Техническое регулирование в строительстве
Technical regulation in construction
S. V. Pugachev
Keywords: standard, regulatory framework, technical regulations, set of rules, updating of regulatory documents
The article reviews the current situation and perspectives of the Russian regulatory framework development in construction.
С. В. Пугачев, директор Департамента технического регулирования НОСТРОЙ
В статье рассмотрено текущее положение и перспективы развития российской нормативной базы в строительстве.
Техническое регулирование в строительстве
С момента принятия Федерального закона «О техническом регулировании» (далее – ФЗ № 184) прошло более девяти лет. К сожалению, этот закон не только не способствовал эффективному реформированию действующей до того времени системы технического регулирования, а наоборот, создал дополнительные административные барьеры, затормозил на долгих семь лет разработку и пересмотр нормативных документов, что привело в конечном итоге к техническому отставанию и снижению уровня безопасности и качества, в том числе в строительстве. Не случайно и руководители страны, и представители профессиональных объединений практически всех отраслей неоднократно критиковали ФЗ и вносили в него поправки.
Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» – заметный шаг вперед
Одной из таких поправок, принципиально изменивших ситуацию в строительстве, стала поправка к статье 5.1 ФЗ № 184, установившая особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений. Это позволило принять «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ № 384), где учтены такие важные особенности регулирования, как необходимость установления обязательных требований к зданиям и сооружениям на всех этапах их жизненного цикла, индивидуальность каждого реализованного строительством проекта даже при его повторном применении, специфика оценки соответствия зданий и сооружений на стадии до и после завершения строительства и др. В регламенте были установлены формы и методы контроля и надзора, отличные от применяемых для промышленной продукции.
Принятие указанного ТР проходило при активном участии профессионального строительного сообщества: национальных объединений изыскателей, проектировщиков и строителей, Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Российского союза строителей, Межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли при РСПП.
Получив законодательную основу, впервые за последнее десятилетие представители общественных профессиональных объединений совместно с органами власти активно занялись обновлением и развитием нормативной технической базы строительства, а также ее гармонизацией с международными и региональными нормативными документами.
Регламент есть, нужна доказательная база
Сегодня национальные объединения изыскателей, проектировщиков и строителей в соответствии с уставными задачами и принятыми приоритетными направлениями работ совместно с Минрегионом России принимают активное участие в реализации ФЗ № 384 и формировании его доказательной базы, осуществляя целый ряд работ по техническому регулированию и стандартизации в интересах саморегулируемых организаций (СРО) – членов объединений.
В первую очередь это следующие меры:
- формирование перечней нормативных документов обязательного и добровольного применения;
- актуализация, разработка и совершенствование системы нормативных документов в строительстве (сводов правил (СНиП), национальных и межгосударственных стандартов, стандартов СРО);
- проведение сравнительного анализа российской, региональной (европейской) и международной систем нормативных документов в строительстве и определение приоритетных направлений гармонизации с ними отечественных документов.
Сложилась довольно четкая структура доказательной базы ФЗ № 384, отражающей специфику технического регулирования в строительстве (рис. 1).
Рисунок 1 (подробнее)
Реализация особенностей технического регулирования в строительстве в законодательных и нормативных правовых актах |
Принципиально важной является установленная ФЗ № 384 возможность включения в его доказательную базу нормативных технических документов обязательного применения. Те, кто утверждает, что за рубежом в строительстве действуют только технические нормы добровольного применения, либо недостаточно информированы, либо просто лукавят. На самом деле в Германии действует более 30% стандартов DIN, обязательных для применения, во Франции – более 300 обязательных стандартов NF, в США – более 12 тысяч стандартов, разработанных органами по стандартизации. Обязательными в международной практике становятся в том числе документы добровольного применения, если на них имеются ссылки в любых директивных (нормативных правовых) документах.
В результате изменений в законодательстве в области технического регулирования, в т.ч. принятия технического регламента, за период с 2005 по 2011 годы принято 118 национальных стандартов, отменено 18 стандартов. Первые 22 актуализированных свода правил (СНиП) утверждены и зарегистрированы в 2010 году.
При активной поддержке и софинансировании со стороны национальных объединений изыскателей, проектировщиков и строителей в 2011 году организована разработка (актуализация) более 350 нормативных технических документов, в том числе 176 национальных и межгосударственных стандартов, 83 СНиПов обязательного применения, 10 межгосударственных строительных норм, более 10 сводов правил добровольного применения, более 110 стандартов Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) – будущих стандартов саморегулируемых организаций (СРО).
