Лицензирование водозаборных скважин
Сегодня достаточно большое количество предприятий и фирм имеют на своем балансе водозаборные скважины. При этом основная часть фонда водозаборных скважин пробурена в советское время, в 1960– 1980-х годах. Как правило, в процессе эксплуатации скважины не раз переходили от одного владельца к другому, документы и лицензии на них не всегда оформлены должным образом или утеряны. Чаще всего владельцы водозаборных скважин, желающие узаконить право пользования источником водоснабжения, не осведомлены о процедуре получения лицензии, необходимом перечне документов, форме заявления и наименовании государственных структур, отвечающих за этот процесс. Поэтому данный вопрос нуждается в отдельном пояснении со стороны специалистов, занимающихся подземными водами.
Лицензирование водозаборных скважин
Требования агентства по недропользованию
Сегодня достаточно большое количество предприятий и фирм имеют на своем балансе водозаборные скважины. При этом основная часть фонда водозаборных скважин пробурена в советское время, в 1960– 1980-х годах. Как правило, в процессе эксплуатации скважины не раз переходили от одного владельца к другому, документы и лицензии на них не всегда оформлены должным образом или утеряны. Чаще всего владельцы водозаборных скважин, желающие узаконить право пользования источником водоснабжения, не осведомлены о процедуре получения лицензии, необходимом перечне документов, форме заявления и наименовании государственных структур, отвечающих за этот процесс. Поэтому данный вопрос нуждается в отдельном пояснении со стороны специалистов, занимающихся подземными водами.
Прежде всего, следует отметить, что необходимость получения лицензии на водозаборную скважину закреплена действующим законодательством Российской Федерации. Основополагающим в вопросе эксплуатации водозаборных скважин является тот факт, что подземные воды отнесены к полезным ископаемым. Соответственно, владелец водозаборной скважины, используемой с целью добычи подземных вод, является недропользователем. В соответствие с законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, определяющие основные условия пользования недрами. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр. За пользование подземными водами в отсутствие лицензии административным кодексом РФ предусмотрены штрафы для юридических лиц в размере до 1 млн руб.
Лицензирование водозаборных скважин производится в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов от 29.11.2004 № 710 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности». Указанный документ находится в свободном доступе на официальном сайте Департамента по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу (Севзапнедра). Там же опубликован перечень документов, которые необходимо приложить к заявке на получение лицензии. Данный перечень может несколько изменяться в зависимости от требований территориальных отделений Департамента по недропользованию, отвечающих за выдачу разрешений и надзор за эксплуатацией недр в том или ином регионе, однако в целом сохраняет общую последовательность и структуру.
Необходимые документы
Вопрос подготовки пакета документов, необходимых для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, следует рассмотреть более подробно. Условно перечисленные в перечне документы можно разделить на две группы.
1. Юридические. К этим документам можно отнести копии учредительных документов, справку о внесении в единый государственный реестр юридических лиц, копию справки о постановке на налоговый учет и целый ряд других. Общий смысл состоит в том, чтобы подтвердить существование данного юридического лица на законных основаниях, показать отсутствие каких-либо задолженностей перед государством или невыполнения условий лицензионных соглашений, выданных ранее, доказать финансовую состоятельность и техническую возможность выполнения работ на участке недр. В том числе немаловажным является тот факт, что будущий недропользователь обязан предоставить сведения о наличии технологического оборудования и квалифицированных специалистов для ведения работ на лицензионном участке.
Как правило, с группой юридических документов недропользователь в состоянии справиться сам. Но требования о наличии квалифицированных специалистов включены в существующий перечень не зря. Наличие специальных знаний в области геологии и гидрогеологии может понадобиться при формировании второй части пакета документов.
2. Технические. В данную группу входят документы, касающиеся технического состояния водозабора и системы водоснабжения, описание геолого-гидрогеологических условий и режима добычи подземных вод, а также характеристика санитарного состояния подземных вод и их защищенности от потенциального загрязнения. Основной смысл этих документов – предоставить максимум сведений о геологическом строении участка недр, режиме эксплуатации водозабора, производительности скважин, положении статических и динамических уровней подземных вод, качественном составе подземных вод и возможности их использования по целевому назначению, технических возможностях водозаборных скважин, их состоянии, а также о санитарном благополучии подземного горизонта, водозаборного сооружения и прилегающей территории. Также в перечне документов упомянута копия протокола заседания экспертной комиссии по запасам. То есть фактически Департамент по недропользованию устанавливает требование по подсчету запасов подземных вод на участке недр до момента получения лицензии.
