Инженерное оборудование зданий: состояние рынка и перспективы
Engineering Equipment of Buildings: Market Condition and Prospects
A. A.Danielyan, President Termoros Group
Keywords: construction, engineering equipment, systems approach, product quality, selection criteria
This material is devoted to assessing the current state of the vector and development of the construction industry in the near future.
А. А. Даниелян, президент группы компаний «Терморос»
Данный материал посвящен оценке текущего состояния и вектору развития строительной отрасли в ближайшей перспективе.
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗДАНИЙ:
состояние рынка и перспективы
Публикации в предыдущих номерах журнала «АВОК», содержащие мнения признанных экспертов отрасли, и пристальное наблюдение за изменениями и поведением российского рынка инженерии в целом и смежных рынков побудили и меня поделиться некоторыми мыслями и своей оценкой текущего состояния и вектора развития нашей отрасли в ближайшей перспективе.
Все обстоятельства последних лет, влияющие на состояние отрасли инженерии, обусловлены в целом изменением подхода к работе и развитием как самого рынка, так и игроков, его представляющих. Можно говорить о том, что заказчик как на В2В-, так и В2С-рынке становится более опытным, профессиональным, пристально анализирует и выбирает необходимые решения. И это естественное профессио-нальное развитие данной индустрии.
На рынке инженерного оборудования можно выделить три основных сегмента: строительство, реконструкция и розничные сети, включающие в себя DIY и массовую розницу. Хотелось бы акцентировать внимание в чуть большей степени на строительном направлении и поделиться своими наблюдениями в этой сфере. Как все мы видим, объем строительства сократился, и факторы, влияющие на это, всем известны – начиная от значительных курсовых колебаний и заканчивая бюджетированием. Но при этом хочется отметить, как может меняться системный подход к развитию компании, комплексности и полноте оказываемых услуг в ситуации, когда их качество приобретает все большее значение.
Автоматизация бизнес-процессов становится сначала фактором успеха, а затем и просто необходимостью. Компании начинают развитие и программных продуктов, и системных решений.
Многие компании совершают следующий шаг в сторону развития. Одними из таких шагов, и последние три-пять лет эта тенденция подтверждается на рынке инженерного оборудования, являются открытие собственных производств и выпуск как простой, так и высокоинтеллектуальной продукции. Ситуация на российском рынке в целом только поддержала развитие этого направления.
Большинство компаний совсем недавно были дистрибьюторами или представителями крупных иностранных производителей, а сегодня многие из них представляют собственные бренды и продукты собственного производства. Это еще раз подтверждает факт изменения качества представляемых услуг и сервисов и их спектра. Из года в год увеличивается количество западных компаний, открывающих в России свои производства, с разной степенью локализации.
В то же время вместе с развитием сервисной составляющей, ростом производства в России, повышением компетенций компаний в клиентском поле увеличивается уровень спроса на дешевую продукцию. Это происходит ввиду значительного количества внешних факторов: скачки курса валют, ограниченное финансирование строительства, сформированные в прошлые годы в рублях бюджеты. Все эти изменения часто влекут за собой применение низкокачественного оборудования на объектах строительства с коммерческим и бюджетным финансированием. Вместе с тем, помимо изменений проектов в сторону удешевления, остаются достаточно слабыми требования к качеству строительства. Так, в России, согласно Гражданскому кодексу, предельные сроки обнаружения ненадлежащего качества строительных работ составляют 5 лет. Для сравнения, например, во Франции и Великобритании этот срок доходит до 10 лет.
Однако в ближайшей перспективе, за счет оптимальной конъюнктуры рынка для развития отечественного произ-водителя, качество и технологичность производимого в России оборудования значительно шагнут вперед. Ведь при прочих равных факторах лучшее качество будет основным критерием выбора. Таким образом решится значительное количество задач, связанных со сложностями последующей эксплуатации и проблемными зонами, и это в целом послужит предпосылкой для роста качества оборудования, применяемого на рынке строительства. Однако без активного участия регулирующих и надзорных структур и профессионального сообщества процесс будет долгим. НП «АВОК», несомненно, играет очень важную роль в этом направлении. Это – глобальная задача, для успешного решения которой необходимо пристальное внимание со стороны государства. Существенные шаги в работе над качеством такой продукции, как радиаторы отопления, были сделаны, например, Ассоциацией производителей радиаторов отопления «АПРО».
Усиление регулирования и контроля соблюдения нормативов, отвечающих отечественным и международным стандартам энергосбережения, позволит достигнуть более значительных результатов в экономном использовании ресурсов, что повлечет за собой высвобождение энергетических мощностей и энергообеспечение новых объектов без строительства дополнительных источников электрической и тепловой энергии. Аналогичный подход в реконструкции жилого и коммерческого фонда позволит качественно снизить потребление энергии и энергозатраты. Здесь не обойтись и без проверенных опытом западных стран и оправдавших себя методов кнута и пряника, когда реализация энергосберегающих мероприятий хорошо стимулируется, а их игнорирование влечет за собой применение жестких экономических и административных мер.
Резюмируя все сказанное выше, хочется отметить, что качественное развитие продуктов, стандартов, нормативов и более пристальное внимание к процессу энергосбережения, на мой взгляд, улучшат общие показатели по всем направлениям и выведут отечественный инженерный рынок на новый уровень.
