Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Переход на приборный учет водопотребления – кому это выгодно?

Описание:

В статье внимание будет уделено социально-экономическому аспекту, в частности – основному продукту деятельности отраслей жилищно-коммунального хозяйства, которым являются предоставляемые населению услуги.

Переход на приборный учет водопотребления – кому это выгодно?

Сегодня трудно назвать какую-либо отрасль российской экономики, которая бы вызывала столько споров и суждений, как жилищно-коммунальное хозяйство. Дискуссии в СМИ и специализированных изданиях охватывают самые различные аспекты реформы ЖКХ. В статье внимание будет уделено социально-экономическому аспекту, в частности – основному продукту деятельности отраслей жилищно-коммунального хозяйства, которым являются предоставляемые населению услуги.

В настоящее время одной из актуальных проблем является своевременное и качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по экономически обоснованным тарифам при одновременном ресурсосбережении. ЖКУ занимают особое место на потребительском рынке. Если на товарном рынке покупатель пользуется определенной свободой выбора как в приобретении товара, так и выборе продавца, то при получении услуг ЖКХ выбора до недавнего времени не было. На сегодняшний день как у населения, так и у юридических лиц наблюдается дифференцированный спрос на отдельные виды коммунальных услуг – это горячее, холодное водоснабжение, и, соответственно, водоотведение, расчет за потребление которых производится по приборам учета или по установленным нормативам потребления. Данная статья посвящена анализу нормативного и фактического водопотребления населения Москвы.

В отличие от динамики цен на другие услуги и товары, в сфере ЖКХ отмечается активизация инфляционных процессов (табл. 1).

Таблица 1
Тарифы на основные ЖКУ для населения
Наименование услуг 2004 год 2005 год 2006 год
Электроэнергия, руб./кВт•ч 1,22 1,53 1,84
Отопление, руб./м2 4,90 6,70 7,80
Газ, руб./чел. 9,90 9,90 14,10
ХВС, руб. 95,80* 42,50 54,40
ГВС, руб. 89,70 152,80 191,60
Водоотведение, руб. –** 61,50 76,30
Вывоз мусора, руб./чел. 13,20 18,40 22,08
Плата за найм, руб./м2 0,30 0,60 0,70
Оплата за жилье, руб./м2 3,20 3,70 5,10
Запирающее устройство, руб./ед. 17,40 17,41 22
Антенна, руб./ед. 43 43 43
Радио, руб./ед. 11,0 15,34 18,88
Итого 289,62 373,38 457,8

* в том числе водоотведение

** входит тариф за ХВС

За период с 2004 по 2006 годы тарифы на жилищно-коммунальные услуги в пересчете на стандартную квартиру площадью 54 м2 при трех прописанных жильцах (средний состав семьи) в среднем возросли в 1,7 раза.

Что касается тарифов на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, то темп их прироста в 2006 году по отношению к 2005 году составляет 28, 25 и 24 % соответственно.

Оплата услуг по водоснабжению и водоотведению составляет 322,3 руб./чел., что в общей стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет около 41 % (рис. 1).

Доля услуги в общем наборе ЖКУ

Рисунок 1.

Доля услуги в общем наборе ЖКУ

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 566 от 28.07.1998 года «О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве» в Москве норматив водопотребления составляет 384 л/сут.•чел., в том числе 230 л холодной и 154 л горячей воды. По сравнению с другими крупными городами, Москва по величине норматива и объему фактического потребления горячей и холодной воды занимает первое место.

В целях ресурсосбережения в настоящее время осуществляется программа Правительства Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 77-ПП от 10.02.2004 года «Порядок учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета». Уже примерно 70 % жилищного фонда Москвы оснащено общедомовыми узлами учета, а также практикуется установка поквартирных приборов учета.

У населения возникает вопрос: кому выгодно устанавливать узел учета тепловой энергии (УУТЭ), в чем разница между квартирными и общедомовыми приборами учета? Есть ли смысл устанавливать счетчики у себя в квартире?

