Наружное освещение больших площадей
Наружное освещение больших площадей, транспортных пересечений в одном или нескольких уровнях, широких магистралей представляет, как правило, сложную задачу для архитекторов и проектных организаций. Вызвано это необходимостью учета многочисленных требований и ограничений, связанных с архитектурными, планировочными надземными и подземными возможностями размещения опор и распределительных кабелей наружного освещения. Заказчики и проектные организации Москвы в последние 4-5 лет стали уделять внимание не только обеспечению нормируемых светотехнических показателей освещения при минимальных удельных мощностях установок наружного освещения, но и архитектурному их виду, сочетанию с сооружаемыми объектами не только в дневное, но и ночное время. Важно, что при этом с пониманием относятся к предложениям и пожеланиям эксплуатационных организаций наружного освещения Москвы.
Высокие опоры со спускными "коронами" светильников в москве
Наружное освещение больших площадей, транспортных пересечений в одном или нескольких уровнях, широких магистралей представляет, как правило, сложную задачу для архитекторов и проектных организаций. Вызвано это необходимостью учета многочисленных требований и ограничений, связанных с архитектурными, планировочными надземными и подземными возможностями размещения опор и распределительных кабелей наружного освещения. Заказчики и проектные организации Москвы в последние 4-5 лет стали уделять внимание не только обеспечению нормируемых светотехнических показателей освещения при минимальных удельных мощностях установок наружного освещения, но и архитектурному их виду, сочетанию с сооружаемыми объектами не только в дневное, но и ночное время. Важно, что при этом с пониманием относятся к предложениям и пожеланиям эксплуатационных организаций наружного освещения Москвы.
МГП "Мосгорсвет" вернулось к идее использования высоких опор, применение которых позволяет резко сократить на вновь сооружаемых транспортных объектах частокол опор, использовать более мощные, а следовательно, более энергоэкономичные газоразрядные источники света, обеспечить целостность восприятия всего сооружения, повысить комфортность осветительной установки. Естественно, что простое увеличение высоты опор, как показал первый опыт их применения в 60-70-х годах в Москве, оказалось неудачным. Основная причина - необходимость использования маломаневренных, дорогих для эксплуатации автоподъемников, применение которых особенно затруднительно в условиях непрекращающегося движения транспорта. Многие помнят эти установки с использованием 22-25-метровых металлических опор на площади Курского вокзала, на Варшавской развязке, на ряде загородных дорог. Преимущество высоких опор разбилось о трудность обслуживания их светильников с использованием автоподъемников.
За прошедший период появились высокие опоры со спускными "коронами" светильников с улучшенными эксплуатационными качествами, с надежными системами подъема и спуска "короны", зарядного кабеля, приводного механизма, а также световых приборов. "Корона" обычно опускается и поднимается на двух тросах из нержавеющей проволоки. Тросы наматываются на 2 барабана, расположенные в цоколе опоры, с помощью редуктора и приставного электрического привода.
Внизу "корона" со светильниками упирается на специальные скобы, убираемые после ее подъема. Питание светильников осуществляется через электрический щиток с защитными автоматами и штепсельными разъемами для подключения питающего и зарядного кабеля.
Защита опоры от коррозии обеспечивается способом горячего цинкования ее наружной и внутренней поверхности, что исключает необходимость ее периодической окраски. Опоры - фланцевые, устанавливаются и крепятся на армированном железобетонном фундаменте соответствующей конструкции.
В январе 1996 года силами МГП "Мосгорсвет" на Комсомольской площади была сооружена первая в стране высокомачтовая система освещения, состоящая из 3-х фонарей фирмы "Сименс" (отделение в Англии) высотой 30 м каждый со спускаемыми "коронами", на которой установлено 10 светильников-кососветов с натриевыми лампами высокого давления (НЛВД) мощностью 1000 Вт.
Установка позволила убрать все другие имеющиеся светильники на площади, снизить мощность до 32 кВт, отказаться от использования опор городского электротранспорта для размещения светильников.
Последнее очень важно, т.к. наличие вибраций негативно сказывается на работе светильников и ламп, а наличие контактных проводов и спецчастей, всевозможных растяжек не только создает потенциальную электрическую и физическую опасность, но и усложняет, удорожает доступ к светильникам.
Опыт эксплуатации первых трех опор подтвердил перспективность использования высоких опор со спускными "коронами" светильников в условиях Москвы. Поэтому в последующие годы их число в городе заметно увеличилось - они появились у Храма Христа Спасителя в Лужниках, на транспортных развязках МКАД - Ленинградское шоссе, МКАД - Ярославское шоссе и др.
Если для городских площадей, территорий больших автотранспортных стоянок и других открытых пространств целесообразность использования высоких опор является технически и экономически очевидным, то их использование на транспортных развязках в разных уровнях требует индивидуального подхода.
