DIN может исправить нестандартную ситуацию со стандартами в России
Вся производственная база Германии и сфера услуг вот уже 40 лет работают без сбоя, как отлаженный часовой механизм, благодаря такой важной структуре, как Немецкий институт по стандартизации (Deutsches Institut f?r Normung e.V – DIN). Он был создан в 1975 году и, по соглашению с Федеральным правительством Германии, является признанным национальным органом по стандартизации, представляющим интересы Германии в европейских и международных организациях.
С недавних пор сорокалетний опыт эффективной работы Немецкого института по стандартизации заинтересовал специалистов Росстандарт. Они начали анализировать немецкую систему стандартизации, чтобы заимствовать все лучшее при совершенствовании механизмов реализации стратегии национальной стандартизации в России.
DIN может исправить нестандартную ситуацию со стандартами в России
Вся производственная база Германии и сфера услуг вот уже 40 лет работают без сбоя, как отлаженный часовой механизм, благодаря такой важной структуре, как Немецкий институт по стандартизации (Deutsches Institut fur Normung e.V – DIN). Он был создан в 1975 году и, по соглашению с Федеральным правительством Германии, является признанным национальным органом по стандартизации, представляющим интересы Германии в европейских и международных организациях.
За сорок лет активной деятельности в банке DIN накопилось 34 000 стандартов. В год институт разрабатывает порядка 2000 нормативных документов, и в этот процесс вовлечено более 30 000 специалистов из разных областей. При этом деятельность специалистов DIN оплачивают промышленные предприятия, которые сами же направляют своих сотрудников в национальный орган стандартизации. Производственные компании Германии тщательно отслеживают и фиксируют потребительский спрос на тот или иной товар, определяют потребности рынка в новой или модернизации имеющейся продукции. Поэтому немецкие предприятия и отправляют своих специалистов в DIN, чтобы разработка норм для продукции максимально отвечала требованиям конечного потребителя.
Годовой бюджет некоммерческой организации DIN – 150 млн евро. Около 70 % бюджета формируется за счет продаж продукта, произведенного институтом, то есть самих стандартов. Остальные 30 % формируются следующим образом. Государство в дела национальной стандартизации практически не вмешивается, его участие в бюджете DIN составляет всего 12 %. Оставшиеся 18 % бюджета DIN формируются за счет членских взносов, регулярно вносимых промышленными предприятиями.
Необходимо отметить, что применение стандартов в Германии – дело сугубо добровольное. DIN не навязывает предприятиям свои стандарты, скорее, наоборот, продает их тем, кто стремится выпускать конкурентоспособный товар. Разработка и появление на свет очередного стандарта – дело непростое. Новый продукт DIN требуется согласовать сразу с трех сторон: потребителя, промышленности и государства. Только по достижении трехстороннего консенсуса новый стандарт утверждается DIN и вводится в действие.
Одной из важных сфер, жестко придерживающихся стандартов DIN, являются разработка и производство инженерной сантехники и оборудования. Немецкие производители приобретают в DIN сотни нормативов, которые стандартизируют производство, что позволяет выпускать продукцию высокого качества. Например, компания PROFACTOR Armaturen GmbH, производящая немецкую инженерную сантехнику, использует более двух десятков стандартов DIN, которые применяются отдельно к каждой детали в товарах под торговой маркой компании.
Если рассматривать нормативы DIN, адресованные непосредственно для сантехнической продукции, то можно выделить несколько групп стандартов. Например, для производства шаровых кранов существует единый стандарт – DIN EN 13828, а к шаровым кранам для газа используется уже другой стандарт – DIN EN 331. Разработаны отдельные нормативы для сплавов, например: для медных (латунных) сплавов применяется DIN EN 12165, а для алюминиевых сплавов – DIN EN 1676. Для конструкционных сталей действует стандарт DIN EN 10025.
