Программа энергосбережения Москвы. Цели и механизмы внедрения
Региональные программы, разработка которых обязательна для каждого субъекта РФ и даже муниципальных образований, по праву можно назвать локомотивами, двигающими федеральную программу энергосбережения. В разработке столичной программы энергосбережения по поручению правительства Москвы участвует Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике.
Программа энергосбережения Москвы.
Цели и механизмы внедрения
Региональные программы, разработка которых обязательна для каждого субъекта РФ и даже муниципальных образований, по праву можно назвать локомотивами, двигающими федеральную программу энергосбережения. В разработке столичной программы энергосбережения по поручению правительства Москвы участвует Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике.
Самый энергоэффективный регион
Основной целью региональных программ энерго-сбережения является снижение энергоемкости валового регионального продукта (ВРП). Как следует из анализа энергетической эффективности производства ВРП регионов России, все они имеют различные стартовые условия, что видно по существенным различиям в их энергоемкости, оцененной в процентах от значения энергоемкости ВВП (принимается за 100 %). Москва, если судить только по этому показателю, является самым энергоэффективным регионом России. Энергоемкость ее ВРП почти в 10 раз ниже аналогичного показателя для страны в целом и в 25 раз ниже, чем, например, в Астраханской области. Правда, столица при дальнейшем повышении энергетической эффективности может столкнуться с трудностями: потенциал быстроокупаемых энергосберегающих мероприятий в значительной степени исчерпан. Однако для выявления реального положения дел следует более пристально взглянуть на причины такого низкого значения энергоемкости ВРП города.
История энергопотребления
В советский период ведущими отраслями специализации экономики Москвы были обрабатывающие отрасли промышленности и наука, которые в результате кризиса переходного периода понесли наибольшие потери. Спад был сильнейшим – к 1997 году в Москве сохранилось только 29 % объема промышленного производства от уровня 1990 года. Наиболее сильно кризис затронул машиностроение с высокой долей отраслей оборонного комплекса и легкую промышленность.
Все это привело к деиндустриализации экономики и существенным изменениям социально-экономического положения города и проживающего в нем населения, хотя функции Москвы как столицы и финансового центра государства существенно смягчили напряженность положения.
После дефолта 1998 года развитие экономики Москвы ускорилось. В результате город в 1998–2008 годах демонстрировал более высокие темпы роста ВРП, чем Россия в целом (рис. 1).
Рисунок 1. Индексы физического объема ВРП и тренды его роста в России и Москве в период 1998–2008 годов, в % к предыдущему году |
За годы рыночных реформ Москва, воспользовавшись преимуществами своего столичного статуса, сумела установить контроль над основными финансовыми и товарными потоками в стране, а также модернизировать свою экономику и начать развиваться как мировой город. В результате она значительно увеличила свой отрыв от других регионов и в настоящее время производит почти четверть ВРП страны, концентрирует 17 % оборота розничной торговли и более трети всего внешнеторгового оборота, а также генерирует примерно пятую часть всех поступлений налогов, что значительно превышает ее долю в населении страны – около 8 %. За период экономического роста на Москву пришлась четверть всего объема прироста ВРП регионов.
Структура ВРП столицы
Сейчас в отраслевой структуре ВРП Москвы (рис. 2) преобладают сектора «оптовая и розничная торговля» (40,1 %), «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (19%) и «обрабатывающие производства» (14,7 %). На остальные отрасли (из приведенных на рис. 2) приходится около 26,2% ВРП. Большая часть потребления энергоносителей в Москве приходится на население (44 %), а также на такие виды деятельности, как транспорт и связь (13,1 %), обрабатывающие производства (11,6 %) и предоставление прочих коммунальных, персональных и социальных услуг (8,8 %). Таким соотношением структуры формирования ВРП и структуры конечного потребления и объясняется низкая энергоемкость ВРП города.
Рисунок 2 (подробнее)
Отраслевая структура ВРП и конечного потребления Москвы в 2008 году (по данным Департамента экономической политики и развития города Москвы) |
Все это не означает, что нельзя использовать данный показатель для оценки уровня энергетической эффективности города. Он все равно остается наиболее важным, но требует дополнения иными показателями, отражающими уровень энергетической эффективности отдельных сегментов городского хозяйства и эффективность использования отдельных энергоносителей. В связи с преобладающей долей населения в структуре конечного потребления энергоресурсов очевидно, что наиболее существенными должны быть показатели, характеризующие энергопотребление в быту.
Высокое теплопотребление
Если сравнить удельные показатели электро- и теплопотребления в быту в Москве с другими регионами страны (рис. 3а), станет очевидно, что расход как тепловой энергии, так и электроэнергии в Москве в расчете на м2 жилья выше, чем в других городах России. Высокий показатель удельного теплопотребления говорит о существенных резервах повышения энергетической эффективности. Не случайно именно мероприятия, связанные с теплоснабжением, утеплением ограждающих конструкций и вентиляцией, занимают центральное место в московской программе. В то же время показатель душевого потребления электроэнергии в быту характеризует, помимо прочего, и уровень качества жизни населения, что и объясняет более высокое его значение, нежели в других крупнейших городах России. При сравнении Москвы с мегаполисами мира по потреблению электроэнергии в расчете на душу населения столица идет после таких городов, как Токио и Нью-Йорк (рис. 3б).
