Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Как потушить электромобиль?

How to Extinguish an Electric Car?

Keywords: electric car, lithium-ion batterie, chemical fire

Lithium-ion batteries in electric and hybrid vehicles are a problem for emergency services if the vehicles are involved in a traffic accident or catch fire because they contain hazardous materials such as flammable solvents.The number of electric and hybrid vehicles is growing year by year. The largest automakers announce plans to switch to the production of exclusively electric vehicles instead of cars with internal combustion engines. Therefore, a way is needed to cope with the chemical fires that electric vehicles can cause. Read about foreign developments in this direction in this material.

Описание:

Литий-ионные батареи в электрических и гибридных автомобилях представляют собой проблему для аварийных служб, если машины попадают в дорожно-транспортное происшествие или загораются, т. к. содержат опасные материалы, такие как легковоспламеняющиеся растворители. Количество электрических и гибридных автомобилей растет год от года. Крупнейшие автоконцерны заявляют о планах перехода на производство исключительно электромобилей взамен автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому необходим способ, позволяющий справиться с химическими пожарами, которые могут вызвать электромобили. О зарубежных разработках в этом направлении читайте в данном материале.

Как потушить электромобиль?

Литий-ионные батареи в электрических и гибридных автомобилях представляют собой проблему для аварийных служб, если машины попадают в дорожно-транспортное происшествие или загораются, т. к. содержат опасные материалы, такие как легковоспламеняющиеся растворители. Количество электрических и гибридных автомобилей растет год от года. Крупнейшие автоконцерны заявляют о планах перехода на производство исключительно электромобилей взамен автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому необходим способ, позволяющий справиться с химическими пожарами, которые могут вызвать электромобили. О зарубежных разработках в этом направлении читайте в данном материале.

Сравнение  российских и американских нормативов

Возгорание в электромобиле может возникнуть через длительное время после повреждения. Потушить его бывает чрезвычайно трудно. Электромобили могут вспыхивать снова и снова. Во время горения выделяются горючие и вредные газы, а химические вещества загрязняют воду, используемую для тушения, и наносят вред окружающей среде. Таким образом, батареи в электрических и гибридных автомобилях представляют собой большую проблему, если смотреть на них с точки зрения аварийных служб.

Специальный контейнер для тушения электромобилей: опыт Дании

Многочисленные факторы, характерные для электрических и гибридных автомобилей, ставят перед аварийными службами ряд проблем, для решения которых в Копенгагене был разработан специальный контейнер для тушения подобного транспорта.

Отдельные элементы литий-ионного аккумулятора могут быть повреждены в случае дорожно-транспортного происшествия или пожара в автомобиле. Это может привести к выделению тепла в ячейке, которое затем распространяется от ячейки к ячейке – так называемый тепловой выход из строя. Теплота может начать выделяться через несколько часов после аварии, и если в одной ячейке началась реакция, тепловая энергия от нее может вызвать выделение теплоты и в соседней ячейке. Таким образом, может запуститься цепная реакция, которая приведет к воспламенению батареи спустя длительное время после аварии. Воздействие теплоты, например от огня, может привести к такому же эффекту.

Батареи трудно потушить, и они могут снова вспыхнуть через несколько часов – в некоторых случаях даже через неделю. Невозможно перекрывать дороги и автострады на длительный срок, поэтому, если не удается потушить огонь в аккумуляторе, приходится убирать автомобиль. Для этих целей был разработан специальный контейнер.

Контейнер устроен таким образом, что вместе с помещенным в него автомобилем может быть помещен на эвакуатор. В полу и на стенках контейнера расположены форсунки, которые можно использовать как для тушения, так и для охлаждения аккумулятора, который чаще всего находится под автомобилем. Вода для форсунок течет по контуру, что значительно снижает потребление воды и облегчает ее последующий сбор и отправку на очистку, если она была загрязнена химическими веществами из аккумулятора. Кроме того, существуют установки с инертным газом в контейнере.

