Энергоэффективная маркировка товаров глазами юриста
О необходимости введения в нашей стране энергоэффективной маркировки товаров говорили давно. Но закон «Об энергосбережении...» оказался в этом вопросе достаточно лаконичен: требованиям к обороту товаров в целом и их маркировке в частности посвящено всего несколько положений. Такая краткость закона отнюдь не упрощает применение его требований на практике многочисленными организациями, вовлеченными в процесс оборота товаров, порождая при этом разнообразные практические проблемы.
Энергоэффективная маркировка товаров глазами юриста
О необходимости введения в нашей стране энергоэффективной маркировки товаров говорили давно. Но закон «Об энергосбережении...» оказался в этом вопросе достаточно лаконичен: требованиям к обороту товаров в целом и их маркировке в частности посвящено всего несколько положений. Такая краткость закона отнюдь не упрощает применение его требований на практике многочисленными организациями, вовлеченными в процесс оборота товаров, порождая при этом разнообразные практические проблемы.
Следствия из закона
В самом законе № 261-ФЗ эти требования сформулированы в достаточно общем виде и устанавливают, что как производимые на территории Российской Федерации, так и импортируемые в Россию для оборота на российской территории товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в прилагаемой к ним технической документации, в их маркировке и на их этикетках.
Из данного положения следует, что:
- в соответствии с законом № 261-ФЗ требования к энергоэффективности товаров заключаются в определении и указании их классов энергоэффективности. Дополнительно к этому правила определения классов энергетической эффективности указывают на необходимость определения и указания на маркировке иной информации о характеристиках энергетической эффективности товаров;
- российские требования к энергоэффективной маркировке распространяются на все товары, допущенные к обороту на территории нашей страны: и произведенные в России, и импортированные. Соответственно, обязательства по определению класса энергетической эффективности товаров и его указанию на маркировке могут лежать либо на российском производителе товара, либо на импортере товара зарубежного производства;
- требования законодательства предполагают размещение информации об энергетической эффективности товара в трех различных местах: на маркировке, на этикетках и в технической документации, прилагаемой к товару. Целесообразность такого подхода, однако, не может не вызывать вопросов.
Так, заявленной целью требований законодательства об энергосбережении к обороту товаров является информирование приобретателей товаров и их стимулирование к приобретению товаров с более высокой степенью энергетической эффективности. Соответственно, размещение информации о классе товара в его технической документации является излишним, ведь покупатель уже сделал свой выбор, изучив все свойства товара. В этой связи представляется, что подход, принятый в Европе и предполагающий нанесение информации об энергоэффективности товара исключительно на его этикетку в местах продажи и демонстрационных залах, является более обоснованным.
Вышеизложенные требования к информированию приобретателей об энергетической эффективности товаров распространяются не на все виды потребительских товаров, а лишь на группы, прямо указанные в соответствующем Постановлении Правительства РФ1.
Согласно этому Постановлению товары, к которым относится требование о необходимости указания их классов энергетической эффективности, разделены на три группы: товары, в отношении которых данное требование вступило в силу с 1 января 2011 года, товары, в отношении которых оно начинает действовать с 1 января 2012 года, и товары, подпадающие под его действие с 1 декабря 2012 года.
Проблемы и противоречия
На настоящий момент уже начали действовать требования энергоэффективности к обороту холодильников и морозильников, стиральных и посудомоечных машин, кондиционеров и электродуховок, а также электрических ламп накаливания мощностью до 100 Вт и люминесцентных ламп низкого давления. Соответствующие требования применяются с учетом отдельных характеристик и исключений, установленных Приказом Минпромторга, принятым в сентябре 2010 года2.
Однако, руководствуясь юридической стороной данного Приказа, можно отметить, что он вступает в противоречие с указанным выше Постановлением Правительства. Так, например, одним из видов товаров, подпадающих под требования энергетической эффективности, являются «кондиционеры бытовые и электровоздухоохладители». А в соответствии с Приказом категория электровоздухоохладителей исключается из указанного вида. И подобные несостыковки между Постановлением Правительства и принятым в соответствии с ним Приказом Минпромторга отнюдь не упрощают практическое применение данных нормативно-правовых актов.