Рисунок 3 (подробнее)
Сравнение по показателям энергоэффективности Москвы с крупными городами России (а) и мира (б) |
В поисках равновесия
Даже неспециалисту понятно, что город и его инфраструктура будут расти, ведь должны строиться новые детские сады, школы, новые линии метро. Учитывая данный аспект, программа не ставит целью снижение энергопотребления. Ее задача – найти баланс между энерговооруженностью, энергосбережением и повышением энергетической эффективности как существующих объектов городской инфраструктуры, так и тех, которые только будут построены. При сопоставлении электропотребления, отнесенного к объемам ВРП Москвы и крупнейших городов мира (рис. 3) видно, что уровень электроемкости экономики Москвы все же существенно выше, чем в других городах, так же как выше и уровень душевого потребления воды.
Программа энергосбережения должна иметь социальную направленность. А этого можно достичь следующими основными способами:
?
сокращение расходов бюджетных учреждений на оплату топливно-энергетических ресурсов позволяет направить высвободившиеся средства на увеличение объемов финансирования различных социальных программ;
?
повышение энергетической эффективности жилищного фонда должно оптимизировать платежи населения за коммунальные ус-луги;
?
повышение энергетической эффективности организаций частного сектора увеличит доходность их бизнеса, а значит, увеличит и поступления в бюджет города от налогов и сборов, которые будут направлены на улучшение качества жизни москвичей.
Социальная направленность программы
Первый способ охватывает лишь незначительную часть потребления, максимальные экономические эффекты сосредоточены в жилищном и частном секторе, формирующем ВРП. При этом, анализируя объемы энергопотребления, можно было бы предположить, что наибольший социальный эффект должен быть получен от повышения энергетической эффективности жилищного фонда, потребление которого наиболее значительно. Но это не совсем так. Во-первых, такая оптимизация не сможет повлечь серьезного снижения объема платы за энергоресурсы в долгосрочной перспективе, поскольку тарифы на них определяются исходя из необходимости покрытия затрат на производство. И снижение объемов потребления для ресурсоснабжающей компании повлечет лишь уменьшение переменных издержек, а постоянные издержки останутся прежними, что неизбежно вызовет увеличение тарифа. Поэтому для реализации социальной направленности энергосбережения важным представляется повышение энергоэффективности не только в жилищном секторе, но и у самих ресурсоснабжающих компаний. Во-вторых, жилищный сектор не формирует ВРП, т. е. наибольшую отдачу в денежном выражении все же следует ожидать от частного сектора за счет налогов и сборов. Таким образом, программа, чтобы реализовать принцип социальной направленности энергосбережения, должна охватывать абсолютно все секторы экономики города, синхронизируя уровни энергоэффективности производителей и потребителей энергии.
Представить масштабы стоящей задачи и понять основные характеристики объекта управления программы поможет построение единого топливно-энергетического баланса Москвы (ЕТЭБ) – таблицы, интегрирующей все однопродуктовые энергетические балансы в один и отражающей их в единых энергетических единицах (в нашем случае ед. у. т.) и показывающей формирование предложения разных видов энергоресурсов, преобразование одних энергоресурсов в другие и конечное потребление энергии. Схематическое упрощенное отображение такого баланса приведено на рис. 4.
Рисунок 4 (подробнее)
Упрощенное отображение ЕТЭБ Москвы (оценка 2008 года, поскольку на данные 2009 и 2010 годов оказал влияние экономический кризис) |
Единый баланс
Москва является лидером среди регионов России по объему потребления электроэнергии и топливно-энергетических ресурсов. Ее суммарное конечное потребление составляет 31,6 млн т. у. т. Как видно из приведенной схемы, Москва является сбалансированным регионом в части электро- и теплоснабжения, поскольку производство примерно соответствует их потреблению. Потребность города в электроэнергии на данный момент полностью покрывается за счет собственных мощностей. В секторе производства энергии сосредоточен значительный потенциал энергосбережения, составляющий примерно 21 % от первичного потребления энергоресурсов. В секторе конечного потребления потенциал энергосбережения оценивается в 34 % от уровня конечного энергопотребления в 2008 году.
Рычаги воздействия
Стоит при этом учитывать, что Правительство Москвы может напрямую административно воздействовать на организации, формирующие примерно 30 % потребления в части производства энергии и лишь 12–13 % – в части конечного потребления энергии (рис. 5). Эти организации охвачены отраслевыми и окружными подпрограммами, утвержденными Правительством Москвы. Однако организации, формирующие 86,4 % конечного потребления, не могут прямо контролироваться органами исполнительной власти. Они относятся к сфере неадминистративного управления, и обеспечение повышения их энергетической эффективности будет осуществляться путем создания соответствующих организационно-экономических механизмов (рис. 5).
