В российских футбольных кругах не утихают споры о том, целесообразно ли проводить первенство по системе «осень-весна». По словам противников данного распорядка, в нашей стране попросту нет инфраструктуры для организации матчей в декабре и марте. Однако возвращения к старому графику пока не предвидится, в связи с чем отечественным стадионам требуется решать достаточно сложную задачу – обеспечивать высокое качество травяного покрытия футбольного поля в холодное время года. Сделать это можно при помощи установки обогрева по всей площади газона.
Традиционно для освобождения игрового поля от снега и льда используется система, которая состоит из теплового пункта, греющих элементов (трубопроводов), а также пусковой автоматики. По принципу работы она схожа с популярным в нашей стране водяным теплым полом: отопительные трубы с циркулирующим по ним теплоносителем (обычно это раствор этиленгликоля) размещаются под газоном ниже глубины залегания корневой системы растений, тем самым передавая свое тепло полю. Система настраивается таким образом, чтобы температура поверхности газона в холодное время года оставалась на уровне +2° С.
В качестве альтернативы жидкостной системе обогрева поля иногда рассматривается электрическая, но ее применение в большинстве случаев обходится значительно дороже. В частности, по данным компании REHAU – одного из поставщиков инженерных решений для российских футбольных арен, – устройство жидкостного отопления на поле без учета теплового пункта и автоматики стоит порядка 9 евро за квадратный метр, то есть примерно столько же, сколько и прокладка электрического кабеля. Однако эксплуатационные расходы этих систем различаются кардинально: нагревать незамерзающий раствор и обслуживать трубы в среднем в 3,5 раза дешевле, нежели поддерживать газон в игровом состоянии при помощи электрического кабеля. К тому же здесь следует учитывать аспект, связанный с безопасностью – в Европе известны случаи, когда из-за непрофессионального монтажа кабеля футболистов впоследствии било током.
Экономический потенциал решений, позволяющих создать для игроков и болельщиков комфортные условия и тем самым повысить посещаемость матчей чемпионата России, уже привлек внимание инвесторов и руководства ряда отечественных футбольных клубов. Подтверждением тому может стать, в частности, опыт REHAU: за последние три года системами обогрева газона компании были оборудованы более 25 тренировочных площадок и стадионов в РФ. Среди них: «Открытие Арена», домашние площадки ПФК ЦСКА, «Краснодар» и «Крылья Советов», а также множество других футбольных полей федерального уровня.