Энергосервисные контракты на объектах бюджетной сферы. Проблемы и пути решения
Energy Service Contracts in Budget Sector Objects. Problems and Solutions
S.Yu. Shuvalov, Deputy Director of GKU Energetika, Candidate of Engineering
Keywords: energy service, budget sector, investment attractiveness, energy saving measures, coordination of energy service activities
Looking at the experience with implementation of energy saving in the budget sector of Moscow, on can notice some tendencies aimed at improvement of investment attractiveness of implementation of energy efficiency measures, enhancement of the business' interest in this process. Some efforts are required to attract financial resources in addition to the budget ones, that would allow for improvement of operational reliability and energy efficiency of budget sector objects. One of the mechanisms to achieve this objective might be attraction of non-budget funds under energy service contracts.
Обратившись к опыту реализации энергосбережения в бюджетной сфере Москвы, можно увидеть, что наметились определенные тенденции, направленные на улучшение инвестиционной привлекательности внедрения энергоэффективных мероприятий, повышение заинтересованности бизнеса в этом процессе. Необходимы некоторые усилия для привлечения финансовых средств, альтернативных бюджетным, которые позволили бы повысить эксплуатационную надежность и энергетическую эффективность объектов бюджетной сферы. Одним из механизмов, решающих поставленную задачу, может стать привлечение внебюджетных средств по схеме энергосервисного контракта.
Энергосервисные контракты на объектах бюджетной сферы. Проблемы и пути решения
Обратившись к опыту реализации энергосбережения в бюджетной сфере Москвы, можно увидеть, что наметились определенные тенденции, направленные на улучшение инвестиционной привлекательности внедрения энергоэффективных мероприятий, повышение заинтересованности бизнеса в этом процессе. Необходимы некоторые усилия для привлечения финансовых средств, альтернативных бюджетным, которые позволили бы повысить эксплуатационную надежность и энергетическую эффективность объектов бюджетной сферы. Одним из механизмов, решающих поставленную задачу, может стать привлечение внебюджетных средств по схеме энергосервисного контракта.
Рассматривая энергосервисный потенциал бюджетных учреждений в Москве, можно констатировать следующее: на 11 225 объектов государственных бюджетных учреждений на текущий момент приходится всего лишь один энергосервисный контракт (заключенный в 2015 году). Вместе с тем потенциал государственных бюджетных учреждений по экономии тепловой и электрической энергии сопоставим с потенциалом многоквартирных домов (МКД) и вполне реализуем в рамках проведения энергосервисных мероприятий.
По экспертным оценкам, для реализации энергосберегающих мероприятий по схеме энергосервисных контрактов в масштабах всего города подходит около 4 500 зданий. Общий потенциал экономии энергетических ресурсов оценивается в 841,5 тыс. Гкал тепловой и 550 млн кВт•ч электрической энергии в год, что при действующих тарифах составит 5,2 млрд руб. в год при общем размере внебюджетных инвестиций около 18 млрд руб.
Реализация вышеуказанной концепции и рассматриваемого потенциала позволит не только сэкономить бюджетные средства и модернизировать системы энергопотребления, но и увеличить количество рабочих мест, а также наполняемость бюджета города. Главная задача – поддержать в столице данный процесс, создать благоприятные инвестиционные условия для развития бизнеса в этом направлении, решить ряд проблем и снять барьеры для успешной работы в области энергосервиса. Тем более что в целом по стране энергосервис развивается семимильными шагами: заключено более 1,5 тыс. энергосервисных контрактов в бюджетной сфере.
О проблемах энергосервисаа
Сегодня компаниям, готовым оказывать энергосервисные услуги, сложно утвердиться на этом рынке, как с правовой точки зрения, так и с финансовой, и с организационной. Без поддержки органов исполнительной власти реализация энергосервисной деятельности практически невозможна, и задача Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (как идеолога энергосервиса в городе) – создать такие условия, когда энергосервисные компании будут конкурировать за право заключения государственных контрактов.
Опыт энергосервиса в Москве свидетельствует о том, что существует целый ряд не до конца решенных проблем, которые сдерживают развитие этой деятельности. Планомерно проводится работа по устранению проблем, шаг за шагом приближающая нас к намеченной цели.
Деятельность ГКУ «Энергетика»
Для решения поставленных задач в Москве создан и успешно функционирует Центр компетенции и координации энергосервисной деятельности – ГКУ «Энергетика». Центр компетенции является консолидатором усилий экспертного сообщества, координатором всех участников этого сложного процесса.
