Энергоаудит в России. Совершенствование действующей системы
Энергетическое обследование – базис для дальнейшей широкомасштабной реализации энергосберегающих проектов. Причем основным источником их финансирования должны стать внебюджетные источники, а именно энергосервис.
Энергоаудит в России.
Совершенствование действующей системы
Энергетическое обследование – базис для дальнейшей широкомасштабной реализации энергосберегающих проектов. Причем основным источником их финансирования должны стать внебюджетные источники, а именно энергосервис.
Данный тезис подтверждает трехлетняя практика реализации Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…».
При этом основная задача Минэнерго России – дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью создания реальных стимулов для функционирования данной модели.
Поскольку энергоаудит – та самая отправная точка, от которой считается достигнутая экономия, первой целью записано требование о получении объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов. Немаловажным этапом является и определение потенциала энергосбережения. Но основная задача энергоаудитора – разработка мероприятий по энергосбережению и их стоимостная оценка – это важнейшие моменты, которые впоследствии будут определяющими для реализации энергосервиса. На рис. 1 представлены результаты деятельности за 3,5 года действия закона № 261-ФЗ.
Рисунок 1. Деятельность Минэнерго России по ведению государственного реестра СРО в области энергетических обследований |
Можно видеть, что пик регистрации СРО пришелся на 2011 год: было зарегистрировано 78 организаций. К 2013 году общее количество СРО составило 153. Это достаточно существенная цифра, если сравнивать, к примеру, с саморегулированием в области финансового аудита: там всего порядка 10 СРО. Отсюда можно сделать вывод о размерах рынка энергоаудита и о масштабности проделанной работы.
Все 153 СРО по энергетическим обследованиям объединяют 9000 профильных организаций. При этом за рассматриваемые 3,5 года была исключена из реестра лишь одна саморегулируемая организация по причине выхода членов из ее состава, т.е. она перестала отвечать требованиям по наличию 25 энергоаудиторских организаций.
Обработка и систематизация данных энергоаудита
Рассмотрим, как выполняется государственная функция по сбору, обработке и систематизации данных энергетических паспортов, являющихся основой для реализации энергосберегающих мероприятий.
Напомню, обязательное
энергетическое обследование 310 тыс. юридических лиц должно было
закончиться к 1 января 2013 года. Статистика по копиям
энергетических паспортов, поступившим в Минэнерго
России, следующая: в 2010 году поступило всего 52 копии
энергопаспортов, в 2011 году – 5064 копии,
в 2012 году – 29711 копий,
к маю 2013 года – 39461 копия.
Всего на 1 января 2013 года, т.е. в отведенный законом № 261-ФЗ срок, в Минэнерго России поступило 34827 копий, из которых было рассмотрено 26779 и зарегистрировано 1955 энергопаспортов. А вот уже на май 2013 года в общей сложности (с 2010 года) поступило 74288 паспортов, рассмотрено и зарегистрировано в Минэнерго России соответственно 54738 и 5062 паспортов, т.е. за первые 5 месяцев 2013 года было подготовлено документов больше, чем за предыдущие 3 года. Только за один месяц: с 1 апреля по 1 мая – в Минэнерго России было передано 18903 копии.
В Государственной Думе принят в пе вом чтении законопроект № 104515-6 о внесении изменений в Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении...», представленный на рассмотрение комитетом Государственной Думы по энергетике. Основные положения данного законопроекта направлены на исправление существующей системы обязательного энергетического обследования. |
Министерство энергетики для сбора копий энергетических паспортов ввело электронную систему приема копий энергопаспортов, т. е. полностью отказалось от бумажных версий. При этом объем работы по их анализу достаточно большой.
Кроме того, введена автоматизированная система оценки качества копий энергопаспортов, которая позволяет ускорить работу, а это важно, т. к. штат Минэнерго России был сокращен согласно распоряжению об оптимизации численности штатных сотрудников федеральных органов и органов местного самоуправления.
Существующая система обязательного энергетического обследования
Можно выделить четыре уровня участников процесса проведения энергетического обследования (рис. 2). Государственные заказчики либо просто заказчики, для которых работы выполняют непосредственно энергоаудиторские организации (члены СРО) по стандартам и правилам, устанавливаемым профессиональными саморегулируемыми организациями. Существующую систему возглавляет Минэнерго России, осуществляющее сбор, обработку и систематизацию данных копий паспортов и контролирующее деятельность СРО.
