Нормативно-правовое обеспечение повышения энергетической эффективности строящихся зданий
В отмечалось неудовлетворительное состояние отечественной нормативной базы для исполнения Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» в части выработки рекомендаций по повышению энергоэффективности зданий в процессе обязательных и добровольных энергетических обследований. Но нельзя согласиться с тем, что «отсутствие корректных требований по энергоэффективности создает неопределенную ситуацию с проектированием, строительством и реконструкцией зданий». Остановимся на этом вопросе подробнее.
Нормативно-правовое обеспечение повышения энергетической эффективности строящихся зданий
В [1] отмечалось неудовлетворительное состояние отечественной нормативной базы для исполнения Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» в части выработки рекомендаций по повышению энергоэффективности зданий в процессе обязательных и добровольных энергетических обследований. Но нельзя согласиться с тем, что «отсутствие корректных требований по энергоэффективности создает неопределенную ситуацию с проектированием, строительством и реконструкцией зданий». Остановимся на этом вопросе подробнее.
Основные энергосберегающие нормативные документы федерального уровня в строительстве
В нашей стране процесс нормирования показателей энергоэффективности в области строительства проходит медленно и трудно.
Закрытость нашей экономики и дешевые энергоносители сделали Россию одним из лидеров по энергозатратности производства. После осознания этого, при строительстве и капитальном ремонте зданий, потребляющих более 40% всей вырабатываемой энергии, были последовательно в 1995 и 2000 годах установлены нормативы, повышающие теплозащиту зданий, соответственно, в 2 и 3 раза против уровня до 1995 года.
С 2003 года в СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий» включены нормативы показателя энергоэффективности – ограничения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания1. В состав проектной документации введен раздел «Энергоэффективность», в котором расчетом должен подтверждаться требуемый уровень теплозащиты и заданная СНиП энергоэффективность.
Лишь только началось строительство зданий с энергопотреблением на отопление в 2 раза меньшим, чем в советское время, и массовое производство новых, менее теплопроводных строительных материалов, эффективных утеплителей, оконных блоков с высоким сопротивлением теплопередаче и воздухопроницанию,– выходит Градостроительный кодекс РФ2, из которого исключен раздел «Энергоэффективность» в составе проектной документации. Соответственно, не надо сооружать энергоэффективные здания, поскольку Экспертиза и Стройнадзор в этой части проект не контролируют.
Специалисты ожидали, что этот деструктивный процесс, отбрасывающий нашу страну в разряд энергозатратных монстров, нарушающих еще и общемировую экологию, прекратится с утверждением федерального закона об энергосбережении3. Но этого не произошло, несмотря на Указ Президента России № 889 от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (далее Указ № 889), которым ставится задача снижения энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем на 15% с 2010 года, на 30% с 2015 года и на 40% с 2020 года по сравнению с уровнем, достигнутым в 2007 году.
Только более чем через 5 лет согласно постановлению Правительства РФ № 2354 в состав проектной документации включен «раздел 101 Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащения зданий приборами учета используемых энергетических ресурсов».
Вскоре выходит Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее ПП РФ № 18). Данным документом устанавливается непосредственно для зданий такое же, как в Указе № 889, понижение по годам значений «нормируемых показателей суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (отдельной строкой5), а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей по отношению к базовому значению для установления класса энергетической эффективности многоквартирных домов в обязательном порядке, а для иных зданий – по решению застройщика или собственника».
Кроме того, к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относится «показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды».
Помимо перечисленных выше, к числу нормативно-правовых документов, на основании которых выполняется повышение энергетической эффективности строящихся, реконструируемых или капитально ремонтируемых и вводимых в эксплуатацию многоквартирных домов и общественных зданий, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил6, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 9 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», можно отнести следующие документы федерального уровня.
- СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий», изданный в 2003 году, устанавливает базовые7 значения показателей удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий и минимальные величины теплозащиты наружных ограждающих конструкций.
Согласно табл. 9 из СНиП 23-02–2003, для многоквартирных многоэтажных домов базовый (нормируемый на тот период) удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, отнесенный к градусо-суткам отопительного периода, варьируется в пределах от 85 (для 5-этажных домов) до 70 (12 этажей и выше) кДж/(м2·°C·сут) или 23,6–19,48 Вт·ч/(м2·°C·сут).
- Приказ Министерства регионального развития РФ (Минрегион РФ) от 8 апреля 2011 года № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемому на фасаде многоквартирного дома».
- В соответствии с ПП РФ № 18 в 3-месячный срок должен быть утвержден Минрегионом РФ по согласованию с Минэкономразвития РФ приказ9 с требованиями к энергетической эффективности зданий. Однако данный документ уже 3-й раз отклоняется Минэкономразвития РФ.
