Стандарт СТО НП «АВОК» 7.7-2020 «Музеи. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха»: новый статус
STO NP AVOK Standard7.7-2020 Museums. Heating, Ventilation, Air Conditioning: the New Status
E. N. Makoveyev, Director of the Department of the Federal Information Fund of Standards at FSBI "RST"; A.V. Grigoryev, Head of the Products Information Preparation and Administration Department at FSBI "RST"
Keywords: national standard, company standard, technical committee, expert assessment, specifications
By decision of the Federal Agency on Technical Regulating and Metrology dd. July 4th, 2022 No. ASH-2379/03 the company standard STO NP AVOK 7.7-2020 "Museums. Heating, Ventilation, Air Conditioning" was registered in the Federal Information Fund of Standards. This advances the status of STO to a document of the national standardization system, and allows using it for procurement procedures.
Решением Росстандарта от 4 июля 2022 года № АШ-2379/03 стандарт организации СТО НП «АВОК» 7.7-2020 «Музеи. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха» зарегистрирован в Федеральном информационном фонде стандартов. Это повышает статус СТО до документа национальной системы стандартизации и в том числе позволяет использовать его при проведении закупочных процедур.
Новый статус: стандарт СТО НП «АВОК» 7.7-2020 «Музеи. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха»
Решением Росстандарта от 4 июля 2022 года № АШ-2379/03 стандарт организации СТО НП «АВОК» 7.7-2020 «Музеи. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха» зарегистрирован в Федеральном информационном фонде стандартов. Это повышает статус СТО до документа национальной системы стандартизации и в том числе позволяет использовать его при проведении закупочных процедур.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 18.02.2022 № 397 была организована деятельность технического комитета по стандартизации «Экологические требования к объектам недвижимости» (далее – ТК 474).
Область деятельности ТК 474 распространяется на экологические требования к объектам недвижимости, и за ним закреплены объекты стандартизации со следующими кодами общероссийского классификатора стандартов: 03.100.70 – Системы менеджмента; 13.020.10 – Менеджмент окружающей среды (экологический менеджмент); 13.020.20 – Экономика окружающей среды. Устойчивое развитие; 13.020.30 – Оценка воздействия на окружающую среду; 13.020.50 – Экологическая маркировка; 13.040 – Качество воздуха; 13.040.30 – Атмосфера рабочей зоны; 13.180 – Эргономика; 23.120 – Вентиляторы. Фены. Кондиционеры; 27.01 – Энергоэффективность. Энергосбережение; 27.07 – Топливные элементы; 27.075 – Водородные технологии; 27.080 – Тепловые насосы; 27.160 – Гелиоэнергетика; 21.190 – Системы ветровых энергетических турбин; 27.220 – Регенерация тепла. Теплоизоляция; 35.240.67 – Приложения ИТ в строительстве зданий и сооружений; 91.040.01 – Строительство в целом; 91.120.01 – Защита зданий снаружи и внутри в целом; 91.120.10 – Теплоизоляция зданий; 91.120.20 – Акустика в зданиях. Звукоизоляция; 91.140.10 – Системы центрального отопления; 91.140.30 – Вентиляционные системы и системы кондиционирования воздуха; 91.140.65 – Водонагревательное оборудование; 93.010 – Гражданское оборудование в целом.
Одним из направлений деятельности технических комитетов является проведение экспертизы стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ), порядок которой установлен приказом Минпромторга России от 06.07.2017 № 2171 «Об утверждении порядка проведения экспертизы проектов стандартов организаций, а также проектов технических условий, представляемых разработчиком в соответствующие технические комитеты по стандартизации или проектные технические комитеты по стандартизации». При этом п. 5 ст. 21 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – закон № 162-ФЗ) предусмотрен добровольный характер экспертизы проектов стандартов организаций и технических условий в технических комитетах по стандартизации (ТК) или проектных технических комитетах по стандартизации (ПТК).
В июне 2022 года в ТК 474 была проведена экспертиза стандарта организации СТО НП «АВОК» 7.7-2020 «Музеи. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», разработчиком которого является некоммерческое партнерство «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха и строительной теплофизике» (НП «АВОК»), созданное в 1990 году и специализирующееся на внедрении энергосберегающих технологий и оборудования, обосновании новейших технических решений и инженерных технологий. С момента основания и по настоящее время НП «АВОК» разработано более 70 стандартов организации.