В продолжение материала Ашот Агбалович Даниелян дал редакции журнала интервью
Сейчас экономика страны, и строительный сектор не исключение, переживают непростое время. Некоторые специали-сты видят в этом процессе и положительные моменты. А что думаете вы по этому поводу
- Время спадов в экономике или на строительном рынке – прекрасная возможность для обучения и развития, ориентирования на профильное обучение. Обычно в пики экономической активности времени на это не хватает – весь день занят текущей работой. А тут появляется возможность уделить время развитию и работе над собой. Я вообще считаю, что в день, когда кто-то – не важно физическое это лицо или юридическое – перестает работать над своим развитием, он начинает деградировать. Немаловажный фактор в условиях кризиса – это цена, которая определяется себестоимостью, то есть издержками. Чем меньше издержки, тем больше возможности снизить цену и предложить рынку (заказчикам) более экономичные решения не сильно в ущерб качеству.
Соответственно, это время для технологического развития, для развития IT-технологий, позволяющих сделать процессы внутри компании более эффективными и быстрыми, дать заказчику гарантии сервиса другого качества, сократить издержки.
Кризис – время перемен, и в этот период хорошо видно, что меняется, как меняется. Для кого-то это, может быть, огромная проблема. Кто-то уходит сам, кто-то не умеет ориентироваться в сложившейся ситуации, теряется и не понимает, что делать. Для кого-то открываются новые возможности.
Что мешает развитию бизнеса в сегодняшней ситуации? Какова роль государства?
–Больше всего сегодня не хватает жестких требований к инвесторам и застройщикам по гарантийным обязательствам в отношении продуктов, которые они на рынок выводят. В развитых странах попробуйте построить дом и сказать через год: «Я ни за что не отвечаю». Гарантийные сроки доходят до 10 лет. Это заставляет при принятии в том числе технических, финансовых решений, при формировании бюджета понимать, что качество стройки, и в том числе инженерных систем, должно соответствовать определенным стандартам. И тогда будут исключены ситуации, присутствующие сейчас на российском рынке, – лишь бы дешевле. Думаю, что изменение ситуации с регулированием в этом вопросе послужило бы наибольшим толчком для развития строительного рынка. И конечно, ипотечное кредитование – ставки еще высокие.
Мы двигаемся очень медленными темпами, тормозим, и здесь роль государства очень важна. В связи с этим хотел бы отметить еще одну вещь – метод «кнута и пряника», который с колоссальным успехом применяют европейцы. Например, строишь новый дом, будь добр обеспечь 20 % энергопотребления за счет альтернативных источников. Не обеспечишь – значит, не сдашь в эксплуатацию, обеспечишь – получишь субсидию. И вот за счет таких рычагов, таких механизмов Европа – Германия, Голландия, Дания, скандинавские страны, Испания – очень продвинулась. Делает колоссальные успехи Италия – в стране активно развиваются альтернативные источники энергии, что сказывается и на развитии энергосбережения, а в связке с сегодняшними тех-нологическими возможностями, которые, например, дает интернет – это практически такая новая революция. В этом направлении нужно двигаться, развиваться, и роль государства здесь очень важна.
Санкции, изоляция России, насколько это ощущаете?
– Изоляция только на политическом уровне. С кем из бизнесменов, партнеров ни разговаривал – никакой изоляции нет. Все понимают, что мы по-прежнему друзья, партнеры, мы по-прежнему вместе. И более того, могу сказать, что абсолютное большинство, с кем мне приходилось общаться, очень хорошо понимают позицию России и в основном ее поддерживают. Нам надо не противостоять, нам надо сотрудничать.
Такое взаимопонимание с зарубежными партнерами было с самого начала?
– Вначале, конечно, была очень высокая настороженность. Европейцы россиян воспринимали сложно, не понимали, кто мы такие. Очень много было предрассудков, предвзятого отношения, настороженности.
И для нас тоже сложности были. Во-первых, мы не знали, как выстраивать внешнеэкономические отношения, не хватало информации, не было интернета. Когда современный российский строительный рынок только формировался, поиск партнеров зачастую представлял собой обзвон по справочнику.
Затем начали посещать основные выставки: Франкфурт, Милан. И уже легче пошли коммуникации, когда поняли, что надо напрямую с людьми общаться. Работали на развитие языковых навыков, чтоб напрямую общаться с партнерами, чувствовать их ближе. Пониманию это очень помогает. Потом они начали к нам приезжать, увидели нашу реальность, поняли, что их стереотипы немножко неправильные, потихонечку дело пошло.
Впоследствии, когда пошли крупные заказы с нашей стороны, они уже по-другому начали все воспринимать. У нас есть стратегические партнеры, с которыми мы уже сотрудничаем около 20 лет. Доверие очень высокое, кредитование на огромные суммы, идут совместные программы, разработка новых продуктов, совместное производство, мероприятия.
В будущее смотрите с оптимизмом?
–Любой кризис, любые проблемы – это в том числе и возможность, это опция для человека, который находит активную позицию, который в поиске, который постоянно думает, что можно сделать. Любой бизнесмен прежде всего творец. Думай, развивай, делай.
Редакция благодарит Ашота Агбаловича за уделенное время и интересную беседу.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №6'2016
pdf версияСтатьи по теме
- Энергосбережение в зданиях. Новые МГСН 2.01-99 требуют проектирования энергоэффективных зданий
Энергосбережение №2'1999 - Практика применения тепловизионного контроля в строительстве
АВОК №7'2005 - Строительство и проект – проблемы и решения
АВОК №2'2011 - Рынок инженерных систем и оборудования. Размышление о пройденном, взгляд в будущее
АВОК №5'2016 - Биологически опасные здания
Энергосбережение №3'2001 - Москва: идеология и практика нового российского строительства
Энергосбережение №6'2010 - Прошлое и настоящее системы внутреннего водостока в России
Сантехника №2'2018 - Международные стандарты по обеспечению качества продукции
Энергосбережение №4'1998 - Инженерные решения высотных жилых комплексов
АВОК №5'2007 - Маркировка энергоэффективности бытового и инженерного оборудования зданий - стимул к энергосбережению
Энергосбережение №2'2016
Подписка на журналы