Мониторинг противопожарных требований к инженерным системам зданий и сооружений
Monitoring of Fire Safety Requirements for Utility Systems of Buildings and Structures
A. V. Busahin, Candidate of Engineering, Associate Professor at Moscow State University of Civil Engineering, Technical Director at OOO "Third Installation Department "Promventilyatsiya", Honorable Builder of Russia
Keywords: regulatory documents, monitoring, analysis, fire-safety requirements
In 2019 NP ABOK specialists have carried out monitoring and analysis of Russian and international regulatory technical and guideline documents that stipulate fire-safety requirements for utility systems of buildings and structures, and have prepared proposals on adjustment and expansion of national regulatory-technical framework and updating of the requirements of regulatory documents in this area taking into consideration international experience. The goal of this work - development of fire safety requirements for utility systems of buildings and structures, proposals on future composition of the set of national regulatory technical documents on utility systems and networks based on the results of the analysis and comparison of the requirements of national, European and other foreign systems, taking into consideration fire safety requirements.
Специалисты НП «АВОК» в 2019 году выполнили мониторинг и анализ российских и международных нормативных технических и методических документов, содержащих противопожарные требования к инженерным системам зданий и сооружений и подготовили предложения по корректировке и дополнению отечественной нормативно-технической базы и актуализации требований нормативных документов в этой области с учетом мирового опыта.
Цель работы – разработка на основании результатов анализа и сопоставления требований отечественной, европейской и иных зарубежных систем нормативных документов в области противопожарных требований к инженерным системам зданий и сооружений, предложений по перспективному составу комплекса отечественных нормативных технических документов в области систем и сетей инженерно-технического обеспечения с учетом требований противопожарной безопасности.
Мониторинг противопожарных требований к инженерным системам зданий и сооружений
Специалисты НП «АВОК» в 2019 году выполнили по заказу ФАУ ФЦС мониторинг и анализ российских и международных нормативных технических и методических документов, содержащих противопожарные требования к инженерным системам зданий и сооружений, и подготовили предложения по корректировке и дополнению отечественной нормативно-технической базы и актуализации требований нормативных документов в этой области с учетом мирового опыта.
Цель работы – разработка на основании результатов анализа и сопоставления требований отечественной, европейской и иных зарубежных систем нормативных документов в области противопожарных требований к инженерным системам зданий и сооружений, предложений по перспективному составу комплекса отечественных нормативных технических документов в области систем и сетей инженерно-технического обеспечения с учетом требований противопожарной безопасности.
Ежедневно в России происходит примерно 600 пожаров, по статистике, погибают и получают травмы до 90 человек (в год – 11 тыс. погибших). Для сравнения число погибших (гибель при пожарах) составляет:
- на Украине 4 тыс. человек (население 46 млн) – выше, чем в России, на 15 %;
- в Беларуси 1,2 тыс. человек (население10 млн) – выше, чем в России, на 60 %;
- в США 3,5 тыс. человек (население 300 млн) – в 6 раз меньше;
- в Китае 1,5 тыс. человек (население 1,4 млрд).
Причины гибели людей
Собственник здания, застройщик, технический заказчик, которые возместили вред, причиненный вследствие разрушения или повреждения здания, нарушения требований безопасности при строительстве, эксплуатации, выплатили компенсацию, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации:
1) лицу (организации), выполнившему подготовку ПД по строительству при недостатках в ПД;
2) СРО в размере компенсационного фонда вследствие недостатков ПД;
3) организации, которая провела ГЭ или НГЭ, если НД не соответствует требованиям;
4) РФ или субъекту РФ за несоответствие построенного объекта при заключении органа ГСН.
Оценка современного состояния научно-технической проблемы показывает отсутствие единого подхода к месту противопожарных требований к инженерным системам зданий и сооружений в нормативных документах по сетям и системам инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
Наблюдается несистемный подход к разработке нормативных документов в части учета противопожарных требований к инженерным системам зданий и сооружений, а именно: наличие параллельного хождения сводов правил с общим названием, разрабатываемых МЧС России и Минстроем России, но с разными содержаниями требований как по их объему, так и по согласованности между собой.
Новизна выполненной работы заключается:
1) в формировании предложений по составу иерархической структуры нормативных документов, включающей создание новых нормативных документов – базовых сводов правил и ГОСТов с учетом всех требований безопасности, определенных требованиями Федеральных законов Российской Федерации «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 № 123-ФЗ и «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ;
2) в выделении двух направлений при анализе и исследовании нормативных документов, содержащих положения по пожарной безопасности:
а) нормативные документы по проектированию инженерных систем зданий и сооружений (СНиП, своды правил);
б) нормативные документы по разработке инженерных средств, обеспечивающих пожарную безопасность, в том числе нормативные документы по испытаниям на огнестойкость (ГОСТ, ГОСТ Р).
