Экономия как двигатель реформ
Программа ресурсосбережения Ростова-на-Дону была принята в апреле 1998 года на основании решения Городской Думы "О жилищно-коммунальной реформе на территории г. Ростова-на-Дону". Таким образом, ресурсосбережением в жилищно-коммунальной сфере Ростова мы занимаемся чуть больше года.
Опыт регионов: г. Ростов-на-Дону
ЭКОНОМИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ РЕФОРМЫ
Программа ресурсосбережения Ростова-на-Дону была принята в апреле 1998 года на основании решения Городской Думы "О жилищно-коммунальной реформе на территории г. Ростова-на-Дону". Таким образом, ресурсосбережением в жилищно-коммунальной сфере Ростова мы занимаемся чуть больше года.
При составлении программы мы исходили из того, что заниматься ресурсосбережением в его классическом понимании нам еще рано, и то, что постулат федеральной программы реформирования отрасли звучит как - "снижение непроизводительных затрат в ЖКХ". А вот что касается обоснованных экономически и технически затрат, - то они должны увеличиваться, исходя из того, что и жилищный фонд, и инженерная инфраструктура ЖКХ эксплуатируется до 100 % - ного износа и аварийного состояния.
Поэтому 2-годичный отрезок нашей работы по выполнению ресурсосбережения мы обозначим следующим образом: I этап - ликвидация непроизводительных затрат в энергокомплексе ЖКХ города.
Анализ существующего состояния энергокомплекса ЖКХ показал, что:
- не определена поадресная база потребления тепловой энергии, электроэнергии, водоснабжения;
- фактическое удельное потребление первичных энергоносителей (топлива, электроэнергии, воды) по всем теплоснабжающим предприятиям города выше нормативных показателей;
- фактическое потребление тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения ж/фондом города выше на 25-30 % установленных нормативов;
- потери при транспортировке тепловой энергии по разводящим сетям, находящимся на балансе служб заказчиков районов и в контурах потребителей (по утверждению теплоснабжающих организаций), достигают 40 %;
- договоры энергоснабжающих организаций с потребителями почему-то защищают только права этих предприятий, а права потребителей остались за текстом.
Приведенное положение и определило программу нашей работы в минувшем году. Во-первых, мы провели инвентаризацию всех потребителей энергетических услуг муниципального жилищного фонда и бюджетополучателей города и его районов.
Результатом такой работы явилось установление лимитов потребления энергоресурсов. В процессе установления лимитов сокращено потребление электроэнергии в местах общего пользования муниципального жилищного фонда на 15,7 % (11,0 млн. кВт·ч), составлен и подписан сторонами новый вариант договора на потребление электроэнергии муниципальными потребителями.
Департаментом ЖКХ и энергетики Ростова разработаны и внедрены энергетические паспорта всех потребителей муниципальной сферы (8760 объектов). Составление энергопаспортов выявило много очень интересных моментов.
Если считать полностью достоверными данные потребления, рассчитанные в энергопаспортах, то теплоснабжающие предприятия выставляют городу счета на потребленную тепловую энергию на 130 %, а анализ потребления объектов, оснащенных узлами учета тепловой энергии, показывают, что эта величина составляет 70 % от данных энергопаспортов.
Данные расчетов потребления тепловой энергии по энергопаспортам показали, что мы оплачиваем около 450000 Гкал в год, которые мы не должны потреблять (72,6 млн. руб. в ценах действующих тарифов).
Данные энергопаспортов показали, что действующая удельная величина тепловой энергии на отопление 1 кв. м. занижена по городу от 20 до 40 %, а по счетам выставляемым теплоснабжающими организациями, она составляет величину, применяемую в г. Норильске, то есть почти в 2 раза выше.
Оказалось, что ростовчане потребляют горячей воды не 105 л/сутки на человека, а 140 литров по данным теплоснабжающих организаций и 98 л/сутки по данным показаний узлов учета тепловой энергии.
Данные паспортизации объектов потребления заставили нас пересмотреть свои позиции в отношении тарифов на тепловую энергию, глубже вникнуть в проблемы схем теплоснабжения, организации работы особенно муниципальных теплоснабжающих предприятий и служб заказчиков районов по подготовке муниципальных объектов к эксплуатации в зимний период.
