Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов Часть 2
Energy Efficiency Classes and Capital Renovation of Apartment Buildings. Part 2
K. B. Borisov, Candidate of Engineering, Lead Researcher, XXI Century Energy Efficiency Center (OOO CENEF-XXI), Moscow
Keywords: apartment building, energy efficiency class, energy efficient capital renovation, thermal energy use, electrical energy use, energy saving measures, energy resources saving
Energy efficient capital renovation was carried out in 37 apartment buildings in six regions of Russia that have received financial support of a government corporation - Public Housing and Utilities Reform Foundation (hereinafter - PHURF). The first part of the article (see Energy Conservation magazine No. 2, 2020) has identified the measures that received priority in this project, and described how often energy efficiency class was improved after the capital renovation. Now we move on to assessment of the cost of energy saving activities and the resulting economy of energy resources after improvement of apartment buildings’ energy efficiency class.
В 37 многоквартирных домах, расположенных в шести регионах России и получивших финансовую поддержку за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГК ФСР ЖКХ), был проведен энергоэффективный капитальный ремонт. В первой части статьи (См. журнал «Энергосбережение» № 2. 2020) было определено, какие мероприятия стали первоочередными в данном проекте и как часто после капитального ремонта удавалось повысить класс энергетической эффективности. Перейдем к оценке затрат на энергосберегающие мероприятия и получаемой экономии энергетических ресурсов при повышении класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов
Часть 2
В 37 многоквартирных домах, расположенных в шести регионах России и получивших финансовую поддержку за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГК ФСР ЖКХ), был проведен энергоэффективный капитальный ремонт. В первой части статьи1 было определено, какие мероприятия стали первоочередными в данном проекте и как часто после капитального ремонта удавалось повысить класс энергетической эффективности. Перейдем к оценке затрат на энергосберегающие мероприятия и получаемой экономии энергетических ресурсов при повышении класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Основной целью работы было определение зависимости экономии энергетических ресурсов и повышения класса энергетической эффективности МКД от количества и стоимости энергосберегающих мероприятий, реализованных при энергоэффективном капитальном ремонте. Для оценки затрат на повышение класса энергетической эффективности многоквартирных домов после капитального ремонта использовались данные по количеству и стоимости энергосберегающих мероприятий, реализованных в зданиях. Информация по количеству и стоимости энергосберегающих мероприятий получена из отчетных данных по МКД, переданных регионами в ГК ФСР ЖКХ.
Для оценки экономии энергетических ресурсов после реализации энергоэффективного капитального ремонта была предоставлена следующая информация:
• данные по фактическому посуточному потреблению тепловой энергии до и после проведения капитального ремонта МКД (в виде отчетов по суточным параметрам теплоснабжения на основании показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии);
• данные по фактическому ежемесячному потреблению электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) до и после проведения капитального ремонта МКД. Объем потребления определялся по показаниям отдельного прибора учета расхода электроэнергии на ОДН. При отсутствии отдельного прибора учета расхода электроэнергии на ОДН объем потребления рассчитывался как разность показаний общедомового прибора учета и суммы показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета в здании.
Для корректного сравнения многоквартирных домов разной этажности, с разной площадью жилых и нежилых помещений, а также расположенных в регионах с различными климатическими условиями, определялись следующие показатели:
• рассчитывались удельные затраты на энергосберегающие мероприятия, реализованные при проведении капитального ремонта (см. Формулы, формула (1));
• вычислялась годовая экономия энергетических ресурсов (тепловая энергия, электроэнергия на ОДН) после реализации энергосберегающих мероприятий (формула (2));
• определялась удельная годовая экономия энергетических ресурсов после реализации капитального ремонта (формула (3)).
Анализ полученных результатов
Значения величин удельных затрат на энергосберегающие мероприятия и удельной годовой экономии энергетических ресурсов после реализации капитального ремонта для 29 МКД представлены в табл. При этом по количеству этажей были выделены две группы многоквартирных домов (рис. 1): 5-этажные МКД и 9-этажные МКД и выше.