Установив в квартире индивидуальные счетчики, семья оплачивает свое фактическое потребление воды, показания же общедомовых УУТЭ распределяются пропорционально между остальными жильцами жилого дома. При оснащении всех квартир приборами общедомовой узел становится контролирующим, а каждый оплачивает услуги по фактическому потреблению индивидуально. Ниже приведен график (рис. 2), на котором отображены данные о фактическом суммарном водопотреблении по сравнению с нормативным. Данные получены по показаниям квартирных приборов учета (снятых с помощью АСКУЭ), которыми оснащены все квартиры жилого дома. Одновременно сведения о водопотреблении были получены по общедомовым приборам учета. Сравнение данных показало, что различие показаний общедомовых и суммы поквартирных приборов составляет не более (5 ± 3) %.

График фактического потребления воды по сравнению с нормативным

Рисунок 2 (подробнее)

 

График фактического потребления воды по сравнению с нормативным

Невооруженным взглядом видно, что показания значительно отличаются от нормативов в пользу населения.

На основании этих данных проведем сравнительную характеристику оплаты населением водоснабжения и водоотведения при наличии приборов учета и согласно нормативному начислению с учетом субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Для этого, условно, возьмем две семьи, состоящие из трех человек и проживающие в благоустроенной квартире общей площадью 54 м2. Но примем, что одна семья имеет право на субсидии, а вторая – нет.

Как показала практика, по начислению за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение по приборам учета, фактически в среднем один человек потребляет холодную и горячую воду в количестве 150–200 л/сут., или 4,5–6 м3/мес., т. е. в среднем на одного человека в сутки приходится 60–90 л холодной и 90–110 л горячей воды. Сравнивая с нормативами (на одного человека 154 л/сут. горячей и 230 л/сут. холодной воды), видим, что отношение нормативного и фактического потребления воды составляет 2–2,5. Эти данные подтверждаются расчетами компаний, рекомендованных ГУП «Мосводоканал» для производства работ по установке и техническому обслуживанию квартирных водосчетчиков.

На основе представленных данных рассчитаем нормативное и фактическое потребление с учетом субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Расчеты проводились по стоимости основного набора ЖКУ на 2006 год (табл. 1). Результаты расчетов представлены в табл. 2.

Таблица 2
Расходы населения и бюджета на оплату ЖКУ
Оплата ЖКУ Начислено по тарифу, руб. Субсидия, руб. Начислено с уче-том субсидии, руб.
Итого по нормативам 1 864,24 1 263,94 600,3
Итого при наличии приборов учета 1 448,95 848,65 600,3

Семья, не имеющая право на субсидию, оплачивает полностью сумму, начисленную по тарифу, а семья-субсидант – только ту часть, которая начислена за вычетом субсидий.

В данном случае оплата за потребление услуги при наличии приборов учета уменьшается в 1,3 раза, но при этом размер субсидии уменьшается в 1,5 раза.

Прогнозируя платежеспособную возможность населения Москвы на оплату ЖКУ как при начислениях по нормативному потреблению, так и при оплате услуг по водоснабжению и водоотведению по приборам учета, становится интересным проанализировать, как эти соотношения изменятся для всего населения Москвы и какую выгоду (экономию) от перехода на приборный учет водопотребления получают бюджет города и население.

В табл. 3 приведены основные расчетные данные, из которых видно, что при наличии приборов учета общая сумма субсидий при существующем социально-экономическом составе населения сокращается в 2 раза, вследствие чего уменьшаются расходы городского бюджета, а величина средств, собираемых с населения, уменьшается в 1,3 раза. При этом консолидированный городской бюджет за счет сокращения субсидий дополнительно получит средств на сумму 381 млн руб./мес.

Полученные расчеты позволят определить повышение тарифов в соответствии с ростом средних доходов на душу населения, а также размер необходимой социальной жилищной компенсации по дифференцированным группам населения в соответствии с их средними доходами.

Для наиболее удобного визуального восприятия результаты расчета приведены в графической форме (рис. 3).

Платежеспособная возможность населения Москвы на ЖКУ

Рисунок 3.

