Энергосбережение в Свердловской области
Необходимость внедрения энергосберегающих технологий была осознана в Свердловской области как властными структурами, так и хозяйствующими субъектами уже давно. Область является одним из крупнейших в России потребителей энергоресурсов, что соответствует ее статусу региона, занимающего лидирующие позиции по объемам производства. Ежегодно в области потребляется около 35 млрд. кВтoч электроэнергии и около 80 млн. Гкал тепловой энергии. Накопленный опыт энергосбережения позволяет считать, что до 20 % этого количества энергии можно сэкономить за счет наведения порядка в энергопотреблении без значительных инвестиций.
Энергосбережение в Свердловской области
Необходимость внедрения энергосберегающих технологий была осознана в Свердловской области как властными структурами, так и хозяйствующими субъектами уже давно. Область является одним из крупнейших в России потребителей энергоресурсов, что соответствует ее статусу региона, занимающего лидирующие позиции по объемам производства. Ежегодно в области потребляется около 35 млрд. кВтoч электроэнергии и около 80 млн. Гкал тепловой энергии. Накопленный опыт энергосбережения позволяет считать, что до 20 % этого количества энергии можно сэкономить за счет наведения порядка в энергопотреблении без значительных инвестиций.
О большом перерасходе энергоресурсов говорит высокая доля энергетической составляющей в себестоимос-ти продукции, а также уровень удельного потребления энергии в бюджетном и коммунальном секторах. Через энергосбережение просматривается путь к повышению конкурентоспособности продукции предприятий области.
В 1997 году задачи различных организаций и фирм по энергосбережению были намечены в масштабной программе "Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года", утвержденной постановлением правительства области. Мероприятия, предусмотренные программой, были структурированы по направлениям деятельности и по годам. Для осуществления значительной доли мероприятий планировалась поддержка из областного бюджета. В процессе исполнения (прошло уже два года) программа уточняется, в ее поддержку выпущен ряд распорядительных (от указов губернатора) и нормативных документов.
В настоящее время правительством области подготовлен и направлен в Областную думу проект закона "Об энергосбережении". Большое место в законе занимают механизмы финансирования работ по энергосбережению. Среди них: выделение целевых средств из бюджетов всех уровней; средства специализированных фондов; средства от экономии в результате внедрения энергосберегающих проектов; средства от устанавливаемой правительством области для реализации конкретного проекта энергосберегающей тарифной составляющей; средства от санкций за нерациональное использование энергетических ресурсов; налоговые кредиты на определенный период организациям, реализующим энергосберегающий проект.
В качестве основных направлений деятельности в сфере энергосбережения можно обозначить следующие:
- широкое внедрение энергетического аудита с целью получения достоверной информации о потерях при использовании энергоресурсов;
- внедрение комплекса мер, стимулирующих организации и предприятия к энергосбережению;
- развитие производства энергосберегающего оборудования на предприятиях области с использованием, прежде всего, высокого потенциала конвертируемых оборонных предприятий;
- развитие сектора услуг по внедрению энергосберегающих технологий;
- демонстрация эффективности энергосбережения и популяризация передовых технологий и оборудования.
В 1998 году территориальное управление (ТУ) "Свердловгосэнергонадзор" и три специализированные организации, имеющие лицензии на проведение энергоаудита, обследовали 33 потребителя ТЭР. Энергетические обследования проведены на 21 предприятии сельского хозяйства, 5-ти промышленных предприятиях, в 4-х энергоснабжающих организациях, на предприятии общественного транспорта, в лечебном учреждении и в среднем специальном учебном заведении. Выявленные в результате аудита резервы оценены в 32784 тыс. руб.
Энергетические обследования проводились в соответствии с правилами, утвержденными Минтопэнерго РФ, и "Методикой проведения энергетических обследований организаций", разработанной ТУ "Свердловгосэнергонадзор" и согласованной с правительством Свердловской области.
Стоимость выполняемых работ в соответствии с решением Комитета цен правительства Свердловской области определялась в основном на договорной основе, а в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней, энергетические обследования проводились бесплатно.
В соответствии с постановлением правительства Свердловской области от 15.11.98 года ТУ "Свердловгосэнергонадзор" разработало и представило в областную энергетическую комиссию проект областной программы проведения обязательных энергетических обследований на 1999 год, которая была утверждена министром топлива, энергетики, связи и коммунального хозяйства Свердловской области. Программа предусматривает проведение энергетических обследований на шестидесяти энергоемких (с годовым потреблением более 6 тыс. т условного топлива или 1 тыс. т моторного топлива) предприятиях области и устанавливает лицензированные организации-энергоаудиторы, имеющие право на участие в реализации данной программы.