СТО НП «АВОК» 7.7-2020 распространяется на системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, расположенные во вновь возводимых, реставрируемых и реконструируемых зданиях музеев и музейных комплексов, и содержит требования по их проектированию и по выбору теплотехнических характеристик ограждающих конструкций на указанных объектах. Также он содержит рекомендации по:
• выбору и обоснованию оптимальных параметров микроклимата для обеспечения сохранности коллекций в зданиях музеев, выставочных галерей, библиотек и архивов, разработанных в Государственном Эрмитаже;
• применению в проектировании инженерных систем музейных зданий современных BIM-технологий;
• ограничению распространения вирусных инфекций.
Предметом экспертизы в соответствии с приказом Минпромторга России от 06.07.2017 № 2171 является оценка соответствия СТО или ТУ:
• международным договорам РФ, федеральным законам РФ, актам Президента РФ, актам Правительства РФ, НПА федеральных органов исполнительной власти, нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», изданным в соответствии с установленными полномочиями;
• действующим техническим регламентам, основополагающим национальным стандартам РФ, национальным стандартам РФ, предварительным национальным стандартам РФ и межгосударственным стандартам;
• целям и задачам стандартизации, предусмотренным ч. 1 ст. 3 закона № 162-ФЗ;
• принципам стандартизации, предусмотренным п. 1, 3, 6 и 8 ст. 4 закона № 162-ФЗ.
По результатам экспертизы ТК 474 было рекомендовано направить стандарт организации СТО НП «АВОК» 7.7-2020 «Музеи. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха» для регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов (далее – Фонд).
Решением Росстандарта от 04.07.2022 № АШ-2379/03, в соответствии с Порядком регистрации стандартов организаций, в т. ч. технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 30.04.2021 № 651, данный документ зарегистрирован в Фонде. Информация о нем будет опубликована в официальном издании Росстандарта ИУС-9 за 2022 год.
Помимо разработки национальных стандартов на основе СТО и ТУ, содержащих прогрессивные требования к объекту стандартизации, одним из механизмов внедрения передового опыта предприятий является регистрация СТО и ТУ в Фонде для их применения, о чем писал руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) А. П. Шалаев [1].
Один из принципов стандартизации, установленный ст. 4 закона № 162-ФЗ, – доступность информации о документах по стандартизации, к которым относятся СТО и ТУ. Это содействует коммуникации изготовителей и потребителей продукции как на региональном, так и на федеральном уровнях. Соблюдению этого принципа способствует Федеральный закон от 30.12.2020 № 523 «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – закон № 523-ФЗ), принятый на основе пятилетнего опыта применения закона № 162-ФЗ.
Закон № 523-ФЗ, помимо уточнения полномочий участников работ по стандартизации, введения нового вида документа по стандартизации – технической спецификации (отчета) и др., устанавливает возможность регистрации СТО и ТУ в Фонде по инициативе утвердившей их организации, т. е. на добровольной основе.
Следует обратить внимание, что статус СТО или ТУ, зарегистрированных в установленном порядке в Фонде, повышается до документа национальной системы стандартизации.
Для организации, которая зарегистрировала свои СТО или ТУ в Фонде, помимо соображений престижа, основанного на высокой оценке ее документа, открываются и другие преимущества, в частности при проведении закупочных процедур:
• согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – при описании объекта закупки;
• согласно п. 10 ст. 4 «Информационное обеспечение закупки» Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» в документации о конкретной закупке должны быть указаны «требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам… товара, работы… в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации…»;
• при разработке национальных стандартов в соответствии с п. 5.3.4.2 ГОСТ Р 1.2-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены», который предполагает ускоренную экспертизу в ТК.
Описание объектов закупок с помощью документов национальной системы стандартизации установлено в рекомендациях по стандартизации Р 1323565.1.077-2021 «Методические рекомендации по применению документов национальной системы стандартизации при описании объектов закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд».
