Строительная отрасль России в новых условиях. Совершенствование нормативно-технической базы
Building industry in Russia under the new conditions. Improvement of the regulatory technical framework
A. N. Kolubkov, Vice President of NP «ABOK»
Keywords: construction market, equipment for buildings, technical regulation systems, regulatory documents, code of practice
According to the official data, on average more than 80 million m2 of total residential premises per year was built in Russia over the past 5 years. Pursuant to the RF Presidential Decree dd. 21 July 2010 № 474 «On National Goals of the Russian Federation Development up to 2030», the volume of residential construction in Russia has to be increased to at least 120 million m2 per year by 2030. However, the beginning of the special military operation may introduce some adjustments to these plans. Let's look at how we can face this situation, and assess the prospects of development of the regulatory technical framework in the building industry.
По официальным данным, в России в последние 5 лет строится жилья в среднем более 80 млн м2 общей площади в год. А согласно Указупрезидента РФ от 21 июля 2020 года № 474«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», объем жилищного строительства в России должен быть увеличен не менее чем до 120 млн м2 в год к 2030 году. Однако начало специальной военной операции может внести коррективы в эти планы. Разберемся, как этому противостоять, а также оценим перспективы развития нормативно-технической базы в строительстве.
Строительная отрасль России в новых условиях. Совершенствование нормативно-технической базы
По официальным данным, в России в последние 5 лет строится жилья в среднем более 80 млн м2 общей площади в год. А согласно указу1 президента РФ № 474, объем жилищного строительства в России должен быть увеличен не менее чем до 120 млн м2 в год к 2030 году. Однако начало специальной военной операции может внести коррективы в эти планы. Разберемся, как этому противостоять, а также оценим перспективы развития нормативно-технической базы в строительстве.
Текущее состояние рынка строительства
По официальным данным, в России в последние 5 лет строится в год жилья в среднем более 80 млн м2 общей площади.
По итогам 2021 года в России построено 92,6 млн м2 жилой недвижимости. Этот результат выше значения 2020 года (80 млн м2) на 18,7 % и выше объемов ввода жилой недвижимости за предшествующий, 2020 год на 10,4 млн м2, то есть почти на 13 %. В общем объеме ввода многоквартирные дома составляют 43,5 млн м2, а индивидуальные жилые дома – 49,1 млн м2. В 2021 году в России было построено 10,1 тыс. многоквартирных домов. Население построило 373,4 тыс. индивидуальных домов. Всего появилось 1,2 млн новых квартир.
Принципиальная роль в качественном развитии экономики принадлежит новым профессиональным стандартам. Они должны задать требования к квалификации каждого специалиста. Но они сработают только в том случае, если будут востребованы самим бизнесом. Поэтому их подготовка должна идти с участием самих профессиональных сообществ. Президент России В. В. Путин |
В абсолютных цифрах объем строительных работ за год вырос на 0,14 % и составил 10,79 трлн руб.
В соответствии с новым указом президента РФ, объем жилищного строительства в России должен быть увеличен не менее чем до 120 млн м2 в год к 2030 году. К этому сроку улучшить жилищные условия должны не менее 5 млн семей. Ранее этих целей планировалось достичь в 2024 году.
Жилищный фонд России, если рассматривать его с точки зрения количества комнат на человека, представляет собой цифру 0,8 единиц. А вот в развитых странах на каждого человека в среднем приходится 1,8 комнаты.
Почти треть существующего жилищного фонда не имеют ванны и душа. Очередь из семей, которые стоят на учете для получения жилья, движется крайне медленно. В минувшем году впервые за последние десятилетия число семей, получивших жилые помещения, составило менее 100 тыс.
Капремонт требуется для огромной доли жилья в России. Общая стоимость такого ремонта может составить 5 трлн руб. Это больше, чем вся страна тратит на оборону и военные расходы за год. Отсюда и попытки принять законопроект о расширении программы реновации на всю страну.
