Энергосбережение в Карелии: проблемы и перспективы
Энергосбережение является важнейшей альтернативой наращиванию объемов потребления энергоресурсов. Затраты на энергосбережение при этом в 3–4 раза меньше расходов на все увеличивающееся потребление энергоресурсов. Для Карелии, не имеющей достаточного объема производства собственных топливно-энергетических ресурсов и являющейся энергодефицитным регионом, энергосберегающий путь развития становится безальтернативным.
Энергосбережение в Карелии: проблемы и перспективы
Энергосбережение является важнейшей альтернативой наращиванию объемов потребления энергоресурсов. Затраты на энергосбережение при этом в 3–4 раза меньше расходов на все увеличивающееся потребление энергоресурсов. Для Карелии, не имеющей достаточного объема производства собственных топливно-энергетических ресурсов и являющейся энергодефицитным регионом, энергосберегающий путь развития становится безальтернативным.
Это тем более актуально, что, несмотря на явное замедление темпов экономического роста, потребление ТЭР как из расчета на единицу валового регионального продукта (ВРП), так и на душу населения продолжает расти.
Удельное потребление ТЭР на душу населения по Карелии составило: в 2000 году – 5,11 т. у. т./чел., в 2001 году – 5,28 т. у. т./чел., в 2002 году – 5,30 т. у. т./чел.
Сложившееся в Карелии потребление энергоресурсов, обусловленное конкретной промышленной структурой и климатическими условиями, дефицитный топливно-энергетический баланс приводят к необходимости выработки и осуществления новой энергетической политики в республике, при реализации которой энергосбережение и энергоэффективность должны иметь решающее значение.
Выполненный специалистами Управления Карелгосэнергонадзор прогноз структуры топливно-энергетического баланса Карелии на период до 2020 года показал, насколько сильно фактор энергосбережения влияет на уменьшение потребности в энергоносителях. Даже при средних темпах развития ВРП (ежегодный прирост – 3%) и ежегодном снижении энергоемкости экономики республики на 2% объем энергосбережения к 2020 году составит 2 млн т. у. т. Это 30% прогнозируемого объема потребления ТЭР в 2020 году при условии, если ежегодное снижение энергоемкости отсутствует.
В целях уменьшения зависимости Карелии от внешних поставок топлива, в связи с постоянно возрастающей стоимостью и мазута, и дизельного топлива, и каменного угля, и природного газа в республике назрела настоятельная необходимость создания собственной топливной отрасли на основе местных сырьевых ресурсов (древесные отходы, дрова, торф).
Жилой квартал г. Петрозаводска со зданиями, имеющими улучшенные теплозащитные свойства ограждающих конструкций |
Разведанные запасы торфа в Карелии составляют не менее 2 млрд т 40% условной влажности. Возможность использования топливного торфа составляет 613 тыс. т. у. т. в год.
Ежегодные реальные ресурсы использования древесных отходов по районам Карелии составляют около 445 тыс. т. у. т.
Таким образом, эти два вида топлива могут обеспечить 42% потребности Карелии в котельно-печном топливе.
Только на закупку каменного угля для отопления зданий социальной сферы Карелии необходимо 200 млн руб. Замена каменного угля на местные виды топлива позволит экономить ежегодно около 100 млн руб. бюджетных средств, которые можно направлять на реконструкцию котельных и тепловых сетей.
По предварительным подсчетам при прочих равных условиях себестоимость тепловой энергии, полученной при сжигании древесных отходов, существенно ниже, чем при сжигании привозного топлива (каменного угля).
В республике разработана и действует с 1998 года программа «Внедрение теплоэнергетических станций (котельных), работающих на древесной щепе, отходах лесозаготовок, лесопиления и смешанном биотопливе». К сожалению, задачи, поставленные в программе, в полном объеме до сих пор так и не решены. Введено в эксплуатацию только 7 котельных, работающих на местных видах топлива, вместо 24 котельных по программе (29%).
Основным сдерживающим фактором производства местных видов топлива является не необходимость затраты финансовых средств на организацию такого производства, а отсутствие целенаправленной политики в республике и иждивенческое настроение местных органов самоуправления, уповающих на централизованный завоз топлива.