Несмотря на существующие проблемы с определением круга товаров, подпадающих под требования законодательства об энергосбережении, уже сейчас на маркировках и этикетках некоторых товаров, а также в приложенной к ним сопроводительной документации должна фигурировать информация об их классах энергетической эффективности. Тем не менее с определением классов и нанесением соответствующей информации на товар также нет ясности.
Класс под вопросом
На настоящий момент в России, как и в зарубежных странах (что неудивительно, ведь заявленной целью установления классов энергоэффективности было соотнести российские стандарты с действующими в Европе), установлено семь классов энергоэффективности по шкале от «А» (максимальная энергетическая эффективность)3 до «G» (минимальная энергетическая эффективность). Данные классы в отношении конкретных товаров должны определяться производителем или импортером самостоятельно на основании установленных законодательством Российской Федерации правил (формул) и характеристик энергетической эффективности товаров.
Указанные правила утверждены Приказом Минпромторга в апреле 2010 года4. Тем не менее в отсутствие стандартных методик и правил проведения испытаний реальная применимость правил определения классов энергоэффективности проблематична.
Более того, отсутствует на настоящий момент и установленная на законодательном уровне форма энергоэффективной маркировки. Единственными существующими требованиями к информации, наносимой на этикетку товаров, являются устойчивость к стиранию, четкость и отличимость от поверхности товара, а также от иной информации на этикетке. Разумеется, этого совершенно недостаточно для их практического применения производителями и импортерами товаров.
Единственным российским документом, описывающим форму этикетки энергоэффективности, является разработанный еще 12 лет назад ГОСТ Р 51388–99 «Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования». Тем не менее данный документ носит исключительно рекомендательный характер и необязателен к применению производителями и импортерами, выпускающими товары в оборот в России. На практике последние адаптируют к российскому рынку форму энергоэффективной маркировки, применяемую в Европе, где установлены четкие требования к ее размеру, шрифтам и оформлению.
Несмотря на все проблемы и пробелы российского законодательства, ответственность за нарушение требований энергетической эффективности товаров весьма значительна. В этой сфере российским законодательством установлены как гражданско-правовая (возмещение вреда, причиненного соответствующим нарушением), так и административно-правовая ответственность.
Так, в соответствии с российским Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 150 000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой за два вида правонарушений в сфере энергоэффективности:
- выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а также нарушение установленных правил включения указанной информации;
- реализация товара с указанными выше нарушениями законодательства об энергоэффективности.
Итак, как показано выше, действующие в России на настоящий момент требования законодательства к энергоэффективной маркировке товаров не лишены определенных недостатков, что, разумеется, затрудняет их имплементацию на практике. Соответственно, для вступления норм законодательства об энергосбережении в части маркировки товаров в силу необходима оптимизация действующих подзаконных актов, более детальная разработка методик проведения испытаний для определения классов и характеристик энергоэффективности, а также подготовка четких требований к форме энергоэффективной маркировки.
Следует отметить, что в настоящее время на стадии развития находится идея о возможности и необходимости переноса требований энергетической эффективности к обороту товаров на надгосударственный уровень – уровень Таможенного союза. Предполагается, что соответствующий технический регламент Таможенного союза установит конкретную форму энергоэффективной маркировки, список стандартов, применимых к определению классов энергоэффективности, а также повысит штрафы за нарушение законодательства в этой сфере. Возможно, такая инициатива поможет ускорить процесс перехода нашей страны к активному использованию энергоэффективного оборудования.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках…».
2 Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 769 «О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности…».
3 Также возможно и установление дополнительных классов энергетической эффективности «А+» и «А++» для обозначения товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса «А», при их появлении на рынке.
4 Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 357 «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2011
Подписка на журналы