Сравнение стоимости центрального кондиционирования жилого комплекса
Comparing Residential Complex Central Air Conditioning Cost
A. Yu. Ivanov, Head of "Trust Engineering" Workshop
Keywords: central air conditioning system, air cooling VRF, water cooling VRF, air cooling chiller, water cooling chiller, chiller with external condensers
Factors for selection of the type of a central air conditioning system usually include the equipment cost and, sometimes, the system energy use. Such approach is fine when the premises owner buys a system for himself. However if this is done by a large residential complex developer, it has to consider such factor as losses of marketable floor areas due to technical premises required for installing air-conditioning equipment. The article offers a comprehensive analysis of the cost of various air conditioning system options using the example of a real business-class residential complex in a historical district of Moscow.
При выборе типа центрального кондиционирования обычно принимается во внимание стоимость оборудования и иногда электропотребление системы. С таким подходом можно согласиться, когда собственник помещения приобретает систему для себя. Однако, если это делает застройщик крупного жилого комплекса, он обязан учитывать такой фактор, как потеря продаваемых площадей из-за технических помещений для размещения оборудования кондиционирования. В статье приведен комплексный анализ стоимости различных вариантов системы кондиционирования на примере реального жилого комплекса бизнес-класса, расположенного в историческом районе Москвы.
Сравнение стоимости центрального кондиционирования жилого комплекса
При выборе типа центрального кондиционирования обычно принимается во внимание стоимость оборудования и иногда электропотребление системы. С таким подходом можно согласиться, когда собственник помещения приобретает систему для себя. Однако, если это делает застройщик крупного жилого комплекса, он обязан учитывать такой фактор, как потеря продаваемых площадей из-за технических помещений для размещения оборудования кондиционирования.
Профильным инженерам статья может показаться упрощенной и спорной, но итоговый результат, на наш взгляд, окажется полезным в т. ч. и им.
На примере реального жилого комплекса бизнес-класса, расположенного в историческом районе Москвы, выполним комплексный анализ стоимости различных вариантов системы кондиционирования.
Параметры анализируемого здания:
- 27 надземных этажей;
- здание представляет собой прямоугольную башню с габаритами 40,0×23,0 м;
- площадь типового этажа около 920 м2;
- на типовых этажах размещаются от 7 до 12 квартир;
- на первом этаже – арендные помещения;
- средняя стоимость квартиры 480 000 руб./м2;
- стоимость машино-места 3 500 000 руб.;
- расчетная мощность системы кондиционирования 1300 кВт.
Учитывая высокий класс жилья, девелопер принял решение оборудовать комплекс на этапе строительства центральной системой кондиционирования.
В контексте данного материала под центральным кондиционированием жилого комплекса мы понимаем систему, которая обслуживает более одной квартиры. При этом основное оборудование устанавливает застройщик, а собственник приобретает и монтирует только внутренние блоки или фанкойлы.
К примеру, если на техническом балконе размещается наружный блок мульти-сплит-системы для одной квартиры, то это индивидуальная система кондиционирования. Если на балконе устанавливается наружный блок VRF-системы для двух и более квартир – это уже центральная система. Очевидно, что к центральному кондиционированию относятся и все виды системы «чиллер–фанкойлы».
В статье мы рассматриваем только центральное кондиционирование, исключая сплит- и мульти-сплит-системы. Если не принимать во внимание экзотические, то в наше сравнение попадают только пять вариантов.
В табл. 1 указаны типы систем и варианты размещения их основных компонентов. Для облегчения восприятия мы намеренно не показали на 3D-видах множество дополнительных элементов, входящих в систему.
Как можно заметить, в разных схемах кондиционирования климатическое оборудование и трассы требуют технических помещений и пространств разных размеров, а значит, и потери продаваемой площади будут отличаться. Этот параметр имеет первостепенную важность для застройщика.
Разумеется, следует учитывать, что стоимость квадратного метра технического помещения на жилом этаже и на подземной стоянке отличается в несколько раз. Поэтому итоговый выбор в пользу той или иной системы кондиционирования далеко не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Чтобы выбрать наиболее рациональный вариант, необходимо выполнить скрупулезные расчеты. Что мы и сделали.
Расчет финансовых потерь на технические помещения
Для начала определим, какие суммы недополучит застройщик из-за технических помещений под оборудование и обвязку.
Стоимость квадратного метра технического помещения на жилом этаже принимаем за 480 000 руб./м2, а в подземной стоянке – 116 667 руб./м2. Второе значение получено, исходя из стоимости машино-места 3 500 000 руб. К площади самого машино-места добавляем проезды и вспомогательные помещения подземной части здания, что в сумме можно принять за 30 м2. Разделив 3 500 000 руб. на 30 м2, получим 116 667 руб./м2. Для простоты расчетов это же значение возьмем в качестве стоимости за квадратный метр помещения холодильного центра на кровле. Сведем результаты в табл. 2.
Таблица 2 Потери стоимости на технические помещения |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
* К потерям на типовых этажах отнесены технические помещения (для варианта с водяными VRF), шахты для трасс и ниши для коллекторов фанкойлов. |
Как видим, разница в расходах на организацию технических помещений может быть трехкратной. Очевидно, что размещение наружных водяных блоков на жилых этажах – самое дорогое удовольствие, которое могут себе позволить разве что жильцы премиальных комплексов.
Расчет стоимости систем кондиционирования
Рассчитаем стоимость оборудования, материалов и монтажных работ по каждой из систем.
