К вопросу об энергетической эффективности зданий
On building energy efficiency issue
Ya. M. Schelokov, Candidate of Engineering, Energy Committee of Sverdlovsk Regional Union of Manufacturers and Entrepreneurs (SRUME); M. T. Semenov, Consultant at Self-regulatory Organization "Energy Efficiency" Union" Association
Keywords: building energy efficiency class, apartment buildings (AB), set of rules, zero building energy use.
According to the State Report on Status of Energy Conservation and Enhancement of Energy Efficiency in the Russian Federation in 2020, the cumulative consumption of fuel and energy resources (FER) in the country amounted to about 830 mln. tons of reference fuel. According to our estimates, at least half of this FER is spent on heating and illumination of buildings, structures, apartment buildings (AB). It is unlikely that there were accidental noticeable changes in the part of requirements for energy efficiency of buildings and apartment buildings [1]. Therefore relevance of this subject has increased once again and is drawing higher interest.
Согласно Государственному докладу о состоянии энергосбережения и повышении энергоэффективности в Российской Федерации в 2020 году совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по стране составило около 830 млн т у. т. По нашим оценкам не менее половины этой суммы ТЭР расходуется на отопление и освещение зданий, сооружений, многоквартирных домов (МКД). Вряд ли, совершенно случайно, в последнее время произошли заметные изменения, в части требований к энергетической эффективности зданий и многоквартирных домов [1]. Поэтому актуальность данной темы вновь возросла и представляет повышенный интерес.
К вопросу об энергетической эффективности зданий
Согласно Государственному докладу о состоянии энергосбережения и повышении энергоэффективности в Российской Федерации в 2020 году, совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по стране составило около 830 млн т у. т. По нашим оценкам, не менее половины этого количества расходуется на отопление и освещение зданий, сооружений, многоквартирных домов (МКД). Вряд ли в последнее время совершенно случайно произошли заметные изменения, в части требований к энергетической эффективности зданий и многоквартирных домов [1]. Поэтому актуальность данной темы вновь возросла и представляет повышенный интерес.
Энергосберегающее законодательство России
Обратимся к обзору современных нормативных требований к энергетической эффективности зданий и многоквартирных домов [1].
Понятия «энергетическая эффективность» и «класс энергетической эффективности» были введены федеральным законом об энергосбережении № 261-ФЗ (далее – закон № 261-ФЗ)1. Данный закон (ст. 42) не только внес эти понятия в Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ)2, но и установил ключевое требование: здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался их нерациональный расход.
В Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений (федеральный закон № 384-ФЗ)3, вступившем в силу через месяц после принятия закона № 261-ФЗ, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений было определено в качестве целей.
Таким образом, исходным моментом в проектировании и строительстве энергоэффективных зданий, строений, сооружений, многоквартирных жилых домов являются требования закона № 261-ФЗ.
Рассмотрим внимательнее наиболее значимые с точки зрения понятий «энергетическая эффективность зданий и сооружений» и «класс энергетической эффективности» действующие законы в сфере проектирования и строительства зданий.
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
Начнем с федерального закона № 384-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года), который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, включая:
• входящие в их состав сети и системы инженерно-технического обеспечения;
• процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса);
• энергетическую эффективность.
Здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов (ст. 13 закона № 384-ФЗ).
Соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов должно обеспечиваться путем выбора в проектной документации оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений (ч. 3 ст. 31 закона № 384-ФЗ, которая корреспондируется со ст. 12 закона № 261-ФЗ).
Класс энергетической эффективности многоквартирного дома
Класс энергетической эффективности МКД, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности (ч. 1 ст. 12 закона № 261-ФЗ).
Определение «класс энергетической эффективности» сформулировано в законе № 261-ФЗ (п. 5 ч. 1 ст. 2) − это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. Определение класса энергетической эффективности обязательно в отношении следующих видов многоквартирных домов:
• вновь построенного;
• реконструированного;
• прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию.
Правила установления требований энергетической эффективности для зданий и их инженерных систем
В настоящее время правила установления требований и требования энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, для товаров, используемых при создании инженерно-технических систем, достаточно глубоко проработаны.
Требования энергоэффективности для зданий
Согласно постановлению Правительства РФ № 16284, требования энергетической эффективности устанавливаются в целях применения при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами, за исключением категорий зданий, строений, сооружений, определенных законом № 261-ФЗ (п. 4 ч. 5 ст. 11).
