Организация измерений потребления энергоресурсов. Несколько ответов на вопросы об измерениях потребления энергоресурсов
В своей работе авторам достаточно часто приходится встречаться с необходимостью ссылками на законы и нормативные акты обосновывать ответы на вопросы, которые возникают и у потребителей, и у поставщиков энергоресурсов.
Организация измерений потребления энергоресурсов
Несколько ответов на вопросы об измерениях потребления энергоресурсов
В своей работе авторам достаточно часто приходится встречаться с необходимостью ссылками на законы и нормативные акты обосновывать ответы на вопросы, которые возникают и у потребителей, и у поставщиков энергоресурсов. Первая попытка обобщить такие вопросы и дать ответы, которые могли бы оказаться интересными широкому кругу читателей, была сделана ранее 1, а в данной статье приводятся ответы еще на ряд вопросов, актуальных, по мнению авторов, при организации измерений потребления энергоресурсов.
Следует ли стремиться к использованию приборов с наименьшей относительной погрешностью измерения расходов энергоресурсов?
Любому специалисту понятно, что для повышения точности измерений требуется усложнение измерительных приборов, что, как правило, ведет к увеличению их стоимости. Поэтому попытаемся показать, что увеличение точности измерений не всегда обосновано и целесообразно при организации расчетов за потребляемые энергоресурсы, когда измерения – не самоцель, а лишь средство для полного сбора платежей потребителей энергоресурсов.
Прежде всего отметим, что при оплате количества потребляемых ресурсов интерес представляет не столько относительная погрешность измерения отдельных расходов конкретного вида ресурса (в диапазоне измерения того или иного прибора), сколько погрешность измерения всего количества ресурса, потребленного за время (Т) между двумя последовательными записями (регистрациями) показаний счетчиков при постоянно изменяющихся во времени расходах ресурса, то есть погрешность, определяемая в общем случае по формуле:
∂QТ = е (∂QiTi),
где ∂QТ – относительная погрешность измерения количества ресурса 2, потребленного за время Т = еТi (Тi выражается в долях Т);
∂Qi – относительные погрешности измерения отдельных расходов ресурса (принимаемых условно постоянными для каждого периода Тi).
Именно указанная погрешность счетчиков количества энергоресурсов должна рассматриваться при оценке точности определения количества ресурсов, предъявляемого к оплате. Для некоторых типов приборов такая погрешность уже много лет нормируется и контролируется в установленном порядке 3. Теперь допустим, что фактическое (но реально неизвестное нам) потребление ресурса, например, в каком-либо жилом доме г. Н-ск равно Qфакт. Установленный на вводе в дом прибор показывает лишь измеренное потребление в размере Qизм. Это значит, что измерение потребления в здании выполнено с относительной погрешностью измерения количества ресурса, равной
∂QТ = (QТимз - QТфакт ) / QТфакт.
Несложные преобразования позволяют установить, что:
QТизм = QТфакт(1 + ∂QТ).
Если счетчики количества энергоресурса с одинаковой относительной погрешностью измерения количества ресурса ∂QТ установлены во всех жилых зданиях г. Н-ска, то суммарное измеренное потребление будет, естественно, равно:
еQТизм = (1 + ∂QТ)еQТфакт.
Здесь мы видим, что изменение значения относительной погрешности измерения ∂QТ действительно ведет к изменению величины суммарного потребления ресурса еQТизм. В некоторых случаях эта величина будет меньше неизвестного нам фактического потребления еQТфакт, но в некоторых случаях (если ∂QТ > 0, что вполне возможно) – больше. Однако задача, которую мы хотим решить, состоит не столько в уточнении значения еQТфакт, сколько в правильном определении размера платежа за ресурсы по показаниям счетчиков – в каждом здании (это важно для потребителей) и в целом по г. Н-ску (это важно для поставщика ресурса). Допустим, что в сетях г. Н-ска нет никаких потерь ресурса, нет потребления без измерений. Тогда тариф на рассматриваемый ресурс будет определен соответствующим органом регулирования как частное от деления обоснованных поставщиком суммарных затрат по регулируемому виду деятельности (D) на сумму измеренных счетчиками величин – QТизм (другие величины нам неизвестны, нам доступны только показания счетчиков). Это значит, что утвержденный тариф (R) на ресурс будет равен:
R = D / еQТизм = D / ((1 + ∂QТ) x еQТфакт).
В этом случае платеж (Пл) каждого абонента (управляющего жилым домом) будет вычисляться как:
Пл = RQТизм = R(1 + ∂QT)QТфакт = DQТфакт / (еQТфакт).
