Основы кадровой политики в сфере ЖКХ на период до 2035 года. Часть 2
Basics of HR Policy in the Housing and Public Utilities Sector for the Period through 2035. PART 2
A.M. Kozlov, Chairman of the Housing and Utilities Committee of the Public Chamber of Moscow, Chairman of the Council on Professional Qualifications in Housing and Public Utilities, L.N. Chernyshov, Doctor of Economic, Professor, Deputy Chairman of the Council on Professional Qualifications in Housing and Public Utilities
Keywords: Housing and Public Utilities (HPU), human resources capacity development,reasons for insufficient preparation of HPU specialists, industry education programs
After assessment of the demand of the Housing and Public Utilities (HPU) for quality staff and justification of the need for development of a regional "HR reset" program (see beginning of article in Energy Saving magazine No. 8 - 2019), let's develop proposals on development of HR potential in HPU and general requirements for industry education programs.
Оценив потребности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в квалифицированных кадрах и обосновав необходимость создания региональной программы «кадровой перезагрузки» предприятий ЖКХ (См. начало статьи в журнале «Энергосбережение» № 8–2019), сформулируем предложения по развитию кадрового потенциала в ЖКХ и общие требования к отраслевым образовательным программам.
Основы кадровой политики в сфере ЖКХ на период до 2035 года
Часть 2
Оценив1 потребности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в квалифицированных кадрах и обосновав необходимость создания региональной программы «кадровой перезагрузки» предприятий ЖКХ, сформулируем предложения по развитию кадрового потенциала в ЖКХ и общие требования к отраслевым образовательным программам.
Развитие кадрового потенциала в ЖКХ на федеральном уровне
a. Внесение дополнений в «Положение о Минстрое России», касающихся полномочий по принятию нормативно-правовых актов, устанавливающих квалификационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в ЖКХ.
b. Проведение мониторинга региональных программ подготовки кадров для:
• формирования базы положительных практик как основы модели создания эффективной системы подготовки кадров с учетом перспективных трендов развития сферы ЖКХ;
• определения потребности в профессиональных кадрах для отрасли с целью формирования контрольных цифр приема по направлениям подготовки 38.03.10 «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (бакалавриат)» и 38.04.10 «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (магистратура)»;
• формирование кадровой потребности отрасли с учетом региональной специфики, а также специфики других отраслей, нуждающихся в специалистах ЖКХ.
c. Внедрение усовершенствованного механизма целевого обучения и приема на целевое обучение в части определения квоты приема по соответствующим направлениям и специальностям подготовки, перечня организаций-заказчиков, определения комплекса возможных мер поддержки обучающегося (с учетом установленного обязательного срока осуществления трудовой деятельности после завершения обучения не менее 3 лет).
d. Разработка и утверждение плана мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2020–2025 годы.
e. Подготовка предложений по:
• технологическому и материально-техническому переоснащению образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для сферы ЖКХ в соответствии с запросами рынка труда и актуальными задачами профессиональной деятельности в отрасли на основе массового применения передовых форм организации производства, цифровых технологий и современных материалов;
• определению источников финансирования пилотных проектов сопряжения независимой оценки квалификаций с государственной итоговой аттестацией выпускников образовательных учреждений (ГИА-НОК);
• закреплению за Минстроем России функции подготовки и представления предложений о контрольных цифрах приема по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по базовым для отрасли направлениям и специальностям подготовки;
• отмене разделов ЕТКС и ЕКС по специальностям (квалификациям), «закрытым» профессиональными стандартами для сферы ЖКХ;
• созданию федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по ЖКХ в системе ВО и СПО;
• формированию учебно-методического комплекса для подготовки специалистов сферы ЖКХ.
2.6.2 Взаимодействие с координационными советами по применению профессиональных стандартов в ЖКХ, сформированными в регионах.3
2.7. Внесение изменений в нормативно-правовые документы Правительства РФ, определяющие правила проведения работ по эксплуатации объектов коммунальной инженерной инфраструктуры, жилья и городских территорий, а также услуг по сбору, транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов и похоронных услуг в части требований к квалификациям персонала соответствующих организаций.
2.8. Разработка методических рекомендаций по формированию и согласованию образовательных программ с участием отраслевых работодателей, учреждений образования и органов власти субъектов РФ в сфере ЖКХ.
2.9. Организация и проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учреждений образования, осуществляющих подготовку специалистов для сферы ЖКХ.
2.10. Разработка и утверждение отраслевых рамок квалификаций по направлениям деятельности:
• в управлении жильем;
• в водоснабжении и водоотведении;
• в коммунальном теплоснабжении;
• в коммунальном электроснабжении;
• в благоустройстве и озеленении территорий;
• в сборе, транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов;
• в похоронном деле;
• в клининге.