В то же время Департамент энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго РФ письмом от 18 мая 2012 года № 02–733 разъясняет, что из-за отсутствия утвержденного базового уровня нормируемых величин, который должен быть приведен в упомянутом приказе Минрегиона РФ, в энергетическом паспорте не указывается (не заполняется) максимально допустимая величина отклонения от нормируемого показателя и класс энергетической эффективности. Значит, опять не выполняются положения закона № 261-ФЗ.
Более того, Распоряжением Правительства РФ № 1794-р10 предусматриваются изменения в ПП РФ № 18. Хотя эти изменения касаются эксплуатируемых многоквартирных домов, а находящийся «в подвешенном состоянии» приказ Минрегиона РФ относится к вводимым в эксплуатацию вновь построенным зданиям или после капремонта, есть опасение, что будет вообще приостановлено действие требований о повышении энергоэффективности для проектируемых и строящихся зданий, приказ по которым отстал уже на полтора года!
Думаю, специалистам не стоит дожидаться окончания бюрократических игр по саботированию указаний президента и премьера правительства России о повышении энергоэффективности в строительной области. Базовый уровень нормируемых величин, который должен быть приведен в «подвешенном» приказе, уже сформулирован в Указе № 889 и никем не оспаривается.
Достаточно действующих правовых документов, позволяющих провозгласить базовые и нормируемые по годам показатели энергетической эффективности строящихся и капитально ремонтируемых жилых и общественных зданий (табл. 1–3). Это позволит Минэнерго РФ снять ограничения по установлению класса энергетической эффективности для зданий, прошедших энергетическое обследование.
Таблица 1 (подробнее) Нормируемый в зависимости от года строительства и базовый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию многоэтажных многоквартирных домов |
Таблица 2 (подробнее) Нормируемый в зависимости от года строительства и базовый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных многоквартирных и одноквартирных домов |
Таблица 3 (подробнее) Нормируемый в зависимости от года строительства и базовый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию общественных зданий |
Опыт повышения энергоэффективности зданий на региональном уровне
Приведем опыт решения проблемы повышения энергоэффективности на региональном уровне при реализации «Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика города Москвы на 2012–2016 годы"», утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 3 октября 2011 года № 460-ПП.
В Информационном письме11 заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы руководителям предприятий строительной отрасли сообщается:
• В законченных новым строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом жилых и общественных зданиях:
- удельное потребление энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение помещений общедомового назначения и эксплуатацию инженерного оборудования и лифтов должно составлять для многоквартирных жилых домов высотой 12 этажей и более с 1 января 2012 года не выше 160 кВт•ч/м2 площади квартир в год, а с 1 января 2016 года – 130 кВт•ч/м2. Соответственно, для социальных и общественно-деловых зданий – 140 и 120 кВт•ч/м2 полезной площади отапливаемых помещений в год;
- в том числе удельное потребление тепловой энергии на отопление и вентиляцию многоквартирных домов должно составлять не более 81 и 65 кВт•ч/м2 соответственно с 2012 и 2016 годов, а социальных и общественно-деловых зданий – 90 и 72 кВт•ч/м2.
Достижение заданных показателей энергоэффективности в московском строительстве обеспечивается повышением теплозащиты наружных ограждающих конструкций до приведенного сопротивления теплопередаче:
- наружных стен – не менее 3,5 м2•°C/Вт, с 1 января 2016 года – 4,0 м2•°C/Вт;
- перекрытий чердачных (в холодном чердаке) и цокольных (в техподполье) – не менее 4,6 м2•°C/Вт, с 1 января 2016 года – 5,2 м2•°C/Вт;
- покрытий совмещенных – 5,2 м2•°C/Вт, с 1 января 2016 года – 6,0 м2•°C/Вт;
- окон, светопрозрачной части балконных дверей, витражей (за исключением помещений лестнично-лифтовых узлов) – не менее 0,8 м2·°C/Вт, с 1 января 2016 года – 1,0 м2·°C/Вт; в ЛЛУ – не менее 0,54 м2·°C/Вт, глухой части балконных дверей квартир – не менее 1,5 величины светопрозрачной части.
• При проектировании социальных и общественно-деловых зданий предусматривается:
- с 1 января 2012 года увеличение приведенного сопротивления теплопередаче наружных стен, покрытий и перекрытий по отношению к базовому уровню, соответствующему требованиям табл. 4 СНиП 23-02–2003, на 15% и замена окон на энергоэффективные с приведенным сопротивлением теплопередаче не менее 0,8 м2·°C/Вт.
