Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Православный храм: архитектура и инженерия

Orthodox Temple: Architecture and Engineering

G. V. Esaulov, Academician, Prorector for Scientific Work of Moscow Institute of Architecture (MIArch)

Keywords: Orthodox temple, architecture, utility systems, mathematic modeling

The past 25 years have marked the new era of temple building, seventy years after an interruption of the national architectural-artistic traditions.

Problems related to design and construction of orthodox temples become more and more prominent. They include two major ones: what should be a XXI century temple like, and what is the ratio of architectural and engineering components required for a modern temple and common for secular buildings and structures referred to as public in architectural classification?

Описание:

Прошедшие 25 лет обозначили новый этап храмостроения спустя семьдесят лет разрыва отечественной архитектурно-художественной традиции.

Все отчетливее выявляются проблемы, связанные с проектированием и строительством православных храмов. Среди них можно выделить две основные: каким должен быть храм XXI века и каково соотношение архитектурных и инженерных составляющих, необходимое для современного храма и характерное для светских зданий и сооружений, именуемых в архитектурной типологии общественными?

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ: архитектура и инженерия

Прошедшие 25 лет обозначили новый этап храмостроения в постсоветской России. Спустя семьдесят лет разрыва отечественной архитектурно-художественной традиции возобновился процесс поиска новой образности храма.
Все отчетливее выявляются проблемы, связанные с проектированием и строительством православных храмов. Среди них можно выделить две основные: каким должен быть храм XXI века и каково соотношение архитектурных и инженерных составляющих в современном храме. Характерно ли это соотношение для храма, как и для светских зданий и сооружений, именуемых в архитектурной типологии общественными?

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ: архитектура и инженерия

Кардинальная смена пути политического и социально-экономического развития России в 1990-е годы коренным образом изменила отношение к религии и, как следствие, к зримым символам веры – православным и католическим храмам, исламским мечетям, иудейским синагогам и буддистским дацанам.

Традиционно их образы венчали достижения архитектурной мысли каждого этапа истории до 1910-х годов. Сохранившиеся в своем первоначальном облике или нуждающиеся в реставрации и воссоздании они являют многогранную картину истории и культуры нашего Отечества.

Образ православного храма: от истории к современности. Архитектурные аспекты

Последнее десятилетие ХХ века и начавшийся XXI век определили достаточно разнообразную гамму стилевых – вернее, стилистических поисков в православном храмостроении. Стоявшее изначально условие связи традиций как продолжение воспроизведения сложившихся в дореволюционный (до 1917 года) период в Российской империи образов сегодня все чаще вызывает дискуссии по вопросам соотношения традиций и новаторства.

Церковь Спаса на Нередице. Новгород

Рисунок 1.

Церковь Спаса на Нередице. Новгород

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на пленарном заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ, определил соотношение традиции и новации как «один из самых важных вопросов, от решения которого зависит развитие человеческого общества. В разные эпохи по-разному складывалось взаимодействие между этими двумя формами существования человеческой цивилизации. Известно, что в определенное время традиция превалировала настолько, что всякого рода новации были второстепенны, а традиция – первостепенна. Но настало время – мы называем его условно новым временем, когда идеи новации стали постепенно оттеснять в сторону идеи и принципы традиции. В настоящий момент в большинстве стран, в большинстве обществ никто не задумывается о том, нужны ли новации. А если кому-то придет в голову сказать, что новации не нужны, то такой человек не будет восприниматься другими всерьез, потому что с новациями связывается прогресс – научный, технический, а значит, изменение жизни людей к лучшему.

А где же осталась традиция? А традиция осталась на периферии общественной жизни. Если вы спросите у человека: «Ну хорошо, новый автомобиль – это здорово. И новый гаджет – это хорошо. А ты знаешь, что такое традиция? Вообще нужна ли нам традиция?» – то не каждый сразу ответит правильно. Во-первых, слово «традиция» понимается по-разному. Во-вторых, традиция сегодня не является идеологическим фактором, определяющим современную жизнь.

Успенский собор Московского Кремля. А. Фиораванти

Рисунок 2.

Успенский собор Московского Кремля. А. Фиораванти

На самом деле, устойчивое развитие общества может осуществляться только при правильном взаимодействии традиционного и новаторского начал. Если будет только традиция, но не будет новаторства и движения вперед, то развитие человеческой цивилизации остановится. Да такого и быть не может, потому что Бог создал человека, предрасположив его к творчеству. А результатом творчества всегда является новое. Сам Господь сказал: «Се, творю все новое» (Откр. 21:5). Не «сотворил новое» – «творю все новое».

Поэтому творчество и новации – это тоже часть Божественного замысла. А традиция – это то, что помогает людям выбирать из всего нового только самое важное и существенное, то, что само потом становится частью традиции. Традиция – это некий фильтр, но не бездумный, не безыдейный, а имеющий в основе своей Божественное начало, Божественный критерий.

