Новые редакции нормативного обеспечения деятельности технических комитетов по стандартизации: ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2
Regulatory Support for Activities of Technical Committees on Standardization: GOST R 1.1 and GOST R 1.2
S. V. Pugachev, Chairman of the Committee of the Chamber of Commerce and Industry of RF on Technical Regulation, Standardization and Product Quality, Candidate of Economics
Keywords: national standardization system, standard, technical committee, road map
"Russian Standardization Week" International Technology Forum began in St. Petersburg on October 13th, 2020. The first event at the Forum was joint session of the Public Council and Council for Standardization of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology. One of the most important issues at the session was discussion of questions related to improvement of efficiency of national and interstate technical standardization committees.
13 октября 2020 г. в Санкт-Петербурге стартовал Международный технологический форум «Российская неделя стандартизации». Первым мероприятием форума стало совместное заседание Общественного совета и Совета по стандартизации при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Одним из важнейших вопросов заседания стало рассмотрение вопросов повышения эффективности национальных и межгосударственных технических комитетов по стандартизации.
Новые редакции нормативного обеспечения деятельности технических комитетов по стандартизации: ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2
13 октября 2020 г. в Санкт-Петербурге стартовал Международный технологический форум «Российская неделя стандартизации», приуроченный к 95-летию Росстандарта и Всемирному дню стандартов. Первым мероприятием форума стало совместное заседание Общественного совета и Совета по стандартизации при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Одним из важнейших вопросов заседания стало рассмотрение вопросов повышения эффективности национальных и межгосударственных технических комитетов по стандартизации.
С докладом по данному вопросу выступил председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции С. В. Пугачев.
Технические комитеты (ТК), объединяющие тысячи профессиональных экспертов и представляющие интересы всех сторон при разработке стандартов, являются основой национальной системы стандартизации. Деятельность ТК должна определяться четкими, прозрачными и непротиворечивыми правилами и процедурами.
Будучи членом Комиссии по апелляциям при Росстандарте, автор неоднократно сталкивался с проблемами включения новых членов в состав ТК, «административной» замены председателя ТК или базовой организации ТК, нарушения правил достижения консенсуса и принятия решений при голосовании отдельными подкомитетами (рабочими группами) ТК и другими, вызванными отсутствием четкой нормативной базы деятельности ТК.
На протяжении 2018–2020 годов профессиональная общественность на различных площадках обсуждала изменения в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации», в Концепцию развития национальной системы стандартизации в РФ на период до 2027 года и План мероприятий по развитию стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года, а также новые редакции основополагающих стандартов ГОСТ Р 1.1 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» (далее – ГОСТ Р 1.1) и ГОСТ Р 1.2 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены» (далее – ГОСТ Р 1.2).
Эти документы должны были обеспечить дальнейшее развитие стандартизации в России и исправить правовые пробелы в законодательстве о стандартизации, в первую очередь по отношению к ТК.
В настоящее время законопроект доработан с учетом замечаний предпринимательского сообщества, внесен Правительством РФ в Государственную Думу ФС РФ и принят в первом чтении 17 июня 2020 года.
Законопроектом предлагаются изменения положений закона № 162-ФЗ, в соответствии с которыми: вводится использование информационной системы в сфере стандартизации, в том числе для разработки стандартов; в качестве целей стандартизации вводится необходимость разработки и внедрения цифровых технологий; принципы стандартизации дополняются новым принципом непротиворечивости документов национальной системы стандартизации и сводов правил, отсутствия в указанных документах по стандартизации дублирующих положений; устраняются правовые пробелы в части полномочий Росстандарта по введению в действие международных стандартов и региональных стандартов на территории Российской Федерации, а также по приостановлению и отмене их действия, по определению порядка и организации регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий в Федеральном информационном фонде стандартов, по осуществлению создания и ведения информационной системы в сфере стандартизации и т.д.
Также законопроектом уточняются полномочия ТК (ПТК), под которыми понимается форма сотрудничества заинтересованных юридических лиц (включая научные организации в сфере стандартизации, общественные организации и общественные объединения), которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления, государственных корпораций для разработки документов национальной системы стандартизации и их экспертизы, проведения экспертизы иных документов по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности, участия в работах в международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленных областях деятельности. Этот подход соответствует основополагающему ГОСТ Р 1.12-2004. «Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» и международной практике.
В отношении Комиссии по апелляциям предлагается расширить полномочия Комиссии по апелляциям в части рассмотрения жалоб на все решения, действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и его должностных лиц.
