Кадры для умного города: вызовы и решения
Human Resources for a Smart City: Challenges and Solutions
Keywords: housing and communal services, professional standard, certification, register of specialists, qualification assessment
Utilities and public housing (UPH) is one of the basic sectors of the national economy. And the efficiency of the UPH functioning to a great extent depends on the staff. Qualification and professionalism of employees in this life supporting sector to a great extent affect creation and maintenance of a safe and comfortable living environment. The staffing issues in this sector were underestimated for a long time. This has resulted in a situation when even management of apartment buildings is performed by unprofessionals, although this is a technically, legally and economically difficult process that requires knowledge and preparation.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из базовых отраслей экономики страны. И то, насколько эффективно будет функционировать ЖКХ во многом зависит от кадрового обеспечения. От квалификации и профессионализма сотрудников этой жизнеобеспечивающей отрасли во многом зависит создание и поддержание безопасной и комфортной среды проживания.
Долгое время кадровые вопросы отрасли не находили должного понимания.Это привело к тому, что даже управлять многоквартирными домами у нас стали непрофессионалы, хотя это технически, юридически и экономически очень сложный процесс, который требует знаний и подготовки.
Кадры для умного города: вызовы и решения
Жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ) – одна из базовых отраслей экономики страны. И то, насколько эффективно будет функционировать ЖКХ, во многом зависит от кадрового обеспечения. От квалификации и профессионализма сотрудников этой жизнеобеспечивающей отрасли во многом зависит создание и поддержание безопасной и комфортной среды проживания.
Долгое время кадровые вопросы отрасли не находили должного понимания. В результате даже управлять многоквартирными домами у нас стали непрофессионалы, хотя это технически, юридически и экономически сложный процесс, требующий знаний и подготовки.
О том, как обстоят дела с кадровым обеспечением отрасли, редакция поговорила с Александром Михайловичем Козловым, депутатом Московской городской Думы, председателем Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ.
Многие отрасли, в т. ч. и строительная, и ЖКХ, ощущают острую нехватку профильных специалистов. И эта ситуация длится уже многие годы. Складывается впечатление, что ничего не меняется. Какова, по вашему мнению, реальная картина с профобразованием в стране?
С одной стороны, конечно, изменения не сильно заметны, но этот пласт было достаточно тяжело сдвинуть. Потребовалось время, чтобы изменить само отношение к вопросам профильного образования и у федеральных органов власти, которые отвечают за ЖКХ, в частности у Минстроя России как главного регулятора, и самое главное – в регионах. Раньше на вопросы об образовании и кадрах отраслевые министерства отвечали: «Этот вопрос не к нам, это вопрос к системе образования. Если вы хотите заниматься профориентацией, пожалуйста, есть Министерство образования или Минпросвещения…» И вот это отношение необходимо было преодолеть.
Сегодня уже все понимают, что кадровое обеспечение сферы ЖКХ – это ключевой фактор для успешной реализации всех глобальных национальных проектов.
Активно обсуждается проект Стратегии строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года и прогнозный период до 2035 года. Этот документ – та планка, к которой все мы будем стремиться, чтобы ЖКХ и строительная отрасль соответствовали всем требованиям, которые предъявляют потребители, и отвечали всем вызовам, которые сейчас существуют.
Раздел стратегии, посвященный кадровому обеспечению, мы готовили совместно с коллегами по Совету по профессиональным квалификациям – Национальным агентством развития квалификаций, и уверены, что те задачи, которые сейчас сформулированы в проекте стратегии, впоследствии будут реализованы. Надеемся, что проект стратегии в ближайшее время будет утвержден, он обсуждается уже года два. За это время сменились и министр, и курирующие заместители. Приходится иногда все заново объяснять, показывать и доказывать. В этом плане нестабильность дает свои отрицательные результаты.
Если говорить о стратегии, то раздел, касающийся кадрового обеспечения отрасли, входил и в стратегию развития ЖКХ до 2020 года, принятую в 2016 году. В чем разница?