Легко видеть, что в расчете величины платежа здесь не участвует значение относительной погрешности измерений количества ресурса, а сумма платежей всех абонентов в нашем примере будет просто равна D – принятым при расчете тарифа обоснованным затратам поставщика. Важным остается только определение доли потребления каждого абонента в общем потреблении всех абонентов – (QТфакт / еQТфакт). Если относительные погрешности измерения количества ресурса счетчиками ∂QТ у всех абонентов равны или весьма близки по абсолютным значениям (это легко предположить, так как тип применяемых приборов и нормы точности измерений, как правило, одинаковы в пределах одной ресурсоснабжающей системы), то отношение (QТфакт / еQТфакт) будет равно отношению (QТизм / еQТизм). Это значит, что нормируемые значения относительных погрешностей измерения расходов энергоресурсов (суть – класс точности измерительных приборов) не имеют принципиального значения для точности расчетов платежей, а изменение этих погрешностей не приводит к убыткам или увеличению доходов ни для поставщиков ресурсов, ни для их абонентов.
Конечно, рассмотренный пример носит условный характер – здесь предполагается, что счетчики установлены у всех абонентов данной коммунальной системы, что, очевидно, еще не всегда достигнуто в российских городах. Кроме того, здесь не учитывается ни количество непроданного в конкретной коммунальной системе ресурса, ни различия в величинах потребления отдельных абонентов, но общий вывод, кажется, понятен – зачастую рассуждения о необходимом увеличении точности измерения потребления энергоресурсов являются лишь спекулятивными, выгодными либо поставщикам измерительных приборов, либо поставщикам ресурсов (при ограниченном платежеспособном спросе увеличение стоимости приборов ведет к снижению их числа в системах, что и является в ряде случаев необходимым и выгодным для поставщиков энергоресурсов).
1 Широков А. В., Вербицкий А. С. Правда и вымыслы о счетчиках // Энергосбережение. Юбилейный номер. 2005. С. 42–46.
2 Такая погрешность, например для счетчиков воды, определяется в соответствии с нормами ГОСТ 8.156, МИ 1592, МИ 2306.
3 ГОСТ 8.156-83. Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки.
Можно ли устанавливать квартирные счетчики воды лишь в части квартир жилого здания по заявкам нанимателей или собственников жилья?
Противники массового использования счетчиков иногда весьма хитроумны – они понимают все тяжелые последствия массовой установки счетчиков для городских коммунальных предприятий. Ведь установка счетчиков ведет к формированию у потребителей привычки контролировать потребление энергоресурсов и, следовательно, их экономить. После установки, например, квартирных счетчиков следует ожидать почти неизбежного снижения объемов продаж (нормативы потребления, используемые при оплате энергоресурсов без счетчиков зачастую завышены). При снижении объемов продаж возникают и трудности при обосновании почти обязательного роста тарифа на тот или иной ресурс. Массовая установка счетчиков приводит и к необходимости выполнения работ по снижению потерь ресурса (точнее – непроданного ресурса) в сетях, о которых ранее отчитывались без их достоверного обоснования, а после повсеместной установки счетчиков непроданное количество ресурса может возрасти в разы 1. Но пока счетчики количества потребляемых ресурсов не установлены повсеместно – во всех точках подачи ресурса в сети, у всех абонентов,– нет никакого смысла серьезно обсуждать юридические проблемы реформирования управления коммунальными ресурсоснабжающими системами, проблемы повышения их эффективности, проблемы снижения тарифов на ресурсы и даже возможность привлечения внебюджетных ресурсов для реновации систем. Нет счетчиков – нет информации, необходимой для решения всех указанных проблем. При этом частичная установка счетчиков (у части абонентов) ни одной из указанных проблем не решает.
Несмотря на это, для того, чтобы не допустить формирования у потребителей «модели экономного поведения» многие противники массовой установки, например, квартирных счетчиков холодной и горячей воды предлагают устанавливать счетчики только по требованию (заявкам) жителей тех или иных квартир. Следствием такого подхода будет, например, установка счетчиков холодной и горячей воды в нескольких квартирах одного жилого дома. Очевидно, что установку таких счетчиков сначала закажут не самые бедные жители дома 2. После установки счетчиков их платежи станут более «справедливыми» – они оплатят только то количество воды, которое измерено счетчиками. Но если при этом на вводе в такой дом уже установлены счетчики воды, то расчет величин потребления воды для тех квартир, в которых менее обеспеченные граждане не заказали установку счетчиков, весьма логичен и прост – объемы потребления воды в квартирах со счетчиками суммируются, и эта сумма вычитается из общего потребления в доме (естественно, раздельно для горячей и холодной воды, так как их стоимость весьма различна). Очевидно, что оставшийся после таких расчетов объем воды подлежит распределению между квартирами без счетчиков (не имеет принципиального значения алгоритм такого распределения – пропорционально либо числу зарегистрированных в каждой квартире граждан, либо площади квартир). Анализируя такой порядок расчетов 3 легко увидеть, что своими действиями более богатые жители дома повлияли на размер платежей более бедных граждан, ведь при отсутствии счетчиков во всех квартирах дома пропорциональное распределение общего потребления воды в доме между всеми квартирами давало другие результаты (скорее всего, приводило к меньшим суммам платежей за воду для квартир без счетчиков).