Постановлением Правительства РФ № 1628 также утверждены правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, а приказом Минстроя России5 № 1550/пр утверждены соответствующие требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Требования энергоэффективности для инженерных систем зданий
Требования по энергетической эффективности для товаров, используемых при создании инженерно-технических систем ресурсоснабжения зданий, строений, сооружений, установлены приказом Минэкономразвития России № 2296.
Другие законодательные документы, способствующие повышению энергоэффективности зданий
Отдельные вопросы требований энергосбережения, повышения энергетической эффективности и строительного надзора рассмотрены в целом ряде постановлений Правительства РФ, приказах и письмах Минстроя России, Минэнерго России и Ростехнадзора.
• Постановление Правительства РФ № 877 (с изменениями на 27 мая 2022 года):
– устанавливает, что «Пояснительная записка» в текстовой части в подпункте ш) содержит сведения о классе энергетической эффективности (в случае, если присвоение класса энергетической эффективности объекту капитального строительства является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ч. 10));
– содержит перечень мероприятий по энергосбережению (разд. 3 ч. 36).
• Постановление Правительства РФ № 6468 в соответствии с требованиями ст. 12 закона № 261-ФЗ утверждает принципы формирования мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
• Приказ Минстроя России № 399/пр9 утверждает Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
• Приказ Минстроя России № 98/пр10 утверждает примерные формы перечня мероприятий, способствующих энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме.
• Приказ Минстроя России № 1422/пр11 утверждает критерии наличия технической возможности установки оборудования, обеспечивающего автоматическое регулирование работы систем отопления и вентиляции, поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения непосредственно в здании и т. п.
Ряд писем федеральных органов исполнительной власти разъясняют отдельные вопросы, возникающие в связи с применением приказов.
• Письмо Минстроя России от 9 января 2017 года № 44-ОД/04 дает пояснения по вопросам оснащения помещений приборами учета.
• Письмо Минстроя России от 29 ноября 2016 года № 40222-АЧ/04 разъясняет отдельные вопросы, возникающие в связи с применением приказа Минстроя России № 399/пр.
• Письмо Минэнерго России от 22 марта 2017 года № ИА-2940/04 сообщает о первоочередных требованиях энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений.
• Письмо Ростехнадзора от 31 августа 2016 года № 09-00-06/5879 информирует о предмете государственного строительного надзора и приемке объектов в эксплуатацию.
Административно-правовые механизмы стимулирования энергосбережения в зданиях
При исполнении требований энергосбережения следует обратить внимание на действующий административно-правовой механизм обеспечения их действия (п. 3 ст. 37 закона № 261-ФЗ).
• Так, положения Кодекса об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 9.16, КоАП РФ) предусматривают административную ответственность за несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (влечет наложение административного штрафа от 20 до 600 тыс. руб.).
• Закон № 384-ФЗ в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, устанавливает, что в проектной документации здания или сооружения должна содержаться информация о показателях энергетической эффективности здания или сооружения (п. 3 ст. 33). Кроме того, закон требует организовать эксплуатацию зданий и сооружений таким образом, чтобы они отвечали требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета энергоресурсов в течение всего срока их эксплуатации (ст. 36).
• ГрК РФ при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов (указанных в пп. 6 и 9 ч. 3 ст. 55) требует акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, и заключение, которые должны содержать информацию:
– о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства;
– о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний;
– а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
При строительстве, реконструкции МКД заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности МКД, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности12.
Таким образом, круг нормативных актов замкнулся: ГрК РФ в ст. 55 «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» предписывает указывать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства; приказ Минстроя России № 239/пр13 требует раскрывать информацию о классе энергетической эффективности МКД с отсылкой к приказам Минстроя России № 399/пр и № 1550/пр; закон №384-ФЗ (ст. 13) устанавливает в качестве минимально необходимых требования энергетической эффективности зданий и сооружений.
Ч. 3 ст. 31 закона № 384-ФЗ отсылает нас к закону № 261-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г.), который дает понятие «класс энергетической эффективности многоквартирного дома», порядок определения и орган, его устанавливающий, а также правила определения класса энергетической эффективности и требования к его установлению.