3) в анализе системы технического регулирования в строительстве в части пожарной безопасности лифтов.
Проведен анализ 230 СП, актуализированных и разработанных в Минстрое России в период с 2011 по 2019 год. Согласно проведенному анализу в 105 СП содержатся требования пожарной безопасности в строительстве. При сравнении СП Минстроя России с СП МЧС России и с законодательством установлены 102 случая дублирования и 83 противоречия.
Россия является, пожалуй, единственной страной в мире, где существуют две параллельные системы строительного нормирования – пожарная и общестроительная, разрабатываемые двумя органами независимо друг от друга. Технические регламенты, разработанные МЧС (№ 123-ФЗ) и Минстроем (№ 384-ФЗ) во многом противоречат друг другу.
Главный конфликт между № 123-ФЗ и № 384-ФЗ возникает при использовании принципов гибкого нормирования.
Обоснование отступлений от предписывающих нормативных документов в № 123-ФЗ содержит принципиальные ошибки. Существующая методика расчета пожарного риска, установленная МЧС, не учитывает возможные проектные решения по противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями, параметры проездов для пожарных автомашин, принятие ряда других проектных решений, отличных от нормативных, например, в области огнестойкости здания и т. п. К таким коллизиям на практике приводят разночтения регламентов, их можно проследить на примере проектирования систем противодымной вентиляции. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014 раздел 8 СП 60.13330 относится к нормативам обязательного применения, и отступления от его требований можно осуществить только при разработке СТУ. Однако в нормативе имеется указание на то, что противодымную защиту зданий и сооружений при пожаре следует предусматривать согласно СП 7.13130, который в соответствии с № 123-ФЗ является документом добровольного применения, и при отступлении от его требований СТУ не требуется, а достаточно обосновать отступления расчетом пожарного риска, что значительно менее затратно, чем разработка и согласование СТУ.
Для устранения правовых коллизий, следуя мировой практике, необходимо отказаться от предоставления пожарным структурам права самостоятельно разрабатывать строительные нормы по вопросам пожарной безопасности. Для этого в № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует уточнить статью 16, указав, что полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности в части разработки государственной политики не распространяются на техническое регулирование в строительстве.
Кроме того, Минстрою, МЧС и представителям независимого профессионального сообщества следует подготовить законопроект по устранению противоречий между № 384-ФЗ и № 123-ФЗ:
- несоответствия классификации зданий, сооружений и помещений по степеням огнестойкости, конструктивной пожарной опасности, пожарной и взрывопожарной опасности;
- требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам, обеспечению огнестойкости и ограничению распространения пожара на объектах защиты, к системам отопления, вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты, наружному и внутреннему противопожарному водоснабжению, противопожарным расстояниям;
- требований, установленных в объектно-ориентированных сводах правил Минстроя России к оснащению зданий и сооружений автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения, а также к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, противоречащих требованиям СП 5.13130.2009 и СП 3.13130.2009;
- противоречий в требованиях, касающихся обеспечения деятельности пожарных подразделений, в том числе к проходам, проездам и подъездам к зданиям и сооружениям.
Большие затруднения вызывает выбор исходных данных для расчета систем ПДВ в квазистационарных условиях применительно к зданиям и сооружениям различного функционального назначения.
Многие из данных проблем успешно разрешены в рамках работы технических комитетов ИСО.
Необходимо максимально использовать этот опыт в отечественной практике. Для этого целесообразно принять в качестве национальных стандартов нормативные документы, разработанные подкомитетом SC4 Fire safety engineering Технического комитета 92 «Пожарная безопасность» и стандарты ISO 21927–4:2019 Smoke and heat control systems – Part 4: Natural smoke and heat exhaust ventilators – Design, requirements and installation и ISO 21927–5:2018 Smoke and heat control systems – Part 5: Powered smoke exhaust systems – Requirements and design.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №2'2020
pdf версияСтатьи по теме
- НП «АВОК»: итоги 2011 года
АВОК №1'2012 - Энергопотребление зданий: методы анализа
АВОК №8'2014 - Энергоэффективность в строительстве. Гармонизация отечественной нормативной базы
АВОК №6'2012 - Энергопотребление зданий: методы анализа
АВОК №1'2015 - К вопросу о нормативах
Сантехника №3'2015 - Центры обработки данных: особенности проектирования и эксплуатации
АВОК №1'2020 - О нормативно-правовых актах, регулирующих пожаровзрывобезопасность помещений и зданий для размещения технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления
АВОК №6'2015 - NZWB: современные подходы к проектированию
Сантехника №1'2021 - Акты, регулирующие пожаровзрывобезопасность помещений и зданий для размещения технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления
АВОК №7'2015 - Проект «Бюрен»: сравнение естественной и механической приточно-вытяжной вентиляцией
АВОК №5'2021
Подписка на журналы