Москва – энергоэффективная столица России
Moscow - the Energy Efficient Capital of Russia
P. A. Livinskiy, Head of the Fuel and Energy Department of Moscow
Keywords: energy content of the gross regional product, economy of energy resources, outside lighting, energy service contracts, information technologies
Energy content of large cities of Russia where a significant share of production and population is concentrated, increases every year. Therefore the key priorities of the Russian economic policy became energy conservation and improvement of the energy efficiency.
The objective of reduction of the energy content of the gross domestic product (GDP) by 40% by 2020 compared to 2007 was set at the state level back in 2008. From this perspective it is interesting to look at the experience of Mosccow, where the energy content of the gross regional product (GRP) was reduced by 20% over the last 5 years. This means that the capital has already fulfilled half of the objective. How was it done?
Let us use Moscow as an example to see where the maximum energy saving potential is located, and how it can be utilized without reduction of the living comfort.
Энергоемкость крупных городов России, сосредоточивших значительную долю производства и населения, увеличивается год от года. Поэтому ключевыми приоритетами российской экономической политики стали энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Задача снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 % к 2020 году по сравнению с 2007 годом была поставлена на государственном уровне еще в 2008 году. В этой связи интересен опыт Москвы, где за последние 5 лет удалось снизить энергоемкость валового регионального продукта (ВРП) на 20 %. Значит, половину поставленной задачи столица уже выполнила. За счет чего?
Рассмотрим на примере Москвы, в какой области находится максимальный потенциал энергосбережения и как его можно использовать без снижения комфортности проживания.
Москва – энергоэффективная столица России
Энергоемкость крупных городов России, сосредоточивших значительную долю производства и населения, увеличивается год от года. Поэтому ключевыми приоритетами российской экономической политики стали энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Задача снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 % к 2020 году по сравнению с 2007 годом1 была поставлена на государственном уровне еще в 2008 году. В этой связи интересен опыт Москвы, где за последние 5 лет удалось уменьшить энергоемкость валового регионального продукта (ВРП) на 20 %. Следовательно, половину поставленной задачи столица уже выполнила. За счет чего?
Рассмотрим на примере Москвы, в какой области находится максимальный потенциал энергосбережения и как его можно использовать без снижения комфортности проживания.
Специфика Москвы в том, что в городе практически нет энергоемких производств. Порядка 25 % потребления электричества и 60 % тепловой энергии приходится на жилой сектор. В коммерческом секторе тоже нет высокоэнергозатратных потребителей, таких как, например, алюминиевый завод. Спрос на энергоресурсы предъявляют тысячи мелких, средних и крупных фирм. Поэтому главный драйвер энергосбережения – это определенные действия населения и бизнеса в области экономии энергии и ресурсов.
Вклад населения. Москвичи в массовом порядке перешли на использование счетчиков воды (более 80 % жилого фонда), что дало огромную экономию воды: снижение водопотребления на 12 % за 5 лет.
Сегодня москвичи начинают активно использовать энергосберегающие и светодиодные лампы, энергосберегающие бытовые приборы с высоким классом энергоэффективности. Это уже через несколько лет приведет к ощутимому снижению потребления электрической энергии в жилом секторе.
Вклад бизнеса. С каждым годом возводимая в Москве недвижимость все больше соответствует принципам и требованиям зеленого энергоэффективного строительства. Также при выполнении реконструкции и капитального ремонта существующих объектов предпочтение отдается современным энергоэффективным материалам и оборудованию; кроме того, изыскиваются возможности для установки системы автоматизированного учета потребляемых энергоресурсов.
Например, в прошлом году в Новой Москве был сдан офисный комплекс «К2» площадью 40 тыс. м2. В комплексе установлены энергоэффективные системы освещения (включая применение естественного освещения), охлаждения, вентиляции и теплоснабжения. Проект получил международный сертификат зеленого строительства BREEAM с оценкой «отлично».
Государственная программа города Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение» на 2012–2018 годы |
Программа утверждена 27 сентября 2011 года постановлением Правительства Москвы № 451-ПП и выполняется сегодня с учетом требований Постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года № 298-ПП «О внесении изменения в Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года № 451-ПП». Цели программы
Подпрограммы
|
Программа Москвы по энергосбережению
В столице планомерно реализуется государственная программа «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение» с конкретными целевыми показателями по досягаемой экономии и привлечению инвестиций в энергосберегающие мероприятия.
В результате выполнения задач данной программы за последние 5 лет:
- снизилось потребление газа на 21 % – с 28,9 до 22,5 млрд м3;
- уменьшилось потребление тепловой энергии на 6 % – с 84,6 до 79,6 млн Гкал (потребление за 9 месяцев 2016 года составило 50,3 млн Гкал);
- снизилось потребление воды на 13 % – с 1 132 до 980 млн м3 (за 9 месяцев текущего года потребление составило 698,7 млн м3);
- проводятся мероприятия, направленные на снижение технологических потерь тепловой энергии при передаче;
- осуществлена реконструкция 152 км тепловых сетей с использованием современных технологий (трубопроводы из сшитого полиэтилена и трубопроводы в пенополиуретановой изоляции).
