Энергосбережение и IT-технологии
Автоматизация процессов управления, контроля и учета в ЖКХ в г. Краснознаменске способствовала разработке основных принципов построения единой городской информационной сети с использованием перспективных IT-технологий.
Энергосбережение и IT-технологии
(опыт г. Краснознаменска Московской области)
Автоматизация процессов управления, контроля и учета в ЖКХ в г. Краснознаменске способствовала разработке основных принципов построения единой городской информационной сети с использованием перспективных IT-технологий.
Являясь по сути своей корпоративной, АСУ ЖКХ входит составной частью в единую городскую информационную сеть, основу которой составляет информационная инфраструктура, являющаяся собственностью местной власти.
Такой подход был заложен в проекте единого городского информационного пространства города и техническом задании на проектирование геоинформационной системы (ГИС). Обе работы успешно выполнены и включены в план капитального строительства для исполнения по мере мобилизации финансовых ресурсов.
Ко II кварталу 2002 года выполнен целый ряд пилотных проектов, позволивших убедиться в правильности выбранных решений и рассчитать ожидаемую эффективность конкретных приложений АСУ ЖКХ (приборный учет домовой и поквартирный, дистанционное управление и контроль за работой инженерных систем жилых домов и других объектов бюджетной сферы, расчетно-кассовый центр, АТС на 5 000 номеров с радиорелейным выходом на провайдера «Телмос» в Москве). Всего около 30% городских объектов.
Управление Мособлгосэнергонадзора держит под постоянным контролем работы, проводимые в г. Краснознаменске, по различным проблемам реализации областной и городской программ энергосбережения, регулярно освещая полученные результаты в печати, привлекая городские структуры к участию в семинарах, выставках и конференциях. В 2000 и 2001 годах в городе успешно проведены областные семинары по тематике автоматизации процессов управления городским ЖКХ.
В основе принятых решений лежит принцип вертикальной иерархии прохождения информации от периферийных устройств технологических процессов до единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) города, способной осуществлять непрерывный контроль за жизнедеятельностью всей городской инфраструктуры и внешнюю связь с региональным и федеральным уровнями в режиме реального времени. При этом ответственность за полноту и своевременность принимаемых решений, осуществляемых как в обычном, так и автоматическом режиме, не только не снижается, а становится более объективной, своевременной и адресной. Прохождение информации в необходимом объеме архивируется и позволяет делать выборочный или сплошной анализ ситуации. В условиях реформы ЖКХ совершенствование процессов управления является приоритетным направлением.
Непосредственно в ЖКХ АСУ выстроено по схеме, приведенной на рис. 1.
Рисунок 1. (увеличить) Структурная схема АСУ ЖКХ |
На уровне учреждения эксплуатации городского хозяйства (УЭГХ) – диспетчеризация
Центральный диспетчерский пункт (ЦДП) ЖКХ круглосуточно отслеживает работы МУП в штатном режиме, контролирует действия его руководства в нештатных ситуациях, организует взаимодействия МУП, не вмешиваясь в управление технологическими процессами на предприятиях, систематизирует заранее унифицированную информацию и подготавливает материал, в том числе аналитический, для руководства управления и ЕДДС.
На уровне МУП диспетчерский пункт предприятия осуществляет в режиме реального времени две функции:
1. Контроль и регулирование технологических процессов, включая и автоматику безопасности.
2. Сбор и обработка информации от приборов технического и коммерческого учета.
Ближайшей целью внедрения АСУ ТП (технологических процессов) является перевод отдельных узлов и линейных сооружений в режим автоматической работы – без обслуживающего персонала КНС, ЦТП, ТП. Передача данных в границах зон ответственности предприятия осуществляется по локальным сетям – внутри зданий и по радиоканалам – от периферийных центров на удаленных сооружениях и сетях (ВНС 1 подъема, ТП, ЦТП, КАС). Так, внедрение пока не в полном объеме АСУ на МУП «Водозабор» позволило решить надежность водоснабжения на всех этажах высотных зданий, куда раньше вода подавалась по графику, улучшить гидравлический режим сети, сократить потери, в том числе электроэнергии, отслеживать режим работы каждого агрегата ВНС-2, а внедрение преобразователей частоты усилило эффект экономии от внедрения АСУ еще более.
В объеме пилотного проекта на МУП «Энергетик» управление наружным освещением, запитанным от ТП № 22, осуществляется по радиоканалу от передатчика, находящегося в головном ЦРП-3, где расположен ДП.
Управление инженерным оборудованием жилого фонда выстроено на основе АСУД-248 и ИАСУЭ.