В предыдущей стратегии вопросы кадровой обеспеченности стояли, но были достаточно поверхностными: разработка профессиональных стандартов, ежегодные отраслевые премии в сфере ЖКХ. Сейчас изменения более явные, учитывая то, что в проекте новой стратегии появился раздел, где признается необходимость независимой оценки как инструмента проверки квалификации у сотрудников. Это качественно другой уровень. Сейчас в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект, вносящий изменения в Градостроительный кодекс в части строительства касательно необходимости независимой оценки квалификации. Это говорит о совершенно другом уровне восприятия не только со стороны исполнителей, но и со стороны законодательной власти. Примеры внедрения системы независимой оценки уже есть – так, в лифтовой отрасли независимая оценка квалификации является обязательной. Совет по профессиональным квалификациям, со своей стороны, разрабатывает проект закона, который внесет изменения в Жилищный кодекс в части обязательной оценки квалификации для руководителей управляющих организаций. Хотим начать с этого, а в качестве базы будет использоваться оценка на платформе лицензионных комиссий, которые существуют при органах социального жилищного контроля.
Предыдущая стратегия была реализована?
Да, в предыдущем документе были заложены пункты, связанные с разработкой профессиональных стандартов, чем мы и занимались в последнее время. Профессиональные стандарты – это та платформа, база, своего рода кирпичи, которые позволяют описать все профессии, необходимые для отрасли, квалификационные требования к ним и от этого выстроить систему подготовки и разработки федеральных государственных образовательных стандартов. Т. е. база сформирована и в строительстве, и в отрасли ЖКХ – это большое дело.
Как появление профстандартов влияет на образовательный процесс? Он корректируется с их учетом?
Да, безусловно. Сама разработка и актуализация профессиональных стандартов ведется вместе с профессиональным сообществом. Надо понимать, что разработка профессионального стандарта – сложная процедура, на которую уходит, с учетом утверждений на Национальном совете при президенте, в Минтруде, регистрации в Минюсте, от полутора до двух лет. Этим занимаются не оторванные от отрасли теоретики, а именно профессиональная среда, т. е. работодатели. Если мы говорим о профстандартах в сфере капитального ремонта – это базовая ассоциация региональных операторов в сфере капитального ремонта и ее члены. Если мы говорим о сфере обращения с отходами – это базовые игроки данной отрасли. И так во всех сферах: тепло-, водоснабжение, коммунальная электроэнергетика, управление многоквартирными домами (МКД). И да, здесь именно важна синхронизация профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными стандартами. В качестве примера можно привести дорожную карту, подписанную Советом по профессиональным квалификациям в ЖКХ с МГСУ как с базовым учебным заведением в сфере строительства. В т. ч. прописана и синхронизация профстандартов и образовательных госстандартов.
Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы, если говорить о кадровом обеспечении ЖКХ? Просто нехватка специалистов?
Сегодня в отрасли существует большой разрыв между требованиями работодателей и системой подготовки кадров. Этот очевидный факт и выявляет проблему: работодатели не задумываются о том, кто у них работает. Фактически нет полноценного рынка кадров и выбора.
Если мы возьмем такой массовый сектор, как эксплуатация и управление МКД, то увидим практически полный хаос. Берут на работу кого хотят, рычаги воздействия фактически отсутствуют, потому что МКД не воспринимается как сложный объект, требующий специальных знаний. Знаю пример, когда в одном из регионов главные инженеры не могли ответить на вопросы, связанные с подготовкой дома к зиме, при прохождении независимой оценки квалификации персонала. Элементарные вещи, которые обязаны знать люди, отвечающие в целом за безопасность проживания в МКД. Это проблема, которую нужно признать. Наша задача как Совета по профессиональным квалификациям – показать реальную картину, чтобы было понимание того, что проблема есть и ее нужно решать. Процесс может растянуться на долгие годы, но он идет – в последнее время возрождаются колледжи и подготовка кадров в рамках среднего профессионального образования. Этому способствовало и движение WorldSkills Russia, которое показало профессии в новом ключе. Таких колледжей много, не только в Москве, но и в регионах. Участие в подобных мероприятиях – и в российских, и в международных – серьезный стимул к обучению для молодых людей. Возможность показать себя, а в ряде случаев и гарантировано трудоустроиться после обучения.
