Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Особенности проектирования и эксплуатации систем теплоснабжения многофункциональных высотных комплексов

Описание:

В настоящей статье речь пойдет о системах теплоснабжения и конструктивных особенностях тепловых пунктов таких комплексов, как «Алые Паруса», «Воробьевы Горы», «Триумф Палас» и ряда других объектов.

Особенности проектирования и эксплуатации систем теплоснабжения многофункциональных высотных комплексов

Мы продолжаем публикацию цикла статей, в которых рассказывается об опыте проектирования и эксплуатации инженерных систем новых многофункциональных высотных комплексов Москвы 1. В настоящей статье речь пойдет о системах теплоснабжения и конструктивных особенностях тепловых пунктов таких комплексов, как «Алые Паруса», «Воробьевы Горы», «Триумф Палас» и ряда других объектов.

В системе теплоснабжения можно выделить тепловой пункт и несколько контуров распределения потребителей тепла. Обычно на подобных объектах речь идет не об индивидуальных тепловых пунктах (ИТП), а о центральных тепловых пунктах (ЦТП), поскольку, помимо жилой части, в этих комплексах имеются и помещения общественного назначения. Например, тепловой пункт IV корпуса комплекса «Алые паруса», помимо трех жилых зон, обеспечивает тепловой энергией помещения коттеджа-пентхауса, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), подземный гараж-автостоянку, яхтклуб.

В комплексе «Воробьевы Горы» принят единый ЦТП на все жилые корпуса и общественную зону. Этот ЦТП имеет площадь более 1 200 м2. Высота помещения составляет 6 м. Опыт эксплуатации рассматриваемых объектов показал, что при условии размещения современного оборудования минимальная высота помещений тепловых пунктов должна составлять 4,5 м (см. ниже).

Мощность теплового пункта составляет 29 Гкал/ч (для сравнения, г. Краснознаменск в Московской области с населением 35 000 человек имеет часовую мощность 14,5 Гкал/ч).

ЦТП состоит из трех функциональных частей. Это системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения высотных корпусов, малых корпусов и стилобатной части комплекса (надо отметить, что в данном случае под «малыми корпусами» подразумеваются достаточно высокие здания, их высота составляет до 22 этажей, «высотные корпуса» имеют 40–45 этажей). Такое функциональное деление ЦТП позволило в процессе строительства и монтажа теплового пункта запускать систему отопления комплекса по мере готовности здания. Изначально были построены высотные корпусы, и в них сразу смонтирована и подключена система отопления, поскольку к этому моменту уже был смонтирован узел ввода в ЦТП, а от него сделано три ответвления, соответствующие указанным выше функциональным частям. Затем были введены в экс-плуатацию системы малых корпусов, и, наконец, стилобатной части.

По центральной оси ЦТП установлены станция поддержания давления в системах и шкафы автоматизации и диспетчеризации ЦТП. Справа и слева от центральной оси ЦТП установлены блоки отопления, вентиляции, горячего водоснабжения. Каждый блок состоит из 2 теплообменников со своими насосами.

Вдоль всех блоков проходит центральный проезд шириной не менее 1 700 мм. Выбор такой ширины проезда обусловлен тем, что в ЦТП установлено достаточно тяжелое и габаритное оборудование: расширительные баки, станции поддержания давления, накопительные электробойлеры аварийной системы горячего водоснабжения и т. д., а ширина малых механизированных машин, позволяющих вывезти данное тяжелое оборудование, составляет 1 640 мм по колее. Для этих же целей – возможностей вывоза в случае необходимости тяжелого оборудования – в ЦТП устроен въезд из помещения подземного гаража-автостоянки.

Большие размеры ЦТП привели к тому, что в нем устроены четыре входа, и следует обратить внимание специалистов-электриков на то обстоятельство, что у каждого входа должны быть установлены отдельные пульты управления аварийным и рабочим освещением. На каждом входе и выходе установлены кнопки управления данным освещением, с тем чтобы сотрудник, зашедший в помещение, а затем покинувший его, например, по техническому коллектору, мог пройти через освещенный ЦТП, а затем выключить его на выходе.

