За последние 20 лет рынок решений для систем отопления и водоснабжения изменился до неузнаваемости. Там, где раньше продажи определяла цена оборудования, сегодня решающими факторами становятся стоимость его эксплуатации и способность к экономии ресурсов. Техническая простота больше не привлекает потребителя: ему важна возможность интеграции устройств в системы «умного дома». Экологичность из модного слова превратилась в реальное конкурентное преимущество. В этих условиях успех производителя и продавца оборудования определяет способность предложить инновации, отвечающие современным реалиям.
О том, что мир меняется, сегодня говорят часто. Но главное — не сам факт перемен, а их скорость, доселе невиданная. Начиная с конца XX века интенсивность трансформаций экономических и общественных систем настолько высока, что способна полностью изменить картину мира в течение жизни одного поколения.
Рынок оборудования для систем отопления и водоснабжения — характерный пример. Долгое время он оставался одним из наиболее консервативных, что во многом обусловлено приверженностью конечных потребителей традиционному укладу жизни. Однако сегодня и сам он трансформируется буквально на глазах, не в силах противостоять глобальным процессам.
Если изменения в потребительском поведении воздействуют на рынок «снизу», то давление «сверху» воплощают законодательные нормы, всё больше приводящие национальные рынки к общему знаменателю. Свойственная современному миру глубина международной интеграции уже не позволяет работать без оглядки на глобальные тенденции.
Изменение климата и загрязнение окружающей среды
Вопрос о том, что является причиной глобального климатического сдвига — планетарные процессы или деятельность человека, долго оставался предметом широких научных дискуссий. Но сегодня факт антропогенного влияния на биосферу Земли и происходящие в ней процессы уже не пытаются оспорить даже скептики: в течение последних 170 лет температура воздуха непрерывно растёт, и главная причина тому — увеличение объёмов использования ископаемого топлива.
Выбросы в атмосферу остаточного тепла и продуктов горения ведут не только к усилению парникового эффекта, но и к загрязнению окружающей среды. Существует расхожее мнение, что главным фактором здесь являются промышленные выбросы, однако это далеко не так.
Например, ещё в 2017 году исследования учёных Королевского колледжа Лондона показали, что дым дровяных каминов и печей — основная причина загрязнения воздуха в британской столице. В целом же объём выбросов в атмосферу из труб домохозяйств в этой стране втрое превосходит объём выхлопа всех зарегистрированных автомобилей. Чтобы сократить его, власти планируют к 2023 году полностью запретить продажу угля, а также непросушенных дров для каминов и печей.
В Китае с подобной проблемой столкнулись уже давно. Здесь смертность населения в результате бытового загрязнения воздуха в домах с угольными печами почти в 1,5 раза превышала смертность из-за промышленных выбросов в атмосферу. В результате топить жильё углём в городах запретили совсем.
Как глобальные климатические тренды влияют на рынок
Следствием отказа от использования угля и дровяного топлива стало развитие рынка бытовых газовых котлов. «В настоящий момент лидером по продажам оборудования в этом сегменте является Китай, где массовый переход с угля на газ вызван жизненной необходимостью: людям просто стало нечем дышать. Следом идут Великобритания и Турция, за ними — Россия. Причём не исключено, что со временем именно она станет рынком № 2. В любом случае конкуренция между производителями отопительного оборудования в России будет расти, они начнут активнее и оперативнее представлять здесь свои новинки и передовые разработки», — считает Дмитрий Чернов, директор по развитию бизнеса ООО «БДР Термия Рус», российского подразделения BDR Thermea Group.
Во многих странах естественной реакцией на изменение климата и его возможные последствия стало ужесточение законодательных норм в области энергосбережения, которые действуют на рынках как промышленного, так и бытового оборудования. Например, начиная с 2015 года в странах Евросоюза разрешена продажа только конденсационных газовых котлов, расходующих примерно на 10–30 % меньше топлива по сравнению с классическими. Производство традиционных газовых котлов разрешено исключительно для экспортных поставок за пределы государств, в которых внедрена экологическая директива ErP. В Турции аналогичная норма действует с 2019 года. И хотя в России рост продаж котельного оборудования происходит пока в основном за счёт классических котлов, переход на конденсационные — лишь вопрос времени.
От ограничений к инновациям
Широкому распространению инноваций, например конденсационных котлов, способствуют не только законодательные ограничения. Тенденции в мировой и региональных экономиках ведут к росту цен на энергоресурсы, поэтому конечный потребитель выбирает более экономичные решения. В том числе такие, которые даже при более высокой начальной стоимости оказываются в итоге дешевле за счёт сокращения расходов на топливо и эксплуатацию.
Такого результата позволяет добиться применение в составе отопительных систем энергосберегающего оборудования, в первую очередь насосного. К примеру, разработанные в компании GRUNDFOS интеллектуальные циркуляционные насосы ALPHA2 и ALPHA3 для систем отопления частного дома способны автоматически подстраивать свои рабочие параметры к потребностям системы в каждый момент времени. Это позволяет не создавать избыточное давление и в несколько раз снизить потребление электроэнергии насосом.