Это обусловлено тем, что площадь освещаемых покрытий проезжей части дорожной сети составляет от 25 до 40% от площади пересечения в пределах откосов внешних граничных участков дорог и требуются затраты на обеспечение подъезда к опорам.
"Мосгорсветом" впервые в СНГ было предложено использовать высокие опоры со спускными "коронами" светильников для освещения расширяющихся вылетных магистралей к аэропортам города. В апреле т.г. по проекту, выполненному "Мосинжпроектом", была построена осветительная установка с такими опорами на участке Международного шоссе на подъезде к аэропорту Шереметьево-2.
Опоры высотой 20 м располагаются с шагом 75-80 м по оси дороги в пределах разделительной полосы между направлениями движения. На "короне" каждой опоры располагается по четыре отечественных светильника ЖКУ 15-400-001 с натриевыми лампами мощностью 400 Вт.
"Корона" со светильниками в опущенном состоянии для замены ламп и чистки светильников не выступает за пределы ограждения разделительной полосы. Электрические кабели проложены в трубах по линии размещения опор.
Измерения подтвердили обеспечение регламентируемого уровня средней яркости асфальтобетонного покрытия проезжей части 1,6 кд/м2.
Отмечается привлекательный вид установки в дневное и ночное время, достаточная подсветка обочин.
Сооруженная осветительная установка подтвердила, что осевое размещение высоких опор на загородных широких шоссе экономически выгодно, так как позволяет:
- снизить ширину отсыпки полотна дороги на 2,5 м с каждой стороны за счет прокладки распределительных электрических кабелей наружного освещения, информационных дорожных табло и др. только по оси дороги под разделительной полосой, что экономит с учетом стоимости отчуждения земли не менее 1,5 млн. руб. на 1 км;
- снизить установленную мощность освещения и соответственно расход электроэнергии на 25 % за счет более полного использования светового потока светильников и применения более мощных и энергоэкономичных ламп;
- обеспечить повышение безопасности работы эксплуатационного персонала и снизить стоимость обслуживания светильников на 20% за счет отказа от необходимости использования автоподъемников и световых заставок, снижения стоимости заменяемых ламп и др.
Необходимость использования высоких опор определилась на пересечениях транспортных развязок с линиями электропередач 220 кВ и выше, которые в московском регионе, как правило, проложены параллельно по 2-3 линии, включая линии 500 кВ. При пересечении вылетных магистралей МКАД длина охранных зон нередко превышает 100-120 м дороги, где напряженность электростатического поля практически не позволяет размещать фонари наружного освещения и обслуживать их с использованием имеющихся автоподъемников. В этих местах установлены дорожные знаки - "остановка транспорта - запрещена". Для таких случаев потребуются опоры высотой 30 м и более с соответствующими по мощности и светораспределению светильниками.
"Мосгорсвет" провел работу по выявлению возможности изготовления высоких опор аналогичного назначения в Московском регионе и его ближайшем окружении.
В сферу рассмотрения был включен завод РАО "Газпром" в Малоярославце (Калужская область), который располагает соответствующим оборудованием, в том числе ваннами для горячего цинкования изделий длиной до 11 м, и, главное, желанием освоить производство таких опор. Техническую документацию и соответствующую технологию завод разработал совместно с ООО "СВЭН".
В настоящее время при содействии ООО "Организатор" идет подготовка к выпуску летом этого года первых 10 двадцатиметровых опор, которые будут оборудоваться соответствующими отечественными светильниками. Надеемся, что это позволит в дальнейшем снизить стоимость опор не менее чем в 2 раза и существенно расширить область их применения.
Руководство города поддерживает рациональное использование высоких опор со спускными "коронами" светильников на вылетных магистралях столицы.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'1999
Статьи по теме
- Интеллектуальные системы уличного освещения
Энергосбережение №1'2008 - Осветленные асфальтобетонные покрытия и возможности энергосбережения в наружном освещении
Энергосбережение №2'2001 - Москва – энергоэффективная столица России
Энергосбережение №8'2016 - Энергосбережение в наружном освещении Москвы
Энергосбережение №5'2001 - Концептуальные вопросы развития наружного освещения городов
Энергосбережение №4'2008 - Применение нанотехнологий для энергосбережения в наружном освещении и ЖКХ Москвы
Энергосбережение №5'2008 - Развитие наружного освещения мегаполиса
Энергосбережение №7'2010 - Освещение российских городов: энергоэффективность и визуальный комфорт
Энергосбережение №8'2014 - Правила проектирования общественных санузлов. Зарубежный опыт
Сантехника №3'2017 - Освещение города: энергосберегающие мероприятия
Энергосбережение №3'2007
Подписка на журналы