Все тепловые нагрузки комплекса «Воробьевы Горы» подключены по независимой схеме. Система отопления высотных корпусов поделена на три зоны. Система горячего водоснабжения также трехзонная. Система отопления малых корпусов однозонная и горячего водоснабжения – двухзонная.

Желательно организовывать теплоснабжение и водоснабжение подобных объектов от двух независимых источников, однако в настоящий момент в Москве не удается осуществить такое подключение к тепловым и водопроводным сетям. Тем не менее в комплексе «Триумф Палас» водоснабжение объекта предусмотрено по двум магистралям от двух независимых источников.

Проектирование ЦТП начинается с анализа доступной площади помещения, которое выделяется под него. Очень часто между заказчиком и проектантом возникают споры по поводу высоты данного помещения. Из опыта проектирования, строительства и эксплуатации ЦТП можно рекомендовать следующие значения высоты помещения: для ЦТП мощностью 1–1,5 Гкал/ч высота помещений должна составлять не менее 3 м, мощностью 1,5–10 Гкал/ч – не менее 3,2–3,5 м, выше 10 Гкал/ч – не менее 4,5 м. На очень крупных объектах, таких как рассматриваемые в статье комплексы, в которых мощность ЦТП составляет более 20 Гкал/ч, минимальная высота помещения ЦТП должна составлять 5–6 м. В этом случае оборудование и трубопроводы можно располагать по вертикали, с тем чтобы в процессе эксплуатации данное оборудование и, главным образом, трубы были легко доступны. Зачастую проектировщики, стесненные жесткими требованиями заказчика, принимают такую компоновку, при которой трубы фактически не являются обслуживаемыми и тем более ремонтопригодными.

Все системы комплекса «Воробьевы Горы» имеют 100 %-ное резервирование по теплообменникам и насосам. Помимо прочего, это позволяет в случае больших морозов, когда теплоснабжающая организация не соблюдает температурный график и по температуре не хватает площади нагрева, резервные теплообменники можно включать в параллельную работу и тем самым обеспечивать нормальный температурный график для данной температуры наружного воздуха. Дело в том, что если температурный график теплоснабжающими организациями соблюдается, то ЦТП работает достаточно стабильно, надежно, и система автоматизации позволяет поддерживать комфортный режим в помещениях, обслуживаемых данным ЦТП. Но опыт эксплуатации показывает, что, к сожалению, тепло-снабжающие организации достаточно часто не обеспечивают требуемое тепло в полном объеме, в результате чего начинаются проблемы с тепловым режимом зданий. В сильные морозы в случае недодачи тепла из городских тепловых сетей резервные теплообменники включались параллельно, с тем чтобы снизить скорости греющей и греемой воды в данных теплообменниках для лучшего отбора тепла.

Тепловой ввод

Рисунок 1 (подробнее)

 

Тепловой ввод

Надо отметить, что даже если заказчики не соглашаются на 100 %-ное резервирование оборудования ЦТП, необходимо предусмотреть хотя бы один теплообменник по максимальной мощности, который, в первую очередь, напрямую по самой короткой схеме параллельно завязан с теплообменником системы вентиляции. При аварии на теплообменнике наиболее уязвима система вентиляции, которая контактирует c наружным воздухом, в то время как, например, система отопления «защищена» от наружного воздуха ограждающими конструкциями жилого комплекса.