Начав анализ с закона № 261-ФЗ, который изначально установил понятия и требования энергетической эффективности зданий и сооружений и класса энергетической эффективности, рассмотрев статьи Градостроительного кодекса РФ и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (закон № 234-ФЗ), вновь возвращаемся к закону № 261-ФЗ.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ЗДАНИЙ |
Справедливость критических замечаний НП «АВОК» в [2] также подтверждается нашей практикой теплоснабжения зданий с использованием дымовой металлической трубы в 2002–2022 годах [3]. Согласно п. 5.9.7 СП 13-101–9915, плановые обследования металлических свободно стоящих труб, эксплуатирующихся без видимых при наружных осмотрах повреждений, должны проводиться по полной комплексной программе с периодичностью 10 лет. В СП 13-101–99 (разд. 5) названы причины повреждений конструкций промышленных труб и указана основная: «неблагоприятное воздействие технологической и окружающей сред». В связи с этим отмечается, что «основным условием обеспечения нормальной эксплуатации труб является соблюдение их проектного температурно-влажностного режима». Как же это условие учитывается в новых Правилах проектирования труб промышленных дымовых (СП 375.1325800.2017)16? Рекомендации свелись в основном к тому, что «…при высоком содержании агрессивных составляющих в отводимых газах независимо от их температуры, и особенно в случаях возможного образования конденсата, следует использовать коррозионно-стойкие стали» (см. п. 13.10, СП 375.1325800.2017). Кстати, отметим, что образование конденсата в дымовых трубах – неизбежное, а отнюдь не «возможное» явление. Фактически же металлические дымовые трубы, как правило, выполняются из обычного металла, например из стали листовой горячекатаной, ГОСТ 19903–74, марка металла ВСт 3 сп 5, ГОСТ 380–71 [3]. Наш 20-летний опыт эксплуатации дымовой металлической трубы при надземном примыкании отводящего от котлов газохода показал, что в таких трубах происходит достаточно интенсивная локальная коррозия. Но эта повсеместная реальность не нашла должного отражения в основных на данный период времени нормативных документах: СП 13-101–99, СП 375.1325800.2017 и РД153-34.0-21.524–9817. Особого внимания заслуживает низ дымовой трубы, где формируется отвод конденсата газов. Здесь интенсивность коррозии зависит: • от наличия присосов воздуха в местах отвода конденсата дымовых газов из дымовой трубы; • от комплексного влияния сразу нескольких факторов: режимов работы котлов, высоты уровня конденсата в полости нижней части дымовой трубы, температуры уходящих газов перед дымовой трубой, места расположения лаза и (или) смотрового отверстия в дымовой трубе и др. Многолетний опыт работы показал, что в местах неизбежного отвода конденсата дымовых газов из дымовых труб вряд ли можно решить проблему только за счет «использования коррозионно-стойких сталей». Кроме того, сегодня коррозионно-стойкие стали чуть ли не дороже золота. По нашему мнению, интенсивность коррозии в дымовых трубах можно снизить только в случае комплексного использования нескольких конструктивных и режимных факторов. Среди них: обязательная локальная футеровка внутренней поверхности ствола дымовой трубы (особенно для существующих труб), установка гидравлического затвора на конденсатопроводе с организацией непрерывного отвода конденсата, с полным исключением присосов атмосферного воздуха в ствол дымовой трубы и др. В конечном итоге удалось разработать вариант локальной футеровки внутренней поверхности ствола трубы [3], что позволило почти полностью исключить коррозионный процесс в нижней ее части. Перед отопительным периодом 2021–2022 годов был проведен визуальный и инструментальный осмотр верхней части трубы, срок работы которой составил уже более 20 лет. Толщина стенки трубы составила не менее 6 мм при начальных 8 мм, что вполне допустимо при указанном сроке эксплуатации. По итогам отопительного периода 2021–2022 годов выявлено следующее: 1. Каких-либо негативных итогов эксплуатации дымового тракта не выявлено. 2. Третий год подряд в месте ввода газохода в нижнюю часть дымовой трубы на ее внутренней стенке полностью сохраняется слой термостойкой эмали. Каких-либо повреждений не обнаружено. 3. В нижней части дымовой трубы обнаружены незначительные коррозионные отложения, то есть неизолированная верхняя часть внутренней стенки дымовой трубы все же в незначительной степени подвергается коррозии. Осмотр показал, что за 20 лет эксплуатации сквозных повреждений не наблюдается. Одна из причин – то, что в процессе эксплуатации ведется постоянный контроль за работой гидравлического затвора отвода конденсата, установленного на конденсатопроводе из дымовой трубы. Результаты 20-летней эксплуатации дымовой трубы, выполненной из стали листовой горячекатаной, ГОСТ 19903–74, марка металла ВСт 3 сп 5, ГОСТ 380–71, при надземном примыкании отводящего от котлов газохода показали, что возможна достаточно длительная эксплуатация дымовых металлических труб, выполненных из обычных углеродистых сталей. Все сказанное подтверждает справедливость позиции НП «АВОК» о необходимости обязательного распространения соответствующих нормативных требований в нормативно-технические документы, используемые при проектировании. Тем более если действительно ставится задача к 2050 году в новом строительстве закончить переход к сооружению зданий с близким к нулевому энергопотреблением. |
Одна из причин невыполнения требований по повышению энергетической эффективности зданий
Казалось бы, в заключение статьи можно было бы рапортовать, что к настоящему времени сложился достаточный по объему и качеству набор требований к энергетической эффективности зданий и многоквартирных домов. Но пока все, что касается энергоэффективности зданий, остается тупиковой темой.