Для 5-этажных зданий при повышении класса энергетической эффективности на 1 уровень удельные затраты на энергосберегающие мероприятия составили от 109 до 462 руб./м2 (среднее значение – 306 руб./м2). Число реализованных энергосберегающих мероприятий варьировалось от 1 до 3 ед.
Для МКД высотой 9 этажей и выше при повышении класса энергетической эффективности на 1 уровень удельные затраты на энергосберегающие мероприятия составляли от 48 до 147 руб./м2 (среднее значение – 93 руб./м2). Количество реализованных энергосберегающих мероприятий варьировалось от 1 до 3 ед.
Следует отметить, что на всех МКД, в которых после капитального ремонта произошло повышение класса энергетической эффективности на 1 или 2 уровня, были реализованы мероприятия по установке узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии (АУУ СО – автоматизированный узел управления системой отопления; АИТП – автоматизированный индивидуальный тепловой пункт).
Таким образом, результаты работы представляют собой диапазон значений повышения класса энергетической эффективности МКД и экономии энергетических ресурсов при реализации ограниченного набора энергосберегающих мероприятий с доминированием в капитальных затратах стоимости АУУ или АИТП.
При этом полученные результаты требуют аккуратной и осторожной интерпретации, так как для 29 исследованных МКД выявлена очень слабая положительная зависимость экономии энергетических ресурсов и повышения класса энергетической эффективности от количества и стоимости реализованных энергосберегающих мероприятий (рис. 1). Соответственно, можно отметить, что число мероприятий и их стоимость не являются приоритетными факторами, определяющими экономию энергетических ресурсов и повышение класса энергетической эффективности МКД. На изменение класса энергетической эффективности зданий также влияют и другие факторы:
• базовый (исходный) уровень потребления энергетических ресурсов до капитального ремонта МКД;
• климатические условия региона и этажность многоквартирных домов;
• увеличение потребления электрической энергии на ОДН при работе насосного оборудования, входящего в состав АУУ СО и АИТП. При этом следует отметить, что изменение расхода электроэнергии на ОДН сравнительно невелико и оценивается с меньшей точностью и надежностью по сравнению с экономией тепловой энергии от применения АУУ СО и АИТП;
• качество энергосберегающего оборудования и материалов, используемых при капитальном ремонте зданий, а также качество строительно-монтажных и пусконаладочных работ при реализации энергосберегающих мероприятий;
• дальнейшая эксплуатация энергосберегающего оборудования после капитального ремонта МКД и регулярный мониторинг потребления энергетических ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии и электроэнергии на ОДН.
Рисунок 1. Зависимость экономии энергетических ресурсов от затрат на реализацию энергосберегающих мероприятий при капитальном ремонте МКД |
Основные условия для повышения класса энергетической эффективности многоквартирных домов при реализации капитального ремонта
Подводя итоги, можем утверждать, что для того, чтобы при реализации капитального ремонта многоквартирных домов был повышен класс энергетической эффективности, необходимо:
1. В обязательном порядке реализовывать мероприятия по установке узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии (АУУ СО или АИТП).
Обязательность установки АУУ СО или АИТП при капитальном ремонте зданий обусловлена тем, что при реализации этих мероприятий устраняется нерациональный расход тепловой энергии в системах отопления и горячего водоснабжения (при переотапливании МКД и перегреве горячей воды), при этом повышается качество коммунальных услуг и обеспечиваются комфортные условия для проживания жителей. Однако следует учитывать, что установка АУУ СО или АИТП приводит к экономии теплоты только в тех случаях, когда в здание поставляется избыточное количество тепловой энергии со стороны теплоснабжающих организаций, как в течение всего отопительного периода, так и в диапазоне «спрямления» температурного графика (при плюсовых температурах наружного воздуха). Если в зданиях нормальное теплоснабжение или они недоотапливаются, экономии тепловой энергии от установки АУУ СО или АИТП не будет.