2.11. Разработка и актуализация:
• профессиональных стандартов;
• наименований квалификаций;
• оценочных средств для проведения независимой оценки квалификаций работников предприятий ЖКХ;
• отраслевого раздела «Справочника профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (приказ Минтруда России от 10 февраля 2016 года № 46)».
2.12. Формирование инфраструктуры независимой оценки квалификаций работников предприятий ЖКХ в субъектах Российской Федерации.
2.13. Организация и проведение независимой оценки квалификаций в отраслевых центрах оценки квалификаций и экзаменационных центрах.
2.14. Поддержка научных исследований по проблемам жилищно-коммунального хозяйства с учетом мирового опыта развития сферы ЖКХ.
2.15. Проведение просветительского профориентационного проекта «Час ЖКХ».
2.16. Разработка образовательных программ, открытие центров переподготовки, повышения квалификации лиц предпенсионного возраста.
2.17. Создание отраслевых «Центров наставничества».
2.18. Проведение ежегодного всероссийского конкурса «Кадровый резерв ЖКХ».
2.19. Введение в рейтинг эффективности деятельности губернаторов показателя кадровой обеспеченности отраслей.
Развитие кадрового потенциала в ЖКХ на региональном уровне
2.20. Активизация работы координационных советов по применению профессиональных стандартов в ЖКХ в субъектах Российской Федерации для решения следующих задач:
a. Формирование стратегии развития сотрудничества между образовательными учреждениями ВО, СПО, организациями дополнительного профессионального образования и работодателями с целью повышения эффективности подготовки кадров для сферы ЖКХ.
b. Формирование региональной политики подготовки кадров для жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации, включающей разработку и утверждение комплексных программ развития системы образования, содержащих в том числе:
• определение запроса на подготовку кадров в сфере ЖКХ со стороны работодателей с учетом результатов выполнения ими «Планов мероприятий по применению профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2016 года № 584»;
• системные мероприятия по формированию сбалансированного государственного задания на подготовку кадров для предприятий отрасли;
• обеспечение участия профессионального сообщества в процессе подготовки кадров;
• организацию профессиональной ориентации школьников.
c. Определение планового объема повышения квалификации и переподготовки кадров для предприятий отрасли (включая специалистов государственных и муниципальных органов власти).
d. Развитие системы непрерывного образования (повышения квалификации и переподготовки) работников предприятий отрасли, в т. ч. путем реализации модульных программ обучения, применения дистанционных форм обучения.
e. Формирование государственного задания на реализацию:
• основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования;
• программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
• программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре.
f. Развитие системы непрерывного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций. Привлечение к преподавательской деятельности отраслевых экспертов.
g. Организация подготовки и переподготовки кадров предприятий ЖКХ для соответствия современным требованиям рынка труда с привлечением мер государственной поддержки по программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию в организациях, аккредитованных Советом по профессиональным квалификациям в ЖКХ.
h. Мотивирование отраслевых работодателей к повышению профессионального уровня своих работников путем использования режимов налогообложения, при которых расходы на обучение и независимую оценку квалификаций сотрудников уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
i. Содействие:
• независимой оценке квалификации в сфере ЖКХ, в том числе при проведении государственной итоговой аттестации выпускников учреждений образования;
• формированию отраслевого экспертного сообщества для разработки и актуализации профессиональных стандартов, наименований квалификаций и оценочных средств для проведения независимой оценки квалификаций работников отрасли.
j. Проведение ежегодного конкурса по подотраслям ЖКХ «Лучший по профессии».
Причины недостаточной подготовки специалистов для сферы ЖКХ
Как уже отмечалось, в сферу ЖКХ приходят выпускники образовательных учреждений смежных направлений подготовки специалистов (строители, энергетики, экономисты и т. д.). При подготовке этих специалистов не уделяется должного внимания проблемам эксплуатации объектов ЖКХ. К причинам недостаточной подготовки специалистов для сферы ЖКХ можно отнести также:
1. Отсутствие единой системы тарифно-квалификационных требований к работникам отрасли, что не позволяет сформировать полносистемный перечень специальностей и должностей в ЖКХ. (Первые 18 профессиональных стандартов, раскрывающие квалификационные требования по отдельным видам профессиональной деятельности в ЖКХ, появились только в 2014 году и в определенной степени начали решать данную задачу.)