Наружное освещение
В 2016 году выполнены работы по наружному освещению на 971 объекте, из них на 431 объекте с повышенной криминогенной обстановкой, в рамках реализации программы «Безопасный город» установлено 2 715 опор наружного освещения и на 539 объектах образования установлено 5 910 опор наружного освещения2.
В 2017 году запланировано проведение работ по устройству наружного освещения на 510 объектах, на которых будет установлено порядка 3 332 опор наружного освещения в соответствии с адресными перечнями, которые будут представлены префектурами административных округов города Москвы.
Архитектурно-художественная подсветка
За текущий период 2016 года выполнены работы по устройству архитектурно-художественной подсветки на 148 объектах. Среди них Вознесенский, Никитский и Газетный переулки, улицы Петровка, Таганская, Серафимовича, Знаменка, Воздвиженка, Волхонка, Моховая, Большая Полянка, Малая Дмитровка, площади Таганская и Тверская Застава, Бульварное кольцо.
Также в рамках реализации программы «Моя улица» выполняются работы по устройству архитектурно-художественной подсветки и ландшафтного освещения транспортных развязок въездных групп на Московской кольцевой автодороге (МКАД), таких как Ярославское, Ленинградское, Можайское, Рублевское, Каширское и Варшавское шоссе, а также на Ленинском проспекте.
На 2017 год запланировано выполнить работы на 219 объектах.
Привлечение инвестиций в рамках энергосервисных контрактов
За 9 месяцев текущего года Восточный и Юго-Западный административные округа выполнили годовой план по привлечению инвестиций в энергосберегающие мероприятия. С начала года заключены энергосервисные контракты на модернизацию освещения общедомовых помещений для 353 многоквартирных домов на сумму 248,4 млн руб. с планируемой экономией электроэнергии 14,1 млн кВт•ч в год.
Проводимая работа позволяет утверждать, что за оставшийся период плановые показатели по объему энергосервисных договоров (679,7 млн руб.) будут достигнуты. Следует отметить, что потенциал энергосервисной деятельности на многоквартирных домах по общедомовому освещению в городе составляет 15 000 зданий. Это соответствует инвестициям порядка 1,7 млрд руб. в год с экономией электропотребления на общедомовые нужды порядка 349 млн руб. (или 85 млн кВт•ч в год).
Информационные технологии
В настоящее время в городе внедряется интегрированная информационно-управляющая система наружного освещения, которая позволяет:
- синхронизировать время включения и отключения наружного освещения на всех 14 диспетчерских пунктах Москвы за счет создания единой системы диспетчерского управления;
- провести инвентаризацию оборудования наружного освещения за счет создания компьютерной модели местности на базе современных геоинформационных технологий и платформ;
- обеспечить всестороннюю информационную поддержку при эксплуатации обслуживаемых объектов, тем самым повысить оперативность при производстве аварийных и текущих ремонтов;
- улучшить координацию деятельности организаций в системе управления наружным освещением за счет внедрения телекоммуникационных каналов связи между ее участниками.
Также в столице организована система видеоконтроля за работой осветительных приборов ГУП «Моссвет» с внедрением комплексной автоматизированной системы управления архитектурным освещением (КАСУАО). В первую очередь видеонаблюдение было установлено за объектами с изменяющейся динамической картинкой и плавающим светом. В настоящее время создана система видеонаблюдения за более чем 25 объектами АХП.
Таким образом, планомерная работа органов исполнительной власти города Москвы позволяет делать выводы о том, что поставленные государством задачи по снижению энергоемкости ВВП будут достигнуты, а столица не только станет самым энергоэффективным городом России, но и будет конкурировать в данном вопросе с мегаполисами Восточной Европы.
Статья подготовлена по материалам выступления на пленарном заседании форума «Москва – энергоэффективный город»
1 Указ Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
2 Данные по состоянию на 25 октября 2016 года.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №8'2016
pdf версияСтатьи по теме
- Развитие наружного освещения мегаполиса
Энергосбережение №7'2010 - Комфорт и экономия энергоресурсов
АВОК №5'2006 - Программа энергосбережения в Москве. Итоги реализации за 2017 год
Энергосбережение №3'2018 - О нюансах реализации энергосервисных контрактов простыми словами. Системы освещения
Энергосбережение №1'2024 - О нюансах реализации энергосервисных контрактов простыми словами. Системы освещения
Энергосбережение №2'2024 - Анализ изменения средневзвешенного периода эксплуатации теплопроводов в зависимости от объемов реконструкции тепловых сетей
Энергосбережение №2'2024 - Капитальный ремонт в России – больше, чем ремонт
Энергосбережение №5'2017 - Как бюджетным учреждениям оплачивать услуги энергосервисной компании?
Энергосбережение №6'2011 - Энергосервис: проблемы и позитивные примеры
Энергосбережение №7'2012 - Энергосервис – способ привлечения инвестиций в энергосбережение
Энергосбережение №3'2015
Подписка на журналы