Часть сантехнического оборудования, производимого компанией PROFACTOR, относится к отоплению, оценке тепловой энергии и термостатическим устройствам. Для этих товаров также применяются стандарты DIN. Например, для термостатических радиаторных клапанов, с необходимыми требованиями и испытаниями, адресован стандарт DIN EN 215, системы оценки тепловой энергии и вентиляции в зданиях разрабатываются с учетом стандарта DIN V 4701–10, а арматура для систем отопления (размеры, материалы, дизайн) регулируется стандартом DIN 3842.
Отдельная линейка нормативов DIN разработана для производства труб. Для многослойных трубопроводных систем утвержден стандарт DIN EN ISO 21003, для труб из сшитого полиэтилена (PE-X) – DIN 16892, для системы пластмассовых трубопроводов (сшитый полиэтилен PE-X) – DIN EN ISO 15875. К арматуре для систем питьевого водоснабжения, удлинителям, резьбовым фитингам применяется стандарт DIN 3523, а к запорным клапанам из медных сплавов для систем питьевого водоснабжения в зданиях действует норматив DIN EN 1213. Обратные клапаны контролируются стандартом DIN EN 13959. В сантехническом оборудовании используются разные стандарты резьбы: DIN ISO 228 (DIN 259), DIN EN 10226 (DIN 2999), DIN ISO 261 и т. д.
Банк нормативов DIN огромен, он считается крупнейшим институтом по стандартизации в Европе и играет важную роль в развитии не только экономики Германии, но и всех европейских стран.
С недавних пор сорокалетний опыт эффективной работы Немецкого института по стандартизации заинтересовал специалистов Росстандарта. Они начали анализировать немецкую систему стандартизации, чтобы заимствовать все лучшее при совершенствовании механизмов реализации стратегии национальной стандартизации в России. Примечательно, что Германия и Россия за год разрабатывают одинаковое количество стандартов – около 2000. Однако по качеству стандартов и количеству экспертов в этой области Россия значительно отстает от Германии. Это объясняется тем, что товары немецкой промышленности благодаря продвинутой стандартизации получают экспортное преимущество. Любой товар, произведенный в Германии, оказывается в Европе и других странах мира вне конкуренции, он становится эталоном немецкого качества. А Россия практически не производит товары широкого потребления, экспортируя за рубеж углеводородное сырье, которое не нуждается в стандартизации. Поэтому в России нет большого спроса на стандарты, которые могли бы регулировать и совершенствовать продукты производства. В России требуется поднять и развить все сферы производства, а потом уже стандартизировать их на примере Германии.
Если DIN разрабатывает и продает промышленникам Германии свои стандарты исходя из потребностей рынка, спроса на тот или иной товар или из необходимости модернизации продукции, то в России зачастую сначала разрабатывается стандарт, а потом уже его пытаются продвинуть на рынок. Чаще всего этот стандарт не находит никакого применения. В Германии таких «ненужных» стандартов не существует. |
Подход к разработке стандартов в России должен базироваться на двустороннем интересе, как это происходит на протяжении 40 лет в Германии. Для начала Росстандарту следует изучить внутренний рынок, определить, где отсутствуют современные стандарты, могут ли они там быть полезны и эффективно использоваться. Необходимо понять, насколько новые нормативы смогут заинтересовать производителей продукции или услуг и только потом, опираясь на этот интерес, приступать к разработке новой линейки стандартов.
Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №6'2015
pdf версияСтатьи по теме
- О работе национального технического комитета ТК 061 «Вентиляция и кондиционирование»
АВОК №7'2013 - Стандарты качества и сантехническая революция
Сантехника №4'2015 - Стандартизация инженерных систем зданий и сооружений
АВОК №5'2011 - Словарь специалиста: термины и определения
АВОК №6'2011 - Новые редакции нормативного обеспечения деятельности технических комитетов по стандартизации: ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2
АВОК №8'2020 - Техническое регулирование в строительстве
АВОК №1'2012 - Новости комитета НП «АВОК» по техническому нормированию, стандартизации и сертификации
АВОК №4'2021 - Учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания
АВОК №4'2012 - Важная новость: «АВОК» в системе государственной стандартизации
АВОК №3'2022 - ТК 474 «Экологические требования к объектам недвижимости»: задачи, цели, перспективы
АВОК №1'2023
Подписка на журналы