Таким образом, нельзя считать установку узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии универсальным мероприятием, которое всегда приводит к экономии энергетических ресурсов. И прежде чем реализовывать это мероприятие, необходимо оценить качество теплоснабжения МКД. Для этого необходимо провести сопоставление многоквартирных домов по величине фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов (как по сравнению с нормируемыми значениями, так и по сравнению с фактическими значениями для других зданий). Для энергоэффективного капитального ремонта с целью получения более значимой экономии тепловой энергии необходимо в первую очередь отбирать МКД, у которых удельный годовой расход энергетических ресурсов выше среднего или нормативного значения.
2. В первую очередь обеспечить повышение эффективности потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
Это важно, так как для большинства регионов России в структуре потребления энергетических ресурсов многоквартирными домами преобладающим является расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (рис. 2). Для типового многоквартирного дома расход тепловой энергии на отопление составляет 58−71 % от общего потребления энергетических ресурсов. Расход тепловой энергии на горячее водоснабжение МКД (для нагрева горячей воды) стоит на втором месте, и его доля в общем потреблении энергетических ресурсов находится на уровне 10−27 %. Расход электроэнергии на ОДН жилых зданий невелик, и его доля от общего потребления энергетических ресурсов не превышает 2 %; при этом, если в МКД отсутствует лифтовое и насосное оборудование, а электроэнергия на общедомовые нужды расходуется только на освещение мест общего пользования, ее доля в общем потреблении энергетических ресурсов составляет менее 1 %.
Рисунок 2. Структура потребления энергетических ресурсов в МКД России |
Таким образом, если при проведении капитального ремонта ориентироваться только на реализацию мероприятий по экономии электроэнергии на ОДН, то класс энергетической эффективности многоквартирного дома не повысится и значительного уменьшения расхода энергетических ресурсов не будет получено. Соответственно, при энергоэффективном капитальном ремонте МКД энергосберегающие мероприятия, которые приводят к экономии электрической энергии на ОДН, необходимо рассматривать как дополнительные и вторичные; они не должны реализовываться вместо мер и технических решений, которые позволяют сократить расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение зданий.
3. Иметь полные и достоверные данные по потреблению энергетических ресурсов.
При этом полные и достоверные данные по потреблению энергетических ресурсов зданием должны быть раздельными:
• по каждому виду энергетического ресурса (тепловая энергия на отопление, тепловая энергия на горячее водоснабжение, электроэнергия на общедомовые нужды);
• по каждому периоду потребления энергетического ресурса: базовый период (до капитального ремонта МКД), расчетный период (после капитального ремонта МКД).
Источниками получения полных и достоверных данных по потреблению энергетических ресурсов являются показания общедомовых приборов учета тепловой энергии и электроэнергии на ОДН, так как только на основании показаний общедомовых приборов учета возможно оценить изменение класса энергетической эффективности МКД и определить фактическую (реальную) экономию энергетических ресурсов при реализации капитального ремонта (см. *)).
