О требованиях энергетической эффективности зданий из приказа № 262 Минрегионразвития России
28 мая 2010 года Министерство регионального развития Российской Федерации издало приказ № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».
О требованиях энергетической эффективности зданий из приказа № 262 Минрегионразвития России
28 мая 2010 года Министерство регионального развития Российской Федерации издало приказ № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений». Это первый из четырех намеченных распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 1830-р документов, выпускаемых министерством во исполнение Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» и Указа Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», по которому ставится задача повышения энергоэффективности валового внутреннего продукта страны к 2020 году не менее чем на 40 % по сравнению с достигнутым на 1 января 2008 года.
Применительно к строительству это означает повышение энергоэффективности зданий на 40 % по отношению к существующему положению не только нового строительства, но и всего имеющегося фонда. А поскольку Минрегионразвития России выполняет функции прежнего Госстроя, то приказы его в строительной отрасли также обязательны к исполнению, как и прежние постановления Госстроя, по которым с целью энергосбережения теплозащита зданий в 1995 и 2000 годах была повышена по отношению к первым советским нормам 1929 года в 2–2,5 раза, достигнув значений, близких к общепризнанному законодателю в этой области Германии. Но с тех пор Германия дважды – в 2002 и 2009 годах – пересматривала свои нормы в сторону их ужесточения, и вот, наконец, пришел и наш черед.
Согласно приказу Минрегионразвития России, нормы энергетической эффективности (показатель удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, обеспечивающий нормируемые параметры внутреннего воздуха и воздухообмен в помещениях) и теплозащиты здания (приведенные сопротивления теплопередаче отдельных элементов и конструкций наружных ограждений), указанные в СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий», составляют базовый уровень и соответствуют «нормальному» классу энергетической эффективности, обозначаемому символом «С».
Проанализируем некоторые требования приказа № 2621.
«7. Для новых жилых и общественных зданий… предусматривается следующее снижение по годам нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции по классу энергоэффективности «В» (высокий) по отношению к базовому уровню:
- на 15 % с 2011 года;
- дополнительно на 15 % (к базовому уровню) с 2016 года;
- и еще на 10 % с 2020 года».
На каждый период приводятся таблицы со значениями нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период в зависимости от назначения здания на квадратный метр площади квартир или полезной площади общественных зданий либо на метр кубический отапливаемого объема для зданий с высотой этажа выше 4 м и отнесенными к градусо-суткам отопительного периода для возможности применения этих норм в различных регионах страны.
Для «малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления» – отдельные таблицы нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, отнесенные к отапливаемой площади дома, под которой понимают сумму площадей отапливаемых помещений квартиры с расчетной температурой внутреннего воздуха выше 12 °С.
Для блокированных домов – это площадь квартиры, а для многоквартирных домов с общей лестничной клеткой – сумма площадей квартир без летних помещений.
«8. В задании на проектирование следует указывать класс энергетической эффективности «В» (высокий) и процент снижения нормируемого удельного расхода энергии на цели отопления и вентиляции за отопительный период по отношению к базовому уровню. Соответствие проектных значений нормируемым на стадии проектирования устанавливается в энергетическом паспорте здания. При неудовлетворении приведенных выше требований (а в ст. 1 приказа было сказано, что «требования должны соблюдаться при проектировании, экспертизе, строительстве, приемке и эксплуатации новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых и модернизируемых отапливаемых жилых зданий и зданий общественного назначения») усиливается теплозащита наружных ограждающих конструкций, либо выполняются мероприятия по повышению энергоэффективности систем отопления и вентиляции».
Указано, что все участники строительства обеспечивают выполнение требований, сформулированных в приказе, в срок не менее 5 лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения. Далее в приказе приводится перечень основных мероприятий, за счет реализации которых можно достичь указанный уровень энергоэффективности.
