Оценка зданий на соответствие
критериям зеленого строительства
производится по значению так на-
зываемого s‑фактора (Sustainability-
factor,
S
f
), определяемому как:
S
f
= 100 – (
К
∑
ЭТ ЗД
/
К
∑
ЗД
)
•
10, (2)
где
К
∑
ЭТ ЗД
– сумма баллов по всем кри-
териям эталонного здания, ед.;
К
∑
ЗД
– сумма балов по всем крите-
риям оцениваемого здания, ед.
Правительство Москвы каждые
пять лет должно заново утверждать
характеристики эталонного здания,
отвечающего требованиям энерге-
тической и экологической эффектив-
ности для данного периода времени.
Для зданий, соответствующих эта-
лону, s‑фактор равен 90, а для зда-
ний, существенно недотягивающих
до эталонных характеристик, – го-
раздо ниже. Социальное жилье, по-
видимому, должно иметь s‑фактор
не менее 80.
По этой же схеме должны оце-
ниваться здания и в других регио-
нах, но эталонное здание в каждом
регионе будет свое. Регион также
должен утверждать эталонное зда-
ние раз в пять лет, и, соответствен-
но, в этом эталоне должны найти
отражение те технологии, решения
и оборудование, которые наиболее
эффективны в регионе по объектив-
ным и субъективным критериям зе-
леного строительства, включая эко-
номические.
Важным является то, что при
определении s‑фактора рейтин-
га эталонное здание помещается
в климатические условия, анало-
гичные тем, в которых находится
оцениваемый дом.
Это позволит
сравнивать дома в различных клима-
тических районах. Возможно, этот ва-
риант рейтинга может быть интерес-
ным и для других регионов России.
Важнейшим свойством разра-
ботанной «Концепции московского
зеленого строительства» является ее
направленность на оптимизацию си-
стемы энергоснабжения Московско-
го региона.
Московский регион включает
два субъекта федерации: Москву
и Московскую область. Принципы
энергоснабжения Москвы и Мо-
сковской области существенно раз-
личаются. Основу энергоснабжения
Москвы составляют крупные те-
плоэлектроцентрали (ТЭЦ), рабо-
тающие в основном на природном
газе и обеспечивающие совмест-
ное производство электрической
и тепловой энергии (когенерацию).
Частично, примерно на 25 %, тепло-
вые нагрузки в городе покрываются
за счет котельных.
В Московской области в основ-
ном принята раздельная система
энергоснабжения:
теплоснабже-
ние обеспечивается от котельных,
а электроснабжение – от электриче-
ских сетей ОАО «Мосэнерго». Такая
система, принятая в большинстве
муниципальных и городских обра-
зований области, является крайне
неэффективной, поскольку экологи-
чески грязная технология выработки
электрической энергии реализуется
на территории города, а экологиче-
ски чистый продукт – электрическая
энергия – поставляется в область.
При этом тепловая энергия, сопут-
ствующая выработке электроэнергии
для области, зачастую, особенно ле-
том, сбрасывается через градирни,
а в области в то же самое время для
нужд горячего водоснабжения в рай-
онных и индивидуальных котельных
дополнительно сжигается первичное
топливо. Только в некоторых районах
Московской области, примыкающих
к МКАД, и в городах, расположенных
вблизи ТЭЦ, электрические и тепло-
вые нагрузки покрываются по эффек-
тивной когенерационной схеме энер-
госнабжения.
Низкая надежность раздель-
ной схемы энергоснабжения по-
требителей Московской области
привела к массовым нарушениям
тепло- и электроснабжения населе-
ния и экономики области в зимний
период 2010/2011 года. Таким обра-
зом, требуется существенная модер-
низация системы энергоснабжения
Московской области, в том числе
с использованием малой распреде-
ленной энергетики и возобновляе-
мых источников энергии. Особую ак-
туальность разработка новой схемы
энергоснабжения Московской обла-
сти приобретает с присоединением
к Москве новых территорий.
Концепция
предусматривает
оценку экономической эффективно-
сти предлагаемых проектов зданий
с учетом экологической составляю-
щей в прогнозируемых на кратко-
и среднесрочную перспективу ценах
на энергоресурсы.
Экологическая
составляющая должна учитываться
при разработке и утверждении ТЭО
и стадии «проект» новых, реконстру-
ируемых и капитально ремонтиру-
емых строительных объектов. Для
начала может быть установлена эко-
логическая составляющая в прогнози-
руемых на кратко- и среднесрочную
перспективу ценах на энергоресурсы,
полученные при сжигании органиче-
ского топлива на территории города.
Для Москвы в размере до 2–4 руб.
за 1 кВт·ч.
Таким образом, широкое внедре-
ние в городе технологий, оборудова-
ния и технических решений зеленого
строительства позволит существенно
снизить потребление первичной энер-
гии в системе энергоснабжения и, как
результат, способствовать достижению
установленной государством цели по-
вышения энергоэффективности эконо-
мики на 40% к 2020 году по сравнению
с 2007 годом.
�
СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА “ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ” 2013
67