Только в программу стандартизации НОСТРОЙ включено более 200 документов (СНиПов, межгосударственных строительных норм, еврокодов, стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ).
Нормы устанавливают профессионалы
Законодательство в области технического регулирования вывело работы (услуги) из области обязательного регулирования. Вместе с тем, законодательство о СРО и Градостроительный кодекс РФ дают возможность устанавливать требования к строительным работам (услугам), от качества которых зависит безопасность конечного объекта. В связи с этим одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению безопасности объектов капитального строительства – формирование нормативной базы для выполнения работ по инженерным изысканиям, проектированию и строительству. Они проводятся в соответствии с выданными допусками (приказ Минрегиона России № 624 от 30 декабря 2009 года).
Так, в рамках Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) создана и реализуется система стандартизации НОСТРОЙ, для которой централизованно разрабатываются стандарты организации, устанавливающие требования к качеству и результатам строительных работ, контролю за их соблюдением, обеспечивающие в конечном итоге безопасность объектов капитального строительства.
Эти стандарты, принятые на общем собрании СРО в соответствии со ст. 55.5 и 55.10 Градостроительного кодекса РФ, будут обеспечивать безопасность и качество работ, а их соблюдение членами СРО в соответствии со ст. 55.13 Градостроительного кодекса РФ должно проверяться ежегодно.
Создание системы стандартизации НОСТРОЙ является одним из важнейших и приоритетных направлений деятельности национального объединения строителей на 2010–2011 годы и одобрено на прошедшем в апреле 2010 года в Санкт-Петербурге II Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В результате проведенного НОСТРОЙ в 2011 году анкетирования СРО более 91% опрошенных организаций положительно оценивают актуальность программы стандартизации НОСТРОЙ, более 90% опрошенных организаций или готовы участвовать в работах по актуализации СНиПов, или доверяют в этой части проведение работ аппарату НОСТРОЙ.
Система стандартизации должна обеспечить входящим в объединение СРО возможность устанавливать на основе стандартов НОСТРОЙ единые требования по выполнению работ в области строительства, методам контроля их проведения и их результатов. В системе предусмотрена разработка специальных стандартов в области оценки соответствия объектов, работ (услуг), систем менеджмента, наилучших доступных технологий и других.
Система стандартизации направлена в том числе на реализацию пункта 2.3.8 Устава НОСТРОЙ по поддержке и стимулированию инновационной активности членов объединения, содействию внедрению новейших достижений науки и техники, отечественного и мирового опыта в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
По предложениям комитетов НОСТРОЙ, по результатам опроса членов НОСТРОЙ, а также по предложениям инициативных профессиональных сообществ и СРО на этом же заседании совета объединения была разработана и принята программа стандартизации, в которую входят стандарты, необходимые саморегулируемым организациям для реализации приказа Минрегиона России № 624 от 30 декабря 2009 года, для организации контроля за деятельностью членов СРО, а также другие работы по стандартизации, проводимые в интересах членов объединения.
Программа стандартизации НОСТРОЙ и проекты разрабатываемых стандартов размещены на сайте объединения (www.nostroy.ru).
В 2011 году приняты 65 стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ, устанавливающих правила проведения строительных (монтажных, пусконаладочных и др.) работ и методы контроля за их проведением и результатами. В разработке находятся еще 57 стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ. Разрабатываемые документы объединяются в комплексы стандартов по организации строительного производства, ограждающим конструкциям, инженерным системам и т.д.
Система добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ
В целях развития системы саморегулирования и реализации задач и прав саморегулируемых организаций в строительстве, определенных ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ и ст. 6 Закона РФ «О саморегулируемых организациях», и в соответствии с решением II съезда Национального объединения строителей также была создана система добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ (СДОС НОСТРОЙ).
В феврале 2011 года система была зарегистрирована в Росстандарте как универсальная система добровольной сертификации в сфере строительства.
Она охватывает области сертификации от строительной продукции, работ и услуг до «зеленого» строительства и наилучших доступных технологий, используемых в строительной индустрии.
Система нацелена на развитие саморегулирования в строительстве и ставит своей задачей обеспечить интересы участников инвестиционно-строительного рынка России в сертификационных продуктах высокого уровня.
Систему отличают особые правила допуска участников и их функционирования, а также особая нормативная база сравнения, лежащая в основе процедур подтверждения соответствия.
В рамках СДОС НОСТРОЙ предполагается использование разных процедур и форм оценки соответствия, включающих, помимо непосредственно сертификации, рейтинговые оценки, испытания и экспертизы.
