Повышение энергоэффективности как ключевой фактор достижения энергетической безопасности в России
Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28.08.2003 года, энергетическая безопасность определяется как состояние защищенности страны, ее экономики от угроз надежному и эффективному топливо- и энергообеспечению.
Повышение энергоэффективности как ключевой фактор достижения энергетической безопасности в России
Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28.08.2003 года, энергетическая безопасность определяется как состояние защищенности страны, ее экономики от угроз надежному и эффективному топливо- и энергообеспечению.
При этом целью политики энергетической безопасности является достижение трех основных направлений:
- обеспечение экономически обоснованного внутреннего и внешнего спроса на энергоносители необходимого качества и приемлемой стоимости;
- способность сферы потребления экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты на внутреннее энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетических балансов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также у хозяйствующих субъектов;
- устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также способность этого сектора экономики минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных факторов.
Одним из основных принципов обеспечения энергетической безопасности является способность экономики эффективно использовать имеющийся в России энергетический потенциал, предотвращая нерациональные затраты на внутреннее энергообеспечение и сбои в работе объектов энергетического сектора.
Решение первоочередной общенациональной задачи – удвоение за десятилетие валового внутреннего продукта – зависит во многом от ресурсного обеспечения экономики, прежде всего, энергоресурсами. Поэтому снижение энергоемкости производства является важнейшим стратегическим направлением развития национальной экономики, без реализации которого не может быть обеспечен прогнозируемый экономический рост страны.
В соответствии с Энергетической стратегией России перестройка структуры экономики и технологические меры экономии энергии уменьшат энергоемкость валового продукта на 26–27 % к 2010 году от 45 до 55 % к концу рассматриваемого периода. При этом до половины прогнозируемого роста экономики сможет быть получено за счет ее структурной перестройки, без увеличения затрат энергии. Еще 20 % прироста валового внутреннего продукта даст технологическое энергосбережение и только около трети потребует увеличения расхода энергии.
Основные направления раз-вития нормативно-правовой базы энергоэффективности
1. Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.10.2001 года № 796, являлась одним из инструментов реализации Энергетической стратегии России. За первые три года ее реализации была достигнута экономия топливно-энергетических ресурсов в объеме 75–90 млн т. у. т.; каждый вложенный бюджетный рубль привлек около 100 руб. средств из внебюджетных источников. При этом стоимость сэкономленных энергоресурсов в 1,2 раза превысила расходы на энергосбережение. Несмотря на полученные результаты, действие этой программы предполагается приостановить, начиная с 2007 года.
Вместе с тем, учитывая важность решения проблем энергобезопасности и энергоэффективности в числе поручений по реализации основных положений послания президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год, утвержденных президентом Российской Федерации В. В. Путиным 07.07.2006 года, содержится пункт о необходимости подготовки и внесения в Правительство РФ до 01.12.2006 года программы повышения эффективности энергопотребления в Российской Федерации. Ответственное министерство – Минпромэнерго России.
2. Федеральное законодательство
Федеральный закон «Об энергосбережении», принятый в 1996 году, устарел. Его положения не могут быть реализованы в полной мере из-за неопределенности полномочий и ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти в этой области, особенно в части финансирования и стимулирования энергосбережения, в том числе с учетом особенностей регулирования энергопотребления в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7.06.2006 года № 838-р проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об энергосбережении”» будет внесен для рассмотрения в Госдуме в ноябре 2006 года.
3. Финансово-экономическое обеспечение энергосбережения
Главное – привлечение с использованием мер государственной поддержки внебюджетных средств в качестве основного источника финансирования программных энергосберегающих мероприятий на региональном и муниципальном уровнях, в том числе образуемых за счет стоимости сэкономленных энергетических ресурсов и в результате регулирования тарифов для потребителей на электрическую и тепловую энергию, а также на газ. Например, в Москве в рамках действующей Городской целевой программы по энергосбережению такие механизмы уже применяются. Согласно расчетам, они могут обеспечить в четырех–пятилетний срок полную окупаемость программных мероприятий и возврат позаимствованных в начальной стадии финансовых ресурсов.
4. Инновационная политика
Использование инновационных направлений в области энергосбережения – это основной резерв повышения технологической энергоэффективности и удовлетворения прогнозируемого спроса на электрическую и тепловую энергию.
Результативное решение данной проблемы возможно, прежде всего, при условии создания правовых предпосылок, обеспечивающих экономические преимущества для заинтересованности хозяйствующих субъектов (инвесторов) в энергосберегающем бизнесе.
Вопросы энергоэффективности на региональном уровне
На современном этапе экономика России характеризуется высокой энергоемкостью. Сложившаяся ситуация требует на уровне государства определения путей более эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Ключевым показателем энергоэффективности на уровне России, федеральных округов и субъектов РФ является удельная энергоемкость экономики регионов, которая находится в прямой зависимости от целого ряда факторов, определяемых структурой производимого валового регионального продукта, структурой и объемом промышленного производства, долей потребления топливно-энергетических ресурсов населением, коммунально-бытовой и бюджетной сферами, эффективностью энергоиспользования у многочисленных хозяйствующих субъектов.
Наименьшую удельную энергоемкость ВРП среди федеральных округов имеет Центральный Федеральный округ, где велика доля услуг (банковских, информационных, коммунально-бытовых, транспортных и др.) и наименее энергоемкая структура промышленного производства (60 % объема продукции малоэнергоемких отраслей). Наибольшую удельную энергоемкость имеет Сибирский Федеральный округ, где более 70 % объема промышленного производства составляют энергоемкие отрасли (металлургия, ТЭК, химия, нефтехимия и др.), имеет место весьма суровый климат и относительно низкая доля услуг в структуре ВРП. Разница в удельной энергоемкости этих двух полярноориентированных федеральных округов составляет 2,4 раза. Остальные федеральные округа имеют промежуточные значения удельной энергоемкости и ранжируются по отношению к Центральному Федеральному округу в следующем порядке: Уральский – в 1,4 раза; Дальневосточный – в 1,5 раза; Северо-Западный – в 1,8 раза; Южный – в 1,9 раза; Приволжский – в 2 раза выше.