- с 1 января 2016 года для тех же зданий увеличение приведенного сопротивления теплопередаче наружных стен, покрытий и перекрытий по отношению к базовому уровню еще на 15% и переход на окна с еще большей энергоэффективностью – с сопротивлением теплопередаче не менее 1,0 м2·°C/Вт.
Допускается снижение сопротивления теплопередаче несветопрозрачных ограждений до уровня действующего с 2003 года норматива (СНиП 23-02–2003, табл. 4) без допущения снижения по п. 5.13 (за исключением наружных стен из однослойных конструкций с использованием мелкоштучных материалов) при условии достижения удельного теплопотребления на отопление и вентиляцию за отопительный период, требуемого при расчетной заселенности 20–22 м2 площади квартир на человека.
• При проектировании капитально ремонтируемых многоквартирных домов повышение теплозащиты наружных ограждений выше показателей табл. 4, за исключением светопрозрачных, выполняется при наличии технической возможности их реализации без отселения жителей и без реконструкции здания.
Повышение сопротивления теплопередаче несветопрозрачных ограждений достигается за счет выбора более эффективного утеплителя, увеличения его толщины и применения технических решений по повышению теплотехнической однородности конструкции за счет уменьшения влияния теплопроводных включений.
Производители стеновых панелей, навесной витражной конструкции, включающей утепление, подконструкции вентилируемого фасада и др., должны представить расчеты, подтверждающие величину теплотехнической однородности наружной ограждающей конструкции в условиях ее применения для проектируемого здания. На светопрозрачную конструкцию следует представлять сертификат соответствия с протоколом испытаний, подтверждающим сопротивление теплопередаче окна, сопротивление воздухопроницанию, коэффициенты, учитывающие затенение окна непрозрачными элементами и относительное проникание солнечной радиации.
Способы достижения требуемых показателей
Для достижения требуемых показателей, характеризующих годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, необходимо выполнение энергосберегающих мероприятий в области отопления, горячего водоснабжения, освещения и применения устройств компенсации реактивной мощности:
- использование индивидуальных тепловых пунктов, снижающих затраты энергии на циркуляцию в системах горячего водоснабжения и оснащенных автоматизированными системами управления и учета потребления энергоресурсов, горячей и холодной воды;
- применение систем освещения общедомовых помещений, использующих энергосберегающие лампы, оснащенных датчиками движения и освещенности, а также устройств компенсации реактивной мощности двигателей лифтового хозяйства, насосного и вентиляционного оборудования, устройств регулирования числа оборотов электродвигателей;
- оснащение, согласно закону № 261-ФЗ, «многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии на отопление, применяя отопительные системы преимущественно с горизонтальной поквартирной разводкой, оснащенные теплосчетчиком и термостатическими вентилями на отопительных приборах, либо с поквартирными тепловыми пунктами, присоединяемыми к домовой системе теплоснабжения». При реализации поквартирного учета теплоты на отопление в многоквартирных домах вводится 10-процентное снижение теплопотребления на отопление и вентиляцию для центральных систем отопления с измерением теплоотдачи на отопительном приборе или на стояке и 15-процентное – для квартирных систем отопления с измерением теплосчетчиком в целом на квартиру.
Применение кондиционирования (охлаждения в летнее время, в системах круглогодичного кондиционирования расход тепловой энергии на нагрев наружного приточного воздуха входит в вентиляционную нагрузку) должно сопровождаться использованием энергосберегающих решений, позволяющих не увеличивать общее потребление по зданию (например, в сочетании с устройствами утилизации теплоты или тепловыми насосами).
Если часть энергии, высвобождающейся при этом, идет на подогрев горячей воды или на освещение, то она может быть прибавлена к нормируемой величине удельного расхода на отопление и вентиляцию, и тогда рассчитанная в проекте вместе с кондиционированием величина не должна превышать эту увеличенную нормируемую.
Нормируемые значения энергопотребления зданий
Однако 12-летний опыт экспертизы разделов энергоэффективности проектов более 8000 зданий, строящихся за этот период в Москве, от одноквартирных коттеджей, детских садов, школ, магазинов шаговой доступности, учреждений здравоохранения, офисов до многофункциональных комплексов площадью застройки более гектара либо высотой до 600 м, показывает, что нормируемое значение энергопотребления разных по назначению и режиму работы, этажности и компактности зданий нельзя ограничить одной–двумя цифрами. Следует придерживаться предложенного в СНиП 23-02–2003 деления зданий на жилые в зависимости от этажности и нежилые в зависимости от назначения здания, но, оставляя неизменными базовые показатели, иначе сгруппировать их и учесть режим работы, влияющий на вентиляционную составляющую теплопотерь.