В ЖКХ идут выпускники колледжей?
Хороший вопрос. Сейчас как раз до конца года проводится мониторинг рынка труда. Он и позволит дать ответ, посмотреть процент, связанный с трудоустройством. Естественно, какая-то часть идет в ЖКХ, но идут и в строительную отрасль. Это касается и Москвы, и в целом России. Мониторинг рынка труда – это одно из полномочий Совета, он проходит раз в три года. По данным на 2019 год профильное образование в отрасли имели только 17 % сотрудников, хотя в стране около 1500 учебных заведений, обучающих специальностям ЖКХ. Предстоит огромная работа, чтобы довести этот уровень до 55–60 %. Но мы и ждем новых результатов мониторинга. Посмотрим, что изменилось за эти несколько лет.
Вы говорили об аттестации, в том числе руководящего состава в области ЖКХ. На что она, на ваш взгляд, повлияет?
Все, что связано с независимой оценкой квалификации – это некий объективный срез, который показывает слабые стороны в умениях, навыках, знаниях, имеющихся у специалиста. Это не говорит о его профессиональной непригодности, а открывает возможности для системы подготовки и повышения квалификации: выявить слабые места и исправить ситуацию.
Аттестация будет обязательной?
Если мы сможем убедить федеральных законодателей попробовать на примере директоров и руководителей управляющих организаций, то впоследствии не только руководители управляющих организаций, но и более широкий круг квалификаций должны стать обязательными. Иначе это будет восприниматься как лишняя головная боль.
Получение образования, повышение квалификации, как правило, открывает для человека новые возможности, перспективы. А что дает аттестация?
Если посмотреть глобально – сейчас те, кто проходит через добровольную аттестацию, независимую оценку, получают дополнительное конкурентное преимущество в глазах потребителя. Мы уже видим по некоторым управляющим организациям, например в Московской области, которые провели аттестацию сотрудников, что они информируют об этом факте. И это тоже правильно, это, с одной стороны, некий маркетинговый ход, а с другой – дополнительное конкурентное преимущество в глазах потребителя. Когда стоит выбор между одной компанией и другой, тот фактор, что у тебя работают профессионалы, скажется положительно.
Тем более что есть реестр специалистов, прошедших независимую оценку квалификации, на сайтах центров оценки квалификаций. Он включает около 3000 человек.
Аттестация осуществляется дистанционно?
Москва участвует в пилотном проекте с Национальным агентством развития квалификаций по проведению теоретической части профэкзамена с использованием дистанционных технологий. По ряду профессий можно сдать онлайн-экзамен в центрах занятости или на базах центров оценки квалификации, межотраслевых или специализированных.
В последнее время дистанционное обучение довольно востребовано, и зачастую речь идет о том, что достаточно выложить курс лекций для ознакомления. Не надо никого учить и тратить ресурсы – все доступно. Насколько, по вашему мнению, такой формат обучения жизнеспособен для отрасли ЖКХ?
Все-таки все должно быть в меру. Т. е. заменить весь процесс обучения дистанционным явно не получится, это неправильно. Есть навыки, для которых необходима практическая часть и практическая проверка. У нас есть такое хорошее начинание, как центры опережающей подготовки, при тех же самых колледжах формируются центры, базы, где за достаточно короткий срок учащиеся получают те навыки и умения, которые необходимо делать, что называется, руками. Небольшую теоретическую часть можно пройти не только в классах, но и онлайн, и в то же время за два-три месяца на современном оборудовании либо с теми материалами, которые нужны работодателю, прокачать необходимые навыки. И тогда это работает. И это востребовано.