Если в ЦТП присутствует теплообменник системы вентиляции (в том случае, если принята механическая вентиляция с подогревом приточного воздуха), то даже в ЦТП малых мощностей необходимо в обязательном порядке ставить резервный теплообменник именно на систему вентиляции, с тем чтобы при любых авариях в ЦТП (такие аварии, к сожалению, случаются даже при наличии на объекте высококвалифицированной службы эксплуатации) перейти на резервный теплообменник и предотвратить поломки всех вентиляционных установок, обслуживающих данную зону. Перерыв в подаче теплоносителя в течение 3–4 мин приводит к размораживанию калорифера вентустановки, даже при четком срабатывании автоматики данной установки. Помимо указанного резервирования, по этим же соображениям в системах автоматизации рассматриваемых объектов был изменен алгоритм перевода подачи теплоносителя в систему вентиляции с одного насоса на другой. В настоящее время второй насос запускается не после остановки первого, а разгоняется частотным преобразователем вместе с рабочим насосом. Только после выхода на требуемый режим происходит отключение насоса, который по графику в данный момент должен быть выведен из работы.

Опыт эксплуатации высотных элитных домов показал, что необходимо обязательно делать 100 %-ное резервирование и систем отопления. На отметках выше 100 м в зимнее время могут наблюдаться очень сильные ветры, которые способствуют быстрому охлаждению верхних этажей, и в связи с этим обстоятельством перерывов в теплоснабжении верхних зон высотного жилого здания быть не должно.

Система отопления разделяется на зоны, и при их достаточно большой высоте служба эксплуатации столкнулась со следующей проблемой. При высоте зоны 80–90 м в системе отопления возникает эффект дегазации воды (при высоте зоны до 60 м этот эффект не столь выражен). В самых верхних точках системы давление невелико, оно составляет примерно 1,5 бара, и начинается дегазация растворенного кислорода из теплоносителя и происходит завоздушивание системы. В связи с этим при большой протяженности зон в системах отопления надо проводить специальные мероприятия для уменьшения данного эффекта. Есть два варианта технических решений данной проблемы. Можно устанавливать в нижней части здания (в ЦТП) деаэраторы. Этот вариант отличается достаточно большими капитальными затратами, кроме того, необходимо выделение дополнительных площадей для размещения оборудования, а сами аэраторы должны подвергаться ревизии каждый сезон, что создает дополнительные проблемы для службы эксплуатации. Второй вариант решения – обязательная установка автоматических воздухоотводчиков в верхней части зоны.

Одна из проблем, которые возникают в ЦТП больших мощностей – это проблема поддержания рабочей температуры воздуха в помещениях данного ЦТП, связанная с большими теплопоступлениями от установленного оборудования. На рассматриваемых объектах применялась теплоизоляция из минеральной ваты толщиной 35 мм в два слоя, сжатых до 50 мм и за-крытых сверху кожухами из листового алюминия толщиной 0,6 мм. Данные кожухи увеличивают капитальные затраты, но, в отличие от кожухов из оцинкованной стали, не говоря уже о текстильной обмотке теплоизоляции, подобное исполнение вполне долговечно. В ЦТП в любом случае достаточно влажно, и в данных условиях алюминий, в отличие от прочих материалов, практически не корродирует, а, кроме того, хорошо защищает слой теплоизоляции от механических повреждений, что подтверждается опытом реальной эксплуатации. За 7–8 лет эксплуатации ЦТП сохранился хороший внешний вид и качество теплоизоляции, в то же время покрытие, выполненное из алюминиевой фольги пришло в негодность и потребовало замены уже через 3 года эксплуатации.

Блок системы отопления, теплообменники, циркуляционные насосы, установка поддержания давления

Рисунок 2 (подробнее)

 

Блок системы отопления, теплообменники, циркуляционные насосы, установка поддержания давления