Нормативная база системы является одним из ключевых аспектов качества ее функционирования. Причем стандарты будут устанавливать не только требования к объектам сертификации, правила проведения строительных работ и методы их контроля, но и процедуры проведения оценки (подтверждения) соответствия. Поэтому обеспечению системы нормативной документацией уделяется особо пристальное внимание.
В частности, для целей выполнения сертификации объектов строительства и проектной документации по рейтинговым оценкам разработан стандарт НОСТРОЙ «”Зеленое строительство”. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания. Здания жилые и общественные». Для целей выполнения сертификации систем менеджмента качества подготовлены рекомендации «Система качества. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2008 в строительных организациях».
Таким образом, для поддержки и развития системы саморегулирования в строительной отрасли созданы необходимые предпосылки: система стандартизации НОСТРОЙ, в рамках которой централизованно будут разрабатываться стандарты по правилам проведения строительных работ и методам контроля за их проведением и результатами, а также система добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ, в рамках которой можно будет подтверждать соответствие строительных работ (услуг), продукции и изделий требованиям, установленным СРО.
Проблемы привлечения зарубежного опыта
Представители строительного комплекса понимают, насколько важно и актуально внедрение современных норм в строительстве, аккумулирующих в себе инженерный опыт передовых стран Европы, в том числе для привлечения иностранных инвестиций.
При этом необходимо понимать, что освоение европейской системы технических норм – действенный инструмент продвижения продукции, работ и услуг европейской строительной индустрии. Повышение конкурентоспособности промышленности строительных материалов ЕС, проектных и архитектурных организаций – одна из главных официально продекларированных целей продвижения еврокодов1 в третьи страны. Поэтому при внедрении еврокодов необходимо прежде всего учитывать национальные интересы российского строительного комплекса.
Заложенные в еврокоды принципы проектирования, классификации материалов и сред, методы расчетов и применяемые при этом коэффициенты принципиально отличаются от российской системы нормирования в строительстве. Во многом это обусловлено природно-климатическими и геофизическими различиями территорий наших стран.
В соответствии с поручением Правительства РФ Минрегионом России при активном участии национальных объединений в строительстве разработана и утверждена комплексная программа мероприятий по гармонизации российских и европейских стандартов в области строительства (рис. 2) с учетом национальных особенностей РФ. Программа разработана на основе европейского руководства L EK «Внедрение и использование еврокодов» и предусматривает принятие европейских норм в качестве национальных стандартов и сводов правил с национальными приложениями, проведение адаптации (испытаний, сопоставительных исследований) принятых решений, аттестацию программного обеспечения, сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство, организацию обучения экспертов, персонала и студентов вузов и т.д.
Рисунок 2 (подробнее)
План мероприятий по гармонизации систем технического нормирования РФ и ЕС в строительстве на основе руководства L ЕК «Внедрение и использование еврокодов» |
Программа в настоящее время активно реализуется при координации и финансовой поддержке национальных объединений. Только НОСТРОЙ в 2010–2011 годах организовал работы по переводу, техническому редактированию, сопоставительному анализу с российскими нормами и разработке национальных приложений по 54 частям еврокодов (из 58 существующих).
При проведении работ по гармонизации с еврокодами необходимо учитывать, что в самом европейском профессиональном строительном сообществе существует ряд претензий к этим документам. Одно из основных требований к будущему третьему поколению еврокодов – упрощение самих документов для их понимания более широким кругом пользователей, а именно:
- повышение однозначности понимания требований;
- максимально возможное исключение альтернативных требований;
- исключение тех требований, которые не находят широкого практического применения.
Департамент промышленности и предпринимательства Еврокомиссии выдал СЕН мандат (М/466) для подготовки к разработке нового поколения еврокодов. В 2013–2015 годах должны быть разработаны первые редакции документов. Кроме того, запланированы работы над новыми частями еврокодов по оценке зданий, находящихся в эксплуатации, проектированию конструкций со стеклом, применению полимерных материалов и мембранных структур, а также над дополнениями, направленными на повышение существующих требований к прочности зданий и сооружений.
Российская делегация впервые приняла участие в заседании СЕН/ТК 250 «Еврокоды» в мае 2011 года. В настоящее время представлены предложения российской стороны по организации рабочих групп с участием европейских экспертов, подписано соглашение о взаимодействии в области обучения и тренинга отечественных специалистов и экспертов. Это дает реальную возможность российским экспертам участвовать в разработке третьего поколения еврокодов, а также обеспечивает участие ведущих европейских специалистов в реализации российской программы мероприятий по гармонизации с европейскими стандартами в области строительства.
