Техническое регулирование и вопросы энергоэффективности в строительстве
В Российской Федерации завершился первый этап становления института саморегулирования в строительстве. Сформирована законодательная база саморегулирования. Созданы три национальных объединения: строителей (НОСТРОЙ), проектировщиков (НОП) и изыскателей (НОИЗ). Только в НОСТРОЙ вошли 255 саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, членами которых являются более 110000 строительных компаний.
Техническое регулирование и вопросы энергоэффективности в строительстве
В Российской Федерации завершился первый этап становления института саморегулирования в строительстве. Сформирована законодательная база саморегулирования. Созданы три национальных объединения: строителей (НОСТРОЙ), проектировщиков (НОП) и изыскателей (НОИЗ). Только в НОСТРОЙ вошли 255 саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, членами которых являются более 110000 строительных компаний.
И одним из главных приоритетов деятельности НОСТРОЙ, принятых на II съезде (2010 год), является решение проблем технического регулирования, создание доказательной базы технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», создание своих собственных систем стандартизации и сертификации.
При этом одним из главных требований, установленных в регламенте к зданиям и сооружениям, в т.ч. к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения, является обеспечение их энергоэффективности. Поэтому вопросы энергоэффективности и энергосбережения должны быть в обязательном порядке учтены и при создании доказательной базы технического регламента, и при разработке стандартов НОСТРОЙ.
Достижение целей СРО в области технического регулирования
Функции, возможности и полномочия СРО в области технического регулирования существенно выросли и во многом реализованы. Вместе с тем, руководство страны ожидает в этом плане от института саморегулирования большего.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) основными целями СРО являются предупреждение причинения вреда жизни или здоровью, имуществу народов России, окружающей среде и т.д. вследствие недостатков работ, выполняемых членами СРО и оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также повышение качества их строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Достигнуть этих целей можно только имея четкую систему нормативных требований (стандартов) и систему контроля за их соблюдением. Поэтому в соответствии с ГрК РФ (ст. 55.1, п. 2) деятельностью СРО является помимо прочего разработка и утверждение стандартов СРО, устанавливающих правила выполнения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства и требования к результатам указанных работ и к системе контроля за их выполнением.
Цитата |
Государство должно… соответствовать сложносоставной социальной реальности. Одно из важнейших решений здесь – это развитие саморегулируемых организаций, компетенции и возможности которых должны расширяться. С другой стороны, сами СРО должны более Президент Российской Федерации В. В. Путин |
Программа актуализации нормативной технической базы строительства
С момента создания национальных объединений активно реализуется программа актуализации нормативной технической базы строительства, а также ее гармонизации с международными и региональными нормативно-техническими документами.
В соответствии с требованиями технического регламента проведена актуализация1 83 сводов правил (СНиП) и 8 национальных стандартов (ГОСТ) обязательного применения, разработаны первые редакции 10 межгосударственных строительных норм, которые должны обеспечить доказательную базу технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (см. рис.).
Рисунок (подробнее)
Работы НОСТРОЙ по формированию доказательной базы, обеспечивающей безопасность объектов капитального строительства |
В рамках утвержденной Минрегионом России комплексной программы совместно с национальными объединениями СРО строителей, проектировщиков и изыскателей и МГСУ проводятся работы по внедрению европейских норм по проектированию в строительстве (еврокодов).
Еврокоды |
Еврокоды являются комплектом европейских стандартов (ЕН), определенных как нормы проектирования зданий и сооружений. Комплект еврокодов состоит из 10 групп, объединяющих 58 стандартов ЕН (еврокодов) по конкретным техническим аспектам. В каждом из них содержатся многочисленные ссылки на поддерживающие их европейские стандарты, а также параметры, определяемые каждой страной самостоятельно. Общее количество поддерживающих европейских стандартов составляет около 1 500 документов. До настоящего времени не решен вопрос внедрения в России этого массива ссылочных европейских стандартов на материалы, изделия, испытания и измерения, без которых применение еврокодов является невозможным. НОСТРОЙ провел соответствующий анализ поддерживающих еврокоды стандартов и представил результаты в Минрегион России для направления в Росстандарт предложений о формировании программы переводов европейских стандартов в строительстве, с составлением перечня приоритетных направлений работы. |
Разработка стандартов НОСТРОЙ
С 2010 по 2012 годы принято и введено в действие на территории России 105 стандартов на строительные материалы и изделия, что составляет около 40% от ранее действовавшего массива документов2, причем 60% из новых стандартов в разной степени гармонизированы с международными (ИСО) и европейскими (ЕН) стандартами. В целом уровень гармонизации национальных стандартов на строительные материалы и изделия превышает 30%.