При проектировании ЦТП возникает вопрос выбора требуемой кратности воздухообмена в помещениях данного ЦТП. Пока нет единого мнения о значении данного параметра. Предлагаются два варианта: либо кратность воздухообмена в помещениях ЦТП должна составлять 8 1/ч, либо достаточно 3 1/ч. Но в любом случае воздух, удаляемый из помещения ЦТП, при правильной организации системы вентиляции, отсутствии каких-либо утечек может быть использован как приточный в помещения подземного гаража-автостоянки. Вытяжка из ЦТП рас-пределяется по помещениям гаража, то есть вытяжные установки системы вентиляции ЦТП используются в качестве системы приточной вентиляции и воздушного отопления гаражей-автостоянок. В этом случае уменьшаются экс-плуатационные затраты на климатизацию помещений данных гаражей, а также капитальные затраты за счет отказа от приточных установок (об особенностях климатизации подземных гаражей-автостоянок см. cтатью: Опыт проектирования и эксплуатации инженерных систем новых высотных жилых комплексов Москвы // АВОК. – 2005. – № 2).

Кроме того, в комплексе «Воробьевы Горы» вытяжной воздух из ЦТП подается в снеготаялку, расположенную на территории комплекса (см. ниже).

Далее рассмотрим конструктивные особенности основных узлов более подробно.

Узел ввода

На узле теплового ввода смонтирован регулятор перепада давления. Здесь надо иметь в виду, что расходы теплоносителя в зимний и летний периоды времени отличаются буквально на порядок. В жилых зданиях такого класса зачастую бывают дни, когда расход горячей воды составляет на такие комплексы около 1,5–2 тонн за сутки, в результате чего регулятор постоянно должен находится в закрытом состоянии. Регуляторы, установленные на рассматриваемых комплексах, имеют так называемый пилотный клапан и достаточно точно контролируют перепад давления на вводе между прямой и обратной водой. В результате можно предупредить эффект «гидравлического помпажа», когда в системе начинает интенсивно «скакать» давление.

На ЦТП некоторых объектов установлены регуляторы другой конструкции, и каждое лето возникают одни и те же проблемы, когда начинается «раскачка» гидравлической системы на вводе. Вначале с этим эффектом пытались бороться, поджимая краны на импульсных трубках, но этот способ оказался не достаточно эффективным, поскольку в таком случае необходима очень точная регулировка. Избавиться от данной проблемы позволила установка капилляров на импульсных трубках, что могло сгладить управляющее усилие на мембранных регуляторах перепада давления.

На прямой и обратной магистралях стоят ультразвуковые расходомеры, а на подпиточной магистрали теплоснабжающая организация установила обычный механический водомер, что является существенным конструктивным недостатком. В случае аварии, например, по вине владельца квартиры и строителей, когда вода начинает уходить, по алгоритму поддержания давления включаются насосы заполнения на данную систему. После нескольких подобных аварий происходит разрушение крыльчатки водомера. В связи с этим обстоятельством необходимо устанавливать ультразвуковые расходомеры и на подпиточной магистрали. Данный ультразвуковой расходомер должен быть рассчитан на достаточно широкий диапазон измерений, который позволяет с высокой степенью точности учитывать как малые, так и пиковые расходы, когда в работу включается насос заполнения.

Все вводные шаровые краны на диаметры от 150 мм и выше устанавливаются в обязательном порядке с редукторами на шпинделе управления. Это, во-первых, позволяет уменьшить рабочий объем вокруг данной запорной арматуры, а, во-вторых, позволяет обслуживающему персоналу закрывать такие задвижки без особых физический усилий (опыт эксплуатации показывает, что если кран не был закрыт в течение одного сезона, то даже кран на диаметре 150 мм можно закрыть только при помощи отстукивания корпуса кувалдой, поскольку уплотнительное кольцо «врастает» в шар).

Чтобы обеспечить нормальную работу ЦТП, необходимо минимизировать перепады давления, характерные для городских тепловых сетей, для чего на подающих магистралях устанавливаются регуляторы перепада давления. В зимний период между прямой и обратной магистралями поддерживается перепад давления 2 бара, а в летний период, когда работает только система горячего водоснабжения и, возможно, система вентиляции (например, в случае, если на объекте есть аквапарк, в помещениях которого требуется поддерживать температуру 29–30 °С, или детский бассейн, где температура воздуха может быть еще выше), перепад давлений между прямой и обратной магистралями поддерживается на уровне 1–1,2 бара. Данного перепада вполне достаточно для нагрева воды до рабочей температуры, но в то же время такой малый перепад позволяет снизить температуру обратной воды, то есть более качественно осуществлять отбор тепла с подающих сетей.

