить Проект Приказа отдельным приложением, которое будет регламентировать правила определения класса энергетической эффективности для общественных и административных зданий. При этом в Проекте Приказа дополнительно необходимо установить темпы повышения класса энергетической эффективности при вводе в эксплуатацию общественных и административных зданий на период до 1 марта 2028 года. Таким образом, изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности зданий, строений сооружений будет распространяться не только на строительство новых многоквартирных домов, но и на новые общественные и административные здания, которые вводятся в эксплуатацию.
2. Расширить Проект Приказа отдельным пунктом (пунктами), где устанавливаются темпы изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности для многоквартирных домов, на которых проводились реконструкция или энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий. При этом для реконструируемых и капитально ремонтируемых МКД целесообразно устанавливать более мягкие запреты по сравнению с новыми зданиями. Например, класс энергоэффективности для МКД, на которых были проведены реконструкция или энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий, не должен быть ниже:
• E (пониженный) – с 1 сентября 2023 года;
• D (нормальный) – с 1 марта 2025 года;
• C (повышенный) – с 1 марта 2028 года.
Таким образом, изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений будет распространяться не только на строительство новых многоквартирных домов, но и на МКД, на которых проводились реконструкция или энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий.
3. Включить в Проект Приказа пункт об обязательном контроле и подтверждении проектного класса энергоэффективности зданий посредством инструментальных обследований, а также по показаниям общедомовых приборов учета энергетических ресурсов (в течение 4–5 лет с момента ввода здания в эксплуатацию). Таким образом, появляется возможность после ввода в эксплуатацию зданий сопоставлять проектные и фактические классы энергоэффективности с целью подтверждения гарантийных обязательств застройщика, а также устранения ошибок, недоделок и просто отступлений от проектных решений, допущенных при строительстве.
4. Исключить некорректности и пробелы (белые пятна) в Проекте Приказа. В том числе:
• Добавить в Проект Приказа отдельную таблицу с численными значениями базового уровня удельных годовых расходов энергетических ресурсов для возможности определения класса энергоэффективности МКД. При этом целесообразно отдельно выделить величины базового уровня удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, как это сделано в действующем Приказе № 399/пр.
• Дополнить Проект Приказа четким и однозначным указанием на то, какие именно объемно-планировочные характеристики многоквартирных домов должны использоваться при расчетах показателей, участвующих в определении класса энергетической эффективности:
– или отапливаемая площадь МКД, как это регламентировано приложением № 1 (формула 1.2);
– или общая площадь квартир МКД, как это регламентировано приложением № 1 (формулы 2.7 и 3.5);
– или площадь помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД (площадь квартир и полезная площадь нежилых помещений), как это установлено действующим Приказом № 399/пр.
• Целесообразно сократить приложение № 1 Проекта Приказа и сделать его более компактным и удобным в практической работе. Для этого следует исключить семь дополнительных приложений, которые являются только вспомогательными и справочными. При этом в приложении № 1 Проекта Приказа можно привести ссылки на разделы и конкретные пункты соответствующих национальных стандартов, сводов правил и стандартов организаций.
• Проект Приказа целесообразно дополнить обязательным требованием о приведении фактических значений удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию к расчетным (нормативным) климатическим условиям. Это необходимо для корректной оценки класса энергоэффективности эксплуатируемых зданий и исключения влияния климатического фактора на величину отклонения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня.
Главные выводы по Проекту Приказа можно будет делать с 1 марта 2023 года, когда данный нормативный документ вступит в силу. Сейчас важно, чтобы Минстрой России изучил предлагаемые дополнения, внес соответствующие поправки и доработал Проект Приказа, пока это еще можно сделать. Только в этом случае новый нормативный документ об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергоэффективности многоквартирных домов станет действительно достойной заменой действующим приказам Минстроя России № 1550/пр и № 399/пр.
Литература
1. Васильев Г. П., Ливчак В. И., Горшков А. С. Повышение энергетической эффективности зданий в России под вопросом // Энергосбережение. № 6. 2020.
2. Ливчак В. И. В отношении энергоэффективности зданий в России: завтра нас ждет позавчера // Сантехника. Отопление. Кондиционирование. 2021. № 10.
3. Борисов К. Б. Бенчмаркинг по уровню энергетической эффективности при капитальном ремонте многоквартирных домов // Энергосбережение. 2021. № 2, 3.
4. Борисов К. Б. Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов // Энергосбережение. 2020. № 2, 3.
5. Материалы публичного обсуждения проекта приказа об утверждении новых требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
5Начало статьи читайте в журнале «Энергосбережение» № 7-2022.
6Приказ Минстроя России от 6 июня 2016 года № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
7Ливчак В. И. «Энергоэффективность зданий. На какие планировочные площади следует ориентироваться». https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=6724.
8Приказ Минстроя России от 17 ноября 2017 года № 1550/пр «Об ут верждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №8'2022
pdf версияСтатьи по теме
- О новых требованиях энергоэффективности зданий. Проект приказа Минстроя России Ч. 1. Положительные и отрицательные аспекты
Энергосбережение №7'2022 - Об энергосбережении и повышении энергоэффективности в строительстве и ЖКХ России Часть 3. Классы энергоэффективности зданий
Энергосбережение №7'2020 - Характерные ошибки в проектной документации в части тепловой защиты и энергетической эффективности
АВОК №7'2015 - Повышение энергетической эффективности зданий в России под вопросом?
Энергосбережение №6'2020 - Регуляторная гильотина, или лес рубят – щепки летят
Энергосбережение №4'2021 - Требования энергоэффективности зданий должны быть. О проекте приказа Минстроя России
Энергосбережение №1'2023 - Рациональный подход к вопросам энергосбережения
Энергосбережение №5'2017 - Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов с учетом территориально-климатических различий. Часть 1
Энергосбережение №4'2024 - Использование бенчмаркинга и калькуляторов при экспресс-оценке потенциала энергосбережения в зданиях
Энергосбережение №8'2020 - Многоквартирные дома. Регулирование естественных потоков воздуха
АВОК №2'2006
Подписка на журналы