Логическим продолжением работ на основе данных энергопаспортов является выполнение ресурсосберегающих мероприятий в настоящее время:
- проводится модернизация и замена электроприводов и насосных агрегатов с учетом фактических гидравлических нагрузок потребителей, внедрение регулируемых частотных электроприводов, что дает до 30 % экономии в потреблении электроэнергии в теплоснабжении;
- на 70 муниципальных и ведомственных котельных города внедрена стабилизационная обработка воды комплексонатами, позволяющая снизить себестоимость выработки тепловой энергии на 10 - 12 %. В 1999 году планируется внедрение такой технологии дополнительно на 50 котельных;
- разработаны новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление ж/фонда, что позволит снизить бюджетные ассигнования в 1999 году на 38,0 млн. руб.;
- проводятся работы по снижению тепловых потерь в контурах потребителей муниципального ж/фонда на 3058 объектах города, что позволит получить экономию не менее 10 % объемов потребления тепловой энергии на отопление;
- выполняются мероприятия по организации в трех районах города пилотных объектов по подготовке к эксплуатации в зимний период 1999-2000 гг.;
- разработаны и согласовываются новые правила подготовки жилищно-коммунального хозяйства города к сезонной эксплуатации, в которых акцентировано внимание на проведении энергосберегающих работ и мероприятий;
- проведена подготовка к проведению работ в 1999 году по приборному энергоаудиту для определения базовой величины потерь в разводящих тепловых сетях, тепловых вводах и контурах потребителей, что позволит более целенаправленно проводить работу по их снижению и уточнению затрат в стоимости тарифов;
- осуществляется контроль за модернизацией и реконструкцией, изменением схем теплоснабжения по муниципальным теплоснабжающим предприятиям, организацией локальных теплоисточников в Железнодорожном и Советском районах города;
- совместно с крупнейшим производителем тепла в донской столице - "Ростовтеплосетью"- проводятся работы по снижению объемов потребления тепловой энергии на отопление муниципальных и жилых объектов на 150 тыс. Гкал/год, что дает экономию бюджетных средств в размере 12 млн. руб.;
- осуществляется контроль за работой по приемке внутридомовых теплосетей на баланс муниципальных теплоснабжающих организаций;
- выполняются работы по внедрению автоматической системы отключения освещения в местах общего пользования муниципального жилищного фонда;
- совместно с ММПП "Водоканал" организована работа по внедрению регулируемого частотного электропривода. Установка его на насосных станциях позволит сократить через 2-3 года потребление электроэнергии в МППО "Водоканал" на 150 млн. кВт. В настоящее время проводятся работы с условием их полного окончания в июле-августе 1999 г. по трем объектам с экономическим эффектом 1,6 млн. руб. в год. Также с МППО "Водоканал" разработана программа санации водоводов питьевой воды и канализации протяженностью 39,5 км, что позволит сократить число аварий и повысить надежность водоснабжения города;
- начата работа по замене светильников уличного освещения с внедрением натриевых ламп освещения, дающих до 30 % экономии в потреблении электроэнергии. Проводится работа по реконструкции сетей уличного освещения с учетом 30 % отключения светильников в период с 24.00 до 5.00 часов, что позволяет экономить до 25 % электроэнергии;
Департаментом ЖКХ и энергетики постоянно проводится работа по контролю за исполнением лимитов потребления энергоресурсов бюджетополучателями, их корректировке и уточнениям. Введение лимитирования потребления энергоресурсов и их корректировка позволит сократить бюджетное финансирование на 13 млн. руб.
Работы, проводимые в районах города по закрытию температурных контуров потребителей, особенно жилищного фонда на более чем 3000 объектах, проведение качественной промывки внутридомовых сетей позволит сократить на 10 - 12 % тепловые потери и сократит потребление тепловой энергии на отопление на 150 -160 тыс. Гкал. (12 - 15 млн. руб.).
Очень много говорится о приборах учета тепловой энергии. Называются заманчивые суммы экономии денежных средств, в т.ч. и бюджетных. Мы в настоящее время ведем эту работу в таком направлении: предприятие-производитель гарантирует экономию денежных средств, мы же гарантируем оплату за работы и оборудование из сэкономленных средств. Сейчас мы увязываем такую схему на первые 100 узлов учета тепловой энергии.