В условиях дефицита бюджета с целью сокращения разбазаривания энергоресурсов областные власти вынуждены прибегать и к таким непопулярным мерам, как введение лимитов потребления энергетических ресурсов для бюджетных учреждений и организаций. С этой целью в соответствии с указом губернатора были разработаны и внедрены типовые "Энергетический паспорт организации" бюджетной сферы и "Энергетический паспорт муниципального образования". Методика заполнения паспортов учитывает индивидуальные характеристики объектов и местные климатические условия. На основе паспортов создается единая база для планирования расходов бюджетных организаций за коммунальные услуги. Параллельно в области проводится по единой форме (технический паспорт котельных) паспортизация теплоисточников. Все это станет основой деятельности по реконструкции систем энергоснабжения муниципальных образований.
Свердловская область обладает высоким промышленным потенциалом, и правительство, формируя программы энергосбережения, ставит одновременно задачу загрузки освобождающихся производственных мощностей в результате выпуска оборудования для энергосберегающих технологий. Жесткая конкуренция, создаваемая поставляемым в регион импортным оборудованием, заставляет местных производителей разрабатывать и выпускать оборудование, обладающее высокими потребительскими качествами.
Среди предприятий-производителей можно отметить управление "Энергогазремонт" предприятия "Уралтрансгаз" (газовые котельные в блочном исполнении, газовые воздушные нагреватели, газовые инфракрасные нагреватели, установки "Самум" и др.), НПО автоматики и его дочернее предприятие "Региональный центр энергосбережений" (агрегатная автоматика для ГРС, котельных, дизельных электростанций, модульные автоматические системы регулирования теплопотребления, средства учета энергоресурсов, промышленные контроллеры и др.), АО "Уральская электротехническая компания" (пластинчатые теплообменники, модульные индивидуальные теплопункты и др.) и многие другие предприятия. На 1999-2000 годы правительство ставит задачу расширения перечня выпускаемого в регионе для целей энергосбережения оборудования и в первую очередь импортозамещающего оборудования.
Текущая ситуация в энергосбережении характеризуется тем, что в соответствии с соотношением тарифов и затрат основной объем инвестиций и, соответственно, энергосберегающих мероприятий связан с тепловой энергией. При этом в настоящее время область проходит через фазу массовой установки приборов учета тепловой энергии. Сюда направлены основные усилия многочисленных предприятий и фирм, предлагающих свои услуги потребителям.
Однако уже на следующем этапе произойдет существенное увеличение относительного объема работ, связанных с установкой автоматических систем регулирования потребления тепловой энергии. Средства учета помогут потребителю самому (без вмешательства поставщика, часто являющегося монополистом) решать, сколько энергии взять на отопление и для других целей. Местные производители уже сегодня предлагают такое оборудование, и именно оно в последние два года отмечается наградами и дипломами на региональных выставках по энергосбережению.
В области остро стоит проблема эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с учетом экономических факторов. Около 100 % (79 млн. Гкал) тепловой энергии в области производится в 3600 котельных. Из них более 2000 работают на угольном топливе, которое завозится, в основном, из других регионов, в том числе из Казахстана. Это определяет высокий уровень тарифов на тепло. С другой стороны, загруженность газопроводов в области составляет 30 % от проектной, что связано с недостаточным уровнем газификации и отсутствием у потребителей высокоэффективных газоиспользующих установок. Перевод устаревших котельных на газ повышает их КПД, увеличивает объемы вырабатываемого тепла и позволяет значительно снизить тариф на отпускаемую тепловую энергию.
В области действует программа массового перевода котельных различной мощности на природный газ. При этом используются производимые в области блочные автоматизированные газовые котельные мощностью от 0,5 до 8 –МВт. КПД котлов, установленных в этих котельных, не ниже 92 %, в состав котельных входят блоки водоподготовки. Себестоимость выработки тепловой энергии на блочных автоматизированных газовых котельных составляет 80 руб. за 1 Гкал. Для сравнения, тепло с угольной котельной отпускается по тарифам от 250 до 600 руб. за 1 Гкал. Эффект можно проиллюстрировать следующим примером - ввод в эксплуатацию в 1998 году двух газовых мини-котельных в Управлении пожарной службы ГУВД области привел к снижению затрат на теплоснабжение на 67 % или экономии бюджетных средств в размере 253 тыс. руб.
