Политика энергосбережения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа
Ханты-Мансийский автономный округ, включающий 22 муниципальных образования, расположен в средней части России. Он занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины. Граничит с шестью субъектами Российской Федерации. Площадь автономного округа составляет 534,8 тыс. км2. Численный состав населения – 1 423,8 тыс. человек. Административный центр – город Ханты-Мансийск.
Политика энергосбережения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа
Ханты-Мансийский автономный округ, включающий 22 муниципальных образования, расположен в средней части России. Он занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины. Граничит с шестью субъектами Российской Федерации. Площадь автономного округа составляет 534,8 тыс. км2. Численный состав населения – 1 423,8 тыс. человек. Административный центр – город Ханты-Мансийск.
Округ является наиболее развитым в экономическом отношении административно-территориальным образованием Российской Федерации. Его по праву назвают «энергетическим сердцем» России, т. к. округ обладает богатейшими запасами природных ресурсов. Это подтверждается объемами добычи нефти и газа, выработкой электрической энергии (за 2002 год добыто 209,9 млн т нефти, 20,8 млрд м3 газа, выработано 55,1 млрд кВт•ч электрической энергии); производится 239 млн т. у. т., а потребляется 38,68 млн т. у. т. топливно-энергетических ресурсов.
Большое внимание со стороны органов исполнительной власти уделяется системам жизнеобеспечения населения.
Состояние ЖКХ и коммунальной энергетики можно охарактеризовать следующим образом:
- Жилой фонд автономного округа составляет 23,7 млн м2 общей площади жилья.
- В муниципальной собственности находится 89% жилищного фонда округа.
- Средний процент износа жилищного фонда составляет 32,5%.
- Источниками теплоснабжения являются 529 котельных.
- Число установленных котлов 2 097 единиц.
- Суммарная тепловая мощность составляет 10 077 Гкал•ч. Произведено тепловой энергии в 2002 году – 17 350 тыс. Гкал.
- Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исполнении составляет 4 105,7 км. Число центральных тепловых пунктов (ЦТП) равно 331 единицам.
- На территории автономного округа создано 22 предприятия коммунальной энергетики, которые обслуживают ПС-110, 35 кВ – 86 шт., ТП 6, 10 кВ – 2 430 шт., ВЛ-0,4 6, 10 кВ – 3 994 км, КЛ-0,4 6, 10 – 2 692 км.
Вместе с тем несмотря на огромный энергетический потенциал, сосредоточенный на территории автономного округа, в целях реализации политики энергосбережения и перевода экономики автономного округа на энергосберегающий путь развития, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа реализует окружную целевую программу «Энергосбережение Ханты-Мансийского автономного округа до 2005 года».
Рисунок 1. Результаты внедрения энергосберегающих мероприятий в Ханты-Мансийском автономном округе за 2002 год |
Рисунок 2. Энергосбережение в топливно-энергетическом комплексе за 2002 год |
Программа является многоотраслевой и включает в себя проведение энергосберегающей политики во всех отраслях народного хозяйства. По прогнозам специалистов, за период реализации программы (пять лет) в автономном округе планируется сэкономить до 14 млн т. у. т. Требуемый объем финансовых средств для реализации программы оценивается 15 727 млн руб.
Итогом реализации данной программы на сегодняшний день явилось внедрение 1 222 энергосберегающих мероприятий на территории автономного округа с суммарным экономическим эффектом 3 404 тыс. т. у. т. Основная часть сэкономленных энергоресурсов приходится на топливно энергетический комплекс 2 857 тыс. т. у. т. (647 энергосберегающих мероприятий). В жилищно-коммунальном хозяйстве автономного округа сэкономлено 546 тыс. т. у. т. (575 энергосберегающих мероприятий).
На прошедшей 26–29 ноября 2002 года IV всероссийской выставке «Энергосбережение в регионах России – 2002» в Москве Правительство автономного округа представило развернутую выставочную экспозицию, посвященную реализации политики энергосбережения в автономном округе. Также в рамках данной выставки Министерством энергетики РФ проводился конкурс «Реализация региональной программы энергосбережения». Ханты-Мансийский автономный округ занял I место среди более 50 субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы в области энергосбережения. По праву можно отметить, что эта почетная награда явилась итогом работы, проводимой со стороны Правительства автономного округа, Управления электроэнергетики и энергосбережения автономного округа, муниципальных образований, предприятий и организаций автономного округа в области энергосбережения.
Рисунок 3. Применение новых технологий на ЦТП, г. Сургут |
Комплексный подход в проведении единой политики энергосбережения со стороны Правительства автономного округа, нефтегазовых компаний и муниципальных образований явился доминирующим фактором по достижению максимального экономического эффекта.
Активным стимулирующим действием в реализации энергосберегающих проектов на территории муниципальных образований является распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 13 апреля 2001 года № 170-рп «Об энергосберегающих проектах, реализуемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа, и их финансировании», в соответствии с которым на реализацию разработанных целевых программ энергосбережения муниципальных образований предусмотрено целевое выделение финансовых средств из бюджетов муниципальных образований в размере до 3% от средств, выделяемых на ЖКХ, что позволило выделять целевые средства на реализацию энергосберегающих мероприятий.