Платежеспособная возможность населения Москвы на ЖКУ

Из табл. 3 и рис. 3 наглядно видно, что величина средств за ЖКУ, собранных с населения при наличии приборов учета, превышает величину средств, собранных с населения, оплачивающего водопотребление и водоотведение по нормативу.

Расчеты проводились по данным водопотребления той части жилого фонда, которая оснащена не только общедомовыми и поквартирными приборами учета, но и системой удаленного считывания данных (АСКУЭ). Полученное при этом значение среднего водопотребления (~200 л/чел.•сут.) присваивалось каждому жильцу. Однако более детальный анализ данных дает следующую картину:

- 45–50 % семей потребляет воду в 2 раза меньше по сравнению с нормативами, а следовательно, уже сейчас оплачивает 100 % ЖКУ;

- 25–30 % семей потребляет воду не более нормы;

- 20–25 % семей потребляет воду заметно более нормы, что может быть следствием поднаема, чаще всего несанкционированного. При этом эти семьи потребляют 50 % от общего водопотребления дома.

Таблица 3
Прогноз платежеспособности населения на оплату ЖКУ
Средний
доход
в месяц,
руб.
По нормативным начислениям При наличии приборов
учета на ГВС и ХВС
Величина
субсидий
на одного
человека,
руб.
Сумма
субсидий,
тыс. руб.
Величина
средств,
собранных с
населения,
тыс. руб.
Величина
субсидий
на одного
человека,
руб.
Сумма
субсидий,
тыс. руб.
Величина
средств,
собранных
с населения,
тыс. руб.
1 000 591,4 369 920,7 18 765,0 378,8 236 912,3 18 765,0
1 250 583,9 1 460 917,8 93 825,0 371,3 928 884,2 93 825,0
1 750 516,4 2 180 305,4 443 323,1 303,8 1 282 498,6 443 323,1
2 500 371,4 1 161 553,5 781 875,0 158,8 496 511,5 781 875,0
3 500 271,4 891 243,7 1 149 356,3 58,8 192 949,5 1 149 356,3
4 500 171,4 589 658,9 1 548 112,5 0,0 0,0 1 406 225,1
6 000 0,0 0,0 3 459 302,7 0,0 0,0 2 275 527,9
≥7 000 0,0 0,0 5 286 125,5 0,0 0,0 3 477 211,2
Итого - 6 653 599,9 12 780 685,1 - 3 137 756,1 9 646 108,6

Обратившись снова к графику на рис. 2, видим, что в целом жилой дом не только оплачивает всю потребленную воду, но и переплачивает на величину разницы между нормативным и фактическим потреблением.

Эти данные дают повод усомниться в обоснованности и необходимости повышения тарифов на ЖКУ, по крайней мере, для 75–80 % семей. В то же время для семей со сверхнормативным потреблением вполне возможно введение повышающих коэффицентов на тарифы за перерасход ресурсов.

Можно также сделать вывод о том, что повсеместная установка поквартирных приборов учета с одновременным переходом на 100 % оплату ЖКУ если не сократит, то, по крайней мере, существенно не увеличит количество семей-субсидантов.

Несмотря на то, что пока поквартирные счетчики в старом фонде устанавливаются за счет средств населения, затраты на их установку (примерно 4 840,57 руб. за два прибора – на ХВС и ГВС, с учетом монтажа), как показано на рис. 4, окупаются примерно в течение одного года.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, повсеместный переход на приборный учет превратит потребителя коммунальных услуг в покупателя.

Во-вторых, при одновременном пользовании жилищной субсидией и оплатой по счетчикам доля расходов населения на жилищно-коммунальные услуги снижается до 2,5 раз, в то время как без субсидий эта разница составляет около 50 %, что значительно меньше.

В-третьих, приборный учет позволит сократить расходы на водоснабжение, т. к. подсознательно потребитель, а как уже отмечалось выше, покупатель, станет более экономно относиться к потреблению коммунальных услуг.

В-четвертых, сократятся расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, что достаточно важно. Сократятся затраты консолидированного бюджета города для обеспечения социальных гарантий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2006



Статьи по теме

Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!