Рисунок 5 (подробнее)
Механизмы управления энергоэффективностью Москвы |
К таким механизмам неадминистративного управления относятся:
- информационное обеспечение;
- государственное регулирование;
- государственный надзор;
- тарифное стимулирование;
- механизмы привлечения инвестиций (энергосервисные контракты, частно-государственное партнерство);
- установление требований, норм и правил;
- дотационно-субсидиарная политика;
- долгосрочное планирование.
Информационное обеспечение
Целью применения данного механизма является снижение потребления энергоресурсов за счет пропаганды выгодности и престижности энергосберегающего поведения, создание общественного мнения о важности и необходимости энергосбережения.
Управление Программой посредством информационного обеспечения заключается в следующем:
формирование программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области энергосбережения;
консолидирование мероприятий по пропаганде энергосбережения;
определение основных направлений для эффективного стимулирования жителей к энергосбережению;
координация работы по сотрудничеству с отечественными и международными общественными организациями.
Государственное регулирование
Государственное регулирование осуществляется с помощью тарифного регулирования, установления требований к разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также программ инновационного развития.
1. Государственный надзор
Государственный надзор включает в себя предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных нормативно-правовыми актами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных соответствующими нормативно-правовыми актами мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Кроме того, необходимо предусмотреть мониторинг исполнения обязательных требований.
2. Тарифное стимулирование
Тарифное стимулирование регулируемых организаций находится в компетенции Региональной энергетической комиссии Москвы. Расходы регулируемых организаций на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности подлежат учету при установлении тарифов на их товары и услуги с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Стимулирование потребителей топливно-энергетических ресурсов к энергосбережению осуществляется посредством системы цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, которая активно воздействует на их рациональное использование и оказывает решающее влияние на уровень спроса. Механизмами управления спросом могут являться его ценовое регулирование, управление графиком нагрузки, снижение темпов роста электрической нагрузки.
Механизмы привлечения инвестиций
Данные механизмы представляют собой энергосервисные контракты1 и создание частно-государственных партнерств2.
В процессе осуществления энергосервисных контрактов обеспечивается достижение конкретных целевых показателей экономии энергоресурсов при их производстве, передаче и потреблении, а также достигается определенный уровень комфорта при оптимальном потреблении энергоресурсов. Широкое применение энергосервисных контрактов обеспечит существенное повышение энергоэффективности объектов, оптимизацию расходов на оплату энергоресурсов при снижении их объема, привлечение финансовых ресурсов в модернизацию объектов.
Механизмы частно-государственного партнерства являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных видов инфраструктуры. Привлечение частных инвестиций для реконструкции городской энергетической инфраструктуры может не только решить проблему замены устаревшего оборудования, но и заменить его на более энергоэффективное, отвечающее современным технологическим и экологическим стандартам.
Установление требований, норм и правил
В рамках данного механизма будут введены требования к энергетической эффективности при обороте товаров и услуг и адресная поддержка предприятий, а также требования, касающиеся энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд. Будет осуществляться дальнейшее развитие организационно-экономического механизма оборота высвобождаемой присоединенной мощности и потребляемой нагрузки.
Дотационно-субсидиарная политика
Городская поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Кроме того, физическим и юридическим лицам, осуществляющим проведение мероприятий, направленных на энергосбережение, по решению органов исполнительной власти Москвы могут предоставляться дотации из средств, выделенных на программу энергосбережения.
Долгосрочное планирование
Это ключевой механизм, предполагающий учет вопросов энергосбережения, в первую очередь при разработке нового Генерального плана г. Москвы, а также при корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики и разработке схемы тепло-, электро- и газоснабжения г. Москвы.
Конечно, реализация данных механизмов не сможет решить абсолютно все проблемы, стоящие сейчас перед Правительством Москвы в рамках московской программы энергосбережения. Однако принципы, описанные в настоящей статье, могут стать надежным фундаментом программы энергосбережения, в основу которой поставлена забота о жителях города.
1 Энергосервисная компания (ЭСКО) должна предоставлять потребителям услуги в области повышения энергоэффективности, такие как техническая экспертиза, аудит, проектное финансирование, проектное управление, обслуживание оборудования, мониторинг и оценка результатов. Эти услуги предоставляются в рамках заключения специальных договоров. Источник дохода ЭСКО – сокращение платежей потребителей после проведения мероприятий по энергосбережению.
2 Частно-государственное партнерство – форма взаимодействия государства и частных компаний в целях управления и развития объектов
инфраструктуры, включая коммунальные системы тепло- и водоснабжения. За рубежом чаще всего выступает в форме аренды и концессии
(см.: Н. В. Антонов. Делегированное управление как форма функционирования коммунального хозяйства // ЖКХ: Жилищное и коммунальное хозяйство. 2001. № 5).
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2011
Подписка на журналы