Отсюда следует очевидный вывод – после установки общедомовых счетчиков установка квартирных счетчиков может производиться только одновременно во всех квартирах дома! После установки общедомовых счетчиков для начисления платежей потребителям в доме существует только два варианта определения величин объемов потребления, подлежащих оплате – либо расчетное распределение между потребителями измеренного на вводе в дом объема ресурса (это, конечно, несправедливо по отношению к «экономным» потребителям), либо измерение потребления ресурса в каждой квартире. Любые другие варианты – от лукавого.
Если на вводе в дом еще не установлены счетчики, установка счетчиков в отдельных квартирах невозможна – сначала должны быть пересмотрены нормативы потребления, которые используются при назначении ставок платежей для потребителей без счетчиков. В противном случае установка квартирных счетчиков приведет к неизбежным потерям поставщиков и горячей, и холодной воды – измеренное потребление вполне может оказаться меньше нормативного, что и вызовет снижение платежей за ресурс. Кроме того, и любые потери ресурса во внутренних инженерных сетях дома оказываются вне сферы измерений, что лишает производителей ресурса интереса к массовой установке счетчиков, а управляющие компании лишает всякого интереса к проблемам ресурсосбережения в доме.
Именно исходя из таких соображений в Правилах предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 года № 1099) была введена императивная норма (п. 4.3.3), установившая, что потребителям запрещено «нарушать сложившиеся схемы учета услуг» (суть схемы измерения потребления коммунальных услуг / энергоресурсов в доме). Если житель той или иной квартиры принимает решение установить счетчики, а управляющий жилым многоквартирным домом допускает такую установку, то именно указанную норму они и нарушают. Но ее нарушают также и администрации регионов и городов, когда различными постановлениями или решениями позволяют / рекомендуют установку счетчиков по заявкам жителей части квартир в одном жилом доме. К сожалению, разработчики Жилищного кодекса РФ не включили вопрос об установке квартирных счетчиков энергоресурсов в число вопросов, решения по которым должны приниматься общим собранием собственников помещений в жилом многоквартирном доме, в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ (ст. 44-2). Возможно, что некоторая судебная практика 4 позволит прийти к выводу о том, что установка квартирных счетчиков является, по сути, реконструкцией той или иной внутренней системы инженерного оборудования зданий. В этом случае должна действовать норма п. 1 указанной выше статьи Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой решение о реконструкции (в данном случае – об установке счетчиков) принимается на общем собрании собственников.
Кроме того, для случая, когда счетчики установлены на вводе в дом и в части квартир, становится неопределенной процедура и последствия перерасчета платежей для собственников и нанимателей квартир без счетчиков 5. Выше мы описали вполне очевидный алгоритм определения расчетной (для начисления платежей) величины потребления воды (холодной и горячей) в квартирах без счетчиков – распределение между этими квартирами некоторого количества воды (каждый месяц различного), равного разности между измеренным на вводе в дом количеством воды и суммой потребления воды во всех квартирах, где счетчики уже установлены. Но жители ряда квартир без счетчиков могут предоставить управляющему документы, подтверждающие их временное отсутствие в квартирах (такие документы могут быть предоставлены только после возвращения жителей, например, через 2–3 месяца после временного выезда из квартиры) в течение некоторого времени и, следовательно, подтверждающие неиспользование в этих квартирах воды. В этом случае распределению между другими квартирами без счетчиков (их число, естественно, теперь стало меньше) будет подлежать неизменившееся количество воды. Отсюда вывод – остававшиеся в своих квартирах жители неожиданно для себя получат от управляющего требование об увеличении платы за воду, хотя они ранее уже произвели все положенные платежи. Естественно, такая ситуация может быть обжалована в суде. Основанием для соответствующего иска станет то, что Жилищный кодекс (ст. 155-11) позволяет теперь производить перерасчет платежей за отдельные виды коммунальных услуг (кроме отопления) только в том случае, если плата за эти услуги рассчитывается «исходя из нормативов потребления», а не на основе данных измерения потребления – на вводе в дом, в квартирах.