В целях регистрации СТО или ТУ организация направляет в ФГБУ «РСТ», который определен Росстандартом оператором Фонда из числа подведомственных ему организаций, в соответствии с п. 5 Положения о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 № 589 «О Федеральном информационном фонде стандартов», комплект документов в составе:
• копия СТО или ТУ;
• заявка на регистрацию;
• экспертное заключение профильного ТК;
• пояснительная записка;
• информация об объектах патентного права;
• соглашение об опубликовании и условиях распространения.
Так как СТО или ТУ, зарегистрированные в Фонде, приобретают статус документов национальной системы стандартизации, то на них распространяется Порядок первого размещения на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, утвержденный приказом Минпромторга России от 26.02.2018 № 522.
Конечно, ключевым документом комплекта является экспертное заключение профильного ТК. Следует обратить внимание, что объект стандартизации СТО или ТУ должен соответствовать области деятельности ТК по коду ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС 001-96)) 001 (ОКС), новая редакция которого вступила в силу 1 января 2022 года, и (или) по ОК 034 (КПЕС 2008) (ОКПД 2). Кроме того, при необходимости может потребоваться согласование со смежными ТК.
Экспертное заключение должно быть строго положительным, без замечаний и предложений. В дополнение к предмету экспертизы, установленному приказом Минпромторга России от 06.07.2017 № 2171, добавляются требования п. 9 ст. 4 закона № 162-ФЗ о непротиворечивости документов национальной системы стандартизации и сводов правил и отсутствию в них дублирующих положений.
По итогам рассмотрения комплекта документов ФГБУ «РСТ» может вернуть его заявителю для доработки или направить в Росстандарт мотивированное предложение о регистрации СТО или ТУ в Фонде.
Решение о регистрации принимает Росстандарт, учет в Фонде осуществляет его оператор – ФГБУ «РСТ». В случае отказа в регистрации заявителю сообщают о причинах.
Сроки рассмотрения комплекта документов в ФГБУ «РСТ» и в Росстандарте установлены приказом № 651 и в совокупности не должны превышать 36 дней.
В целях обеспечения актуальности документов, хранящихся в Фонде, предусмотрены следующие ограничения:
• все изменения, которые организация считает необходимым принять к своему зарегистрированному документу, должны пройти процедуру, аналогичную регистрации СТО или ТУ, включая экспертизу в ТК. Если эти изменения не зарегистрировать, то актуальной будет считаться редакция СТО или ТУ, хранящаяся в Фонде;
• срок нахождения СТО или ТУ в Фонде ограничен пятью годами, по истечении которых необходимо заново пройти регистрацию, экспертизу в ТК, т. к. средний срок обновления законов, технических регламентов и других НПА – два-три года. Необходимо отметить, что в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года средний срок разработки стандартов должен составлять семь месяцев, а средний возраст документов Фонда – семь лет.
Подробно все мероприятия, связанные с регистрацией СТО и ТУ в Фонде, будут изложены в правилах стандартизации «Правила регистрации стандартов организаций, в т. ч. технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов», разработка и утверждение которых внесены в программу национальной стандартизации на 2022 год (шифр темы 1.0.012-1.042.22).
Детально история вопроса регистрации СТО и ТУ в Фонде изложена в статье авторов [2], далее обращаем внимание на основные ее тезисы.
Согласно закону № 162-ФЗ, СТО относятся к документам по стандартизации, утвержденным юридическим лицом, в т. ч. государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а технические условия определяются как вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.
Также, согласно закону № 162-ФЗ, порядок разработки СТО и ТУ, их утверждения, учета, изменения, отмены и применения организации устанавливают самостоятельно, при этом требования к содержанию, оформлению, обозначению и другим аспектам СТО и ТУ установлены в национальных стандартах.
На СТО распространяется ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения», пересмотр которого включен в ПНС 2022, а на ТУ в зависимости от отраслевой принадлежности распространяются следующие национальные стандарты:
• ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» на продукцию машиностроения и приборостроения;
• ГОСТ Р 1.3-2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению» на вещества, материалы, одежду, обувь и другую немашиностроительную продукцию;
• ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению»;
• ГОСТ Р 58093-2018 «Технические условия на продукцию черной металлургии. Общие правила разработки, утверждения, обновления и отмены»;
• ГОСТ Р 59952-2021 «Материалы лакокрасочные. Технические условия. Общие требования к разработке и оформлению» (введен в действие 01.01.2022).
