Политика Финляндии по энергосбережению
Политика по энергетике, политика по энергосбережению и национальная стратегия по климату тесно взаимосвязаны в Финляндии
Политика Финляндии по энергосбережению
Политика по энергетике, политика по энергосбережению
и национальная стратегия по климату тесно взаимосвязаны в Финляндии
Целью стратегии по климату является обеспечение возможности Финляндии выполнить свои задачи по сокращению выбросов углекислых газов в соответствии с Киотской конвенцией.
Эффективное выполнение национальной стратегии по климату предполагает принятие мер в области энергопроизводства и энергопотребления, транспорта, строительства, градостроительного планирования территорий, контроля воздействия на окружающую среду от сельского хозяйства, лесного хозяйства и управления отходами.
Осенью 2000 года в рамках национальной стратегии по климату была подготовлена новая программа энергосбережения в дополнение к программе содействия использованию возобновляемых источников энергии, завершенной в предыдущем году.
Программа энергосбережения предполагает, что финансирование из госбюджета должно быть в первую очередь направлено на развитие и коммерческое использование новых технологий, поощрение мер по энергосбережению, выполнение энергосберегающего ремонта сооружений, распространение информации об энергосберегающих мерах.
Государственное специализированное предприятие «Мотива» действует в области повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии путем выполнения добровольных мероприятий, сотрудничая с государственными органами власти, участниками рынка и другими организациями.
Энергетическая политика Финляндии
Главными целями энергетической политики Финляндии являются:
- подготовка высококачественной и четкой информации в поддержку процессов принятия решений по энергетической политике;
- планирование эффективной деятельности энергетического рынка и разработка четких базовых правил для него;
- обеспечение более эффективного потребления энергии и увеличение использования возобновляемых источников энергии с расширенным использованием новых технологий;
- приведение к минимуму выбросов от производства и потребления энергии;
- разработка энергетических налогов в соответствии со стратегией;
- обеспечение безопасного использования атомной энергии и обращения с отработавшим ядерным топливом.
Программа энергосбережения
В программе перечислены мероприятия нескольких направлений в области транспорта, урбанизированных структур и энергопотребления зданий и сооружений. Эти мероприятия обоснованы и сокращением выбросов углекислых газов, и обеспечением надежности производства энергии, и сохранением природных ресурсов.
Сбережение энергии
В течение срока действия программы увеличение энергопотребления будет сдерживаться всеми имеющимися рациональными для экономики страны мерами. При определении этих мер будет учтено их воздействие на занятость, региональную экономику и окружающую среду.
Выполнение программы потребует существенного повышения энергетических налогов; выделения государственных средств для развития новых технологий и их превращения в коммерческую продукцию; исполнения договоров об энергосбережении; реконструкции энергооборудования; просвещения общественности. Кроме того, в соответствии с программой энергетические нормы зданий будут существенно ужесточаться, энергетические аудиты и анализы будут совершенствоваться и использоваться шире, а также будет увеличиваться роль просвещения и обучения.
Ниже приведено несколько конкретных примеров мер, влияние которых распространяется на несколько секторов.
1. Развитие новых технологий и их превращение в коммерческую продукцию:
- финансирование научных исследований и разработок будет все в большей мере направляться на превращение энергоэффективных технологий в коммерческую продукцию;
- сотрудничество между органами власти, НИИ, компаниями и корпорациями будет увеличиваться.
2. Меры экономического контроля:
- в долгосрочном отношении энергетические налоги будут совершенствоваться для поощрения энергосбережения, учитывая конкурентоспособность импортной промышленности и всю национальную экономику. Налоги на энергию должны дать четкие сигналы для энергопотребителей, побуждая их к энергосбережению;
- будет гарантирована достаточная поддержка энергетическим аудитам;
- будут улучшаться условия деятельности энергосберегающего бизнеса и энергетических предприятий, особенно с целью увеличения энергосберегающих инвестиций в общественном секторе. Будет дальше развиваться бизнес ESCO.
3. Правила и принципы:
- будут проанализированы градостроительные средства и экономические стимулы для улучшения возможностей объектов недвижимости подключиться к муниципальному отоплению;
- будут внедряться новые энергоэффективные нормы для потребляющего энергию оборудования в соответствии с согласованными в рамках Европейского союза (ЕС) принципами. Финляндия поддерживает быстрое внедрение норм в жизнь.
4. Договоры об энергосбережении, аудиты и анализы:
- существующие договоры об энергосбережении будут расширены с тем, чтобы они охватили также жилые здания;
- уровень энергетических аудитов будет поддерживаться путем постоянных проверок, мер по гарантии качества и подготовки специалистов;
- модели энергетических аудитов, которые могут быть включены в оценку состояния зданий, будут прорабатываться для жилых домов на несколько семейств, террасных домов и коттеджей;
- в жилых зданиях и их отопительных системах будут регулярно проводиться энергетические аудиты;
- будут внедряться энергетические сертификаты для зданий, базирующиеся на данных энергетических аудитов или на расчетах энергопотребления, требуемых строительными правилами.
5. Распространение информации:
- вопросы экономии энергии, изменения климата и энергосбережения будут включены на более широкой основе в программы повышения квалификации преподавателей;
- информация об успехах в энергосбережении будет накапливаться более эффективно.
