Энергосберегающие проекты на объектах бюджетной сферы: финансово-организационные проблемы и опыт их решения
Если установка приборов учета в Москве идет самыми решительными темпами, по следующие шаги по реальному энергосбережению вызывают пока затруднения. В связи с этим возникают два вопроса: во-первых, какие действия должны быть предприняты следующими,и, во-вторых, за чей счет?
Энергосберегающие проекты на объектах бюджетной сферы: финансово-организационные проблемы и опыт их решения
Если установка приборов учета в Москве идет самыми решительными темпами, по следующие шаги по реальному энергосбережению вызывают пока затруднения. В связи с этим возникают два вопроса: во-первых, какие действия должны быть предприняты следующими,и, во-вторых, за чей счет?
Отвечая на первый вопрос, следует учесть, что наибольшая нагрузка в нашей климатической зоне приходится на отопление. Для снижения этих расходов потребители в первую очередь должны получить возможность непрерывно влиять на температурный режим внутри помещения.
Такую возможность для большинства организаций бюджетной сферы (школ, детских садов, поликлиник, отделений милиции) может предоставить индивидуальный тепловой пункт (ИТП). Коммерческие потребители, кстати, уже в полной мере осознали преимущества такой схемы теплоснабжения.
Нашими партнерами - финской компанией "Сететерм" - была предоставлена информация об эффек-тивности работы теплового пункта, установленного на районном узле связи. Анализ работы показал, что только за октябрь, ноябрь, декабрь предприятие снизило потребление тепловой энергии на 710 Гкал или 75% от уровня аналогичного периода предыдущего года. Достигнутая экономия объясняется следующим:
- использованием тепловыделения технологического оборудования;
- работой системы отопления по пониженному температурному графику в нерабочее время;
- за счет качественного регулирования теплоносителя в системе отопления в переходный период (при температуре наружного воздуха +1-80С).
В дополнение к прямым финансовым выгодам, внутри помещений в рабочее время теперь поддерживается оптимальная температура.
Вообще говоря, эффективность теплосбережения на объектах бюджетной сферы есть функция, одной из наиболее существенных переменных, которой является время загрузки объекта. Один из простых примеров - горячая вода непрерывно подается в школы даже во время каникул. Хотя расход может отсутствовать, за счет циркуляции происходят потери, как тепловой энергии, так и электрической, расходуемой на ЦТП на перекачку.
Переход от четырехтрубной системы теплоснабжения к двухтрубной с приготовлением горячей воды непосредственно в здании получил массовое развитие в странах Восточной Европы. При отказе от ЦТП и переходе на систмы теплоснабжения с ИТП даже в жилых домах обеспечивается до 25% экономии потребления тепловой энергии.
Теперь обратимся к вопросу за чей счет должны быть осуществлены эти мероприятия.
Наши встречи с представителями ряда региональных администраций показали, что основные надежды в решении проблем повышения эффективности использования энергии увязываются с необходимостью создания механизма энергосбережения.
Сегодня в мире существуют два укрупненных подхода к организации энергосберегающих проектов.
Во-первых, это создание и поддержка энергосберегающих компаний (ЭСКО). При этом подходе реальный плательщик обязуется зафиксировать уровень потребляемой энергии на заранее определенный срок. ЭСКО вправе осуществлять за свой счет любые мероприятия, влекущие за собой уменьшение потребления энергии и не приводящие к нарушению санитарных норм в помещении.
Этот путь является наиболее привлекательным для бюджета. На него было ориентировано и знаменитое 588 постановление Правительства РФ, гарантирующее сохранение тарифа на срок окупаемости проекта плюс один год. В свою очередь Правительство Москвы с целью повышения экономической заинтересованности учреждений социальной сферы в ресурсосбережении разрешило им до 2001 года включительно оставлять на развитие собственной материально-технической базы 50% средств, сэкономленных за счет снижения потребления ресурсов, по сравнению с утвержденными нормами (при условии соблюдения санитарных норм содержания зданий и помещений).
Дают ли результаты принятые законодательные акты? Действительно такой подход положительно зарекомендовал себя в Европе. Будет ли он также эффективен сейчас в России? Позвольте поделиться некоторыми сомнениями.
Как уже было сказано, большинство организаций бюджетной сферы сегодня не могут непрерывно регулировать собственное теплопотребление. Поэтому отутствуют и стимулы для сбережения тепла, здания эксплуатируются порой крайне нерационально. Так в Министерстве топлива и энергетики - цитадели энергосбережения - всю зиму открывают форточки, что свидетельствует о перетопе.