Задача популяризации энергосбережения решается в области различными способами. Проводятся региональные специализированные выставки, конференции и семинары. В течение второй половины 1998 года и в начале 1999 года были проведены следующие мероприятия по энергосберегающей тематике:
- ежегодная выставка "Энергосбережение-99" в КОСК "Россия", 18.05.99 г. - 20.05.99 г. (организатор - ЗАО "Уральские выставки");
- семинар-презентация датских фирм в рамках "Дней Дании на Урале" (31.05.99 г. - 1.06.99 г.);
- областная конференция "Энергосбережение - основа подъема экономики" (15.09.98 г.), организованная ТУ "Свердловгосэнергонадзор" совместно с Союзом промышленников и предпринимателей Свердловской области и Союзом машиностроительных предприятий Свердловской области;
- областная специализированная конференция по системам учета энергии в д/о "Зеленый мыс" (20.04.99 г. - 22.04.99 г.);
- международная конференция "Проблемы энергосбережения в регионе" и специализированная выставка "Энергетика, ресурсы, город" в экспоцентре (26.04.99 г. - 28.04.99 г.).
Был проведен также и ряд других мероприятий.
Традиционно в выставках наряду с местными производителями участвуют предприятия из других регионов России, а также зарубежные фирмы. Участники конференций и выставок имеют возможность посетить демонстрационные зоны Екатеринбурга и принять участие в тематических рабочих семинарах.
Созданию демонстрационных зон и объектов как средству пропаганды энергоэффективных технологий в области уделяется большое внимание. Среди таких зон можно отметить Управление "Энергогазремонт", где для получения тепловой энергии и электроэнергии применено газоиспользующее оборудование, Сухоложский асбоцементный завод с паровой котельной и установленной в ней паровой турбиной, Экспериментально-производственный комбинат Уральского технического университета и др. Претендует на статус демонстрационной зоны муниципальное образование "город Краснотурьинск", для которого характерен комплексный подход к проблеме энергосбережения.
Решающую роль в распространении идеологии и опыта энергосбережения в Свердловской области играют издаваемые под патронажем правительства и с участием ТУ "Свердловгосэнергонадзор" специализированные журналы: "Вестник энергосбережения" (ежеквартальный) и "Энергетика региона" (ежемесячный), которые становятся рупорами энергосберегающей политики в Свердловской области.
С этой же целью ТУ "Свердловгосэнергонадзор" начало издание серии справочных пособий (брошюр) по различным разделам энергосбережения под общим названием "Библиотечка энергосбережения". В феврале 1999 года вышли из печати первые три выпуска.
Для повышения профессионализма при выполнении работ по энергосбережению в области выпущен указ губернатора, обязывающий бюджетные организации иметь в своем штате аттестованного специалиста по энергосбережению. Курсы по подготовке и аттестации таких специалистов организованы в Уральском государственном техническом университете (УГТУ-УПИ). Условия для бюджетных организаций - льготные.
Несмотря на значительные успехи, достигнутые в Свердловской области в сфере энергосбережения, соразмеряя достигнутое с масштабом стоящей задачи, мы считаем, что находимся в начале пути. Для эффективного движения по нему мы готовы поделиться нашим опытом и с благодарностью примем опыт Москвы и других регионов.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'1999
Статьи по теме
- Опыт Дании в области энергосбережения
Энергосбережение №4'1999 - Оценка экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия
АВОК №7'2005 - Новая энергоэффективная схема СКВ для офисных и многофункциональных зданий
АВОК №5'2010 - Три аспекта создания здания с эффективным использованием энергии
АВОК №8'2013 - Энергосбережение и климатология
АВОК №2'2016 - Совершенствование технологии проектирования
АВОК №1'1998 - Метод материального стимулирования энергосбережения в коммунальном хозяйстве
Энергосбережение №3'1999 - 10 лет: от Информационного бюллетеня к Всероссийскому журналу!
Энергосбережение №10-юбилейн'2005 - Энергосбережение в общеобразовательной школе. Опыт Канады
АВОК №7'2010 - XXX конференция и выставка «Москва: проблемы и пути повышения энергоэффективности»
АВОК №8'2013
Подписка на журналы