Большой проблемой является снижение во вновь строящихся МКД средних размеров квартир с 81 м2 в 2000 году до менее 50 м2 в 2022 году. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя России (26,3 м2) отстает по размеру от уровня ряда стран: Польши (27 м2), Армении (31,9 м2), Франции (40 м2), Китая (40,8 м2), Германии (47 м2), США (70 м2).
Вместе с тем при существующей средней обеспеченности и среднем размере семьи 3–3,5 человека средний размер квартир в МКД необходимо поддерживать на уровне не менее 79–92 м2. Иначе не решается задача поддержки демографического развития населения, установленная в решениях президента Российской Федерации. Прогноз численности населения России к 2040 году – 130 млн чел.
Целевые показатели развития жилищного строительства (стратегия развития): ежегодный ввод жилья, начиная с 2030 года – не менее 100 млн м2. В первой версии таких цифр планировалось достичь к 2024 году! Через 10 лет все об этом забудут и появится новая стратегия с другими цифрами. Выполнимы ли эти задачи: ввод жилья в год не менее 120 млн м2; ежегодный ввод домов ИЖС, начиная с 2024 года, – не менее 50 млн м2, начиная с 2030 года – не менее 60–65 млн м2; объем жилищного фонда к 2035 году – 5,2–5,5 млрд м2 с нынешних 3,5 млрд м2; уровень обеспеченности населения жильем к 2035 году – 32-35 м2?
Сейчас проекты крупных застройщиков идут с цифрой Т З40 м2 на человека. Причина – огромные взносы, например за подключение к воде. Уменьшив на бумаге количество жителей в два раза, можно получать ТУ на половину расхода. Соответственно, можно строить меньше машиномест в паркинге, а где будут парковаться машины граждан – все равно. Очень много сюжетов с недовольством граждан по вопросу парковок.
В стратегии развития строительной отрасли об этом нет ни слова.
По итогам первого квартала 2022 года ввод жилья продемонстрировал уверенный рост: за январь–март сдано в эксплуатацию 29,3 млн м2 жилья, что на 64,6 % больше, чем за тот же период 2021 года. В марте введено 9 млн м2 жилья – прирост по сравнению с показателями марта 2021 года составил 34,7 %. При этом наиболее динамично росли темпы ввода индивидуального жилищного строительства (ИЖС): за первые три месяца введено 18,3 млн м2 такого жилья, что на 87,7 % больше, чем годом ранее, когда граждане построили 9,7 млн м2.
ИЖС на протяжении прошлого года также демонстрировало высокие темпы роста: за март введено 5,6 млн м2 ИЖС против 3,8 млн м2 в прошлом году (прирост 48,3 %).
Ввод многоквартирных домов также продолжает расти, однако темпы такого прироста в марте были значительно ниже, чем в секторе ИЖС, что укладывается в уже сложившийся тренд. Так, за январь–март введено 11 млн м2 индустриального жилья, что на 35,8 % больше, чем годом ранее. В марте прирост составил уже 17,8 % в годовом выражении – 3,3 млн м2 против 2,8 млн м2 в марте 2021 года.
Прогнозировать дальнейшую динамику жилищного строительства довольно сложно – ввод жилья охватывает проекты домов, которые начали строиться примерно в 2019–2020 годах. И если в начале 2022 года на дальнейшие перспективы жилищного строительства власти смотрели с оптимизмом, в частности из-за роста числа выданных разрешений на строительство в январе на 157 % в годовом выражении, то в конце марта в Минстрое России сообщали, что объемы новых проектов жилищного строительства, по разным оценкам, могут снизиться на 20–30 %.
С 24 февраля 2022 года, с началом специальной военной операции на Украине, отмечается подорожание стройматериалов. Из-за санкций возникает вопрос о стабильности поставок. Также произошло рекордное повышение ключевой ставки ЦБ: она достигала 20 %, а с 4 мая составляет 14 %. В последние дни написания статьи, правда, произошло понижение ключевой ставки ЦБ. Выпущен ряд документов по понижению скакнувших вверх ипотечных и других ставок для населения на покупку жилья.