2. Масштабную институциональную трансформацию и коммерциализацию жилищно-коммунального сектора муниципальной экономики, базирующиеся на:
• изменении организационно-правовых форм предприятий ЖКХ и ликвидации муниципальных унитарных предприятий;
• переводе на договорные отношения всех участников жилищно-коммунальных правоотношений;
• переходе потребителей (в т. ч. населения) на полную оплату ЖКУ;
• введении компенсационного механизма предоставления социальной поддержки нуждающимся гражданам по оплате ЖКУ;
• формировании рыночных инструментов финансирования воспроизводства объектов жилищной и коммунальной недвижимости (зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и оборудования).
3. Высокую степень текучести кадров предприятий ЖКХ и органов власти, координирующих деятельность отрасли.
Общие требования к отраслевым образовательным программам
Существующие программы обучения по смежным специальностям, как правило, ориентированы на создание объектов ЖКХ, а не на их эксплуатацию, которая требует специальных компетенций, знаний, навыков и умений.
Анализ предложений на российском рынке образовательных услуг для работников сферы ЖКК показал, что подавляющее большинство таких предложений нацелено на проведение кратких обучающих программ или курсов в объеме от 72 до 300 учебных часов, ориентирующихся в большей степени на изменения жилищного законодательства.
Программы такого краткосрочного обучения не носят комплексный системный характер и затрагивают обычно отдельные вопросы узкой специализации разрозненных направлений или сфер деятельности в широком спектре всех вопросов, решение которых должен осуществлять специалист, занятый в системе ЖКХ. Обращает на себя внимание то, что подобные тренинги предлагаются различными структурами, основным профилем деятельности которых не является деятельность в сфере образования и которые в большинстве случаев даже не имеют лицензии, дающей право на осуществление образовательной деятельности. Чаще всего такие программы появляются вслед за принимаемыми Правительством России или Минстроем России директивными документами или новыми нормативными правовыми актами, затрагивающими экономические или управленческие аспекты деятельности в системе ЖКХ, с целью разъяснения этих нововведений.
Учитывая эти обстоятельства, профессиональная подготовка специалистов для жилищно-коммунального комплекса должна ориентироваться на принципиально новые подходы к обучению, с тем чтобы способствовать интеллектуальной активности обучаемых, формированию у них не только репродуктивного, но и продуктивного творческого мышления.
Современные специалисты сферы ЖКХ должны обладать комплексными экономико-техническими знаниями, отражающими современное состояние сектора ЖКХ с учетом мирового опыта и факторов, определяющих взаимосвязи развития конкретного предприятия и каждой из его подотраслей в условиях современной России.
Существенными характеристиками полученных в учреждениях образования знаний должны являться высокий уровень динамизма, умение выйти за пределы существующих проблем, самостоятельный поиск решений и формирование механизмов профессиональной эксплуатации и управления объектами жилищно-коммунального комплекса как единой функциональной системой (единым целым) на основе комплексного мониторинга всех ее элементов и принципов стратегического планирования.
Целью практико-ориентированной подготовки специалистов для сферы ЖКХ должно являться:
• формирование у обучающихся комплексного подхода к организации и обеспечению устойчивого функционирования объектов ЖКХ муниципальных образований;
• расширение и обогащение, на базе отечественного и зарубежного опыта, прикладного инструментария инновационных организационно-технических решений по эксплуатации, управлению и воспроизводству объектов ЖКХ.
В рамках независимой оценки квалификаций соискатели должны подтвердить свои знания и практические навыки, обогащенные новыми инновационными технологиями.
1 См. начало статьи в журнале «Энергосбережение» № 8–2019.
2 Здесь и далее нумерация пунктов соответствует разделу «Кадровое обеспечение» «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года».
3 В соответствии с решением Минстроя России от 10 июля 2017 года № 24237-АЧ/04.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2020
pdf версияСтатьи по теме
- Умные технологии ЖКХ Москвы
Энергосбережение №7'2019 - Стратегия энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере
АВОК №6'2001 - Территориальные аспекты энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве крупного города
Энергосбережение №6'2001 - Тарификация работ на основе профессиональных стандартов – эффективный инструмент обновления квалификаций в ЖКХ
Энергосбережение №1'2019 - Кадры для умного города: вызовы и решения
АВОК №8'2021 - Зачем России энергоэффективность?
Энергосбережение №8'2021 - Умные технологии Москвы – энергоэффективного города
АВОК №8'2022 - Центр управления комплекса городского хозяйства Москвы
Энергосбережение №8'2022 - Повышение энергоэффективности и энергосбережение в ЖКХ. Решения проблемы
Энергосбережение №1'2024 - Альтернативные источники тепла в ЖКХ
Энергосбережение №1'2006
Подписка на журналы