На текущий момент ГКУ «Энергетика» актуализированы типовые формы энергосервисных контрактов, формируется методологическая база, позволяющая
системно реализовывать энергосервисные контракты, как в МКД, так и на объектах бюджетной сферы. Проводится активная работа по снятию административных барьеров, мешающих развитию энергосервиса, прорабатываются вопросы вовлечения финансовых институтов.
Необходимо отметить, что еще в 2017 году в Москве отсутствовали условия для планирования и заключения энергосервисных контрактов в бюджетной сфере. Во многом это было обусловлено тем, что:
- в Единой автоматической информационной системе торгов 2.0 (далее – ЕАИСТ 2.0), где заказчики Москвы ведут работу по подготовке и заключению государственных контрактов, отсутствовала возможность запланировать контракт со сроком действия более трех календарных лет (данного срока, как правило, было недостаточно для окупаемости энергосберегающих мероприятий не путем прямой закупки за счет средств бюджета, а за счет привлечения инвестора);
- в «Библиотеке контрактов» ЕАИСТ 2.0 отсутствовала типовая форма энергосервисного контракта, учитывающая установленные законодательством Российской Федерации особенности оказания услуг в сфере энергосервиса;
- не проводилась целенаправленная работа по определению потенциала энергосбережения и реализации энергосервисных договоров.
Решение проблем энергосервиса
В результате совместной работы специалистов Департамента жилищно-коммунального хозяйства, ГКУ «Энергетика», Департамента по конкурентной политике, Департамента экономической политики и развития и Главного контрольного управления города Москвы осуществлена доработка ЕАИСТ 2.0, что позволило:
- создать классификаторы предмета государственного заказа в зависимости от вида энергетического ресурса, который будет сэкономлен в результате реализации энергосберегающих мероприятий (электрическая энергия, тепловая энергия);
- включить в «Библиотеку контрактов» две типовые формы энергосервисных контрактов для органов исполнительной власти и государственных учреждений (в отношении экономии электрической и тепловой энергии), условия которых согласованы с основными департаментами социальной сферы;
- создать механизм планирования и заключения энергосервисных контрактов на срок свыше трех лет путем направления соответствующего запроса в службу технической поддержки и формирования бизнес-процесса для учета особенностей энергосервисного контракта ЕАИСТ 2.0 при ее очередном обновлении.
Таким образом, в настоящее время созданы организационные предпосылки для планирования и заключения энергосервисных контрактов.
На базе ГКУ «Энергетика» успешно функционирует колл-центр по вопросам внедрения энергосберегающих мероприятий в Москве. В нем можно получить всю необходимую информацию, которая поможет спланировать и реализовать энергосберегающие мероприятия в многоквартирных домах, учреждениях бюджетной сферы, инфраструктурных организациях (в том числе и по схеме энергосервиса), развеять сомнения всех участников этого сложного процесса.
В рамках поддержки энергосервиса в Москве реализуется ряд пилотных проектов. В настоящее время по инициативе Минэкономразвития России и по поручению мэра Москвы С. С. Собянина проводятся работы по реализации комплексного проекта по энергосбережению за счет внебюджетных источников. В качестве пилотной территории для проведения работ выбран Южный административный округ Москвы. Определен ряд объектов, ожидается проведение конкурсных процедур в I квартале 2018 года. Результаты проводимого эксперимента позволят ответить на главный вопрос: имеют ли энергосервисные контракты право на жизнь и если да, то возможно ли тиражировать успешный опыт Москвы на аналогичные объекты в других регионах страны? И сегодня есть все основания полагать, что ответ на этот вопрос будет положительным.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2018
pdf версияСтатьи по теме
- Реализация пилотного энергосервисного проекта на многоквартирных домах Москвы. Проблемы и решения
Энергосбережение №7'2020 - Особенности решения задач энергосбережения в России
Энергосбережение №4'2016 - Энергосбережение и углеродный след зданий
Энергосбережение №6'2021 - Реализация энергосервисных контрактов в России
Энергосбережение №3'2012 - Приказ Минстроя России об определении класса энергоэффективности многоквартирных домов
Энергосбережение №7'2016 - Оценка потенциала экономии тепловой энергии в жилых и общественных зданиях. Опыт города Кемерово. Ч. 1. Отопление и горячее водоснабжение
Энергосбережение №3'2022 - Энергосервис: проблемы и позитивные примеры
Энергосбережение №7'2012 - Капитальный ремонт в России – больше, чем ремонт
Энергосбережение №5'2017 - Оценка потенциала экономии тепловой энергии в жилых и общественных зданиях. Опыт города Кемерово. Ч. 2. Энергосберегающие мероприятия
Энергосбережение №4'2022 - Особенности заключения энергосервисного контракта в системе образования
Энергосбережение №8'2012
Подписка на журналы