Но пока специалисты Минстроя России не считают, что строительство в 2022 году может массово прекратиться. По словам заместителя председателя Правительства РФ М. Ш. Хуснуллина, уже готовится комплекс мер по поддержке строительного сектора. Он указал на необходимость наращивания доли отечественных стройматериалов и укрепления сотрудничества с поставщиками из Азии. Он также отметил, что изменение ипотечных ставок не приведет к отмене льготных ипотечных программ. Дополнительно М. Ш. Хуснуллин заверил, что новых долгостроев не предвидится. Власти намерены также в полной мере исполнить обязательства перед существующими и обманутыми дольщиками. Что будет дальше?
Три сценария развития ситуации
Первый сценарий – оптимистичный, подразумевающий, что нынешняя ситуация на рынке недвижимости носит временный характер. В него верят или хотят верить большинство участников рынка.
В таких условиях (отключение от системы SWIFT, блокировка средств ЦБ РФ, формальные и неформальные санкции) экономика функционировать не сможет. Однако любые военные операции заканчиваются мирными соглашениями. Такое соглашение по ситуации с Украиной будет включать послабления для финансовой российской системы. Со временем ЦБ РФ начнет постепенно снижать ключевую ставку – с определенным лагом это вынудит банки корректировать условия своих ипотечных продуктов.
При данном сценарии рост себестоимости составит от 7 до 15 % и рынок это «переварит», соглашаются эксперты. Если рост цен на материалы составит 15–30 %, то повышение продажной цены будет не менее 20 %.
Второй сценарий – умеренно оптимистичный: кризис быстро не закончится, ЦБ РФ не снизит ключевую ставку до предыдущих значений, рынку придется адаптироваться.
Безусловно, для покупателя такой резкий рост ставки – серьезное препятствие для покупки, особенно в сегментах «эконом» и «комфорт», где до 75 % сделок осуществляется с привлечением ипотеки. Девелоперы рассчитывают на развитие программ с государственным субсидированием. Кто-то из компаний полагается на семейную ипотеку, которую «берут всё больше и больше». В ближайшее время могут появиться новые ипотечные программы с государственной поддержкой, как это было в начале пандемии коронавируса. Будут развиваться собственные финансовые программы компаний-застройщиков, а банки и в дальнейшем начнут предлагать программы субсидирования ставки по ипотеке.
Третий сценарий – негативный. Размышлять в условиях военных действий о том, сколько застройщиков продержится, а сколько разорится, – малополезное упражнение. После кратковременного всплеска спроса будет тяжело, насколько именно – непонятно. Если ключевая ставка ЦБ РФ останется высокой довольно долго, будет наблюдаться банкротство застройщиков, рост недостроя и числа обманутых дольщиков.
Поддержание высокой ключевой ставки до 20 % способно изменить привычную картину рынка недвижимости до неузнаваемости.
Во-первых, поставщики стройматериалов из-за падения курса рубля могут повысить цены на 30 %. В первую очередь вырастут цены на импортные стройматериалы. Сейчас в жилищном строительстве на них приходится до 40 % сырья. Разорятся девелоперы, которые строят исключительно на заемные средства, новички на рынке и те, кто не имеет господдержки. Вполне может статься, что на рынке жилья останется какой-то государственный монополист, который будет постепенно строить и достраивать дома за разорившимися девелоперами.