«9. Уровень энергоэффективности зданий с 2011 года по классу «В» (высокий) достигается за счет оснащения систем отопления автоматизированными узлами управления, в том числе и с пофасадным авторегулированием, увеличения сопротивления теплопередаче наружных стен здания по отношению к базовому уровню и замены окон на энергоэффективные с приведенным сопротивлением теплопередаче 0,56–0,8 м2•°С/Вт (вероятно, в зависимости от региона). Далее с 2016 года переход на окна с еще большей энергоэффективностью (с сопротивлением теплопередаче 1,0–1,05 м2•°С/Вт), дополнительное повышение сопротивления теплопередаче наружных стен и перекрытий, применение устройств утилизации теплоты вытяжного воздуха и энергоэффективных систем отопления и вентиляции, систем централизованного теплоснабжения с коэффициентами энергетической эффективности выше 0,65, а также систем децентрализованного теплоснабжения» (вероятно, следует добавить с использованием возобновляемых источников энергии).
По мнению автора, п. 9 приказа не означает, что обязательно надо переходить на повышенные параметры теплозащиты здания. Считается, что повышение сопротивления теплопередаче окон до 0,8 – это реально достижимо, эффективно (повышается энергоэффективность здания в целом на 10–12 %) и способствует увеличению комфортности, сокращая зону воздействия отрицательной радиации. Но если можно достичь требуемого показателя энергоэффективности за счет других мероприятий – пожалуйста. Однако из этого следует, что нельзя опускаться в показателе приведенного сопротивления теплопередаче ниже требований табл. 4 СНиП 23-02–2003 без допущений п. 5.13 того же СНиП.
В настоящее время в странах Европейского союза действует декларация, по которой нормируются годовые удельные расходы конечных видов энергоносителей, определяемых суммированием расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию, горячее водоснабжение, электрической энергии на искусственное освещение, охлаждение, технологические и бытовые нужды, энергии сетевого газа (при наличии).
В России пока нет достаточных данных для установления такого обобщающего показателя, и поэтому нормирование энергоэффективности ведется по отработанному за период более 10 лет удельному расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию. Но и здесь обнаружено, что из-за выявленного влияния на показатель энергоэффективности общественных зданий длительности режима рабочего времени целесообразно разделить нормируемое значение в зависимости от сменности работы предприятия, что следует учесть при разработке территориального нормативного документа.
Однако в результате чрезвычайно избыточного фактического теплопотребления на горячее водоснабжение и информированности о причинах такого явления в приказе Минрегионразвития России устанавливаются требования по «…снижению удельного потребления воды жилых зданий по отношению к среднему фактическому потреблению на 1 января 2008 года – 320 л/чел.•сут. поэтапно до 45 % к 2020 году, т. е. до 175 л/чел.•сут., в том числе горячей воды со 150 до 80–85 л/чел.•сут. Такие снижения достигаются за счет переноса узла приготовления горячей воды из ЦТП в индивидуальные тепловые пункты (ИТП) в зданиях по мере износа оборудования в ЦТП и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, оснащения приборами индивидуального учета потребления воды в квартирах».
Пока для сведения рекомендуется годовое электропотребление определять «…по удельной расчетной мощности с учетом годового числа часов использования максимума. Для жилых зданий допускается принимать исходя из среднерасчетного электропотребления 0,015 кВт/м2 общей площади в квартирах с электроплитами и 0,01 кВт/м2 в квартирах с газовыми плитами при годовом максимуме использования плит 3 500 и 3 000 ч соответственно (в домах с кондиционированием воздуха годовой максимум использования увеличивается до 4 ».
В п. 14 приказа приводится перечень, чем должно быть оборудовано здание, исходя из требований энергоэффективности, вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте.
Указывается также, на какие здания и сооружения требования настоящего приказа не распространяются – это временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года; строения, сооружения вспомогательного использования; здания с расчетной температурой внутреннего воздуха в них 12 °С и менее; отдельно стоящие здания, общая площадь которых составляет менее 50 м2; объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три) дачные и садовые дома.
Также требования приказа № 262 не распространяются на культовые здания и здания, которые в соответствии с законодательством РФ (и, вероятно, местных территориальных органов) отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). Однако это не означает, что на них не распространяются требования Федерального закона № 261-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 13 апреля 2010 года N 235 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87.