На данном этапе требуются значительные инвестиции в энергосбережение. Так по тепловым пунктам, высокая стоимость оборудования, включающего пластинчатые теплообменники и приборы контроля и автоматики, удерживает простой срок окупаемости на уровне 1-3 лет. При этом рост тарифов происходит медленнее темпов инфляции. Поэтому, даже при фиксации не стоимостных, а количественных показателей потребления энергии зданием, инвестор, осуществляющий инвестиции в оборудование и монтаж по схеме ЭСКО, рискует понести убытки при повторении событий августа 1998 года. На наш взгляд, при существующих валютных и политических рисках, а сохранение высокого политического риска обеспечено еще, как минимум на 1,5-2 года, массовых инвестиций в энергосбережение по схеме ЭСКО не приходится ожидать. Мне известны отдельные попытки ряда компаний, тем не менее, осуществить такие проекты, но скорее это образец российского авантюризма или тщательно подобранный объект, на котором энергосберегающие мероприятия лежат на поверхности.
Приводя все эти аргументы, я еще ни словом не помянула о том, что финансирование из бюджета расходов на энергопотребление бюджетных организаций происходит не в полном объеме. Это еще одно объяснение неудач ЭСКО.
Конечно, сказанное, видимо, не вполне отвечает желаниям московского Правительства осуществить энергосберегающие проекты за счет чужих средств. Но и на западе ЭСКО не дает быстрой экономии для бюджетов. Так в Польше для больничных комплексов ЭСКО заключает договоры на сроки 10-15 лет.
Второй путь, который более реален в сложившихся условиях - это точечные бюджетные или кредитные инвестиции в отдельные объекты при проведении подрядных торгов на работы по энергосбережению. На самом деле этот путь более дешев, чем привлечение ЭСКО, так как ЭСКО, не зная заранее потенциал энергосбережения объекта, закладывает максимальные сроки возврата капитала. По такому пути в России осуществляются проекты Мирового банка. Группа консультантов отделена от подрядчиков во избежании лоббирования подрядчиками дорогостоящих технических решений; все закупки и работы осуществляются по конкурсу.
Кстати, Москва не привлекала кредитные ресурсы в энергосбережение и не участвует в проектах Мирового банка. Несмотря на понижение кредитного рейтинга, ретинговым агентством "Moodies", Москва остается наиболее привлекательным городом в России для иностранных инвестиций. Хотя условия связанных займов не отвечают политике Правительства Москвы, направленной на поддержку отечественного производителя, оборудование для тепловых пунктов, в основном, является импортным, за исключением производства теплообменников компании "Альфа-Лаваль" в г.Королеве, которое можно назвать отечественным весьма условно. Поэтому, мы считаем, что при глобальном подходе к вопросу модернизации теплоснабжения бюджетных организаций необходимые средства могут быть найдены. Вдохновляющим примером является опыт г.Владимира, получившего два гранта на общую сумму 7 млн.долларов.
Наш собственный опыт работы с бюджетными организациями в настоящий момент оттачивается в одном из подмосковных городков. Администрация этого города приняла стратегическое решение об инвестировании средств в энергосбережение на объектах социальной сферы и в муниципальном жилье. Первой частью проекта является приборный энергоаудит всех зданий - представителей типовых серий, построенных в городе, и экстраполяция полученных результатов на остальные здания. В результате будет разработан комплекс мероприятий, включая расчет эффективности и сроков окупаемости, который ляжет в основу планов реконструкции. Так как в городе ведется строительство нового жилья, эти рекомендации планируется учитывать во вновь строящихся зданиях уже на этапе проектирования.
На наш взгляд, более правильным было бы осуществить комплексное обследование не только жилых домов и объектов бюджетной сферы, но и всей системы теплоснабжения. Это обследование хотя бы должно охватывать ЦТП для того, чтобы выработать решения по ГВС.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'1999
Статьи по теме
- Предложения по изменению системы расчетов за тепловую энергию
АВОК №1'1998 - Энергоэффективная сельская школа в Ярославской области
АВОК №5'2002 - Микроклимат и энергосбережение: пора понять приоритеты
АВОК №5'2008 - Ошибки при проектировании и заполнении энергетического паспорта здания
АВОК №6'2013 - Энергоэффективность, стоимость жизненного цикла и зеленые стандарты
АВОК №5'2015 - Повышение энергоэффективности промышленных объектов. Внедрение энергосервисных контрактов
Энергосбережение №1'2017 - Энергосберегающие мероприятия на объектах здравоохранения Москвы
Энергосбережение №3'2000 - Оценка экономической эффективности инвестиционных средств в энергосберегающие здания
АВОК №7'2004 - Программа энергосбережения в Москве – реальный инструмент повышения энергоэффективности
Энергосбережение №1'2010 - Инженерное искусство и инновационные технологии. Как далеко мы можем идти?
АВОК №7'2013
Подписка на журналы