В ходе Российской строительной недели в Москве М. Ш. Хуснуллин заявил: льготные программы сохранятся, а застройщикам и поставщикам из-за санкций нужно присмотреться к азиатскому рынку стройматериалов, ибо «ничего из Европы получать не будем». Несмотря на экономические сложности, перед строительной отраслью по-прежнему стоят исторические и масштабные задачи по достижению национальных целей – к 2030 году ежегодно улучшать жилищные условия для 5 млн семей ежегодно. Задача сейчас – не допустить снижения темпов строительства. Пока это удается, заверил вице-премьер.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ |
1. Создать систему нормативных документов в строительстве. Не создавать своды правил в большом количестве без систематизации и определении их места в системе. 2. Обратить внимание на системный кризис в проектировании, а именно на отсутствие кадров, их подготовку, на стремительный отток специалистов из сферы проектирования. 3. Срочно привести в соответствие с сегодняшними требованиями систему определения стоимости проектных работ, которая за последние годы практически не менялась, несмотря на бурный рост цен в строительстве и цен продукта, который производят проектные организации. 4. Срочно принять положение, что договорная стоимость проектных работ не может быть меньше расчетной по установленным государственным расценкам. 5. Покончить раз и навсегда с игрой в «обязательность-добровольность» документов. Государство должно создать собственную систему НТД в строительстве. 6. Создавать нормативные документы такими, чтобы все страны на них равнялись, как это было с советскими СНиПами. 7. Ввести 10-летнюю гарантию застройщика на построенные здания и инженерные сети, что снимет нарастающую напряженность покупателей жилья, порой выходящих на стихийные митинги. 8. Передать полномочия по созданию сводов правил с включением в них противопожарных требований, по объему и составу необходимой проектной документации для строительства Минстрою России, оставив за МЧС вопросы огнестойкости конструкций, вопросы обеспечения эвакуации, предупреждения и ликвидации пожаров в строящихся зданиях. Президент России В. В. Путин |
Где взять материалы и технологическое оборудование для зданий?
Конечно, строительная отрасль частично привязана к импорту. Особенно это касается некоторых материалов и технологического оборудования. Например, за рубежом мы закупаем системы отопления, тепловые узлы и насосы, радиаторы, стеклопакеты, оборудование для систем умного дома и так далее. Но далеко не всё из этого производится в Европе и США; даже если бренды позиционировали себя как европейские или американские, как правило, создавались они в том же Китае и даже в России. Кроме этого, надо понимать, что товары покупаются не напрямую, а через поставщиков. В большинстве случае они находятся в странах, с которыми у России сохраняются партнерские отношения. Поэтому уже сейчас можно сказать, что поставки всего необходимого точно будут, но изменится логистика, которую придется формировать по-другому.
Чтобы избежать проблем с поставками строительной техники, нужно создавать и развивать производственные кластеры в России, чтобы не покупать за границей миксеры и башенные краны, электронику, лифты. Предприятиям нужны гранты и льготы.
А что делается? В ответ на введенные в отношении России санкции Госдума приняла законопроект «об упрощении ряда процедур в строительной отрасли». Законом должен быть введен временный мораторий на проведение проверок, надзорных мероприятий, а также особый порядок работы застройщиков и банков с участниками договоров долевого участия под лозунгом «Мы должны поддержать строительную отрасль при любых условиях, так как она не только является локомотивом развития многих смежных отраслей и экономики в целом, но и дает большое количество рабочих мест на различных смежных производствах». То есть речь не идет ни о поддержке остатков стройиндустрии строительного машиностроения, ни об импортозамещении в условиях санкций и падающего рубля, а только о выкачивании денег из бюджета...
Например, в Москве в целях защиты стройкомплекса от враждебных санкций в 2022 году отменяются публичные слушания и общественные обсуждения проектов планировки и застройки территорий. Это значит, что жители не получат информации о том, что у них забирают двор или парк, и не смогут отменить губительный проект без тяжелого противостояния на местности. Страшно представить, что будет дальше.
Реформа нормативно-технической базы в строительстве. Перспективы развития
После принятия Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) в федеральный закон2 № 184-ФЗ внесена статья, где предусматривается, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Законом № 384-ФЗ, а ранее утвержденные строительные нормы и правила признаются сводами правил, которые в дальнейшем подлежат актуализации.
Правительству поручалось утвердить перечень стандартов и сводов правил (их частей), применением которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного регламента, а Росстандарту – перечень стандартов и сводов правил, применяемых с той же целью на добровольной основе. Но по факту издавались и издаются постоянные уже постановления правительства, действующие по принципу «обязательно-добровольно». Именно в таких документах3, как Распоряжение Правительства РФ 1047-р и постановления Правительства РФ № 1521, № 985, № 815, заложена основная причина выхолащивания, потери целостности сводов правил (актуализированных СНиП, СП) как нормативных документов. В результате разрушается проектное дело.
