Опыт и проблемы адекватного использования данных массового учета и мониторинга ресурсопотребления
Для реализации задачи сокращения потерь ресурсов в коммунальном комплексе руководством Центрального округа Москвы в содружестве с инновационным комплексом Научного парка МЭИ сформулированы общие принципы территориального подхода, реализация которых потребовала достаточно длительной работы.
Опыт и проблемы адекватного использования данных массового учета и мониторинга ресурсопотребления
Для реализации задачи сокращения потерь ресурсов в коммунальном комплексе руководством Центрального округа Москвы в содружестве с инновационным комплексом Научного парка МЭИ сформулированы общие принципы территориального подхода, реализация которых потребовала достаточно длительной работы. Проведение таких комплексных работ по энергосбережению в существующем коммунальном фонде ЦАО в течение 2001–2005 годов позволило накопить разнообразный фактологический материал. В ходе комплекса работ по энергосбережению на территории ЦАО создано 17 зон энергетической эффективности, установлены приборы учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, системы регулирования тепловой нагрузки.
В целом за 2001–2005 годы системами учета и регулирования оснащены свыше 2 200 зданий (и 10 крупных ЦТП) с суммарной жилой площадью свыше 6,5 млн м2, на которой проживают свыше 250 тыс. жителей. Продолжается активная работа по созданию системы автоматизированного учета ресурсов САУР округа и установке узлов учета в рамках выполнения Постановления Правительства Москвы № 77-ПП. В процессе работ определены существенные расхождения договорных и фактических значений энергопотребления коммунального фонда города. Основные результаты работ можно условно разделить на 3 группы:
1. Демонстрационные:
- выявлена структурная несбалансированность гидравлических режимов, тепловых нагрузок и реального энергопотребления зданиями;
- скорректированы расчетные тепловые нагрузки объектов;
- определены реальные затраты энергоресурсов и воды населением в типичном фонде строений города.
2. Научно-методические:
- разработаны методики уточнения и коррекции удельных тепловых нагрузок, предложены удельные показатели для оценки энергетической эффективности зданий и сооружений;
- выявлены основные резервы энергосбережения, продемонстрированы возможности реализации энергосберегающих решений в зданиях.
3. Организационные и социально-экономические:
- определена структура нового механизма расчетов с энергоснабжающими организациями за отпущенные ТЭР;
- выявлены роли и функции энергосервисных компаний по обслуживанию приборов учета энергопотребления;
- осуществляется подготовка специалистов по тиражированию полученных решений на всей территории округа.
Рисунок 1. Динамика установки приборов учета и проведения расчетов |
На рис.1 показана динамика установки приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, принятия их на коммерческий учет и организации расчетов с населения по показаниям приборов.
Разнокачественность потребителей (зданий) приводит к тому, что здания по-разному реагируют на изменения температур окружающей среды, при том, что система теплоснабжения в целом настроена на некоторые средние параметры зданий. Это создает дисбалансы энергопотребления, распределенные самым произвольным образом по территории, что подтверждается показаниями приборов учета и систем регулирования в зданиях муниципального жилого фонда.
Рисунок 2 (подробнее)
Показатели ресурсопотребления по объектам энергоэффективности в районах ЦАО Москвы |
На рис. 2 показаны расхождения между расчетно-договорными значениями удельного теплопотребления выбранных объектов в рай-онах округа и фактическими затратами на отопление, полученные с помощью систем учета тепловой энергии. Установка различных систем регулирования теплопотребления* на зданиях приводит к экономии до 15–19 % тепловой энергии на отопление. В числе методов снижения «перетопов» и согласования режимов теплопотребления, наряду с установкой регулирующих устройств, целесообразно использовать технологии промывки отопительных систем зданий.
Использование массовых показаний приборов позволило получить достаточно адекватные данные потребления ресурсов: потребление горячей, холодной воды, удельные расходы тепла на отопление зданий по всем районам округа.
Построение эффективных систем распределенного регулирования и управления коммунальным теплопотреблением – важнейшая задача, как раз требующая органичной интеграции разнородных и разноплановых знаний специалистов по теплоснабжению, строительной теплофизике, инженеров и архитекторов, проектировщиков и эксплуатационников. Связка проблем упирается в особенности, степень коммунальности техносферы и инженерных структур жизнеобеспечения, с одной стороны, и в социальные аспекты энергорасточительства (энергосбережения), с другой. Поэтому, кроме соответствующих политических решений, новая методология (идеология) должна базироваться, включать в себя взаимосогласованные технические, организационно-экономические, информационные решения, социально-психологические технологии энергоресурсосбережения.
В числе таких возможных мер необходимо упомянуть:
- повышение роли и «веса» потребителей (создание и развитие сообществ – кондоминиумов, ТСЖ, территориальных форм самоуправления);
- повышение роли потребителей в обсуждении и формировании тарифов на поставляемые ресурсы;
- развитие открытых процедур заключения договоров на поставку ресурсов, открытость информации о деятельности поставщиков;
- возможность использования бюджетной экономии на возмещение разницы в тарифах территориальными органами управления (самоуправления) для целей энергоресурсосбережения;
- поэтапная гармонизация нормативно-правовых актов регионального и федерального уровня.