Общий вид ЦТП

Рисунок 3.

Общий вид ЦТП

Станция заполнения

В ЦТП комплекса «Воробьевы Горы» смонтировано 12 систем, и все они обвязаны на одну станцию заполнения. Насосы данной станции заполнения подобраны таким образом, чтобы обеспечить заполнение системы самой высокой зоны. Чтобы исключить при этом повышение давления при заполнении более низких зон, на каждой врезке от данной магистрали установлены электромагнитные клапаны, рассчитанные на давление 25 бар, которые открываются только в том случае, если в данной системе давление упало более чем на 0,5 бара от минимально заданного. Здесь необходимо подчеркнуть, что существуют собственные станции поддержания давления, которые оборудованы безнапорными расширительными баками (см. ниже).

Рядом с узлом ввода смонтированы насосы заполнения систем комплекса. Следует отметить, что гидростатическое давление в комплексе «Воробьевы Горы» составляет от 3,5 до 21 бара. Все насосы расположены внизу. Поэтому, чтобы можно было использовать эти насосы в качестве аварийной системы поддержания давления, в точках присоединения магистрали заполнения к системам отопления и вентиляции были установлены соленоидные парные электромагнитные клапаны. Система автоматизации всегда отслеживает работоспособность станции поддержания давления и, в случае выхода ее из строя и появления сигнала аварии, переходит на резервную программу поддержания давления через соленоидные клапаны. После соленоидного в обязательном порядке ставится обратный клапан, который позволяет разгрузить данный соленоидный клапан от гидравлических ударов в момент остановки насосов заполнения системы.

Общий вид ЦТП

Рисунок 4.

Общий вид ЦТП

Система аварийного поддержания давления

К системе аварийного поддержания давления подведена магистраль от станции заполнения. Затем установлены электромагнитные клапаны. Два таких клапана установлены параллельно для увеличения объема теплоносителя, который пропускают означенные клапаны. Применение именно электромагнитных клапанов обу-словлено их высокой скоростью срабатывания как на открытие, так и на закрытие. После электромагнитных клапанов обязательно устанавливается обратный клапан, который при отключении устраняет гидроудар, идущий обратно из системы.

Станция поддержания давления

Рисунок 5.

Станция поддержания давления

Теплообменники системы отопления и их обвязка

В обвязке теплообменников системы отопления применяются как шаровые краны, так и дисковые затворы. Шаровые краны применяются на сетевой греющей воде, а дисковые затворы – на местной воде, поскольку известно, что температура этой воды не может превышать 95 °С, а это рабочая температура для данного типа арматуры. Тем самым за счет применения дисковых затворов можно «сжать» по габаритам обвязку данного блока, существенно уменьшив его размеры по высоте.

В данном случае в состав данного узла входят три насоса. Один из насосов всегда работает на 100 % мощности, а второй за счет частотного регулирования поддерживает необходимый перепад давления с учетом всех гидропотерь в системе.

На входе также устанавливается фильтр, который может отсекаться посредством дискового затвора.

В обвязке блока теплообменников применены как шаровые краны, так и дисковые затворы. По условиям завода-изготовителя шаровые краны применяются только на подготовленной воде. Известны случаи, когда шаровые краны, установленные на системах ГВС, выходили из строя через два года эксплуатации из-за сквозной коррозии корпуса крана. В связи с этим обстоятельством шаровые краны устанавливаются только на подготовленной воде от ТЭЦ, а на местной воде всегда устанавливаются только дисковые затворы. Установка дисковых затворов приводит к существенному уменьшению геометрических размеров обвязки блока. Кроме того, такое деление по типам арматуры позволяет службе эксплуатации четко различать магистрали.