АСУД – это дистанционный контроль за работой инженерного оборудования (лифты, вентиляторы дымоудаления, узлы ввода, электрощитовая). Это контроль за несанкционируемым доступом в подвалы, чердаки, защищенные помещения, а также в перспективе контроль за качеством воздуха, загазованностью помещений. В качестве дополнительной услуги житель дома через переговорное устройство в кабине лифта или на 1 этаже в подъезде может переговорить с диспетчером: сделать заявку, вызвать милицию, скорую помощь и т. д. При этом переговоры с диспетчером архивируются в автоматическом режиме.
ИАСУЭ – коммерческий учет расхода электрической энергии, тепла, горячей и холодной воды как с общедомовых узлов учета, так и поквартирных счетчиков. При этом электрические счетчики двухтарифные. Квартирные счетчики монтируются на всех новых домах и капитально ремонтируемых, а узлы учета – на существующих жилых домах и объектах бюджетной сферы.
Второе независимое направление – биллинговая система
Расчетный центр и кассовые терминалы, куда поступает информация от учетных устройств (узлы учета, счетчики, в том числе двухтарифные) и иных городских регистров (службы соцзащиты, начисления субсидий населению), производят начисления квартплаты и платы за все коммунальные услуги и услуги телефонной связи своей городской АТС, ведут статистику простоев оборудования. Жители могут пользоваться смарт-картами, которые эмитируются в расчетном центре и позволяют без задержки (3–5 с) получить листок-расчет жилищно-коммунальных платежей. Плата принимается тут же в кассе терминала. Пользователи, имеющие компьютеры, могут получить эту информацию, не выходя из своего дома (офиса), или воспользоваться услугами специализированного информационного киоска. Эта услуга повысила качество обслуживания. Сократила время поступления денег на счет УЭГХ и экономит средства на комиссионных, выплачиваемых сбербанку в 3–5 раз.
За 2001 год 25% жителей произвели оплату через этот терминал. Всего для города планируется сделать их 3–4. Использование пластиковых карт с магнитной лентой, которая только идентифицирует собственника этой карты, позволяет в будущем реализовать и другие информационные проекты (опрос общественного мнения, голосования и др., в том числе коммерческие – дисконтирование при покупке продуктов).
Обе системы базируются на телекоммуникационных сетях, состоящих из:
- кабельной линии (25 кабелей витой медной парой 5 категории) и линейного активного оборудования (кроссы, маршрутизаторы), проложенных по крышам домов;
- главного сервера ЖКХ, позволяющего накапливать, обрабатывать, хранить и выдавать по назначению всю информацию как для ЦДП, так и для РКЦ.
Данный вариант имеет следующие преимущества:
- энергонезависимость – по этим же проводам подается электропитание до 80 В;
- возможность передачи по одному кабелю цифровой и звуковой информации;
- наилучшее соотношение цены – качества;
- не требуется кабельной канализации, что в городских условиях зачастую трудно исполнимо.
Результаты статистической обработки данных о потреблении горячей и холодной воды на объектах, полученных с помощью ИАСУЭ в 2002 году, приведены на рис. 2.
Рисунок 2. Распределение потребления горячей и холодной воды |
Анализ представленной информации показывает, что 75% жителей дома укладываются в норматив потребления – 0,25 м3. В тоже время 25% жителей дома превышают норматив от 5% до 780% и доля их потребления составляет более 60%. Введение расчетов по фактическому потреблению позволит снизить расходы на горячую и холодную воду в среднем на 10–30%.
Учитывая тот факт, что величина недопоставки тепла в дома составляет 42–46%, то экспресс-оценка относительной величины оплачиваемых жителями энергоресурсов при существующих нормативах и тарифах на них имеет значение 103–115%.
Таким образом, внедрение перспективных IT-технологий в ЖКХ при полной оплате коммунальных услуг позволит добиться снижения расходов жителей на оплату энергоресурсов на 5–20% по отношению к существующему уровню платежей. Кроме того, известно и статистически доказано, что внедрение систем учета и контроля расхода ресурсов приводит к снижению их потребления на 10–30%.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2002
Статьи по теме
- Энергосбережение при строительстве и реконструкции жилых зданий в России
Энергосбережение №5'2001 - Как «настроить» энергосбережение
Энергосбережение №5'2006 - Территориальные аспекты энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве крупного города
Энергосбережение №6'2001 - Стимулирование энергосбережения: конкурс реализованных проектов
Энергосбережение №1'2007 - Энергетика Екатеринбурга
Энергосбережение №6'2001 - Энергосбережение – одно из основных направлений выхода из энергетического дефицита
Энергосбережение №2'2007 - Политика Финляндии по энергосбережению
Энергосбережение №6'2001 - Вопросы энергосбережения: где найти информацию
Энергосбережение №3'2007 - Качество микроклимата и энергосбережение – стратегические задачи «АВОК»
АВОК №4'2002 - Энергосбережение – решение проблемы изменения климата
Энергосбережение №5'2007
Подписка на журналы