Эти стандарты охватывают схожие положения по содержанию ТУ, которые должны включать: требования к качеству (технические или потребительские характеристики), к безопасности, упаковке и маркировке, правила приемки и методы контроля, правила применения, транспортирования, хранения и утилизации. Т. е., по сути, ТУ должны быть инструкцией по безопасному использованию готовой продукции на разных стадиях ее жизненного цикла, но не касаться процессов разработки, постановки на производство, подробного описания технологических процессов. Кроме того, требования ТУ устанавливаются не только к изготовителю и потребителю, но также, возможно, и к сторонним организациям, оказывающим услуги по перевозке, хранению и утилизации.
В этой связи хочется обратить внимание на то, что в ТУ не следует вносить сведения, которые могут представлять коммерческую тайну, особенно касающуюся ноу-хау, технологических процессов и внутренней деятельности предприятия-изготовителя. В дальнейшем это даст возможность потребителю (заказчику) беспрепятственно ознакомиться с документом, который в соответствии с п. 3 ст. 21 закона № 162-ФЗ применяется в договорах (контрактах) на поставку продукции.
ТУ разрабатываются в следующих случаях:
• при отсутствии соответствующего ГОСТ или ГОСТ Р вида ТУ или общие ТУ, т. е. на новую продукцию, на которую пока еще не существует утвержденного национального стандарта для всеобщего и многократного применения;
• при наличии такого стандарта, когда изготовитель считает нужным уточнить или дополнить требования к продукции, например в части применения нового сырья, упаковки, методов контроля, изменения условий хранения и срока годности и т. д.
Кроме того, порядок внесения изменений в СТО и ТУ существенно более простой по сравнению с изменениями в национальные стандарты. Это позволяет оперативно реагировать на различные нововведения (инновации), применимые к конкретной продукции, процессу или услуге (другому объекту стандартизации).
При этом, конечно, требования, установленные в СТО и ТУ, не должны противоречить ТР, положениям законов РФ и НПА.
Таким образом, в настоящее время нарабатывается практика регистрации СТО и ТУ в Фонде, проводится большая работа по разъяснению организациям порядка регистрации, в т. ч. о необходимости проведения экспертизы в ТК и заключения соглашения о распространении, о тех преимуществах и ограничениях, с которыми столкнется организация в результате регистрации своих документов в Фонде.
В связи с этим ФГБУ «РСТ» готово оказать консультации заинтересованным организациям, предоставить рекомендуемые формы документов (заявки на регистрацию, пояснительной записки, информации об объектах патентного права и соглашения об опубликовании и условиях распространения) и, при необходимости, оказать информационное сопровождение.
Литература
1. Шалаев А. П. Система Росстандарта в условиях санкций // Стандарты и качество. – 2022. – № 4. – С. 10–12.
2. Маковеев Е. Н., Григорьев А. В. О регистрации стандартов организаций и технических условий в Федеральном информационном фонде стандартов // Стандарты и качество. – 2022. – № 4. – С. 26–31.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №6'2022
pdf версияСтатьи по теме
- Куда податься проектировщику? Для чего и для кого пишутся стандарты АВОК
АВОК №1'2022 - Проектирование систем противодымной вентиляции. Особенности применения требований технических регламентов, сводов правил и СТУ
АВОК №3'2015 - Экспертиза проектной документации
АВОК №5'2024 - Состояние и перспективы оценки соответствия здания, сооружения требованиям пожарной безопасности
АВОК №1'2016 - Перспективы энергосбережения и энергоменеджмента в России
Энергосбережение №3'2019 - Получение технических условий
Сантехника №6'2010 - Роль стандартов организации в проектировании
АВОК №6'2024 - Кто так строит?
АВОК №4'2021 - Отмена ПП № 815: чудо или осознанная необходимость?
АВОК №5'2022 - Какие чувства остаются после ознакомления с ПП № 963?
АВОК №7'2022
Подписка на журналы