СПРАВКА |
Постановлением Правительства РФ от 17 января 2017 года № 183 в пункте 9 регламентировано определение фактического объема потребления тепловой энергии и электроэнергии на общедомовые нужды по показаниям приборов учета не менее чем за месяц после капитального ремонта. Соответственно, для получения финансовой поддержки со стороны ГК ФСР ЖКХ на основании показаний приборов учета тепловой энергии и электроэнергии на ОДН необходимо было подтвердить достижение фактической (реальной) экономии энергетических ресурсов после реализации энергоэффективного капитального ремонта МКД. При этом было установлено приведение объема потребления тепловой энергии на отопление после капитального ремонта к сопоставимым климатическим условиям за счет коррекции на градусо-сутки базового периода (до капитального ремонта). В изменениях, которые предусмотрены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2019 года № 1144, пунктом 9 регламентировано определение только прогнозного (планового) объема потребления тепловой энергии и электроэнергии на общедомовые нужды после капитального ремонта в соответствии с методикой по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки со стороны ГК ФСР ЖКХ. Соответственно, подтверждение фактической (реальной) экономии энергетических ресурсов после реализации энергосберегающих мероприятий при проведении энергоэффективного капитального ремонта МКД стало необязательным и для получения финансовой поддержки со стороны ГК ФСР ЖКХ теперь достаточно только подтвердить факт выполнения работ по внедрению энергосберегающих мероприятий в многоквартирном доме. Таким образом, решением постановления Правительства РФ от 11 февраля 2019 года № 114 фактическая экономия энергетических ресурсов и классы энергетической эффективности после реализации капитального ремонта МКД оказались заменены на прогнозные (плановые) значения. Это привело к тому, что для многоквартирных домов, на которых энергоэффективный капитальный ремонт был реализован в 2019 году, фактическая (реальная) экономия энергетических ресурсов не определялась и изменение класса энергетической эффективности после капитального ремонта для этих зданий никак не оценивалось. |
Увеличение количества и стоимости энергосберегающих мероприятий при проведении энергоэффективного капитального ремонта МКД не является приоритетным фактором для получения максимальной экономии энергетических ресурсов. Гораздо большее влияние на достижение максимальной экономии энергетических ресурсов после реализации энергоэффективного капитального ремонта оказывает постоянный контроль за работой энергосберегающего оборудования (АУУ СО или АИТП), а также регулярный мониторинг потребления тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учета (не реже 1 раза в сутки). При этом, чтобы сопоставление потребления тепловой энергии на цели отопления до и после капитального ремонта было корректным, необходимо фиксировать среднесуточные температуры наружного воздуха за соответствующие периоды, которые приведены в отчетах по суточным параметрам теплоснабжения на основании показаний общедомовых приборов учета. Информация по среднесуточным температурам наружного воздуха может быть получена с метеорологических сайтов, где имеются архивы фактической погоды для населенных пунктов Российской Федерации.
Литература
- Приказ Минстроя России от 17 ноября 2017 года № 1550/пр «Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».
- Личман В. А. Классификация многоквартирных домов по энергетической эффективности // Энергосбережение. 2019. № 5. С. 8–12.
- Борисов К. Б. Мониторинг результатов энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов // Энергосбережение. 2019. № 4. С. 44–49.
1 См. журнал «Энергосбережение» № 2–2020.
3 Постановление Правительства РФ от 17 января 2017 года № 18 «Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов».
4 Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2019 года № 114 «О внесении изменений в Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2020
Статьи по теме
- Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов Часть 1
Энергосбережение №2'2020 - Бенчмаркинг по уровню энергетической эффективности при капитальном ремонте многоквартирных домов
Энергосбережение №2'2021 - Бенчмаркинг по уровню энергетической эффективности при капитальном ремонте многоквартирных домов
Энергосбережение №3'2021 - Оценка потенциала экономии тепловой энергии в жилых и общественных зданиях. Опыт города Кемерово. Ч. 1. Отопление и горячее водоснабжение
Энергосбережение №3'2022 - Оценка потенциала экономии тепловой энергии в жилых и общественных зданиях. Опыт города Кемерово. Ч. 2. Энергосберегающие мероприятия
Энергосбережение №4'2022 - Мониторинг результатов энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов
Энергосбережение №4'2019 - Мониторинг результатов энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов
Энергосбережение №5'2019 - Влияние качества теплоснабжения на фактические тепловые нагрузки систем отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Опыт Кемерово
Энергосбережение №7'2021 - Влияние качества теплоснабжения на фактические тепловые нагрузки систем отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Опыт Кемерово
Энергосбережение №8'2021 - Определение и подтверждение классов энергетической эффективности многоквартирных домов
Энергосбережение №1'2018
Подписка на журналы