Регуляторная гильотина, или лес рубят – щепки летят
Regulatory guillotine, or you cannot make an omelet without breaking eggs
A.L. Belov, Deputy Director of Thermal Department of LLC Danfoss; A.N. Kolubkov, Director of LLC PPF AK, Vice President of NP AVOK, Certified NP AVOK Specialist in "Design of Utility Systems for Buildings and Structures"
Keywords: apartment buildings, energy efficiency requirements, energy efficiency class, legislation updating
Without a regular update any system becomes overgrown with errors, cumbersome or inconvenient rules, outdated norms and other factors inhibiting growth. The legislative system is not an exclusion, and is also subjected to "clogging" with excessive regulatory documents. Understanding this, the Government of the Russian Federation has developed a number of measures, commonly referred to as "regulatory guillotine", aimed at purging of the legislation from morally and physically outdated legislative acts. Such decision could be welcomed, if it wasn't for the devil in details who can turn any good deed into its opposite.
A vivid example of unsuccessful application of the "regulatory guillotine", basically turning it into another "campaign", is replacement of resolution of the Government of RF No. 18 "On approval of the rules for establishment of energy efficiency requirements for buildings, structures and constructions, and requirements for the rules for energy efficiency classification of apartment buildings" with resolution of the Government of RF No. 2035.
Любая система, если ее периодически не обновлять, обрастает ошибками, громоздкими или неудобными правилами, устаревшими нормативами и прочими сдерживающими развитие факторами. Законодательная система не исключение и также подвержена «засорению» избыточными нормативными документами. Понимая это, Правительство Российской Федерации разработало ряд мер, в просторечье именуемых «регуляторная гильотина», направленных на очистку существующей законодательной базы от морально и физически устаревших законодательных актов. Такое решение можно только приветствовать, если бы не дьявол, который, как из- вестно, в деталях и который способен превратить любое благое дело в его противоположность. Ярким примером неудачного применения «регуляторной гильотины», превращающей ее фактически в очередную кампанию, является замена постановления Правительства РФ № 18 (далее – ПП № 18) постановлением Правительства РФ № 2035 (далее – ПП № 2035).
Регуляторная гильотина, или лес рубят – щепки летят
Любая система, если ее периодически не обновлять, обрастает ошибками, громоздкими или неудобными правилами, устаревшими нормативами и прочими сдерживающими развитие факторами. Законодательная система не исключение и также подвержена «засорению» избыточными нормативными документами. Понимая это, Правительство Российской Федерации разработало ряд мер, в просторечье именуемых «регуляторная гильотина», направленных на очистку существующей законодательной базы от морально и физически устаревших законодательных актов. Такое решение можно только приветствовать, если бы не дьявол, который, как известно, в деталях и который способен превратить любое благое дело в его противоположность.
Ярким примером неудачного применения «регуляторной гильотины», превращающей ее фактически в очередную кампанию, является замена постановления Правительства РФ № 18 (далее – ПП № 18)1 постановлением Правительства РФ № 2035 (далее – ПП № 2035)2.
Сравним, какие требования были предусмотрены ПП №18 и что от них осталось в ПП № 2035.
Обязательность исполнения требований
ПП № 18 определяло требования энергетической эффективности как обязательные, причем предусматривалась возможность введения дополнительных требований энергетической эффективности:
«П. 4. в) обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности…
г) дополнительные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности...»
В ПП № 2035 слово «обязательные» исчезло вместе с возможностью введения дополнительных требований:
«П. 1. Настоящие Правила определяют содержание и порядок установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений (далее – требования энергетической эффективности)».
Остается задуматься, что будет с исполнением «просто требований», если даже «обязательные требования» у нас, увы, не всегда выполняются.
Показатели энергоэффективности и энергосберегающие мероприятия
⚫ В ПП № 18 было детально прописано, какие именно показатели энергоэффективности, кто, в какие сроки, в каких зданиях и при каких видах работ определяет и следит за их выполнением:
«П. 5. Сфера применения требований энергетической эффективности определяется с учетом:
а) категории здания…
б) категории лиц, ответственных за обеспечение требований энергетической эффективности;
в) сроков, в течение которых… обеспечивается выполнение требований энергетической эффективности;
г) даты, с которой соответствующие требования энергетической эффективности вступают в силу.
П. 6. Требования энергетической эффективности в отношении зданий, прошедших капитальный ремонт, устанавливаются дифференцированно в зависимости от вида капитального ремонта.
П. 7. К показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся:
а) показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию для всех типов зданий, строений, сооружений;
б) показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды и показатель удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение для многоквартирных домов;
в) показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на охлаждение (включая кондиционирование) для всех типов зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов».
В ПП № 2035 все предельно лаконично, необходимо только определить некие показатели энергоэффективности, характеризующие величину расхода энергетических ресурсов:
«П. 2. Установление требований энергетической эффективности осуществляется путем определения:
а) показателей, характеризующих удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении…»
Для каких именно систем, кому и в какие сроки следует эти показатели определить, кто ответит головой или хотя бы карьерой за их невыполнение – на эти вопросы ПП № 2035, увы, не отвечает, хотя есть Приказ Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, но нет сведений о его выполнении».