Полномочия участников системы
К функциям заказчиков энергоаудита относятся:
- формирование технического задания на проведение обследования;
- выбор исполнителя и заключение контракта;
- контроль хода проведения и приемка работ;
- оценка отчетной документации.
Члены СРО должны соблюдать:
- стандарты и правила СРО при проведении обследования;
- требования технического задания на обследование;
- положения государственного контракта на проведение обследования.
Саморегулируемые организации осуществляют:
- разработку стандартов профессиональной деятельности;
- формирование требований к аттестации аудиторов;
- контроль за деятельностью аудиторских организаций;
- применение мер дисциплинарной ответственности к членам;
- контроль отчетной документации.
Полномочия Минэнерго России:
- требования к форме энергетического паспорта;
- правила направления копии энергетического паспорта в Минэнерго России1;
- контроль за деятельностью СРО.
Ответственность участников системы
К сожалению, во всей этой цепочке предусмотрена ответственность только на нижнем и верхнем уровнях (рис. 2).
Рисунок 2. Схема взаимодействия участников существующей системы проведения обязательного энергетического обследования |
На нижнем уровне у государственных заказчиков или у организаций, которые должны были пройти обязательный энергоаудит, предусмотрена административная ответственность за непрохождение энергетического обследования в установленный срок: налагается штраф (до 15 тыс. руб. на должностное лицо и до 250 тыс. руб. на юридическое лицо)2 за несоблюдение сроков. За этим с 1 января 2013 года начал следить Ростехнадзор, причем достаточно активно. Уже практически по всей России выявлены административные правонарушения, составлены протоколы, выписаны предписания и т.д.
На верхнем уровне Министерство
энергетики несет ответственность за информацию, которую получило
в копиях энергетических паспортов и разместило в государственной
информационной системе энергосбережения (ГИС «Энергоэффективность») для
общественного использования, поскольку ГИС «Энергоэффективность» предназначена
для принятия дальнейших управленческих решений по активизации процесса
энергосбережения в федеральных округах, субъектах РФ и т.д.
Ответственности для двух оставшихся участников – саморегулируемых организаций и энергоаудиторов – за качество проведенной работы, к сожалению, не предусмотрено. Это является основным недостатком существующей системы.
Совершенствование действующей системы энергоаудита
Каким образом планируется решить проблемы, препятствующие полноценному использованию результатов энергетических обследований и развитию рынка энергосервисных услуг?
На сегодняшний момент в Государственной Думе был принят в первом чтении законопроект № 104515-6 (с документом можно ознакомиться на сайте Государственной Думы РФ), внесенный на рассмотрение комитетом Государственной Думы по энергетике. В разработке документа принимали участие специалисты Минэнерго России и ФГБУ РЭО.
Основные положения данного законопроекта направлены на исправление существующей системы обязательного энергетического обследования. Перечислим некоторые из них.
Первое – это введение понятия «энергоаудитор»: физическое лицо, получившее квалификационный аттестат, сведения о котором внесены в государственный реестр энергоаудиторов.
Минэнерго России выступило с предложением, что энергоаудитор должен брать на себя существенную ответственность за знания, которыми он владеет, и решения, которые он принимает при проведении энергетического обследования. Подпись на энергетическом паспорте должна соответствовать уровню, аналогичному заключению отдела технического контроля (ОТК), который действовал в советское время. Другими словами, энергоаудитор полностью отвечает за качество работы по сбору исходных данных и достоверность расчетов, отраженных в энергетическом паспорте.
Требования
законодательства к проведению энергетического обследования (энергоаудита) |
||||||||||||||||||||
Теме проведения энергетических обследований в законе № 261-ФЗ посвящена глава 4. В статье 15 четко определены цели проведения энергетического обследования:
Статьей 16 четко
определен перечень лиц, подпадающих под обязательное энергетическое
обследование. В таблице они сгруппированы для понимания общего количества
юридических лиц, подлежащих обязательному энергетическому обследованию.
Максимальную долю составляют бюджетные учреждения – 87 % от числа всех
учреждений, подлежащих обязательному энергетическому обследованию. Представленная
статистика получена по результатам научно-исследовательской работы
Статьей 18 предусмотрено, что деятельностью по проведению энергетического обследования могут заниматься только члены саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций (СРО) возложены на Минэнерго России. |
Введение системы аттестации энергоаудиторов, способствующей выполнению первого требования.