Пожар в аккумуляторе электромобиля представляет собой химический пожар (возникающий из-за химической реакции) и не требует кислорода. Поэтому инертный газ не действует на аккумулятор, а предназначен для других частей автомобиля. Выделение тепла от аккумулятора потенциально может привести к возгоранию салона, и для тушения пламени требуется инертный газ.

Длительный период изоляции

С контейнером процедура в случае аварии с электрическим или гибридным автомобилем будет примерно такой же, как и в случае аварии с обычными автомобилями. Авария быстро устраняется, и движение транспорта может продолжаться. Однако электромобиль нельзя отвезти на стоянку или в мастерскую, где рядом будут другие автомобили, на которые потенциально может распространиться пожар. Вместо этого его можно оставить в контейнере до тех пор, пока риск возгорания не снизится. Контейнер с поврежденным автомобилем должен находится в изолированном и закрытом месте.

Опыт Австрии

Австрийские инженеры предложили ликвидировать возгорания электромобилей при помощи направленной струи воды.

Тушение электромобилей требует большого количества воды. Так, пожарным понадобилось практически четыре часа и более 100 тыс. л воды, чтобы потушить пожар, возникший при ДТП с участием беспилотного Tesla Model S в США. Такой объем воды в среднем расходуют аварийные службы в течение месяца, а среднестатистическое домовладение – на протяжении двух лет.

Большой расход воды связан с тем, что батарея электромобилей обычно расположена снизу, а струя пожарного шланга направлена на пламя сверху.

Инженеры компании Rosenbauer (Австрия) предложили более безопасный и экономичный способ тушения возгораний электрического транспорта.

В большинстве электромобилей батареи расположены внизу, что обеспечивает просторные салоны и низкий центр тяжести, улучшающий управляемость. Однако при возникновении пожара и тушении его традиционными методами между батареей и водой, распыляемой сверху, оказывается преграда в виде салона.

Новая система предназначена для непосредственного охлаждения аккумуляторной батареи и состоит из двух основных компонентов, которые включают в себя блок пожаротушения и блок управления. При этом блок управления может быть размещен на расстоянии до 8 м от подключенного к нему блока пожаротушения.

Блок пожаротушения представляет собой форсунку высокого давления, которую можно поместить под горящий автомобиль и подавать воду прямо в аккумулятор. Специалисты Rosenbauer утверждают, что устройство успешно протестировано на различных конструкциях батарей.

Новое устройство позволяет пожарным использовать воду более эффективно. Убедившись, что в автомобиле больше ничего не горит (сиденья, шины и т.д.), пожарные задвигают устройство под аккумулятор, отходят на безопасное расстояние к блоку управления и активируют «прокалывающую» насадку, которая пробивает аккумуляторную батарею и подает воду непосредственно на элементы.

Анонсируя технологию, инженеры заявили, что для снижения температуры горящей батареи до безопасной требуется всего 1000–4000 л воды.

Если автомобиль лежит на боку или на крыше или под автомобилем недостаточно свободного пространства, пожарные могут разместить устройство внутри автомобиля или на днище. Насадку также можно оставить прикрепленной к автомобилю во время его буксировки, чтобы оперативно отреагировать в случае повторного возгорания аккумулятора.

Требуется повышенная осторожность

Ядовитые газы, возникающие при пожаре аккумуляторных батарей, очень опасны и требуют особой осторожности. Дым может содержать фтористый водород (гидрофторид), который чрезвычайно вреден. Он обладает резким запахом, очень ядовит, дымит на воздухе (вследствие образования с парами воды мелких капелек раствора) и разъедает стенки дыхательных путей. При тушении необходимо использовать дыхательные аппараты со свежим воздухом, и безопасное расстояние при тушении электромобиля больше, чем при тушении обычного автомобиля.

По материалам CFPA-Europe

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №3'2023

PDF pdf версия


Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!