Эффект достигается за счёт наличия в его конструкции встроенного частотного преобразователя, управляемого интеллектуальным контроллером. При включении фирменной функции AUTOADAPT, которая используется в составе отопительных систем с погодным регулированием, электроника насоса непрерывно анализирует характеристики расхода и напора, автоматически находит оптимальную на данный момент времени рабочую точку и для перехода к ней соответствующим образом меняет производительность насоса.
«В память контроллера загружена матрица оптимальных рабочих параметров, полученных в ходе испытаний насоса при многочисленных изменяющихся режимах. Все эти значения соответствуют наиболее эффективным соотношениям нагрузки на оборудование и энергопотребления. AUTOADAPT даёт возможность эксплуатировать систему в соответствии с необходимым режимом управления, автоматически выбирая из матрицы наиболее подходящий для каждого состояния», — объясняет Михаил Терентьев, руководитель отдела маркетинга по направлению бытового оборудования «Грундфос».
Как отмечает специалист, функция AUTOADAPT может быть задействована в отопительных контурах различного типа. Например, насосы ALPHA3 умеют работать в радиаторных системах и системах с тёплыми полами. Для каждого случая предусмотрен собственный набор оптимальных рабочих параметров в матрице. Кроме того, насосы имеют расширенный набор режимов с фиксированными настройками.
Автономность и возобновляемые источники энергии
Ещё одним общемировым трендом становится растущий спрос на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), например на тепловые насосы. Ожидается, что в Европе их рынок в течение ближайших 10 лет вырастет в четыре раза. Помимо производителей отопительного оборудования, свои претензии на его долю всё более активно заявляют производители климатических систем. Это один из признаков консолидации рынка, на котором становятся всё более популярны интегрированные предложения, включающие комплексные решения для тепло- и водоснабжения, вентиляции и кондиционирования, а также для автономной генерации тепловой и электроэнергии (в том числе солнечные коллекторы, ветрогенераторы и т. д.).
В странах Европы спрос на ВИЭ обусловлен заботой о сохранении окружающей среды. В некоторых, например в Швеции, Норвегии и Дании, введены субсидии для домохозяйств, использующих альтернативные источники энергии. В России уровень проникновения таких технологий существенно ниже, но они также вызывают интерес потребителей, даже несмотря на высокую для отечественного рынка стоимость оборудования.
Один из факторов, обуславливающих спрос на ВИЭ, — автономность домохозяйств, использующих подобные решения. В период пандемии этот мотив зазвучал с новой силой, поскольку интерес к загородному жилью начал расти, а электроснабжение коттеджных и дачных посёлков во многих регионах России по-прежнему осуществляется с перебоями. В таком ключе особое значение приобретает вопрос электрической энергоэффективности отопительного (и в первую очередь насосного) оборудования.
«Насосы — одни из главных энергопотребителей на планете. На их долю приходится около 20 % всех энергозатрат в мире. Частные домохозяйства не исключение. Поэтому современный потребитель отдаёт предпочтение насосу, потребляющему наименьшее количество электроэнергии и создающему минимальную нагрузку на домашнюю электросеть, мощность которой часто ограниченна», — говорит Михаил Терентьев.
В частности, всё оборудование GRUNDFOS, включая бытовые серии циркуляционных и скважинных насосов, в соответствии с требованиями европейских стандартов оснащается электродвигателями классов IE3 (сверхвысокий) и IE4 (максимальный). Кроме того, уже сейчас некоторые виды оборудования компании комплектуются двигателями класса IE5, для которого ещё даже нет общепринятого названия: они обеспечивают максимально возможную при современном уровне развития технологий производительность при минимальном потреблении электроэнергии.
Цифровизация
В числе глобальных трендов, определяющих вектор развития рынка оборудования для отопления и водоснабжения, цифровизация занимает одно из центральных мест, во многом определяя особенности нового потребительского поведения. Так, одним из обязательных требований конечного потребителя сегодня является возможность дистанционного управления любым устройством, будь то котёл или насос.
Например, насосы GRUNDFOS ALPHA3 позволяют сделать это, подключившись по каналу Bluetooth с помощью бесплатного мобильного приложения для смартфона. В меню приложения GRUNDFOS GO Remote можно проконтролировать рабочие параметры оборудования, переключить режим, сделать необходимые настройки.
Изменились и запросы монтажников, которым требуются современные инструменты для настройки и контроля работы отопительных систем. Такую возможность дают те же насосы ALPHA2 и ALPHA3, оснащённые встроенной функцией балансировки отопительных контуров различного типа. Для данной цели используется мобильное приложение GRUNDFOS GO Balance, представляющее собой калькулятор расходов, а насос, сопряжённый со смартфоном через Bluetooth, служит при этом расходомером. Монтажнику достаточно установить связь с оборудованием и при настройке балансировочных клапанов следовать инструкциям на экране мобильного устройства.
Ещё один немаловажный фактор — способность насосов работать в составе решений для «умного дома». Особую актуальность это свойство приобретает по мере распространения интегрированных систем жизнеобеспечения, о которых уже шла речь выше. Для таких решений существуют насосы, способные регулировать свою производительность, получая команды по ШИМ-сигналу от внешнего контроллера.