Рисунок 4. Частотно-регулируемый привод насосов водоснабжения |
Основными энергосберегающими направлениями, реализованными в жилищно-коммунальном хозяйстве в 2002 году являются:
- Модернизация центральных тепловых пунктов с использованием современных энергосберегающих технологий (28 шт.): оснащение пластинчатым теплообменным оборудованием, средствами автоматизации теплопотребления, частотными регуляторами электроприводов, узлами учета и регулирования потребления тепловой энергии, воды, современной запорной арматурой.
Рисунок 5. Городская автоматизированная трансформаторная подстанция, г. Лангепас |
- Установка индивидуальных тепловых пунктов (40 шт.): оснащение пластинчатым теплообменным оборудованием, средствами автоматизации теплопотребления, приборами учета, применение современной запорной арматуры.
- Внедрение систем автоматизации и телемеханики на объектах жилищно-коммунального хозяйства: внедрение автоматизированной системы контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ), автоматизированной системы управления технологическим процессом горячего водоснабжения, отопления, котельных.
- Замена ветхих теплосетей на теплосети с пенополиуретановой изоляцией по технологии «труба в трубе» (156,8 км).
- Внедрение частотно-регулируемых приводов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (36 шт.): насосах водозабора, дутьевого вентилятора теплового котла котельной, насосах центрального теплового пункта и т. д.
- Перевод котельных на газовый вид топлива.
- Внедрение приборного учета энергоресурсов: установка счетчиков воды, тепла, газа, переход на двухтарифную оплату электроэнергии.
- Утепление жилых зданий: утепление наружного контура зданий, утепление чердачных помещений, установка металлических утепленных подъездных дверей, применение тройных стеклопакетов.
- Внедрение энергосберегающей светотехнической арматуры: с применением автоматизированных систем управления режимами наружного освещения с автоматическим переходом на ночной и вечерний режим освещения, внедрение электронных пускорегулирующих аппаратов (экономия 40% электроэнергии).
- Проведение энергетических обследований предприятий и муниципальных образований.
- Составление энергетических паспортов предприятий и муниципальных образований.
Рисунок 6. Реконструкция ЦТП, г. Покачи |
От реализации вышеперечисленных направлений в области энергосбережения жилищно-коммунального хозяйства на территориях муниципальных образований за 9 месяцев 2002 года получен суммарный экономический эффект 316,7 тыс. т. у. т. и внедрено 233 энергосберегающих мероприятий.
В целях увеличения объемов проводимой работы в области энергосбережения за счет внебюджетных средств Правительство Ханты-Мансийского автономного округа определило приоритетным направлением развития отрасли – привлечение инвестиций на реализацию энергосберегающих проектов.
В условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства Правительством автономного округа разрабатывается проект концепции Программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа». В соответствии с данной концепцией модернизация систем ЖКХ должна основываться на реализации новейших энергосберегающих проектов и внедрении энергоэффективного оборудования, на базе привлеченных инвестиций.
Можно отметить положительный опыт г. Сургута в области привлечения инвестиций. Администрация города в рамках реформирования ЖКХ осуществляет проект «Развитие коммунальных служб города Сургута» на основе инвестиций Европейского банка реконструкции и развития. Правительство автономного округа планирует распространить положительный опыт г. Сургута на другие муниципальные образования автономного округа.
Рисунок 7. Автоматизированная система управления ЦТП, г. Нижневартовск |
В конечном итоге, осуществив реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве и модернизацию технологического оборудования, мы достигнем повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальной отрасли, улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат и адресной социальной защитой населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Задачи, стоящие перед Правительством Ханты-Мансийского округа, сводятся к следующему:
- Для достижения максимального экономического эффекта от реализации окружной программы «Энергосбережение Ханты-Мансийского автономного округа до 2005 года» увеличить количество внедряемых энергосберегающих мероприятий и энергоэффективного оборудования.
Рисунок 8. Утепление наружных контуров жилых зданий, г. Ханты-Мансийск |
- Осуществить комплекс мероприятий в рамках реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства автономного округа, направленных на перевод отрасли ЖКХ на самоокупаемость.
- Повысить комфортность проживания населения и улучшить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг посредством комплексного подхода в реализации новейших энергосберегающих проектов и внедрения энергоэффективного оборудования в цепочке производитель – поставщик – потребитель на основе привлеченных инвестиций.
- Разработать комплекс нормативно-методических документов, стимулирующих реализацию энергосберегающих мероприятий на уровне производитель – поставщик – потребитель.
- Совершенствовать нормативно правовую базу автономного округа в области привлечения инвестиций в энергоресурсосбережение.
- Активизировать работу по внедрению нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов.
- Более широкомасштабно использовать автоматизированные системы управления технологическим оборудованием, тем самым добиться постоянства комфортности проживания, вне зависимости от природных изменений, особенно это актуально в условиях Крайнего Севера.
- Продолжить работу по привлечению инвестиционных средств, направленных на реализацию энергосберегающих проектов.
- Усилить формирование энергосберегающего сознания среди широких кругов общественности посредством пропаганды передового опыта внедрения энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2003
Подписка на журналы