Надо понимать, что система еврокодов не может гарантировать выполнение всех обязательных требований как в ЕС, так и в России (рис. 3). Так, в Регламенте ЕС № 305/2011 Европейского парламента и Совета об установлении гармонизированных условий для маркетинга строительной продукции и отмене Директивы 89/106/EEC установлено семь базовых требований, которые только частично (около 20%) могут подтверждаться при соблюдении соответствующих еврокодов.
Рисунок 3 (подробнее)
Обеспечение доказательной базы Регламента ЕС CPR и ТР «О безопасности зданий и сооружений» |
При принятии решения об альтернативном применении национальных стандартов и сводов правил, разработанных с учетом еврокодов, необходимо также помнить, что в ФЗ № 384 установлено восемь минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям. При этом еврокоды могут применяться только для подтверждения первого требования по механической безопасности и частично для подтверждения второго по пожарной безопасности. Все другие требования установлены в соответствующих сводах правил (СНиПах) и национальных стандартах. Причем ФЗ № 384, в отличие от еврокодов, устанавливает требования к входящим в состав зданий и сооружений сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения, к процессам строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Что дальше?
Несмотря на видимые улучшения ситуации в области технического регулирования в строительстве, все еще существуют нерешенные проблемы, и к ним добавляются новые.
В настоящее время очень остро стоит вопрос обеспечения взаимосвязи и координации принятого ТР о безопасности зданий и сооружений и других смежных законодательных и нормативных правовых актов.
В этой сфере действуют Градостроительный кодекс РФ, законы «Об энергосбережении…», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приняты шесть ТР, напрямую устанавливающих требования к объектам строительства: ТР о требованиях пожарной безопасности, о безопасности лифтов и др.
В результате дублирования требований, установленных в ФЗ № 384 и других актах, возникают новые административные барьеры, ограничивается применение новых проектных решений, прогрессивных строительных материалов и изделий. Предполагается, что ситуация должна быть разрешена при разработке ТР Таможенного союза (ТС), которые заменят соответствующие национальные регламенты.
В настоящее время идет активное формирование нормативно-правового поля в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ТС). В этих объединениях принят ряд соглашений, рекомендаций, концепций в области технического регулирования. Однако в некоторых случаях отдельные положения этих документов либо противоречат, либо просто не корреспондируют друг с другом.
Наиболее активно ведутся работы в рамках ТС. Принято, ратифицировано и вступило в силу с 1 января 2012 года соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Графиком разработки ТР ТС, утвержденным решением Комиссии ТС № 492 от 08 декабря 2010 года, предусмотрена разработка и принятие в 2011 году 47 ТР, в том числе ТР «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Стороной, ответственной за разработку этого ТР, является Российская Федерация. Публичное обсуждение проекта регламента завершилось 15 апреля 2011 года. 13 декабря 2011 года проект регламента был вынесен на внутригосударственное согласование. В числе основных замечаний строительного сообщества необходимо отметить противоречия с базовым соглашением в части статуса и возможности применения в качестве доказательной базы регламента таких документов, как своды правил (СНиП – Россия, СНиП РК – Казахстан, ТКП – Белоруссия), применения оценки соответствия зданий и сооружений после ввода в обращение (эксплуатацию), а также отсутствие четкой системы установления существенных требований к строительным материалам и изделиям, увязанных с базовыми требованиями к зданиям и сооружениям, непрозрачность процедур оценки соответствия строительных материалов и изделий и т.д. Для снятия противоречий с базовым соглашением ТС необходимо внести в него изменения, учитывающие специфику технического регулирования в строительстве. Это предложение поддерживают все заинтересованные стороны, в том числе профильные министерства стран – участниц ТС.
Кроме того, в проекте регламента не были учтены новые тенденции в развитии форм оценки соответствия строительных материалов и изделий в странах ЕС. Так, согласно принятому Европейским парламентом 21 февраля 2011 года Регламенту ЕС № 305/2011 «Об установлении гармонизированных условий для маркетинга строительной продукции и отмене Директивы 89/106/ЕЭС», страны ЕС в обязательном порядке переходят от декларирования соответствия к декларированию характеристик строительной продукции, обеспечивающих ее применение в зданиях и выполнение базовых требований безопасности. При подготовке Регламента ЕС были учтены особенности технического регулирования в строительстве, не отраженные в базовом соглашении ТС. В объяснительном меморандуме ЕС (COM (2008) 311) о формировании задания на подготовку регламента указано (п. 1.1.), что «Новый подход не является подходящим законодательным инструментом для достижения целей обеспечения свободного оборота и использования продукции в строительстве». Регламент не предусматривает добровольность применения стандартов на строительные материалы и изделия. В тексте Регламента ЕС № 305/2011 указывается, что «производители должны использовать гармонизированные стандарты…» (п. 18 преамбулы). Кроме того, основные требования к проектированию, строительству, эксплуатации зданий и сооружений и оценке соответствия требованиям устанавливаются в национальном законодательстве стран ЕС.