Масштабное тиражирование пилотных работ на всей территории округа требует дополнительных организационно-правовых документов как регионального, так и федерального масштаба. Дальнейшая реализация этих работ в округе в настоящее время увязывается с выполнением известного Постановления Правительства Москвы «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы» № 77-ПП.
Успешная реализация масштабных программ экономии ресурсов потребовала принятия соответствующих организационно-экономических и правовых решений, позволяющих реинвестировать высвобождающиеся бюджетные средства на дальнейшие цели энергосбережения. В их числе – распоряжение Правительства Москвы «О передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию» № 1258-рп, распоряжение префекта ЦАО № 4467-р «Об организации работ по финансированию расходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию на территории ЦАО г. Москвы». Подготовлены и утверждены Порядок организации работ по передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, типовой договор и дополнительное соглашение к действующим договорам на поставку тепла на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию для заключения ГУП ДЕЗ районов с поставщиками услуг.
Положение о порядке стимулирования энергосбережения в системе жилищного хозяйства г. Москвы утверждено Постановлением Правительства Москвы от 10.02.04 года № 71-ПП. Важнейшее отличие этих документов: выверка количества поступающих энергоресурсов поставщиками, ДЭЗ районов и энергосервисными компаниями и на этой основе оптимизация расходования бюджетных средств на основе взаимодействия районов, единого расчетного центра и казначейского управления территории. Совместно с поставщиками теплоэнергии в рамках этих совместных работ производится выверка количеств поставленной районам тепловой энергии, выявление непроизводительных потерь, анализ эффективности энергоиспользования. В настоящее время высвобождение бюджетных средств по статье «Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию» составляет десятки миллионов рублей.
Таблица 1 Показатели потребления ресурсов в районах Центрального административного округа по данным систем учета |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2 Комплекс институциональных мер и мероприятий |
|||||||||||||||||
|
Таблица 3 Увязка необходимых организационно-правовых документов разного уровня для проведения работ по энергосбережению |
|||||||||||||||
|
Выводы
Радикальное сокращение энергозатрат в коммунальном комплексе города требует рассмотрения в качестве объекта уже не зданий, сооружений или сетей энергоснабжения, а целостного территориально комплекса. При этом частные решения энергосбережения не дадут масштабного эффекта без сочетания их с общими инфраструктурными мероприятиями на всех уровнях единого коммунального комплекса. Таким образом, системный подход должен, как минимум, включать в себя технологические и информационные инструменты, организационно-экономические и правовые решения.
Комплексный территориальный подход к повышению эффективности и надежности комплекса жизнеобеспечения, во-первых, предполагает наличие отработанных методик оценки эффективности коммунального хозяйства, соответствующих информационно-аналитических систем, во-вторых, неизбежно требует согласованности технических инноваций, организационно-экономических, политико-правовых мероприятий и сопутствующих информационных технологий.
Существенные колебания температурно-климатических условий отопительного периода также обостряют проблему создания адекватного распределенного регулирования и управления энергопотреблением коммунальными объектами. Создание системы автоматизированного учета ресурсопотребления САУР в масштабах округа – один из важнейших шагов на этом пути. Информационно-аналитические системы на их основе являются ядром построения систем поддержки принятия решений (СППР) в коммунальном комплексе.
Дальнейшая комплексная работа по повышению эффективности территориального коммунального хозяйства, наряду с уже осуществленными организационно-экономическими решениями, требует реализации целого комплекса мер: согласованных поправок в федеральное и местное законодательство, создания институциональных структур, способных при диалоге с поставщиками ресурсов отстаивать интересы как населения, так и территории в целом, отработки единых методических принципов компромиссной тарифной политики в энергоснабжении населения с учетом новых функций местного самоуправления.
Литература
1. Байдаков С. Л., Рогалев Н. Д. Комплексный территориальный подход к повышению энергетической эффективности коммунального хозяйства города // Энергосбережение. 2002. № 1.
2. Байдаков С. Л., Гашо Е. Г., Анохин С. М. ЖКХ России. М., 2004.
3. Дегтев Г. В. Организационно-экономические аспекты реализации программы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Центрального административного округа Москвы // Энергосбережение. 2002. № 6.
4. Клименко А. В., Гашо Е. Г. Проблемы повышения эффективности коммунальной энергетики на примере объектов ЖКХ ЦАО Москвы // Теплоэнергетика. 2004. № 6.
5. Лапир М. А. Целевая программа: комплекс первоочередных мер по энергосбережению в Москве // Энергосбережение. 2001. № 5.
6. Рогалев Н. Д., Гашо Е. Г., Коваль А. В. Об итогах создания демонстрационной зоны энергетической эффективности «Скатертный» и перспективах энергосбережения в коммунальном комплексе города // Энергосбережение. 2003. № 1.
7. Рогалев Н. Д., Гашо Е. Г. Энергопотребление мегаполиса. О некоторых результатах комплексного подхода к рационализации энергопотребления коммунального хозяйства мегаполиса // АВОК. 2005. № 3.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2006
Статьи по теме
- Актуализация российского законодательства в области энергосбережения и энергоснабжения
Энергосбережение №4'2016 - Современный взгляд на комплексную автоматизацию водоканалов
Сантехника №1'2020 - Инновационные приборы для учета воды и тепла
Сантехника №1'2020 - Переход на приборный учет водопотребления – кому это выгодно?
Энергосбережение №4'2006
Подписка на журналы