Требование по оценке запасов установлены законом РФ «О недрах» для всех видов полезных ископаемых для обеспечения полноты изученности геологических условий с целью рационального использования и охраны недр. Наличие отчета об оценке запасов по результатам геологоразведочных работ является законным и обоснованным требованием. При правильной последовательности действий запасы полезного ископаемого действительно сначала должны быть найдены и разведаны, а затем может быть начата их эксплуатация. Так происходит с рудой на черные и цветные металлы, с угольными разрезами, с нефтью и газом и точно также должно было происходить с подземными водами. Однако, начиная с 1960-х годов, водозаборные скважины массово вводились в эксплуатацию без должного изучения недр и предварительной разведки. Тем не менее, этот факт не может исключить необходимости расчета запасов подземных вод, который приходится выполнять современным владельцам скважин.
Поскольку в стране эксплуатируется большое количество подземных водозаборов на неутвержденных запасах, Роснедра применяют практику выдачи лицензии без наличия протокола комиссии по запасам. Однако в лицензионном соглашении в обязательном порядке включается требование о выполнении оценки запасов подземных вод по лицензируемому участку недр в определенные сроки.
Первыми в ряду технических документов, прилагаемых к заявке на лицензию, должны быть представлены расчет потребности предприятия в воде, а также определено целевое назначение подземных вод – хозяйственно-питьевое или техническое. Владелец скважины должен представить технический проект водоснабжения объекта капитального строительства, согласованный и утвержденный в установленном порядке. Основная трудность, как правило, заключается в том, что в отсутствие данного проекта владелец скважины сам не имеет понятия, сколько воды ему необходимо и сколько ее добывается подземным водозабором. Именно поэтому требования по рациональному использованию и охране недр подразумевают строгий учет количества добываемых ресурсов. В связи с чем на устье каждой скважины, эксплуатируемой на водозаборе, должен быть установлен отдельный водомерный счетчик (расходомер), а в скважинах должны проводиться регулярные наблюдения за положением уровня подземных вод.
В качестве предостережения следует указать, что расчет потребности предприятия в воде должен учитывать реальный объем подземных вод, расходуемый на предприятии. Также в расчетах следует учитывать возможное увеличение водопотребления в долгосрочной перспективе и закладывать это увеличение в итоговый объем. Подсчет запасов подземных вод выполняется на величину рассчитанной потребности, на основании результатов работ по оценке запасов регламентируются годовые лимиты водопотребления и водоотведения. В случае превышения предприятием лимитов потребления подземных вод могут последовать штрафы со стороны надзорных органов. Кроме того, может возникнуть необходимость переоценки запасов подземных вод с учетом возросшей потребности, т. е. переделка всего комплекса работ по оценке запасов.
Качественный состав подземных вод
При формировании технической части пакета документов особое внимание следует уделить качественному составу подземных вод. Владелец скважины должен получить заключение Санэпиднадзора о возможности использования подземных вод для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения. Необходимо отметить, что речь идет не о результатах химического или бактериологического анализа, который когда-либо выполнялся для скважины, а именно об официальном заключении, выполненном по установленному образцу на специальном государственном бланке с голограммой. Указанное заключение должно подтверждать соответствие качества добываемых подземных вод требованиям СанПиН 2.1.4.1074–01 либо СанПиН 2.1.4.1175–02, что, в свою очередь, позволяет отнести подземные воды к балансовым при подсчете запасов. Если подземные воды используются для технического водоснабжения, получать данное заключение не нужно.
Необходимо отметить, что природные подземные воды по своему качеству очень редко соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074–01. Особенности формирования химического состава подземных вод предопределяют частое превышение содержания железа, марганца, азотных соединений или некоторых других компонентов. В этом случае в лицензионное соглашение включается отдельный пункт о необходимости применения систем водоподготовки на подземном водозаборе. То есть подземные воды в обязательном порядке должны быть искусственно доведены до существующих стандартов качества перед подачей потребителю. На переоборудование водозабора системой водоподготовки недропользователю отводится определенное время, которое оговаривается в лицензионном соглашении. Невыполнение условий лицензионного соглашения может повлечь за собой штрафы в размере до 500 тыс. руб. для юридических лиц.
Справедливости ради стоит отметить, что иногда допускается использование забалансовых подземных вод без какой-либо дополнительной водоподготовки. Учитываются и невысокие превышения концентраций компонентов относительно их допустимых значений, и естественные природные причины этих превышений, и даже невозможность приобретения оборудования и технологии водоподготовки недропользователем ввиду ограниченных финансовых возможностей. Однако данный вопрос решается отдельно по каждому конкретному водозабору и нередко зависит от тех или иных традиций, сложившихся в кругу специалистов и экспертов-гидрогеологов, работающих в данном регионе.
Продолжение статьи читайте в следующем номере
Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №5'2010
Статьи по теме
- Лицензирование водозаборных скважин. Требования агентства по недропользованию. Окончание
Сантехника №6'2010 - Организационно-технические предпосылки обеспечения качества и безопасности проживания в многоквартирном доме
АВОК №7'2024 - Определение обобщенных гидравлических сопротивлений скважин групповых водозаборов
Сантехника №3'2023 - Определение обобщенных гидравлических сопротивлений скважин групповых водозаборов
Сантехника №4'2023
Подписка на журналы