⚫ ПП № 18 определяло конкретные мероприятия по энергосбережению для жилых и общественных зданий, которые следует проводить. В частности, речь шла о необходимости применения погодозависимой автоматики, гидравлических регуляторов давления и расхода, радиаторных терморегуляторов, автоматики систем освещения:
«П. 8(1). К первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
а) для административных и общественных зданий… при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения:
установка (при условии технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;
оборудование (при условии технической возможности) отопительных приборов автоматическими терморегуляторами (регулирующими клапанами с термоэлементами) для регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры воздуха в помещениях;
б) для многоквартирных домов, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, при строительстве – установка (при условии наличия технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения многоквартирного дома поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;
в) для помещений административных и общественных зданий… для систем освещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем освещения – использование для рабочего освещения источников света со светоотдачей не менее 95 лм/Вт и устройств автоматического управления освещением в зависимости от уровня естественной освещенности, обеспечивающих параметры световой среды в соответствии с установленными нормами».
В ПП № 2035 ничего подобного просто нет!
⚫Авторы ПП № 18 не забыли даже о нетрадиционных источниках энергии и предусмотрели возможность ввода дополнительных требований энергетической эффективности!
«П. 9. К дополнительным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, относятся:
а) требования по интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов…»
Нечего и говорить, что в ПП № 2035 про нетрадиционные источники энергии ничего не сказано.
Энергопотребление зданий
⚫ Параметры удельного годового расхода энергии для всех инженерных систем здания ПП № 18 предписывало вносить в энергетический паспорт здания:
«П. 10. Показатели, указанные в пункте 7 настоящих Правил, включаются в энергетический паспорт здания, строения, сооружения, требования к составу, форме и содержанию которого определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Это делало данный документ весьма полезным для практического применения: например, при капитальном ремонте или для присвоения класса энергетической эффективности здания.
ПП № 2035 подобных требований не содержит вообще.
⚫ Пожалуй, одним из основных требований ПП № 18 было требование к заказчику обеспечить 5- или 10-летнюю (в зависимости от класса здания) гарантию на поддержание параметров энергетической эффективности с инструментально-расчетным подтверждением достигнутых величин.
«П. 13. Для многоквартирных домов среднего (нормального) и высокого класса энергетической эффективности срок, в течение которого застройщиком обеспечивается выполнение показателей, указанных в пункте 7 настоящих Правил, составляет не менее 5 лет с даты ввода их в эксплуатацию. Для многоквартирных домов наивысших классов энергетической эффективности застройщиком обеспечивается выполнение показателей, указанных в пункте 7 настоящих Правил, в течение не менее чем первых 10 лет эксплуатации. При этом в гарантийных обязательствах по вводимому в эксплуатацию зданию во всех случаях предусматривается обязанность застройщика по обязательному подтверждению нормируемых энергетических показателей как при вводе дома в эксплуатацию, так и по последующему подтверждению с использованием инструментально-расчетных методов, предусматривающих получение информации по показаниям приборов учета с последующим приведением к расчетным условиям для сопоставимости с базовыми значениями не реже чем 1 раз в 5 лет».
Данное требование вынуждало заказчика использовать качественное и реально работающее оборудование и современные схемы инженерных систем. Устанавливать абы что, чтобы просто формально выполнить требования энергосберегающего законодательства, не имело смысла, так как инструментально подтвердить экономию тепла с неработающим в принципе, например, «электронным» элеватором было невозможно.
ПП № 2035 сняло эти требования как избыточные.
⚫ ПП № 18 предусматривалось последовательное уменьшение показателей потребления энергии по отношению к базовому уровню:
«П. 15(1). После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовые удельные расходы энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже чем 1 раз в 5 лет:
а) для вновь создаваемых зданий, строений, сооружений с 1 января 2018 г. – не менее чем на 20 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2023 г. – не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2028 г. – не менее чем на 50 процентов по отношению к базовому уровню;
б) для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий (за исключением многоквартирных домов), строений, сооружений с 1 января 2018 г. – не менее чем на 20 процентов по отношению к базовому уровню».
Такое положение заставляло работать управляющие компании, практически вынуждало пользоваться установленным энергосберегающим оборудованием и своевременно его модернизировать, чтобы обеспечить снижение потребления энергоресурсов.
В ПП № 2035 таких требований нет.
Мониторинг данных
⚫ ПП № 18 предписывало Минстрою собирать и анализировать полученную информацию о продвижении мероприятий по энергетической эффективности, определять, какие из них подтвердили свою эффективность, а какие нет, – фактически разрабатывать стратегию энергосбережения для страны.
«П. 18. На основании ежегодного анализа энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации принимает решение о целесообразности более ранних сроков уменьшения показателей, характеризующих величину годового удельного расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, и об установлении соответствующих им требований энергетической эффективности».
ПП № 2035 избавило Минстрой России от необходимости заниматься таким «ненужным» делом, как анализ реальной ситуации по энергосбережению в отрасли.