Согласно требованиям изготовителей, дисковые затворы обвязывать можно только воротниковыми фланцами, которые имеют такой же внутренний диаметр, как Dу данного клапана. Это связано с тем, что уплотняющий манжет должен прижиматься к фланцу по всей своей площади, обращенной к данному фланцу, во избежание выдавливания резинового уплотнения из корпуса затвора. Самое простое решение, позволяющее исключить ошибки при монтаже, – переход на воротниковые фланцы по всему ЦТП, что в настоящий момент и реализуется на всех рассматриваемых объектах.

В процессе эксплуатации первых объектов возникало достаточно много аварийных ситуаций из-за разрыва корпусов по резьбовому соединению запорных кранов совершенно разных марок. Оказалось, что европейский стандарт предусматривает 5 ниток резьбы, а отечественный – 7 ниток. В результате при монтаже слесарь, пытаясь затянуть оставшиеся две нитки, упирается во внутренний фланец крана, вследствие чего в корпусе возникают очень большие напряжения, которые затем инициируют образование микротрещин. Для защиты от подобных ситуаций и для повышения надежности было принято решение перейти на 40-барные краны. Этот вид арматуры имеет 9 ниток резьбы, что исключает упомянутую ошибку при монтаже.

Регуляторы перепада давления на узле ввода

Рисунок 6.

Регуляторы перепада давления на узле ввода

Насосное оборудование

В составе системы используются насосы с U-образным элементом. Данный элемент позволяет уплотнить монтажную зону, поскольку посредством его можно отсечь один из насосов или оба насоса без использования дополнительной запорной арматуры. В U-образном элементе с одной стороны устанавливается запорный кран, а с другой стороны – запорный кран и обратный клапан. В результате на обвязке можно поставить либо два U-образных элемента, либо четыре дисковых затвора и два обратных клапана. В первом случае капитальные затраты существенно меньше, кроме того, существенно уменьшаются габаритные размеры обвязки.

Тем не менее при всех достоинствах подобные насосы не рекомендуется ставить на системы горячего водоснабжения, поскольку растворенный в воде кислород приводит к выходу из строя обратных клапанов. Вообще выход из строя даже выполненных из не-ржавеющей стали обратных клапанов в системах ГВС – достаточно распространенная проблема.

Все датчики системы автоматизации и диспетчеризации устанавливаются на отдельной стойке и медными трубками обвязываются на места присоединений. Такой вынос датчиков на отдельную стойку, во-первых, позволяет защитить их от повреждений при каких-либо слесарных работах на насосном оборудовании или на обратных клапанах, а, во-вторых, позволяет их легко обслуживать. Та относительно длинная медная трубка, посредством которой датчики присоединяются к местам съема показаний, из-за своей длины и малого объема позволяет защитить достаточно дорогостоящие датчики от загрязнений, так или иначе присутствующих в системе – данные загрязнения осаждаются в трубке. В межсезонье трубка отсоединяется от датчиков и промывается.

Повысительная станция водоснабжения

Рисунок 7.

Повысительная станция водоснабжения

Станция поддержания давления

Для поддержания давления в системах могут быть использованы насосы с мембранными баками. Недостаток такой схемы – высокая стоимость эксплуатации. Дело в том, что все сосуды под давлением выше 5 бар должны эксплуатироваться в соответствии со специальными правилами. В частности, один раз в два года необходимо делать рентгеноскопию баков, стоимость которой очень высока.

На рассматриваемых объектах для поддержания давления в системах используются специальные станции поддержания давления. В их составе есть только безнапорные баки, в которые сбрасывается из системы отопления вода при расширении. Чтобы предупредить доступ воздуха в эти баки, устанавливается предохранительный клапан на 0,5 бара. Внутри бака установлена резиновая каучуковая мембрана, которая препятствует контакту воды со сталью.