Следует отметить, что за последние четыре года энергоемкость по федеральным округам снизилась следующим образом: Центральный – на 8 %; Северо-Западный – на 10,4 %; Уральский – на 26,5 %; Дальневосточный – на 12,8 %.
Потенциал энергосбережения и условия его реализации
По оценкам специалистов, потенциал энергосбережения составляет 40–45 % современного энергопотребления в стране, или 400–480 млн т. у. т. в год, причем треть этого потенциала имеет топливно-энергетический комплекс, другая треть сосредоточена в энергоемких отраслях промышленности и строительстве, свыше четверти – в жилищно-коммунальном хозяйстве, 6–7 % – на транспорте и 3 % – в сельском хозяйстве.
Анализ динамики расчетной потребности экономики страны в топливно-энергетических ресурсах показывает, что за счет энергосберегающей политики на уровне 2020 года ее величина может быть снижена более чем на 1 400 млн т. у. т. Это позволит при росте экономики за 20 лет от 2,3 до 3,3 раза ограничиться ростом потребления энергии лишь в 1,25–1,4 раза и электроэнергии – в 1,35–1,5 раза.
Важнейшими условиями реализации потенциала энергосбережения являются:
- использование программно-целевого подхода при решении проблем энергобезопасности и повышения энергоэффективности на всех уровнях хозяйствования;
- создание правовых условий, обеспечивающих экономические преимущества для создания заинтересованности инвесторов в энергосберегающем бизнесе, учитывающих особенности энергопотребления в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, предусматривающих введение финансово-экономических механизмов по привлечению внебюджетных средств в сферу энергосбережения с формированием и использованием целевых бюджетных фондов энергосбережения, позволяющих использовать стоимость фактической экономии энергоресурсов в качестве инвестиционных ресурсов как в бюджетной сфере, так и у коммерческих организаций;
- определение круга наиболее перспективных с точки зрения энергобезопасности, энергосбережения и бизнеса инновационных направлений инвестирования в каждом секторе энергопотреб-ления.
Например, внедрение парогазовых установок, позволяющих снизить удельные расходы топлива и соответственно затраты на его приобретение по сравнению с паротурбинными установками не менее чем на треть, развитие малой энергетики, способной кардинально улучшить качество тепло- и электроснабжения потребителей;
- введение механизмов, стимулирующих заинтересованность хозяйствующих субъектов в инвестиционной и инновационной деятельности в области энергосбережения. Например, создание собственных целевых фондов энергосбережения предприятий и организаций за счет привлечения средств, полученных от энергосбережения, использование стимулирующих энергоэффективных мер тарифного регулирования;
- обеспечение самоокупаемости затрат на выполнение энергоэффективных проектов, включенных в федеральные и региональные программы энергосбережения за счет государственной поддержки;
- введение системы технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития безопасной и энергоэффективной энергетики и позволяющих упорядочить эту сферу деятельности;
- определение в системе федеральной исполнительной власти либо на уровне общественных организаций органа, непосредственно ответственного за реализацию государственной политики в области энергосбережения, организующего, координирующего и проводящего работу в этой сфере деятельности.
Вопросы для межгосударственных решений
Для достижения стратегических ориентиров в сфере энергетической безопасности и энергетической эффективности вытекает необходимость принятия на меж-государственном уровне следующих первоочередных мер:
- формирование и использование единых критериев и требований к системной работе по энергобезопасности и повышению энергоэффективности на базе основ технического регулирования;
- создание базы данных общего пользования о нормативно-правовых документах в области энергетики и об инновационных проектах для их дальнейшего тиражирования и рекламы;
- согласование подходов к осуществлению программно-целевого обеспечения энергоэффективности;
- подготовка пакета первоочередных инновационных проектов, реализуемых в рамках СНГ;
- подготовка модельного закона об энергосбережении как основы для развития национального законодательства в сфере энергоэффективности;
- разработка рекомендаций по созданию финансово-экономических механизмов бюджетного и внебюджетного финансирования энергосбережения.
Эта тематика могла бы стать одной из приоритетных для обсуждения в рамках экономического Форума Содружества независимых государств «15 лет СНГ: итоги, проблемы и перспективы», проведение которого предусматривается 25–28 октября 2006 года в Москве.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2006
Статьи по теме
- Москва – энергоэффективный город
Энергосбережение №6'2017 - Программа энергосбережения в Москве. Итоги реализации за 2017 год
Энергосбережение №3'2018 - Перспективы энергосбережения и энергоменеджмента в России
Энергосбережение №3'2019 - Оптимизация расходов на энергопотребление промышленных зданий методами математического моделирования
Энергосбережение №1'2020 - Анализ динамики энергопотребления и энергоемкости валового регионального продукта Москвы
Энергосбережение №5'2022 - Традиционная и нетрадиционная ориентация в энергетике
Энергосбережение №2'2023 - Реализация комплексов экологоэнергоэффективных инженерных систем нового поколения для зданий и сооружений
Энергосбережение №5'2023 - Зеленая сертификация объектов как вектор экономического развития
Энергосбережение №1'2024 - Зеленая сертификация объектов как вектор экономического развития
Энергосбережение №2'2024 - Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ
Энергосбережение №7'2010
Подписка на журналы