Учитывая, что промышленность Карелии потребляет 77% топлива, 57% электроэнергии и 59% теплоэнергии, внедрение энергосберегающих технологий в промышленность крайне актуально.
Проведенные в 2000–2002 годах Управлением Карелгосэнергонадзор в рамках Федерального закона «Об энергосбережении» энергетические обследования промышленных предприятий республики показали, что нерациональное потребление ТЭР в промышленном секторе достигает до 25% общего потребления энергоресурсов. Общей закономерностью является тот факт, что чем ниже объем производства, тем выше неоправданные затраты энергоносителей.
Энергообследования выявили ряд проблем, которые необходимо решать карельским предприятиям в первоочередном порядке: замена морально и физически устаревшего парка технологического оборудования, оснащение производства средствами учета, регулирования и автоматизации расходования ТЭР, повышение уровня энергетического менеджмента и материальной заинтересованности персонала в экономии энергоресурсов
С целью определения эффективности использования различных видов энергоносителей Управлением Карелгосэнергонадзор в 2002 году были составлены укрупненные топливно-энергетические балансы районов республики. Это позволило оценить количественные показатели надежности и эффективности электро- и теплоснабжения районов и выдвинуло в качестве основной задачи в социальной сфере республики проведение детальных энергоаудитов районов с целью выработки технических и организационных мероприятий по оптимизации топливно-энергетических балансов. Энергоаудиты должны показать району реальные пути снижения бюджетных затрат по ТЭР и повысить надежность электро- и теплоснабжения.
Активизации работ в этом направлении должна способствовать и разрабатываемая в настоящее время республиканская целевая программа «Энергосбережение Республики Карелия до 2006 года». Программа разрабатывается с учетом основных положений федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 годы и на перспективу до 2010 года и с учетом недостатков предыдущей региональной целевой программы «Энергосбережение Республики Карелия до 2000 года», которая, к сожалению, не оказала решающего значения на улучшение показателей энергоэффективности Карелии.
Нужно признать энергосбережение важнейшим базовым элементом экономического развития Карелии. С целью реализации этих положений Управление Карелгосэнергонадзор предлагает:
1. Сформулировать стратегию развития ТЭК республики в рамках региональной целевой программы «Энергосбережение Республики Карелия на период до 2006 года и на перспективу до 2010 года».
2. Разработать реальные экономические и финансовые механизмы реализации региональной целевой программы по энергосбережению, в том числе:
- установить шкалу тарифных скидок для предприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов;
- в тарифах на электро- и теплоэнергию учитывать экономически обоснованные затраты потребителей и производителей ТЭР на реализацию программ энергосбережения и проведение энергоаудитов.
3. Для снижения зависимости Карелии от внешних поставок топлива и электроэнергии очень важным представляется вовлечение в топливно-энергетические балансы республики местных энергетических ресурсов путем:
- дальнейшего развития гидроэнергетики;
- создания собственной топливной отрасли на основе местных сырьевых ресурсов и экономически целесообразного перевода реконструируемых котельных республики на сжигание местных видов топлива (древесные отходы, дрова, торф).
4. Предусмотреть экономические стимулы вовлечения в топливный баланс местных видов топлива (щепа, торф, отходы лесопиления), в том числе:
- учитывать при утверждении тарифов на теплоэнергию применяемый на источнике теплоснабжения вид топлива;
- применять налоговые льготы на использование биомассы в качестве топлива.
5. Активизировать работу по организации приборного учета, регулирования и контроля в области энергопотребления в первую очередь в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.
6. Увеличить долю использования природного газа, для чего ускоренными темпами осуществить перевод на природный газ жилого фонда и промышленных предприятий в г. Петрозаводске и завершить строительство газопровода Петрозаводск-Кондопога.
7. Создать условия для привлечения частных инвестиций и развития частного бизнеса в области энергоаудита, энергоэффективности, улучшения климата в области энергоменеджмента.
Именно энергосбережение может явиться решающим фактором, позволяющим осуществить намеченные руководством республики планы, предусматривающие рост экономики нашего края.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2003
Подписка на журналы