Урбанизированные структуры
Интеграция урбанизированных структур означает то, что новые объекты будут комплектовать существующие структуры и опираться на уже установившиеся транспортные и сервисные системы.
В связи со структурой экономики и промышленности и другими социальными изменениями в территориальных структурах Финляндии в основном происходит увеличение городских поселений, но одновременно по своей структуре они постоянно становятся все более разбросанными. Бесконтрольная децентрализация городских территорий приводит к чрезмерным объемам землепользования, увеличивает расстояние между различными операциями, годовой пробег автодорожного транспорта, потребление энергии и повышает стоимость коммунальных услуг.
Меры интеграции урбанизированных структур могут представлять собой, в частности, усовершенствование базы знаний, улучшение качества консультационных услуг:
- будут проведены анализы – каким образом можно применить принцип «кто загрязняет – тот платит» к коммунальным услугам;
- урбанизированные структуры будут развиваться в комплексах, превышающих по своему объему отдельные муниципалитеты.
Строительство
В 1990-е годы выбросы углекислых газов от жилых и общественных зданий превысили одну пятую часть общих выбросов углекислых газов в Финляндии. По мере увеличения количества зданий растут и объемы выбросов, т. к. новые более энергоэффективные здания будут только частично заменять старые энергоемкие здания, которые будут снесены. Увеличение объема электрического отопления и особенно потребления электроэнергии в домашних хозяйствах усилят выбросы от жилых и общественных зданий.
Для сокращения выбросов, увеличения энергоэффективности и сокращения потребления природных ресурсов, для улучшения комфорта жилых зданий принимаются следующие меры:
1. Строительный кодекс и другие нормативные акты (в основном о строительстве новых зданий):
- строительные правила, касающиеся потребления энергии, будут ужесточаться с целью обеспечения сокращения энергопотребления на отопление новых зданий в среднем на 30% по сравнению с текущей нормой;
- для котлов, сжигающих твердое топливо, будут установлены требования к выбросам;
- к электрически отапливаемым зданиям будут применяться более строгие требования, чем к другим зданиям. Для объектов недвижимости будут установлены требования к электромощности вентиляционного и прочего стационарного оборудования;
- будет изучена возможность создания международного или национального «энергетического знака» для окон;
- будут установлены целевые уровни для добровольных стандартов или знаков качества, регулирующих строительство и управление недвижимостью;
- будут усиливаться условия по увеличению использования древисины в строительстве.
2. Методы экономического контроля – эффективность выполнения энергоэкономического ремонта будет повышаться путем предоставления целевых субсидий и кредитов.
3. Повышение качества информации об энергии – выполнение директивы SAVE EC будет интенсифицироваться.
4. Поощрение использования возобновляемых источников энергии – использование древесины как источника энергии в индивидуальных домах на малозаселенных территориях будет увеличиваться так же, как и в жилищно-коммунальном хозяйстве на урбанизированных территориях.
Перечисленные в программе энергосбережения мероприятия в настоящее время находятся на стадии разработки. Различные министерства отвечают за эти мероприятия.
Министерство окружающей среды разработало проект новых энергетических норм Строительного кодекса. Проект отправлен на рассмотрение надлежащим официальным органам власти. Изменение норм будет требовать денежных затрат, а некоторые традиционные виды строительства будут требовать компенсационных энергетических мер.
Директива ЕС об энергоэффективности зданий
ЕС вынес предложение о новой Директиве об энергоэффективности зданий.
В соответствии с Директивой необходимо рассчитать энергоэффективность всего здания, а не только его конструкции.
Каждое здание должно иметь сертификат об энергоэффективности, который необходимо предъявить при вводе здания в эксплуатацию, при его продаже или аренде. Сертификат должен быть не более пятилетней давности. Сертификат должен содержать данные о сопоставлении энергопотребления здания с контрольными параметрами, а также указания о том, каким образом можно увеличивать энергоэффективность здания.
Проект директивы рассмотрен странами – членами и находится в настоящее время на рассмотрении в Энергетической комиссии ЕС и Парламенте ЕС.
Директива повлечет за собой большие изменения в ремонте и обслуживании зданий, а также ее экономические последствия будут велики.
Тем не менее Финляндия поддерживает все эффективные меры, содействующие сбережению энергии.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2001
Статьи по теме
- Энергосбережение при строительстве и реконструкции жилых зданий в России
Энергосбережение №5'2001 - Как «настроить» энергосбережение
Энергосбережение №5'2006 - Территориальные аспекты энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве крупного города
Энергосбережение №6'2001 - Стимулирование энергосбережения: конкурс реализованных проектов
Энергосбережение №1'2007 - Энергетика Екатеринбурга
Энергосбережение №6'2001 - Энергосбережение – одно из основных направлений выхода из энергетического дефицита
Энергосбережение №2'2007 - Качество микроклимата и энергосбережение – стратегические задачи «АВОК»
АВОК №4'2002 - Вопросы энергосбережения: где найти информацию
Энергосбережение №3'2007 - VIIKKI – новый взгляд на энергосбережение
АВОК №6'2002 - Энергосбережение – решение проблемы изменения климата
Энергосбережение №5'2007
Подписка на журналы