Приведенные рассуждения о порядке установки квартирных счетчиков энергоресурсов не затронули вопроса о доступности оплаты таких услуг 6 всем гражданам, проживающим в одном многоквартирном доме, без учета возможных различий в их доходах. Эта проблема могла бы быть легко разрешена, если бы предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) услуги по установке и обслуживанию счетчиков энергоресурсов (и общедомовых, и квартирных) были бы отнесены Жилищным кодексом РФ к категории коммунальных услуг или были бы классифицированы как неотъемлемые составляющие процессов предоставления тех услуг, которые определены Жилищным кодексом РФ как коммунальные (ст. 154-4). Это существенное требование, так как коммунальные услуги, в отличие, например, от бытовых услуг, имеют ряд важных особенностей – они подлежат оплате по факту предоставления (например, потребитель может не пользоваться такой коммунальной услугой, как, например, водоснабжение, но оплачивать услуги по установке и обслуживанию общедомовых счетчиков обязан, если эти счетчики установлены). Кроме того, на коммунальные услуги распространяются правила предоставления льгот по их оплате, а также жилищных субсидий для малоимущих семей. Будет также весьма странно, если некоторый житель дома в силу законных обстоятельств полностью освобожден от оплаты, например, потребляемой воды, но за установленные по решению общего собрания собственников счетчики будет обязан платить по тарифу, согласованному управляющим для такой некоммунальной услуги без каких-либо компенсаций.
Зарубежная практика показывает, что самой доступной для потребителей формой организации измерений является установка и обслуживание счетчиков специализированными (биллинговыми) компаниями, услуги которых предоставляются в условиях жесткой рыночной конкуренции 7. Оплата таких услуг вполне доступна и гражданам, и распорядителям бюджетов, имеющим обязанность социальной поддержки малоимущих слоев населения. Однако в настоящее время разработчики Жилищного кодекса РФ «перекрыли» возможность реализации таких решений. При этом пока не предложено никаких других решений, обеспечивающих создание основы для эффективного энергосбережения в России, где, как известно, потребление энергоресурсов в жилых многоквартирных зданиях в 2–3 раза превышает потребление в зарубежных странах с аналогичным климатом.
Продолжение статьи в следующем номере
1 После повсеместной установки счетчиков сначала ничего не меняется в системе – ни качество эксплуатации, ни фактические утечки или потери ресурса. Но сразу изменяется объем и качество информации о работе системы, то есть счетчики – лишь цифры, позволяющие увидеть детали работы системы, хотя эти детали и могут быть весьма неприятны для местной администрации, органа по регулированию тарифов и т. д.
2 Стоимость установки одного квартирного счетчика воды (в каждой квартире требуется установка от одного до четырех счетчиков) в российских городах составляет сегодня от 1,5 до 2,5 тыс. руб., что представляет значительную сумму для многих граждан.
3 Любой другой алгоритм расчета приведет к нарушению законов сохранения – измеренный на вводе в дом объем потребления будет оказываться то меньше, то больше суммы величин потребления, предъявленных к оплате всем потребителям в доме; результаты расчетов будут существенно зависеть, например, от утвержденных величин нормативов потребления ресурсов.
4 Вполне реальным представляется появление исков с требованием демонтажа установленных квартирных счетчиков или исключения из расчетов платежей их показаний со стороны тех граждан, платежи которых возрастут в результате неправомочных (с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг) действий собственников или нанимателей ряда квартир в жилом доме.
5 Для квартир, в которых уже установлены счетчики, перерасчет платежей недопустим, т. к. потребленный ресурс полностью оплачивается по показаниям счетчиков.
6 Ссылки на высокую стоимость счетчиков и работ по их установке – любимый аргумент противников массового применения счетчиков энергоресурсов.
7 Некоторым «подобием» европейских биллинговых компаний являются многочисленные расчетно-кассовые центры, действующие под различными наименованиями (ЕИРЦ, ЕРКЦ, ЕИАЦ и пр.) во многих городах. К сожалению, их деятельность не регулируется законами, они не устанавливают и не обслуживают счетчики и, как правило, являются унитарными предприятиями или даже государственными учреждениями, то есть являются совершенно не рыночными структурами и, соответственно, должны быть реформированы.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2006
Статьи по теме
- Конденсационные котлы в жилищном строительстве в условиях России
АВОК №8'2017 - Мировой взгляд на регулирование взаимоотношений «общество – энергоресурсы»
Энергосбережение №4'2013 - Топливно-энергетический баланс – основа перспективного прогнозирования. Энергобаланс Москвы
Энергосбережение №5'2020 - Комфорт и экономия энергоресурсов
АВОК №5'2006 - Мониторинг и планирование расхода энергоресурсов
Энергосбережение №1'2015 - Оценка расходов на энергоснабжение в регионах Крайнего Севера
Энергосбережение №4'2017 - Низкоуглеродные решения для изолированных российских регионов. Ч. 1. Как разморозить «замороженное» время?
Энергосбережение №5'2017
Подписка на журналы