Реалии нашего времени – не только дистанционное обучение, но и умные технологии. Насколько цифровизация коснулась отрасли ЖКХ, чтобы можно было говорить о появлении и внедрении новых специализаций и профессий?
Как раз сейчас разрабатываются профессиональные стандарты с учетом появления инновационных или умных домов. Строительная отрасль вводит в эксплуатацию достаточно большие объемы жилья. В нашей отрасли уже очень много смарт-технологий, начиная от централизованной системы передачи показаний приборов учета без вмешательства человека. Но мы зачастую сталкиваемся с человеческим фактором, когда технология есть, умные решения в МКД или зданиях уже применены, но не хватает специалистов, знаний, чтобы их использовать.
Технологии точно никого не ждут. Сейчас технологии опережают, а специалисты догоняют. Строители реализуют, но эксплуатация пока отстает в этом вопросе. Это уже наше настоящее, и для этого, безусловно, нужны люди.
Одна из планируемых специализаций, для которой разрабатывается профстандарт, – специалист по инновационным технологиям в МКД. Уже разработан и зарегистрирован профстандарт «Специалист по водным технологиям водоснабжения и водоотведения (акватроник)». Это направление на стыке нескольких профессий.
У нас огромный износ и внешних инженерных сетей, и внутренних. Называют очень большие цифры – до 50 %. Это тоже накладывает отпечаток и на навыки специалистов ЖКХ. Одно дело – эксплуатировать новое оборудование и технологии, а другое – находить и устранять неисправности в работе старых сетей и оборудования…
Это проблемная плоскость, но я убежден в том, что, если любое предприятие, которое относится к нашей отрасли, не станет задумываться о кадровой обеспеченности, а будет думать только о текущих задачах, эксплуатации, о предотвращении аварийных ситуаций, – мы точно далеко не продвинемся. Мы поставили задачу – собрать все ошибки, которые происходят в отрасли из-за кадровых проколов, показав и доказав, что дороже устранять их и переделывать, нежели найти квалифицированного сотрудника, отправить его на обучение, провести через систему независимой оценки. К такому пониманию хотелось бы прийти.
Вернемся к умным технологиям, которые появляются в новом строительстве, а эксплуатировать их некому. Те образовательные программы, которые сейчас есть, они вообще предусматривают обучение людей работе с этими технологиями?
Да. Эта синхронизация проходит не только в МГСУ, о котором я говорил, – многие другие ведущие вузы, колледжи уже ориентируются и перестраивают свои программы с учетом этих технологий. Но пока не все. На сайте Совета размещена созданная совместно с Минстроем интерактивная карта организаций, которые занимаются подготовкой кадров для ЖКХ в рамках высшего, среднепрофессионального и дополнительного образования в каждом регионе. Таких учебных заведений по стране, которые заявляют, что готовят кадры для отрасли, чуть ли не тысячи.
С одной стороны, это внушительная цифра, но опять же хочется спросить: тысячу умножить пусть на 100 человек ежегодного выпуска – где эти тысячи кадров, которые выходят обученными и подготовленными?
Мы идем каким-то своим путем, исходя из отечественных реалий и наших инженерных систем, или же все-таки что-то берем из зарубежного опыта в организации процесса обучения, эксплуатации?
При разработке национальной системы квалификации мы опирались на международный опыт, в т. ч. опыт создания национального реестра профессионалов, специалистов, которые подтвердили свою квалификацию и получили лицензию либо свидетельство о прохождении независимой оценки. Работодатели могут получить подтверждение этой информации, зайдя на сайт, где размещен соответствующий реестр с достоверными сведениями о квалификации специалиста. Через, скажем, пять лет специалист снова проходит независимую оценку с учетом того, что могли поменяться профессиональные стандарты, появиться новые технологии, новое оборудование. Информация в реестре соответственно актуализируется. И эта система должна работать.