Вот здесь возникает вопрос: что это за критерий? А ответ такой: критерий – это Богом созданное в человеке нравственное начало. Мы пропускаем все, что происходит с нами, – каждое слово диктора, если внимательно смотрим телевизионную передачу; каждое слово писателя, если внимательно читаем книгу, – через себя, через свой внутренний духовный мир, фундаментальной частью которого является нравственное начало.

Поэтому в центре традиции – нравственные ценности. Все что угодно может быть изменено. Могут появиться разные взгляды на архитектуру, на живопись, на политическое устройство, но не может появиться разных взглядов на нравственность, потому что нравственность – не от человеков, она дана свыше. А если бы нравственность, как некоторые утверждают, была плодом общественного развития, то, уверяю вас, от нее бы уже давно ничего не осталось. Но тогда у человечества не было бы никакой надежды на всеобщий консенсус» [1].

Вознесенский кафедральный войсковой собор

Рисунок 3.

Вознесенский кафедральный войсковой собор (1892–1905 гг., архитектор А. А. Ященко) в Новочеркасске

Таким образом, следуя изложенному выше, развитие форм архитектуры, инженерное обеспечение жизнедеятельности и литургическая составляющая жизни храма пребывают в своего рода движении к созданию нового образа, бережно хранящего черты традиции.

Такова история православного храмостроения в нашей стране – от изначальных образов византийских храмов VIII–IX веков к четырех- и шестистолпному крестово-купольному храму (церковь Спаса на Нередице в Новгороде), затем к ступенчато-повышающейся системе арок (церковь Пятницы в Чернигове), к псковским и новгородским храмам (церковь Спаса Преображения на Ильине улице). Разнообразные черты архитектуры эпохи XV–XVI веков сочетаются в московских храмах (Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля); храм-памятник – церковь Вознесения Господня в Коломенском – воплотил идею единого целого, устремленного к Небу. XVII век принес новые образные решения храмов Москвы и Ярославля, обладавших сложной объемно-пространственной композицией, обнесенных галереями и дополненных крыльцом.

Нарышкинское барокко (храм под звоны Покрова в Филях) и Строгановское барокко являют яркие примеры русского церковного зодчества. Особое место в отечественном храмостроении занимает деревянное зодчество.

XVIII век привнес в русское храмостроение формы западной культуры, воплотив их в образах петербургских храмов таких, как Петропавловский собор – собор святых апостолов Петра и Павла (архитектор Д. Трезини, 1712–1733).

В этих постройках запечатлен процесс сближения объемно-пространственных схем храмов различных конфессий, при этом сохраняются сложившиеся в Русской Православной Церкви подходы к организации литургии.

Особенностью храмов Петербурга XVIII века стало создание приделов в середине средней части храма. Храм делился на две части зимой и становился единым летом. В XIX веке, в связи с усовершенствованием системы отопления, необходимость деления отпала [2]. XIX век отмечен влиянием классицизма на общую линию развития храмостроения, затем многостилье определило интерес к русско-византийской архитектуре, к барочному XVII веку (храм Спаса на Крови, архитектор А. Парланд, 1883–1907 гг.).

Неорусский и неовизантийский стиль, модерн определили характерные черты облика храма начала ХХ века.

Современные попытки создания образа православного храма идут по пути не только бережного сохранения исторических образов, зримой связи традиций и новых решений, но и кардинальной смены приемов формообразования. И в решении этой задачи большую роль играет проведение конкурсов. Так, основной целью конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма» в 2013 году была разработка концепции современного архитектурного решения образа православного храма.

Показателен и конкурс на проект Православного духовно-культурного центра в Париже. Проект победителя конкурса М. Н. Яновского не был принят к реализации. Построенный по проекту французского архитектора Ж. М. Вильмотта Свято-Троицкий собор Корсунской епархии и Православный духовно-культурный центр на набережной Бранли в Париже (2016 г.) стали своего рода символом современной ситуации в архитектурных поисках храма XXI века.

Инженерные аспекты

Проектирование и строительство православных храмов в современных условиях осуществляются параллельно с созданием различных типов общественных зданий. Поэтому, естественно, возникают вопросы, на которые необходимо найти ответы: каковы современные возможности архитектурно-конструктивного решения храма? каков диапазон применения новых строительных и отделочных материалов, так изменивших облик гражданских зданий и сооружений? И, конечно же, как решаются вопросы энергоснабжения, климатизации, водообеспечения, освещения и акустики в процессе проектирования и строительства храма в условиях принятых стратегий устойчивого развития [3]. При этом традиционном наборе составляющих их роль, естественно, различна при реставрации зданий, воссоздании утраченных построек и новом проектировании и строительстве.