В состав станции поддержания давления входит подпиточная линия. Это может быть кран, регулятор давления с фильтром, счетчик, электромагнитный клапан и далее насосы. Клапан с электроприводом позволяет сбрасывать избыточное давление. Станции с электронным управлением сбросом давления, по опыту эксплуатации, обладают некоторыми недостатками, один из которых – зависимость от внешнего источника электроснабжения. Если система, которую обслуживает данная станция поддержания давления, находится в разгоне по теплу, то в случае аварии в системе электроснабжения этой станции избыточное давление за счет расширения воды при нагревании приведет к сбросу воды через предохранительные клапаны и, таким образом, ее потере и необходимости дальнейшего заполнения системы с соответствующими финансовыми затратами.

В настоящее время на объектах применяются станции с регуляторами давления прямого действия (регуляторами давления «до себя»). Эти регуляторы могут нормально функционировать и в случае перебоев в электроснабжении. Этот вариант отличается большей надежностью еще и потому, что всегда могут сбросить излишнее давление в свой бак. Даже если бак полностью заполнится, вода через предохранительный клапан будет выливаться на пол ЦТП, который оборудован хорошей дренажной системой.

Подкачивающие насосные станции

Рисунок 8.

Подкачивающие насосные станции

Станции, расчитанные на большое давление, производитель оборудует дополнительными промежуточными баками для гашения стартовых гидравлических ударов от насосов, хотя, по нашему мнению, в данных баках нет особой необходимости, поскольку насосы имеют частотное управление, и порог старта аппаратно задается с контроллера.

Станции поддержания давления, которые применялись на объек-тах ранее, обладали одним конструктивным недостатком. Обратный клапан в этих станциях устанавливался не после насоса, а до него. Кроме того, этот клапан имел большое гидравлическое сопротивление из-за своеобразной формы. В случае больших потерь воды из системы в случае аварии, происходит дегазация – выделение растворенных газов из воды внутрь насосов, в результате чего насос «завоздушивается». В настоящий момент применяются станции другого производителя, которые доработаны с учетом данного недостатка. Помимо прочего, в станциях данной конструкции, кроме регулятора давления прямого действия, для надежности дополнительно устанавливается соленоидный клапан, поскольку в случае, если давление превысит допустимое, быстро идет разгон системы, и регулятор давления прямого действия не успевает сбрасывать избыток воды в расширительный бак данной системы.

Окончание статьи читайте в следующем номере журнала «АВОК».

 

1 См. cтатьи: Инженерные решения высотного жилого комплекса // АВОК. – 2004. – № 5. – С. 12–18.
Опыт проектирования и эксплуатации инженерных систем новых высотных жилых комплексов Москвы // АВОК. – 2005. – № 2. – C. 8–18.
Системы автоматизации и диспетчеризации высотных жилых комплексов // АВОК. – 2005. – № 4. – C. 8–17; № 5. – C. 8–17.
Опыт проектирования и эксплуатации поквартирных систем отопления высотных жилых зданий // АВОК. – 2005. – № 6. – C. 10–19.
Опыт проектирования и эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха новых многоэтажных жилых зданий и многофункциональных высотных комплексов Москвы // АВОК. – 2006. – № 1. – C. 14–23.
Противопожарная защита высотных жилых комплексов // АВОК. – 2006. – № 3. – C. 8–16.
Системы мусороудаления высотных зданий // АВОК. – 2006. – № 4. – C. 12–20.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №5'2006



Статьи по теме

Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2VtzqwqnKQU
...
ООО "РУТЕКТОР" | ИНН: 2312103020 erid: 2VtzqvkEYLd
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
ООО «РОСТерм Северо-Запад» / ИНН: 7801518005 / Erid: 2VtzqwY9YBJ
...
Реклама / ООО “ТПК Арекс” / ИНН: 7722489658 / erid: 2VtzqvwmHP3
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
Онлайн-словарь АВОК!