Существенно расширяется перечень документов по стандартизации, предлагается отнести к ним международные стандарты, региональные стандарты, межгосударственные стандарты, региональные своды правил, а также стандарты иностранных государств. Данные документы предлагается включить в Федеральный информационный фонд стандартов для расширения возможностей их применения для оценки (подтверждения) соответствия экспортируемой отечественной продукции требованиям указанных стандартов и внедрения современных зарубежных технологий.
Возможность включения зарегистрированных действующих стандартов организаций, в том числе технических условий в Федеральный информационный фонд стандартов (по инициативе самих организаций) будет способствовать, с одной стороны, раскрытию российскими компаниями и продвижению новых технологий и технических решений, а с другой – возможности использования данных документов (в качестве «иных документов») для целей оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Все эти предложения будут способствовать повышению эффективности использования информационной системы в сфере стандартизации, дальнейшему технологическому развитию национальной системы стандартизации, а также оптимизации деятельности ТК (ПТК), что, в свою очередь, повысит результативность и эффективность их деятельности.
15 ноября 2019 года заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козак утвердил доработанный «План мероприятий («дорожную карту») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года».
Фактически «дорожная карта» была принята взамен ранее разработанной Концепции развития национальной системы стандартизации в РФ на период до 2027 года. Преимущество «дорожной карты» – в ее практической направленности и перечне конкретных мероприятий, направленных на достижение целевых показателей.
В целях повышения эффективности деятельности ТК «дорожная карта» предусматривает: указанные выше изменения в закон № 162-ФЗ, в дополнение госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328) подпрограммой «Развитие системы стандартизации», в том числе в целях совершенствования инфраструктуры национальной системы стандартизации; подготовку изменений в основополагающие национальные стандарты ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2; подготовку комплекса мер, направленных на стимулирование участия российских организаций промышленности и услуг в работах по стандартизации; оптимизацию критериев отбора предложений ТК при проведении закупок за счет средств государственного бюджета; проведение оценки эффективности деятельности межгосударственных ТК, возглавляемых РФ; стимулирование участия российских организаций к работе и ведению технических органов региональных организаций по стандартизации; повышение функциональных возможностей информационной системы в сфере стандартизации; подготовку экспертов по стандартизации и т.д.
В «дорожной карте» установлено десять целевых индикаторов (показателей) на период до 2027 года, достижение которых будет свидетельствовать о реализации карты по развитию стандартизации в РФ.
Ряд упомянутых пунктов «дорожной карты» уже реализован, например разработка новой редакции ГОСТ Р 1.2, или находится на финальной стадии реализации, например: внесение изменений в закон № 162-ФЗ, разработка новой редакции ГОСТ Р 1.1. В государственном докладе «О состоянии работ в сфере стандартизации в Российской Федерации», представленном Минпромторгом России в Правительство РФ в марте 2020 года уже была приведена информация о выполнении семи мероприятий «дорожной карты», запланированных для реализации в 2019 году и до марта 2020 года.
Приказом Росстандарта от 30.06.2020 № 328-ст утверждена и введена в действие с 1 сентября 2020 года новая редакция основополагающего национального стандарта ГОСТ Р 1.2-2020.
В качестве принципиальных новелл ГОСТ Р 1.2 необходимо отметить: последовательное введение механизмов устранения дублирования в работах по стандартизации (параллельно эта работа проводилась при рассмотрении проекта ГОСТ Р 1.1); преемственность и повышение показателей качества и норм безопасности в стандартах, а также повышение точности результатов измерений; реализацию на практике законодательно закрепленных принципов стандартизации; введение возможности бессрочного лицензирования патента в интересах выполнения требований стандарта на безвозмездной основе; использование для разработки стандарта Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) Росстандарта «БЕРЕСТА».
Приказом Росстандарта от 02.10.2020 № 745-ст утверждена новая редакция ГОСТ Р 1.1-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» (с введением в действие с 1 ноября 2020 года и переходным периодом 1 год для ТК и 2 года для ПТК).
Действие предыдущей редакции ГОСТ Р 1.1-2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила создания и деятельности» было приостановлено с 1 июля 2016 года приказом Росстандарта от 30.06.2016 № 768-ст. При отсутствии четких правил и процедур функционирования ТК (ПТК), с учетом желания отдельных структур по введению не только искусственной конкуренции между ТК, но и «соревновательности» документов национальной системы стандартизации между собой, последовали многочисленные апелляции и обращения в Росстандарт о нарушении принципов стандартизации, об отсутствии методического руководства и координации деятельностью ТК (ПТК) со стороны Росстандарта.
Неоднократно отмечалось, что дублирование деятельности ТК приводит к конфликтам и нездоровой конкуренции разрабатываемых стандартов, противоречит действующему законодательству в области стандартизации и международной практике, вводит добросовестных производителей и потребителей в заблуждение и приводит к появлению на рынке некачественной продукции. Принятие противоречащих друг другу стандартов не только не соответствует принципам стандартизации (статья 4 закона № 162-ФЗ), наносит урон всей национальной системе стандартизации, но также вводит потребителей стандартов в заблуждение, сдерживает применение стандартов в качестве ссылочных в технических регламентах и нормативных правовых актах.