Пример реализации Москвой программы «200 храмов» показывает, что и в условиях сложившегося строительно-технологического комплекса решение архитектурных и инженерных задач требует особого внимания. Как отметил Патриарх Кирилл: «Всего по программе строительства православных храмов в Москве, которая реализуется в нашей столице с 2011 года, уже построены и действуют 32 храма – на десять больше, чем в конце 2015 года. Еще в восьми храмах завершены строительно-монтажные работы, а 40 храмов находятся в более ранней стадии строительства… При запуске программы предполагалось, что большинство храмов будут строиться по типовым проектам, однако жизнь внесла свои коррективы. Из 80 построенных и строящихся храмов 49 возведены или возводятся по индивидуальным проектам. Это соответствует многовековой практике храмостроительства в первопрестольном граде…» [4]. Очевидно, что при переходе к индивидуальному проектированию учитываются не только все требования архитектурного контекста и функциональные требования, но и инженерные решения, их обеспечивающие. Так, изначально установленные характеристики храмов также были изменены. О чем говорится в докладе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Коррективы пришлось также внести в отношении планируемой вместимости церквей. Освящая один из храмов, я стал свидетелем того, как большая часть пришедших помолиться людей была вынуждена остаться на улице за неимением места в храме. Те, кто в храм все же попали, находились в такой тесноте, которая не способствует сосредоточенной молитве. Оказалось, что храм был спроектирован вместимостью 200 человек. После этого случая я благословил проектировать новые храмы не менее чем на 500 человек» [3].

Увеличение численности прихожан, одновременно находящихся в храме, требует проведения на стадии проектирования комплекса научных исследований с целью прогнозирования различных режимов функционирования здания и формирования его системы климатизации. Математическое моделирование в этой ситуации дает возможность спрогнозировать поведение воздушной среды храма, его тепловлажностного режима. Основы такого подхода намечены в работах российских ученых [5, 6]. Дальнейшая разработка цифровых моделей, учитывающих влияние отдельных факторов и их групп, суточный и годичный, литургический и функциональный, природно-климатические циклы, безусловно, окажет влияние на методику проектирования инженерных систем храма.

Свято-Троицкий собор в Париже на набережной Бранли

Рисунок 4.

Cвято-Троицкий собор в Париже на набережной Бранли.
Архитектор Ж. М. Вильмотт

Подобное комплексное исследование существующих зданий храмов – памятников архитектуры – имеет исключительное значение при разработке проектов реставрации и приспособления, а также нового назначения объектов, т. е. сочетания церковного и музейного использования. При этом особо важен учет динамики тепловлажностного режима в храмах, имеющих настенные росписи. Проведение богослужебных действий с десятками и сотнями свечей требует учета влияния продуктов горения не только на настенную живопись, но и на состав воздушной среды в здании при одновременном пребывании в нем сотен и тысяч молящихся.

Решение задач инженерного обеспечения жизни здания также опирается на оптимальное соотношение традиционного и новаторского. Сложившиеся в прошлые столетия системы отопления и вентиляции православных храмов могут быть применимы в современном храмовом строительстве.

Вместе с тем значительное число храмов было предназначено только для служб в летний период времени. Переход к круглогодичному циклу требует поиска новых решений этой задачи. Здесь, очевидно, нужны моделирование процессов и применение новейших систем климатизации.

Очевидно, что методики «умного здания» могут быть применены к созданию подобных систем. Это важно, так как большинство храмов не только сами являются памятниками архитектуры, но и хранят уникальные иконы, произведения декоративного искусства и монументальной живописи.

Задачи, стоящие сегодня перед инженерной наукой в области храмостроения, требуют проведения новых научных исследований, применения новаций, обеспечивающих энергоэффективное функционирование зданий. Вероятно, использование альтернативных источников энергии, необходим поиск возможностей их встраивания в архитектуру храма – храма XXI века!

Литература

  1. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на пленарном заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ. 29 января 2016 года / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4362065.html (дата обращения: 6.02.2017).
  2. Возняк Е. Р., Горюнов В. С., Семенцов С. В. Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга. – СПб., 2010. С. 34.
  3. Есаулов Г. В. Энергоэффективность и устойчивость как вектор развития // АВОК. – 2015. – № 5. – С. 4–11.
  4. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании города Москвы 22 декабря 2016 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4720751.html (дата обращения: 6.02.2017).
  5. Табунщиков Ю. А., Бродач М. М. Математическое моделирование и оптимизация тепловой эффективности зданий. – М.: АВОК-Пресс, 2002.
  6. Tabunschikov Y. A. Matematical Models of Thermal Conditions in Buildings. – CRC Press, 1993.
купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №2'2017

PDF pdf версия


Статьи по теме

Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!