В Германии, например, есть понятие «хаус-мастер» – универсальный специалист по обслуживанию дома, который имеет соответствующую лицензию и прошел обучение. Он отвечает за безопасность проживания в доме, заключение всех необходимых договоров. Может быть, и мы придем к этому. Сейчас у нас все функции выполняет управляющая организация, деятельность которой собственникам не всегда понятна и прозрачна.
Можно посмотреть на восточноевропейский опыт – например, в Эстонии существует прообраз фондов капитального ремонта, при этом есть и посредники между собственниками и подрядной организацией, которые разговаривают с подрядчиками, со строителями на одном языке, представляя интересы собственников. Они прошли обучение, имеют соответствующую лицензию и постоянно подтверждают свою квалификацию. Собственники им доверяют, такие специалисты дорожат своей репутацией. Именно собственники оплачивают работу таких профессиональных посредников.
Если уж заговорили об управляющих компаниях – планируются ли какие-то изменения в этом институте?
Сейчас, чтобы управлять домом, нужно немного: 10 000 руб. уставного капитала, формальная лицензия, которую легко получить, и все – больше ничего не требуется. А ведь МКД – это сложный объект, образно говоря, самолет, которым тоже нужно уметь управлять, и для этого необходимы определенные знания, навыки и опыт.
Последние новости, которые всколыхнули этот рынок, – государство хочет создать коллективного регионального оператора в сфере управления домами по образу фонда капитального ремонта, который есть и в сфере капремонта домов. Пока сложно как-то это комментировать, идут обсуждения. Противники говорят, что выбор управляющей организации – это базовое право, которого пытаются лишить собственников, – им виднее, кого выбирать. Да, с одной стороны, это так. Но с другой стороны, собственники могут заблуждаться и пожалеть потом о своем выборе, а цена ошибки бывает очень большой.
Да, проблем хватает. Нет ощущения, что вы сражаетесь с ветряными мельницами?
К результатам нашей работы можно по-разному относиться, но вот что радует: еще пять лет назад, когда эту тему поднимали в регионах или на федеральном уровне, было ощущение, что мы говорим на разных языках. Нас не хотели слышать и считали вопросы кадров и образования чем-то несерьезным. Сейчас уровень восприятия поменялся и отношение стало совершенно другим. Есть понимание, что вопросы кадрового обеспечения отрасли – глобальная задача, которую хоть и сложно решить, но все на это нацелены.
По данным на 2019 год профильное образование в отрасли имели только 17 % сотрудников, хотя в стране около 1500 учебных заведений, обучающих специальностям ЖКХ. Предстоит огромная работа, чтобы довести этот уровень до 55–60 %
Профессиональные стандарты – это та платформа, база, своего рода кирпичи, которые позволяют описать все профессии, необходимые для отрасли, квалификационные требования к ним и от этого выстроить систему подготовки и разработки федеральных государственных образовательных стандартов
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №8'2021
pdf версияСтатьи по теме
- Тарификация работ на основе профессиональных стандартов – эффективный инструмент обновления квалификаций в ЖКХ
Энергосбережение №1'2019 - Союз инженеров-профессионалов
АВОК №1'2015 - Умные технологии ЖКХ Москвы
Энергосбережение №7'2019 - Основы кадровой политики в сфере ЖКХ на период до 2035 года. Часть 2
Энергосбережение №1'2020 - Зачем России энергоэффективность?
Энергосбережение №8'2021 - Умные технологии Москвы – энергоэффективного города
АВОК №8'2022 - Центр управления комплекса городского хозяйства Москвы
Энергосбережение №8'2022 - Повышение энергоэффективности и энергосбережение в ЖКХ. Решения проблемы
Энергосбережение №1'2024 - Организационно–правовые проблемы кадровой трансформации в жилищно-коммунальном хозяйстве и пути их решения
Энергосбережение №3'2024 - Аттестаты профессионального признания. Аттестация индивидуальных членов НП «АВОК»
АВОК №4'2019
Подписка на журналы