Появление целого ряда ТК с одинаковой областью деятельности противоречит положениям основополагающих документов ВТО, ИСО, МГС и закона № 162-ФЗ.
Кроме того, в силу отсутствия четких правил и процедур деятельности ТК появилась возможность голосования по стандартам в подкомитетах и рабочих группах ТК, что также привело к недобросовестной конкуренции ТК, использующих в силу Положений о ТК «упрощенные процедуры принятия решений» и ТК, обеспечивающих голосование и принятие консенсуса в рамках всего комитета.
В качестве принципиальных новелл ГОСТ Р 1.1 необходимо отметить: приведение в течение года в соответствие с ГОСТ Р 1.1 области деятельности, принципов работы и состава ТК, созданных до 1 ноября 2020 года; четкий перечень задач ТК, увязанный с законодательством о стандартизации и существующей практикой; введение профильных и смежных ТК с закреплением фондов стандартов; введение механизмов исключения дублирования ТК; введение критериев равного представительства сторон при создании ТК и механизма его контроля; возможность создания коллегиального органа в составе ТК; ограничение числа членов ТК (в целях обеспечения реального голосования в ТК); обеспечение возможности включения в состав ПК заинтересованных организаций без права голоса в ТК; введение четкого алгоритма создания (преобразования) ТК с закреплением полномочий и сроков принятия решений; закрепление полномочий объединенного института по стандартизации; введение типового положения о ТК и предоставление возможности учета в нем особенностей работы ТК; профессиональные требования к руководству ТК; введение механизма закрепления фондов стандартов за ТК; особенности создания ПТК; требования к обеспечению открытости деятельности ТК; оптимизация процедур планирования деятельности ТК и контроля реализации программ стандартизации, в том числе его участие в разработке государственных и отраслевых программ стандартизации; четкий алгоритм взаимодействия ТК в разработке и экспертизе стандартов; механизм проверки действующих стандартов из закрепленного фонда и мониторинга применения предварительных национальных стандартов; механизм экспертизы переводов стандартов; четкий перечень функций и полномочий руководства и членов ТК; требования к отчетности о деятельности ТК; функции подкомитетов и рабочих групп; механизм мониторинга деятельности ТК с распределением функций участников; введение института кураторов ТК из числа сотрудников института стандартизации; детальные процедуры организации деятельности ТК, в том числе принятие решений в ТК; механизмы решения организационных вопросов деятельности ТК.
На заседании отмечалось, что необходимо установить четкий механизм реализации требований новых редакций ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2 и скоординировать действия Росстандарта, ФГУП «Стандартинформ», кураторов института стандартизации и технических комитетов по стандартизации. В этих целях необходимо разработать План мероприятий по реализации указанных стандартов на 2020–2021 годы.
С. В. Пугачев представил основные положения для формирования указанного Плана мероприятий. После обсуждения они были единогласно поддержаны членами советов и рекомендованы Росстандарту для использования при разработке плана мероприятий. В соответствии с принятыми решениями в 2021 году запланировано рассмотрение отчета о внедрении ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2.
Принятие ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2 (в комплексе с другими основополагающими национальными стандартами) позволит создать прочную непротиворечивую основу деятельности национальной системы стандартизации, разрешить накопившиеся проблемы в стандартизации и обеспечить реализацию «дорожной карты» развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №8'2020
pdf версияСтатьи по теме
- Новые стандарты в области вентиляторостроения, разработанные в техническом комитете ТК 061 «Вентиляция и кондиционирование»
АВОК №3'2018 - Словарь специалиста: термины и определения
АВОК №6'2011 - Важная новость: «АВОК» в системе государственной стандартизации
АВОК №3'2022 - ТК 474 «Экологические требования к объектам недвижимости»: задачи, цели, перспективы
АВОК №1'2023 - Стандарты качества и сантехническая революция
Сантехника №4'2015 - Мы держим удар!
АВОК №4'2022 - DIN может исправить нестандартную ситуацию со стандартами в России
Сантехника №6'2015 - Стандарт СТО НП «АВОК» 7.7-2020 «Музеи. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха»: новый статус
АВОК №6'2022 - Энергоменеджмент – инструмент повышения энергоэффективности и снижения издержек в энергетике, промышленности и ЖКХ
Энергосбережение №5'2016 - Опережающая стандартизация НП «АВОК» в авангарде развития отрасли инженерного оборудования зданий
АВОК №8'2023
Подписка на журналы