Повышение энергоэффективности зданий, строений и сооружений. Задачи Минстроя России
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является одним из пяти приоритетных направлений развития российской экономики. По вопросам энергосбережения в зданиях, строениях и сооружениях именно Минстрой России в настоящий момент должен занять лидирующие позиции и стать основным координатором.
Повышение энергоэффективности
зданий, строений и сооружений.
Задачи Минстроя России
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является одним из пяти приоритетных направлений развития российской экономики. По вопросам энергосбережения в зданиях, строениях и сооружениях именно Минстрой России в настоящий момент должен занять лидирующие позиции и стать основным координатором.
Потенциал экономии энергии
На Минстрой России с момента его создания возложена функция по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Поэтому одной из основных задач Минстроя России в настоящий момент является создание системы энергосбережения во всех сферах, начиная от проектирования, строительства, эксплуатации и заканчивая капитальным ремонтом зданий, строений и сооружений. Почему этому уделяется большое внимание?
В России площадь общего фонда зданий составляет 5,5 млрд м2, из которых на жилые здания приходится 4,1 млрд м2. Таким образом, практически 80% всех зданий, строений и сооружений страны – это жилой фонд.
Энергопотребление жилыми зданиями составляет 23% первичной энергии, т.е. почти четверть от всего потребления энергоресурсов в нашей стране. Для сравнения: это равно объему потребления энергии в Италии или сумме энергопотребления Польши и Нидерландов. Поскольку в результате внедрения энергосберегающих мероприятий экономия может достигать 30%, а по тепловой энергии в некоторых случаях и 50%, становится очевидным огромный экономический эффект от этих мероприятий. Несомненно, это будет способствовать и снижению оплаты гражданами коммунальных услуг, которые в 2014 году составили почти 1,7 трлн руб. Кстати, надо отметить, что на субсидии и льготы по оплате коммунальных услуг в этот же период затрачено 326 млрд руб. Это те средства, которыми, в числе прочего, государство дотирует оплату энергоресурсов.
В сложившейся ситуации можно выделить несколько приоритетных задач в области энергосбережения, стоящих перед Минстроем России в настоящее время.
Требования по энергосбережению зданий, строений и сооружений
Первая приоритетная задача – это, безусловно, установление требований по энергосбережению и повышению энергоэффективности зданий, строений и сооружений. Установить эти требования на федеральном уровне пытаются уже давно. Сейчас Минстрой России запускает их уже с расчетом только для многоквартирных домов (МКД), решив начать с них в качестве пилотного проекта.
Одновременно с установлением требований по энергетической эффективности Минстроем России будет осуществлен запуск механизма установления класса энергетической эффективности и соответствующей маркировки здания.
Данные требования будут утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Проект указанного приказа разработан1 с учетом требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Проектом приказа предусматривается описание правил расчета фактического и расчетного значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирных домах и приведения их к базовым значениям с учетом условий сопоставимости по градусо-суткам отопительного периода.
Проект приказа устанавливает требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемому на фасаде.
Данный проект приказа уже прошел общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу, будет согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и после завершения согласования направлен на регистрацию в установленном порядке в Минюст России.
Принятие данного приказа позволит завершить значительную работу, проведенную Минстроем России, по установлению единых требований по энергетической эффективности для всей страны, с учетом климатических условий каждого региона. Дальнейший мониторинг удельных показателей потребления энергетических ресурсов в жилых зданиях:
- поможет нам при принятии решений по очередности проведения капитального ремонта жилого фонда;
- укажет регионы, в которых необходимо активизировать работу в рамках региональных программ по энергосбережению, для приведения жилого фонда в соответствие с установленными требованиями;
- активизирует работу жилищных инспекций как ответственных за проверку соответствия жилого фонда требованиям по энергетической эффективности.
Все это в результате поможет достигнуть главной цели – улучшения условий проживания граждан.
Немаловажной также является актуализация СНиП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий». Сейчас эта работа ведется.
СПРАВКА |
В соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, а также повышения энергоэффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. |
Требования по энергоэффективности при капремонте зданий
Для решения второй задачи Минстрой России вместе с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) сейчас прорабатывает вопрос об установлении требований по энергетической эффективности при капитальном ремонте.
С 2010 года в ряде регионов осуществляется реализация пилотных проектов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в энергоэффективные дома с участием средств Фонда ЖКХ. Фондом ЖКХ было предложено широкое использование энергоэффективных технологий не только при строительстве новых многоквартирных домов (МКД), но и при проведении капитального ремонта существующих зданий. Применяются современные энергоэффективные технологии, позволяющие в значительной степени сократить потребление энергоресурсов и уменьшить размер коммунальных платежей.