Кроме того, в приказе вводятся ограничения «для реконструируемых зданий и жилья экономического класса о снижении нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции на первые 15 % не с 2011 года, а с 2016 года, и еще дополнительно на 15 % с 2020 года».
Таким образом, общее снижение предполагается с 2020 года только на 30 %, а не на 40 %, как в указе президента РФ. Каковы причины такого нарушения? И потом почему в приказе № 262 из зданий, на которые распространяются эти ограничения, выделены реконструируемые здания, а к капитально ремонтируемым это не относится? И что означает «жилье экономического класса»?
В Интернете на сайте Минрегионразвития России размещен проект «Методические рекомендации по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса», пока не утвержденный. В нем указывается, что к жилью экономического класса относятся многоквартирные дома с квартирами, ограниченными по нижнему и верхнему пределу площади (приводится таблица с числом жилых комнат от 1 до 6) и с ограничением нижнего предела общей комнаты – 16 м2, спальни – 8 м2 (для двух человек – 10 м2), кухни 6 м2 и рекомендованной высотой жилых помещений от пола до потолка не менее 2,7 м (рекомендуется устанавливать с 2012 года). Увеличение высоты этажа в панельных домах типового строительства (сейчас от пола до потолка 2,55 м) весьма сомнительно, т. к. это приведет к переделке форм на всех домостроительных комбинатах.
Есть еще неточности в тексте. Так, в п. 1 приказа сказано, что «настоящие требования являются минимально допустимыми», в то время как основные требования энергоэффективности к нормируемому удельному теплопотреблению на цели отопления и вентиляции (следует добавить за
Кстати, в п. 7 говорится о снижении по годам нормируемого «…удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции согласно приводимым таблицам», а в таблицах в названии приводится понятие «удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», что более правильно, т. к. энергопотребление включает также расход электроэнергии на привод насосов или вентиляторов, если они предусмотрены проектом, а в таблицах величины указаны без учета расхода электроэнергии.
Возможно, это мелочь, но это может стать поводом к иному толкованию смысла. Так, в п. 6 сказано, что «…в качестве базового уровня 2007 года следует принять нормативы удельного потребления тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания (следует добавить за отопительный период) по табл. 1 и 2 с учетом солнечной радиации через светопроемы и тепловыделений от искусственного освещения и бытовых приборов». На самом деле данные табл. 1 и 2 определены также с учетом тепловыделений от людей и их жизнедеятельности, а в общественных зданиях, да и в жилых домах тоже, еще и от технологических теплопоступлений, к которым относятся компьютеры и другое офисное оборудование, которое под понятие бытовых приборов не подходит. В этом же п. 6 пропущено, что его содержание относится и к зданиям капитально ремонтируемым.
Указав срок, в течение которого обеспечивается выполнение требований энергоэффективности, к сожалению, не приводится, какими средствами осуществляется контроль за их соблюдением как при сдаче-приемке здания в эксплуатацию, так и в течение 5-летнего срока ответственности.
Вероятно, в регионах в развитие этого приказа должны быть разработаны и утверждены местной администрацией собственные территориальные требования энергетической эффективности зданий. В данных требованиях, во-первых, показатели таблиц следует пересчитать на региональные градусо-сутки отопительного периода, чтобы они стали привычными по написанию, и внести соответствующие уточнения в текст, во-вторых, в некоторых регионах они могут быть ужесточены. Например, для Москвы оставлены требования перехода на сниженный нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период для реконструируемых зданий и жилья экономического класса, как и для всех остальных зданий с 2011 года, а не с 2016 года, согласно приказу № 262. Это сделано, поскольку в Программе «Энергосберегающее домостроение в г. Москве на 2010–2014 годы и на перспективу до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 9 июня 2009 года № 536-ПП, уже предус-мотрено применение окон с сопротивлением теплопередаче 0,8 м2•°С/Вт и других энергосберегающих мероприятий с 2011 года.
1 Здесь и далее в кавычках приводится текст, цитируемый из приказа № 262.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2010
Подписка на журналы