По всем направлениям работы Департамент ЖКХ и энергетики прорабатывает варианты организации производств и сборки оборудования на предприятиях города. Предварительно оговорены условия такой организации по сборке частотно-регулируемого электропривода, узлов учета тепловой энергии, светильников уличного освещения. Производство котельных установок, комплексоната для обработки воды в городе уже налажено.
Хотелось бы обратить особое внимание на следующий факт. Мы все понимаем, что идеальным вариантом была бы такая ситуация, когда энергоснабжающие организации имели дело напрямую с потребителями, в том числе и с населением. Никаких посредников. В этом плане мы проводим работу по передаче на баланс муниципальным теплоснабжающим предприятиям внутридомовых тепловых сетей.
В настоящее время такая работа закончена по 2-м предприятиям (33 котельных). Этот опыт оказался весьма удачным на малых и средних котельных, замкнутых на 1 - 3 потребителях.
Хочу особо подчеркнуть, что жалоб от потребителей по таким объектам практически нет, подготовка к зиме, промывка, опрессовка ведется теплоснабжающими предприятиями. Таким образом замыкается цепочка котел-отопительная батарея. Есть хозяин всего цикла, потребитель знает, с кого спрашивать за оплаченную услугу.
Еще один момент - в процессе отопительного сезона на котельных (особенно там, где нет ХВО) удельное потребление первичных энергоносителей повышается за счет загрязнения поверхности котлов и тепловых сетей. На 3-х муниципальных теплоснабжающих предприятиях (особенно на ростовском муниципально-унитарном предприятии по содержанию и эксплуатации котельных) на 36 котельных внедрена обработка сетевой и питательной воды комплексонатами. На таких системах снизилось в течение отопительного сезона потребление топлива на 10-12 % от годового и на 8 кВтoч на 1 Гкал тепловой энергии. Указанные системы не нуждаются в дополнительных промывках ни котлов, ни тепловых сетей.
Один из самых главных вопросов, на который, к сожалению, не обращается должное внимание, - это понимание наших забот, стремление идти навстречу наведению элементарного порядка в ЖКХ со стороны населения.
Предварительной мощной информационной атаки у нас не получилось. Активизация такой работы в процессе реформирования ЖКХ и особенно ресурсосбережения реальных, ощутимых плодов еще не принесла.
В текущем году Департаментом ЖКХ и энергетики города было проведено 16 выступлений на телевидении, более 20 публикаций в газетах, около 20 выступлений на радио, но все они не принесли ни одного отклика и понимания наших общих проблем. Потребительское отношение к получению услуг ЖКХ, к сожалению, осталось преобладающим. Мы сейчас ищем новые пути - встречи, сходы, обсуждение возникших проблем, пути их решения конкретно с жителями, от которых очень многое зависит: экономия электроэнергии в местах общего пользования, закрытие температурного контура зданий и их сохранение.
Остаются нерешенными и многие проблемы, связанные с правовой базой ресурсосбережения, учетом экономии, дальнейшим использованием сэкономленного, материальной заинтересованностью всех, кто занимается ресурсосбережением и добивается результатов, контролем со стороны потребителей за выработкой и подачей энергоуслуг. Все эти вопросы требуют комплексного решения.
Выполнение намеченных на 1999 год ресурсосберегающих мероприятий, по нашим расчетам, позволит сократить расходование бюджетных средств на весьма внушительную для городского бюджета сумму - 80 млн. рублей.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'1999
Статьи по теме
- Совершенствование технологии проектирования
АВОК №1'1998 - Метод материального стимулирования энергосбережения в коммунальном хозяйстве
Энергосбережение №3'1999 - 10 лет: от Информационного бюллетеня к Всероссийскому журналу!
Энергосбережение №10-юбилейн'2005 - Энергосбережение в общеобразовательной школе. Опыт Канады
АВОК №7'2010 - XXX конференция и выставка «Москва: проблемы и пути повышения энергоэффективности»
АВОК №8'2013 - Соответствие стен из автоклавного газобетона современным требованиям по тепловой защите зданий
Энергосбережение №2'2016 - За оптимальное сочетание автоматизации регулирования подачи и учета тепла
АВОК №4'1998 - Опыт энергосбережения в городском хозяйстве Санкт-Петербурга
Энергосбережение №3'1999 - Новый закон «Об энергосбережении в Москве»
Энергосбережение №1'2006 - Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ
Энергосбережение №7'2010
Подписка на журналы