В качестве поставщиков были выбраны крупные производители, которые поставляют свое оборудование в Россию официально или выпускают его непосредственно в стране:
• чиллеры TICA (Китай), компания входит в топ-4 крупнейших китайских и мировых производителей климатической техники;
• VRF-системы Samsung (Южная Корея), одного из технологических лидеров мирового уровня;
• драйкулеры и конденсаторы LU-VE производятся в Липецке и пользуются хорошей репутацией;
• насосы Wilo (Германия) именитого производителя со 150-летней историей;
• «Ридан» (Россия) в данный момент является самой известной маркой трубопроводной арматуры в нашей стране.
Мы подсчитали общие затраты на приобретение и монтаж основных элементов систем, результаты расчетов представлены в табл. 3. Курс доллара принят 103 руб., евро – 110 руб.
Таблица 3 Стоимость оборудования, материалов и монтажных работ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сразу бросается в глаза, что разница в стоимости между традиционной VRF и всеми остальными системами на удивление велика.
Мы нашли этому следующее объяснение. В относительно недалеком прошлом такого дисбаланса не было, ведь количество производителей чиллеров и VRF-систем было невелико, рынок делили американские, европейские и японские бренды, спрос и предложение были сбалансированы, поэтому снижать цену не было необходимости.
Но в какой-то момент на рынок стали выходить десятки брендов VRF-систем из Китая. Качество и функционал этого оборудования постоянно росли, конкуренция становилась жестче. Как следствие, все производители, в т. ч. именитые, начали существенно снижать наценку на свое оборудование.
Что касается более мощной техники – чиллеров и драйкулеров, то они не подешевели. Наоборот, сейчас данное профессиональное оборудование из Китая можно купить по более высокой цене, чем топовые модели из США и Европы несколько лет назад. Такая ситуация может быть вам знакома по автомобильному рынку.
Одна из причин дисбаланса стоимости воздушных VRF и чиллеров – цена риска. VRF – это модульные системы (собираемые из типовых модулей), в которых выход из строя одного наружного блока не приводит к потере источника холода всего здания. Поэтому эксперименты с неизвестными производителями VRF-систем не так опасны.
Приобретение чиллеров недорогих и неизвестных брендов намного более рискованно, ведь любая поломка может стать настоящей и долгосрочной проблемой для всех жителей или арендаторов. Поэтому в основном в нашу страну поставляются чиллеры серьезных китайских брендов, которые держат цены на высоком уровне.
На этом примере (рис. 1) можно увидеть законы спроса и предложения, рисков и преимуществ в действии.
Как видим, самыми дорогими вариантами являются наиболее сложные системы центрального кондиционирования – с чиллерами и VRF-системами водяного охлаждения, при этом вариант с чиллерами обойдется на 14 % дороже.
Разница между двумя наименее дорогими вариантами (традиционные VRF-системы и чиллеры с выносными конденсаторами) составляет внушительные 60 200 000 руб.
Результаты сводного расчета
Сложим результаты двух предыдущих расчетов и получим итоговые суммы расходов на системы кондиционирования с учетом стоимости потерянных полезных площадей (рис. 2).
Профиль графика и крутизна линий значительно изменились. Наиболее дорогим вариантом стала водяная VRF-система, которая опередила системы с чиллерами водяного охлаждения почти на 8 %.
Разница между наименее дорогими вариантами сократилась почти в два раза – до 33 700 000 руб. Таким образом, традиционная VRF-система с учетом потерь полезной площади подорожала на 80 %!
Считается, что среди чиллеров наиболее экономичным вариантом является чиллер-моноблок, но, как мы видим на данном примере, это не так. Незаслуженно забытая схема с выносными конденсаторами обходится почти на 9 % дешевле.
Что касается судьбы данного жилого комплекса, то заказчик остановил свой выбор на варианте с чиллерами-моноблоками, что, в общем-то, обоснованно, но небесспорно.
Дебаты о том, какая система предпочтительней – VRF или чиллер-фанкойлы, – никогда не закончатся, хотя сравнивать их далеко не всегда корректно, как и сопоставлять автобус и грузовик.
VRF-системы воздушного охлаждения имеют ограничения на длину трасс, не могут использоваться для охлаждения больших объемов воздуха в приточных установках, не работают в режиме фрикулинга, поэтому в крупных комплексах в чистом виде не используются.
Применять чиллеры в нише, занятой VRF-системами, тоже нерационально, уже по экономическим соображениям.
При этом сравнивать системы для тех объектов, которые занимают промежуточную область (таких объектов насчитывается очень много), требуется в обязательном порядке, но с учетом фактора стоимости потери полезных площадей.
Выводы
Мы не претендуем на то, что представленные расчеты являются эталонными, а пропорция между вариантами – неизменной от проекта к проекту. При иных исходных данных, планировочных решениях, а также при использовании оборудования других производителей итоговая картина может измениться.
В данной статье мы хотели продемонстрировать, что уменьшение количества продаваемых площадей из-за отведения помещений под нужды климатического оборудования может оказать заметное влияние на экономические показатели проекта, а значит, и на выбор систем. Судя по тому, как росла в последние годы стоимость каждого квадратного метра недвижимости, это влияние будет только нарастать.
Просторные машинные залы для холодильных центров, большие технические балконы, площадь которых определяется «из опыта», нерациональная расстановка и вольное назначение габаритов шахт уходят в далекое прошлое.
Сегодня профессиональные проектировщики уже на стадиях «Инженерная концепция» и «Проектная документация» должны с применением BIM-технологий тщательно проработать варианты расстановки оборудования и его обвязки, выполнить разводку основных трасс холодоснабжения – и все это необходимо для того, чтобы максимально сократить потерю полезной площади здания. Раньше такую детализацию реализовывали на этапе рабочей документации, а сейчас – уже на этапе концепции.
Решение данной задачи требует огромных трудовых и временных затрат проектировщиков, но в конечном итоге это позволит застройщику сделать верный выбор и как следствие – снизить свои расходы.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №1'2024
pdf версияПодписка на журналы