Концепция совершенствования системы технического регулирования и оценки соответствия в строительстве
Рассмотрим очередной проект Концепции совершенствования системы технического регулирования и оценки соответствия в строительстве 4(далее – Концепция). Ее основная цель – это «обеспечение в том числе инструментами и средствами технического регулирования реализации национальных целей и задач, установленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года…».
Далее перечислены задачи Концепции:
- «до 2024 года сокращение сроков внедрения новых материалов и технологий в строительстве, в том числе значительное снижение сроков реализации инвестиционно-строительных проектов путем сокращения административных процедур и обновления нормативно-технических требований при строительстве… за счет усиления персональной (имущественной, административной или уголовной) ответственности специалистов, участвующих в разных инвестиционных этапах… руководителей, а также ГАПов и ГИПов проектных организаций, экспертов организаций экспертизы, авторского надзора, технического надзора заказчика, ответственного лица организации, осуществляющей строительство и строительный контроль, контрольных и дисциплинарных органов саморегулируемых организаций в строительной сфере, государственного строительного надзора, государственных и муниципальных разрешительных органов»;
- в период 2022–2030 годов оптимизация структуры нормативной базы и системы управления техническим регулированием, с учетом вышеназванных приоритетов, включая сокращение административных процедур до минимального значения, оптимизация соотношения количества обязательных и добровольных требований в строительстве при безусловном обеспечении требований безопасности зданий и сооружений для достижения целей и задач правительственной стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры».
То есть еще 8 лет продолжится строительство по принципу «обязательно-добровольно» и подготовка специальных технических условий (СТУ) по закону, а именно – на пункты СП, которые правительство само сделало обязательным (Постановление Правительства РФ № 815, далее – ПП № 815). А для чего оно их такими делало? Ведь и добровольные СП (по перечню документов5), и обязательные пункты СП (по ПП № 815) выполняются в поддержку Закона № 384-ФЗ?!
Далее в Концепции перечислены вызовы, потребовавшие реформирования системы технического регулирования. Указано, что «в процессе достижения основной цели необходимо разрешить несколько стратегических противоречий, накопившихся в техническом регулировании строительства», например:
- противоречие между преимущественно частным характером инвестиций в основной капитал, включая жилищное строительство, и государственной системой регулирования (технического, административного), сохранившей избыточный контроль в рамках предписывающего метода, нормирования, не в полной мере учитывающей структуру экономики России, а также интересы инвесторов, застройщиков и потребителей;
- противоречие между относительно прогрессивными нормами законодательства о техническом регулировании и стандартизации, которыми установлены и регламентированы открытые процедуры подготовки, согласования и утверждения документов по стандартизации, и использованием практики закрытых, ведомственно противоречивых процедур обновления документов технического регулирования в строительстве, а также сохранившейся в качестве доказательной базы системы устаревших документов, разработанных несколько десятилетий назад и основанных на советском жестком государственном предписывающем методе;
- противоречие между законодательно подкрепленной потребностью в теоретическом и экспериментальном обосновании новых технических норм строительства, основанных на риск-ориентированном и параметрическом методах нормирования, и деградацией существовавших ранее соответствующих научных школ, научных работ и экспериментальной базы.
Вопрос – а кто создал эту ситуацию? Кто довел до деградации существовавшие ранее научные школы, НИИ, ЦНИИЭП, научные работы и экспериментальную базу?
Также в п. 2.1 Концепции отмечено несовершенство системы законодательства в сфере градостроительства, технического регулирования и стандартизации, «выражающееся, в том числе, в следующих проявлениях:
- недостатки механизмов обеспечения координации межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере нормативного и технического регулирования, оценки соответствия, контроля и надзора в строительстве, отсутствие единства и непротиворечивости обязательных требований, их состава и содержания;
- отсутствие основополагающих документов, определяющих принципы и взаимоувязанные подходы к формированию (реорганизации) структуры и состава нормативных технических документов в строительстве, а также требований к их содержанию, построению, порядку разработки, своевременному обновлению и введению в действие;
- неразвитость механизма разрешения межведомственных конфликтов в техническом регулировании строительства…»
Но ведь решения проблем предлагались в НИОКР, выполняемых по заказу самого Минстроя России через подведомственное ему Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»)!