В настоящее время действует достаточно большое количество энергоаудиторов, получивших аттестат благодаря прохождению 72-часового курса повышения квалификации. Конечно, этого недостаточно. Как уже говорилось выше, из рассмотренных в Минэнерго России почти 55 тыс. копий энергопаспортов зарегистрировано только 5 тыс. С уверенностью можно утверждать, что квалификации отдельных энергоаудиторов не хватает.
Следующий немаловажный аспект, которого не хватает в настоящий момент, – формирование федеральных требований к проведению энергетического обследования и его результатам. При регистрации некоторые СРО представляли собственные стандарты и правила по оформлению энергетического паспорта в объеме не более 2 страниц. Понятно, что ни один энергоаудитор по таким стандартам и правилам не сможет качественно выполнить работу. Поэтому в данном законопроекте на Минэнерго России возлагаются полномочия по утверждению федеральных требований к проведению энергетического обследования и его результатам.
Также в законопроекте № 104515-6 вводится обязательный технический отчет по результатам энергетического обследования.
Энергоаудитор теперь в обязательном порядке должен будет составить технический отчет с исходной документацией, где будут подтверждены все данные, занесенные им в энергетический паспорт. Данный технический отчет обязательно будет передаваться в СРО для проведения проверки качества выполненных работ.
И энергоаудитор, и СРО будут нести ответственность за технический отчет и энергопаспорт, составленный энергоаудитором и принятый саморегулируемой организацией. Это является ужесточением требований к СРО и их членам, к стандартам и правилам.
Введение упрощенной системы декларирования энергозатрат для учреждений с незначительным энергопотреблением (до 500 тыс. руб. в год).
Ни для кого не секрет, что среди 310 тыс. организаций, обязанных провести энергоаудит, существует достаточно большое количество организаций, энергопотребление которых совсем незначительное (например, небольшие школы, фельдшерские пункты и т.д.). Стоимость энергоаудита на таких объектах может значительно превышать затраты на потребляемые ими энергетические ресурсы в год. Понятно, что проведение обязательного энергоаудита для таких организаций не является необходимым. Поэтому для юридических лиц с потреблением менее 500 тыс. руб. в год за энергетические ресурсы вводится энергетическая декларация, в которой просто указываются данные по потреблению энергии, затем документ направляется в Минэнерго России. Это также будет учтено в государственной информационной системе без проведения дорогостоящего энергоаудита и должно существенно упростить ситуацию для организаций бюджетной сферы.
И последнее, что предусмотрено в законопроекте № 104515-6, – введение административной ответственности за несоблюдение федеральных требований к проведению энергетического обследования, за ненадлежащее качество энергетического паспорта.
Административная ответственность относится как к энергоаудитору, так и к саморегулируемой организации, которая должна следить за деятельностью своего члена. Данный законопроект планируется в ближайшее время рассмотреть во втором чтении и в ходе осенней сессии принять.
Принятие законопроекта № 104515-6 поможет прийти к пониманию, что энергоаудитор – надежный специалист, отвечающий за результаты своего труда.
Кроме того, данный законопроект послужит достаточной основой для совершенствования существующей системы энергоаудита и будет способствовать тому, что данные зарегистрированных энергетических паспортов смогут безоговорочно использоваться для дальнейшего проведения энергосервиса. Пока же, к сожалению, любая энергосервисная компания, приходящая на бюджетные объекты, вынуждена заново обследовать все инженерные энергопотребляющие системы, не доверяя данным, приведенным в уже имеющихся энергетических паспортах.
1 Согласно Приказу Минэнерго России от 19 апреля 2010 года № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по
результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и
правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».
2 Согласно КОАП (п. 9, ст. 9.16).
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2013
Статьи по теме
- Десять наиболее распространенных ошибок энергоаудита
Энергосбережение №3'2012 - Энергоаудит и сертификация зеленых зданий по системе ClimateHouse. Итальянский опыт
Энергосбережение №6'2013 - Экспресс-энергоаудит – действенный способ повышения энергоэффективности зданий
АВОК №6'2010 - Особенности энергоаудита на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства
Сантехника №6'2011 - Особенности заключения энергосервисного контракта в системе образования
Энергосбережение №8'2012 - Энергоаудит - инструмент энергосбережения
Энергосбережение №4'2000 - Концепция повышения энергоэффективности университетской больницы в Германии
Энергосбережение №3'2019 - Энергоаудит заказывали?
Энергосбережение №3'2000 - Энергоаудит и энергетическая паспортизация жилых зданий – путь стимулирования энергосбережения
АВОК №2'2002 - Нужен ли энергосбережению контроль?
АВОК №6'2011
Подписка на журналы