Будет ли это и многое другое из реального европейского опыта учтено в разработанном проекте ТР ТС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», пока трудно сказать. В настоящее время внутригосударственное согласование технического регламента продлено до февраля 2012 года. Сейчас проект этого документа дорабатывается по результатам замечаний, высказанных в ходе первого этапа внутригосударственного согласования, в т.ч. по результатам оценки регулирующего воздействия. Национальные объединения строителей, изыскателей и проектировщиков принимают самое активное участие в его обсуждении, в т.ч. на площадках Межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли при РСПП, Экспертного совета при Минпромторге России.
Для сохранения основных подходов и принципов, заложенных в регламент, необходимо отразить специфику технического регулирования в строительстве. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации опять вернуло строительство на уровень 2003 года, так как практически повторило основные положения ФЗ № 184 и приравняло здания и сооружения к серийно выпускаемой промышленной продукции.
Только активная позиция профессионального сообщества может повлиять на приведение положений соглашения в соответствие с международными принципами регулирования в строительной области и выбор оптимального варианта решения. В настоящее время предложения строительного бизнес-сообщества, НОСТРОЙ и РСПП, поддержанные в том числе профильными министерствами стран – участниц ТС, привели к тому, что Правительство РФ приняло решение об оперативной разработке изменений в базовое соглашение, учитывающих особенности технического регулирования в строительстве.
В случае принятия этих изменений необходимо будет провести масштабную работу по актуализации и разработке межгосударственных строительных норм и правил, межгосударственных стандартов на строительную продукцию.
Работать на опережение
Подводя итоги, можно констатировать, что при активном взаимодействии профессионального сообщества и государства в РФ в целом создана система технического регулирования в строительстве и активно развивается ее нормативно-техническая база.
Сегодня главная задача – взяв лучшее, что наработано международной и региональной практикой, сохранить на уровне Таможенного союза принципы технического регулирования в строительстве, уже применяемые на национальном уровне, и совершенствовать национальную и межгосударственную нормативную техническую базу в строительстве. Также очень важно обеспечить поддержку и развитие института саморегулирования в строительстве и с помощью созданных систем стандартизации и оценки соответствия НОСТРОЙ реализовать главную цель саморегулирования – повышение уровня безопасности и качества объектов капитального строительства, снижение рисков для потребителей строительной продукции.
Литература
- Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании».
- Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
- www.nostroy.ru.
1 Еврокоды (Eurocodes) – европейские строительные стандарты, разработкой которых занимается комиссия Евросоюза с середины 70‑х годов. В 1990 году Европейская комиссия на основе соглашения с Европейским комитетом по стандартизации (CEН) передала право на разработку и издание еврокодов странам – членам Евросоюза, чтобы в дальнейшем присвоить им статус европейских стандартов. Для составления еврокодов был создан CEН/TК 250, секретариат которого находится в составе BSI (Британского института по стандартизации).
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №1'2012
Статьи по теме
- Добровольные-обязательные нормативные требования: «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
АВОК №2'2023 - Хроника прошедшего 2018 года
АВОК №1'2019 - Структура нормативов системы водоснабжения
Сантехника №5'2005 - Стандартизация инженерных систем зданий и сооружений
АВОК №5'2011 - О работе национального технического комитета ТК 061 «Вентиляция и кондиционирование»
АВОК №7'2013 - Важная новость: «АВОК» в системе государственной стандартизации
АВОК №3'2022 - Противопожарная безопасность. Новое в законодательстве
АВОК №8'2013 - Изменения в нормах и требованиях к проектированию пожарных насосных станций
Сантехника №6'2021 - Стандарт АВОК «Рекомендации по повышению энергетической эффективности систем вентиляции и кондиционирования воздуха»
АВОК №2'2015 - ТК 474 «Экологические требования к объектам недвижимости»: задачи, цели, перспективы
АВОК №1'2023
Подписка на журналы