Попытка исправить ситуацию
В 2018 году НП «АВОК» была завершена НИОКР «Выполнение работ по мониторингу и анализу нормативных документов в строительстве и подготовка предложений по перспективному составу комплекса нормативных технических документов в области проектирования и строительства систем и сетей инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений» и предложена «Структура нормативной документации в строительстве» с выделением ограниченного количества сводов правил по всем направлениям проектирования, требования которых будут целиком обязательными к применению. На основании выводов данной работы и вышеизложенного предполагалось включение в Закон № 384-ФЗ (ст. 6) следующих, более привычных формулировок:
- Своды правил подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
- Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на своды правил не освобождает исполнителя от их соблюдения.
- Разрешение на отступление от требований сводов правил в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
- Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.
Часть текста, как ни странно, совпадает с предполагаемой ответственностью руководителей, а также ГАПов и ГИПов проектных организаций, экспертов организаций экспертизы, авторского надзора, технического надзора заказчика в предлагаемой Концепции.
ФАУ «ФЦС», которое по определению должно быть головной организацией по совершенствованию структуры научно-технической документации (НТД) в строительстве, могло создать на базе предложенной в 2018 году НИОКР, получившей одобрение НОСТРОЙ, НОПРИЗ, ученого совета ЦНИИЭПромзданий, различных круглых столов и общественных обсуждений, структуру нормативных документов, но не сделало этого.
Со стороны мы видим следующую картину. Полная закрытость организации, отсутствие стремления идти на контакты, нежелание отвечать на письма согласно действующему законодательству. С 2022 года учреждение взяло на себя смелость самостоятельно разрабатывать своды правил за отдельное бюджетное финансирование (в подписанном министром плане разработки СП на 2022 год 15 из 67 позиций закреплено за ФАУ «ФЦС»). И все это без установленной законом конкурсной процедуры. Анализируя план, несложно сделать вывод о цели двукратного увеличения количества СП путем разделения существующих на «Основные положения» и «Правила проектирования». На примере СП 54 13330 «Многоквартирные жилые здания» видно, что качество документов оставляет желать лучшего. При всем желании ФАУ «ФЦС» не может заменить творческий потенциал специалистов различных отраслей строительства. В разработанные в соответствии с ТЗ СП и прошедшие все предусмотренные законодательством процедуры сотрудники ФАУ «ФЦС» вносят изменения без согласования с авторскими коллективами и выдают себя за разработчиков СП. Вносимые изменения делают СП никчемными, но тем не менее выпускаются зачастую задним числом.
Проблемы, требующие неотложных решений
Сегодня строительная отрасль сталкивается со следующими ключевыми вызовами, преодолев которые можно значительно повысить ее эффективность и увеличить вклад в экономику страны:
- избыточные технические требования, предписывающая система технического регулирования, блокирующая применение лучших практик, в том числе международных, в сфере проектирования и строительства;
- строительный надзор и экспертиза проектной документации и инженерных изысканий воспринимаются бизнесом как неэффективный административный барьер.
НП «АВОК» выступило с предложением добавить в проект «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» следующие цели:
- повышение энергоэффективности жилищного строительства, существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем;
- повышение комфортности доступности жилья, улучшение качества городской среды;
- формирование высоко технологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- повышение энергоэффективности жилищного строительства, существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем;
- минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду.
Пора начинать реально выполнять поручения президента. В решении существующих вызовов большая надежда на неизменную позицию НП «АВОК» и деятельность недавно созданного ТК 474 по стандартизации «Экологические требования к объектам недвижимости».
1 Указ президента РФ от 21 июля 2020 года № 474«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
2 Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 28 ноября 2018 года).
3 Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”»; Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил…», Постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 года № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил… и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 28 мая 2021 года № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил… и о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 4 июля 2020 года № 985».
4 Письмо Минстроя России от 26 августа 2021 года.
5 Приказ Росстандарта от 2 апреля 2020 года № 687 (ред. от 20 апреля 2021 года) «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2022
Подписка на журналы