Так, в 2022 году велось публичное обсуждение проекта приказа Минстроя России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее – Проект Приказа). НП «АВОК» рассмотрело данный проект и высказало ряд критических замечаний [2]. Обратим внимание на одно замечание (на наш взгляд, ключевое): «Ни один приказ или постановление не будет выполняться проектировщиком, пока их требования не будут включены в нормативно-технические документы, используемые при проектировании, – в этом была одна из причин невыполнения требований по повышению энергетической эффективности зданий в стране. Поэтому с утверждением рассматриваемого Проекта Приказа должны быть внесены изменения в СП 50.13330.201214…».
Можно также обратить внимание на нежелание проектировщиков в недалеком прошлом включать в проекты работы по повышению энергетической эффективности при капитальных ремонтах зданий, так как это требование отсутствовало в действующих СНиП и СП.
Литература
1. Семенов М. Т., Щелоков Я. М. Обзор современных нормативных требований к энергетической эффективности зданий и многоквартирных домов // Промышленность и безопасность. 2023. № 1–2. С. 74–77.
2. Требования энергетической эффективности зданий должны быть (о проекте приказа Минстроя России) // Энергосбережение. 2023. № 1. С. 8–10.
3. Щелоков А. Я. Итоги эксплуатации дымовой металлической трубы в отопительных сезонах 2002–2022 годов // Промышленность и безопасность. 2022. № 7. С. 48–49.
1 Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 14 июля 2022 года).
2 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
3 Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
4 Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2021 года № 1628 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
5 Приказ Минстроя России от 17 ноября 2017 года № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2018 года № 50492).
6 Приказ Минэкономразвития России от 4 июня 2010 года № 229 (ред. от 9 июня 2016 года) «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений» (зарегистрирован в Минюсте России 24 июня 2010 года № 17626).
7 Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями на 27 мая 2022 года).
8 Постановление Правительства РФ от 23 августа 2010 года № 646 «О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов РФ перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» (ред. от 26 марта 2014 года).
9 Приказ Минстроя России от 6 июня 2016 года № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
10 Приказ Минстроя России от 15 февраля 2017 года № 98/пр «Об утверждении примерных форм перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме».
11 Приказ Минстроя России от 11 октября 2017 года № 1422/пр «Об утверждении критериев наличия технической возможности установки оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения непосредственно в здании» (зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2018 года № 49995).
12 Ч. 3.1. ст. 55 введена в ГрК РФ законом № 261-ФЗ (в редакции от 18 июля 2011 года).
13 Приказ Минстроя России от 4 апреля 2022 года № 239/пр «Об утверждении формы проектной декларации».
14 СП 50.13330.2012. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02–2003.
15 СП 13-101–99. Свод правил по проектированию и строительству. Правила надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб.
16 СП 375.1325800.2017. Трубы промышленные дымовые. Правила проектирования.
17 РД 153-34.0-21.524–98. Типовая инструкция по эксплуатации металлических дымовых труб энергопредприятий
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2023
pdf версияСтатьи по теме
- Требования энергоэффективности зданий должны быть. О проекте приказа Минстроя России
Энергосбережение №1'2023 - СП 253.1325800.2016 «Инженерные системы высотных зданий»
АВОК №8'2016 - Базовый уровень потребления энергетических ресурсов жилых зданий в России
Энергосбережение №6'2016 - Энергосбережение и углеродный след зданий
Энергосбережение №6'2021 - НП «АВОК» – 2017: новые этапы развития
АВОК №1'2017 - Приказ Минстроя России об определении класса энергоэффективности многоквартирных домов
Энергосбережение №7'2016 - Ключевая проблема в теплоснабжении России?
Энергосбережение №1'2022 - Эффективность работы вертикального транспорта высотных зданий
АВОК №1'2017 - Инновационные строительные материалы и технологии при новом строительстве и при проведении капитального ремонта МКД
Энергосбережение №8'2018 - Результаты реконструкции многоквартирных домов в Эстонии по схеме KredEx. Вентиляционные системы
Энергосбережение №2'2022
Подписка на журналы