С учетом положений перечисленных выше нормативно-правовых документов, приведем данные:
- по базовому и нормируемому в зависимости от года строительства удельному годовому расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию многоэтажных многоквартирных домов для всех регионов строительства (табл. 1);
- по удельному годовому расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию, отнесенному к градусо-суткам отопительного периода региона, малоэтажных многоквартирных и одноквартирных (отдельно стоящих или блокированных) домов (табл. 2), а также общественных зданий (табл. 3).
Пока только на отопление и вентиляцию, поскольку это наиболее предсказуемая зависимость, связывающая энергоэффективность и теплозащиту зданий [2], по этому показателю в сравнении с фактически измеренным теплопотреблением легко фиксируется перегрев зданий [3], и он является наиболее достоверным показателем энергоэффективности здания на стадии разработки проектной документации.
Расчеты, выполненные в [2, 4], показали, что требуемое по ПП РФ № 18 повышение энергоэффективности зданий на 15% с 2011 года и всего на 30% с 2016 года по сравнению с базовым значением, достигнутым по СНиП 23-02–2003, удовлетворяется за счет увеличения сопротивления теплопередаче:
- непрозрачных наружных ограждений также на 15 и 30%,
- оконных конструкций для местностей с величиной градусо-суток, превышающей 4000, не менее 0,8 м2·°C/Вт (0,55 м2·°C/Вт для остальных), а с 2016 года соответственно – не менее 1,0 м2·°C/Вт (0,8 м2·°C/Вт для остальных).
Требуемые методики расчета
Итак, для того, чтобы установить нормируемые в зависимости от года строительства жилого или общественного здания значения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию или нормируемые показатели суммарного удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение [4] для определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, достаточно перечисленных выше нормативно-правовых документов.
Отсутствуют методики расчета в процессе проектирования этих показателей, а также удельного годового расхода электрической энергии на искусственное освещение общедомовых помещений многоквартирных домов или общего освещения общественных зданий, на перемещение лифтов, на вращение электродвигателей насосного, вентиляционного оборудования и приводов регулирующих клапанов, на охлаждение в системах кондиционирования.
На этот недостаток справедливо обращают внимание и авторы цитируемой в начале статьи [1] и предлагают обратиться к опыту Европейского союза в нормировании энергоэффективности зданий и сооружений. Надеюсь, что гармонизация европейских стандартов с учетом действующей строительной нормативной базы облегчит и ускорит разработку искомых методик расчета годового энергопотребления зданий.
Литература
- Табунщиков Ю.А., Наумов А.Л. Энергоэффективность в строительстве. Гармонизация отечественной нормативной базы // АВОК.– 2012.– № 6.
- Ливчак В.И. Еще один довод в пользу повышения теплозащиты зданий // Энергосбережение.– 2012.– № 6.
- Ливчак В.И., Забегин А.Д. Преодоление разрыва между политикой энергосбережения и реальной экономией энергоресурсов // Энергосбережение.– 2011.– № 4.
- Ливчак В.И. Установление уровней удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение многоквартирных домов и обеспечивающих их систем автоматизации теплопотребления // ЭНЕРГОСОВЕТ.– 2012.– № 4 (23) (июль–август).
1 Для Москвы с 2009 года по МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению».
2 Утвержден Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
3 В проекте редакции федерального закона об энергосбережении после 2-го чтения в Госдуме был восстановлен раздел «Энергоэффективность проекта».
4 Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2010 года № 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
5 Отдельной строкой в связи с тем, что на стадии проектирования жилых домов и общественных зданий нельзя с достаточной точностью предвидеть потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение и электрической энергии на освещение, поэтому, согласно п. 1 «Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», утвержденных Постановлением Правительства России № 18, установление класса проводится исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактического (рассчитанного в проекте) и базового нормативного значения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.
6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"».
7 СНиП 23-02–2003 определял уровень энергоэффективности строящихся зданий в 2007 году, отмеченном в Указе Президента № 889 как базовый год.
8 Согласно размерности, принятой в Приказе Минэнерго РФ от 8 декабря 2011 года № 577 «О внесении изменений в требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации…».
9 Данный Приказ Минрегиона РФ был утвержден под № 224 от 17 мая 2011 года.
10 Распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2012 года № 1794-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации».
11 Информационное письмо от 1 октября 2012 года № 25-11-3073/2-2 «О требованиях к проектной документации в части энергоэффективности».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №8'2012
Подписка на журналы