Российский рынок пластиковых окон в 2011 году в целом не оправдал оптимистичные прогнозы экспертов: большинство аналитиков надеялись на его восстановление после кризиса. Специалисты «профайн РУС» прогнозировали рост в течение года на 10-15%.
Однако в реальности процессы, происходившие на рынке, оказались сложнее. В течение первого квартала наблюдался рост, который, однако, быстро прекратился. Вопреки тенденции сезонного всплеска спроса (на рубеже первого и второго кварталов), в 2011 году не произошло. В дальнейшем на рынке пластиковых окон началась стагнация.
При этом производители, ориентируясь на оптимистичные прогнозы, увеличили объемы производства. В связи с тем, что рынок не рос, между производителями началась ценовая борьба за его перераспределение.
Состояние рынка пластиковых окон тесно связано с ситуацией на рынке строительства жилья. В настоящее время он демонстрирует относительную стабильность: по данным Росстата, по итогам девяти месяцев 2011 года в России было введено в эксплуатацию 33,8 млн кв. м жилья, что на 2,8% больше аналогичного показателя 2010 года.
Однако уже сейчас рост объемов строительства отмечается далеко не во всех регионах. В том числе в январе-сентябре 2011 года темпы строительства сократились в таких крупных субъектах федерации, как Московская область - на 16,1%, Ставропольский край - на 9%, Краснодарский край - на 7%, Свердловская область - на 3,7%.
В 2010 году частные клиенты обеспечили основной прирост продаж компании «профайн РУС». И естественно, что и в 2011 году компания рассчитывала на значительный объем заказов именно со стороны индивидуальных покупателей.
Однако потребительское поведение зависит от многих факторов, и в большой степени от информации, поступающей извне. Приблизительно с середины 2011 года потребитель стал получать тревожные сигналы с международных рынков, новостной фон становился все более негативным (долговой кризис еврозоны, балансирование на грани нового коллапса американской экономики и т.д.). В этой связи потребительский спрос начал резко сокращаться.
В связи с вышеперечисленными причинами по результатам девяти месяцев 2011 года рост продаж «профайн РУС» сократился до 8%, и ожидается, что по итогам всего года продажи сохранятся на уровне прошлогодних показателей.
Планы на 2012 год
Большинство экспертов сходятся во мнении, что 2012 год будет для производителей профилей более сложным, чем 2011 год. По прогнозам «профайн РУС», падение рынка составит от 3% до 7%.
Основной упор будет сделан на сервисную составляющую, которая предлагает конечным клиентам. Для этого активизируется работа с розничными компаниями.
Таким образом, «профайн РУС» рассчитывает преодолеть общерыночную тенденцию и добиться по итогам 2012 года заметного роста объемов продаж.