Опыт эксплуатации энергоэффективных многоквартирных домов показывает, что в домах, в которых реализованы энергоэффективные мероприятия, граждане, проживающие в них, имеют экономию по оплате тепла, горячей воды и электроэнергии в размере от 25 до 40% по сравнению с обычными МКД, в которых такие мероприятия не проведены. В домах, где применяются возобновляемые источники энергии, экономия достигает 50% и более.
Энергосервис в жилищном секторе
Третья, не менее важная задача ведомства – широкомасштабная реализация энергосервиса в жилищном секторе.
Субсидии и льготы в размере 326 млрд руб.– это те самые деньги, которые можно спокойно перенаправить на решение проблем экономии энергии в МКД. Сейчас бюджетных денег на энергосбережение нет. А названная сумма – это та самая строчка бюджета, которая предусматривается из года в год. И если посмотреть на статистику, сумма ежегодно только растет!
Энергосервис, как известно, оплачивается из экономии. Если мы сможем перераспределить эти 326 млрд руб. из оплаты жителей за коммунальные услуги на реализацию энергосберегающих мероприятий, то через 3–5 лет можно будет получить существенную экономию: во‑первых, жители смогут тратить меньшие средства на оплату коммунальных услуг, во‑вторых, из бюджета на субсидии будет выделяться в разы меньше средств.
Модернизация сферы ЖКХ
Четвертая задача Минстрой России – модернизация сферы ЖКХ. И здесь важно выбрать из множества существующих на сегодня технологий и оборудования наиболее энергоэффективные и малозатратные. Для этого Минстрой России в инициативном порядке ведет работу по созданию справочника наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса. Минстрой России обязан3 обеспечить разработку и утверждение справочников о наиболее эффективных технологиях (далее – справочник НЭТ) в сферах теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Данная работа в настоящее время уже активно ведется: сформирована рабочая группа по созданию справочников НЭТ, утвержден персональный состав данной группы.
Цель данной работы – создание общедоступного банка данных наилучших технологий, применяемым при модернизации или строительстве объектов ЖКХ, с четким указанием технико-экономических параметров их внедрения.
Данная работа очень важна для Минстроя России, т.к. ее результат позволит существенно сократить затраты при осуществлении модернизации объектов ЖКХ путем применения технологии или оборудования, оптимальных как с технологической, так и с экономической точек зрения. В дальнейшем указанные технологии должны стать уже не рекомендательными, а обязательными для внедрения, например при модернизации муниципальной котельной, объекта электроснабжения или водоснабжения либо при проведении капитального ремонта жилого фонда.
Указанный банк данных наиболее эффективных технологий будет размещен в открытом доступе, и каждый желающий, от гражданина до руководителя предприятия ЖКХ, сможет ознакомиться с перечнем наиболее эффективных технологий в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения.
Cтатистические данные * |
* Данные приводятся по состоянию на конец 2014 года. |
Экспертный совет по энергосбережению
Пятая задача – создание Экспертного совета по энергосбережению – площадки, где могут обсуждать общие вопросы:
- представители банков, готовые финансировать энергосберегающие проекты;
- представители региональной власти, нацеленные на решение проблем региона и способные оказать административную поддержку для выполнения поставленных задач;
- представители компаний, предлагающие свой практический опыт, наработанный в процессе реализации энергосберегающих проектов (в том числе тех, которые, возможно, войдут в банк данных Минстроя России) и готовые способствовать повышению энергоэффективности строительных объектов с технической точки зрения.
Экспертный совет по энергосбережению определил около двенадцати основных направлений, на которые он будет опираться. Первый Экспертный совет (установочный), прошедший в феврале 2015 года, решал организационные вопросы, а второе заседание Экспертного совета по энергосбережению (март 2015 года) было посвящено организации достоверного учета4.
1 Взамен Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 8 апреля 2011 года № 161 «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемому на фасаде многоквартирного дома».
3 Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2014 года № 961 «Об организации работы по созданию общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры».
4 Материал об организации достоверного учета см. на с. 32.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2015
pdf версияСтатьи по теме
- Повышение уровня теплоизоляции наружных стен малоэтажного дома
Энергосбережение №8'2016 - Соответствие стен из автоклавного газобетона современным требованиям по тепловой защите зданий
Энергосбережение №2'2016 - Энергетическая эффективность тригенерации для зданий в мегаполисах
Энергосбережение №2'2016 - Соответствие стен из автоклавного газобетона современным требованиям по тепловой защите зданий
Энергосбережение №3'2016 - Оценка теплозащиты эксплуатируемых жилых зданий из газобетонных блоков
Энергосбережение №6'2016 - СО2: критерий эффективности вентиляции
АВОК №1'2015 - Оценка теплозащиты эксплуатируемых жилых зданий из газобетонных блоков
Энергосбережение №7'2016 - Энергосбережение: проблемы, опыт, перспективы
АВОК №2'1998 - Стратегия энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере
АВОК №6'2001 - Энергосбережение в ЖКХ
Энергосбережение №6'2006
Подписка на журналы