⚫ Согласно положениям ПП № 18, для присвоения зданию класса энергетической эффективности следовало сравнить фактические, то есть полученные с помощью приборов учета, показатели энергопотребления здания, с базовыми значениями.
«П. 3(1) Класс энергетической эффективности многоквартирного дома:
а) определяется органом государственного строительного надзора… при соответствии в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) определяется органом государственного жилищного надзора в процессе эксплуатации многоквартирного дома на основании фактических значений показателей годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, определенных инструментально-расчетным методом.
5. Класс энергетической эффективности определяется:
исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактических, определенных инструментально-расчетным методом (для вновь построенных, реконструированных и прошедших капитальный ремонт многоквартирных домов) значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов, отражающего удельный расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды, и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме».
Таким образом, исключалась возможность подтасовки данных и искажения реальной картины состояния энергосбережения в стране.
ПП № 2035 предписывает для присвоения класса энергетической эффективности сравнивать проектное значение показателя энергоэффективности с нормативным.
«П. 5. Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактического значения показателя (проектного значения показателя – для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию), характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, и нормативного значения показателя, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, установленного в требованиях энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений».
Согласно действующему Приказу Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр, фактические значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов определяются на основании показаний общедомовых приборов учета энергетических ресурсов, но никак не по проектным данным.
Неудивительно, если в скором времени окажется, что у нас все здания без проведения фактических работ по энергосбережению, станут отвечать самым высоким требованиям энергетической эффективности! Но это вряд ли получится, ведь задача экономии топливно-энергетических ресурсов на 40 % к 2024 году ставилась правительством и им же отменяется в 2020 году. По факту это просто признание невыполнения поставленных задач.
Выгодополучатели от ПП № 2035
В заключение с тревогой хочется отметить, что у властей в настоящее время наблюдается явная потеря интереса к энергосбережению. Постоянно на самом высоком уровне вбрасываются идеи о ненужности приборов учета тепла, газа, воды, погодозависимой автоматики, гидравлических регуляторов давления и расхода, о якобы невозможности, дороговизне и сложности эксплуатации парка этих приборов в России.
Мотивы продвигающих эти идеи ресурсников и застройщиков совершенно ясны: они хотят увеличить свою прибыль, ведь без работающего прибора учета и регулирующей потребление автоматики можно отпускать энергоресурсы по нормативам, которые при наличии соответствующего административного ресурса можно увеличивать до необходимого размера.
Выигрыш этих участников рынка понятен. А кто же остается в проигрыше? Как обычно, мы с вами – простые собственники жилья в многоквартирных домах, которых пытаются лишить возможности платить за реально потребленное, а не нарисованное на бумаге тепло, а также регулировать теплопотребление в наших квартирах по своему усмотрению, а не по воле ресурсоснабжающей организации, которая с помощью перетопов пытается увеличить выручку; мы с вами, живущие в домах с инженерными системами полувековой давности, но с радующими глаз чиновника табличками высокой энергоэффективности на фасаде.
Что делать
Было бы замечательно, если бы к людям, принимающим ответственные решения, пришло понимание очень простых вещей – невозможно отрегулировать, оптимизировать, улучшить работу того, что невозможно посчитать. Поэтому если мы хотим идти в будущее, если мы хотим оставить какую-то толику природных ресурсов нашим детям и внукам, если мы хотим выиграть в конкурентной борьбе у других стран, то просто обязаны создать такую же систему учета каждого киловатта тепла, каждого куба воды и киловатта электроэнергии, какая действует для учета денежного потока в финансовой сфере. А к каждой попытке уйти от приборного учета ресурсов относиться так же, как налоговая инспекция относится к отсутствию кассы у рыночного торговца.
Государство должно понять, что за счет экономии ресурсов можно развивать страну, получая выгоду от их продажи за рубеж, пока еще покупают не в ущерб условиям проживания своих граждан.
1 Постановление правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (вместе с Правилами).
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года № 2035 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2021
pdf версияСтатьи по теме
- Повышение энергетической эффективности зданий в России под вопросом?
Энергосбережение №6'2020 - О новых требованиях энергоэффективности зданий. Проект приказа Минстроя России Ч. 1. Положительные и отрицательные аспекты
Энергосбережение №7'2022 - О новых требованиях энергоэффективности зданий. Проект приказа Минстроя России. Ч. 2. Выводы и предложения
Энергосбережение №8'2022 - Требования энергоэффективности зданий должны быть. О проекте приказа Минстроя России
Энергосбережение №1'2023 - Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов с учетом территориально-климатических различий. Часть 1
Энергосбережение №4'2024 - Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов с учетом территориально-климатических различий. Часть 2
Энергосбережение №5'2024 - Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов
АВОК №7'2016 - Об энергосбережении и повышении энергоэффективности в строительстве и ЖКХ России Часть 3. Классы энергоэффективности зданий
Энергосбережение №7'2020 - Определение и подтверждение классов энергетической эффективности многоквартирных домов
Энергосбережение №1'2018 - Энергосбережение и углеродный след зданий
Энергосбережение №6'2021
Подписка на журналы