В целях повышения качества и безопасности строительства за два последних года НОСТРОЙ разработан комплекс стандартов (92 стандарта) на правила выполнения работ, методы контроля за их проведением и результатами, который активно внедряется СРО. В разработке находятся более 80 стандартов НОСТРОЙ.
Вопрос дефицита или отсутствия (в большинстве случаев) документов федерального уровня, содержащих требования к многообразным строительным работам (так называемые третьи части СНиПов), решается за счет стандартов СРО, ориентированных в соответствии с ГрК РФ (ст. 55.5) на описание правил выполнения строительных работ. При этом третьи части СНиПов на правила производства работ относятся к категории производственно-отраслевых документов и морально устарели. СНиПы на правила производства работ выведены3 из состава нормативных технических документов в строительстве (СНиП 10-01–94).
Основной приоритет для НОСТРОЙ при этом – обеспечение нормативной базы выполнения и контроля 284 видов работ (строительных, монтажных, пусконаладочных и др.), по которым выдаются допуски на право проведения работ4, а затем СРО в соответствии с ГрК РФ также должны осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов СРО.
Таким образом, в настоящее время сложилась достаточно четкая структура доказательной базы «Технического регламента о безопасности заданий и сооружений», отражающая специфику технического регулирования в строительстве с одной стороны, и системы стандартов СРО, обеспечивающих качество и безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, с другой стороны.
Влияние Таможенного союза на систему технического регулирования в России
Основное развитие системы технического регулирования, в том числе и в строительстве, в настоящее время осуществляется на пространстве Таможенного союза.
Только за прошлый год было принято 27 технических регламентов Таможенного союза (далее – ТС), которые с момента вступления в силу отменяют действие национальных технических регламентов.
Принято, ратифицировано и вступило в силу с января 2012 года «Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» (далее – «Соглашение ТС»).
К числу основных замечаний строительного сообщества к «Соглашению ТС» относится отсутствие:
- легальной возможности применения в качестве доказательной базы регламента по строительству таких документов, как своды правил (в России СНиП, в Казахстане – СНиП РК, в Белоруссии – ТКП),
- возможности оценки соответствия зданий и сооружений после ввода в обращение (эксплуатацию),
- четкой системы установления существенных требований к строительным материалам и изделиям и т.д.
Для снятия противоречий с базовым «Соглашением ТС» необходимо внести в него изменения, учитывающие специфику технического регулирования в строительстве. Это предложение поддерживают все заинтересованные стороны. В соответствии с решением Правительственной комиссии по техническому регулированию в настоящее время такие изменения подготовлены.
О безопасности зданий и сооружений
В настоящее время в России очень остро стоит вопрос обеспечения взаимосвязи и координации принятого ТР «О безопасности зданий и сооружений» и других смежных законодательных и нормативных правовых актов (в области пожарной и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований и т.д.).
В результате ведомственного нормотворчества в области проектирования и строительства имеет место дублирование требований, их избыточность и противоречивость, возникают новые административные барьеры, требуется дополнительное согласование, ограничивается применение новых проектных решений, прогрессивных строительных материалов, изделий и технологий.
Ранее в единых документах – СНиПах – объединялись все обязательные требования к зданиям и сооружениям, включая линейные объекты (дороги, мосты, трубопроводы). Сегодня каждое ведомство претендует на то, чтобы расчленить единую базу и из одного документа сделать несколько. На практике это приводит к увеличению административных барьеров и ухудшает инвестиционный климат в строительной отрасли.
К сожалению, уже приняты технические регламенты ТС по смежным направлениям: «О безопасности низковольтного оборудования», «О безопасности лифтов», «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности автомобильных дорог».
Ситуация в целом должна быть разрешена с принятием технического регламента ТС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (далее – ТР ТС «О безопасности…»), разработчиком которого является Россия (Минрегион РФ). В настоящее время регламент прошел все необходимые процедуры, одобрен российской Правительственной комиссией по техническому регулированию и внесен в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), но пока не утвержден. При этом принятие регламента четко взаимоувязано и юридически, и по времени с внесением изменений в базовое «Соглашение ТС».
Вопросы обеспечения взаимосвязи и координации технических требований также должны быть решены при проведении масштабных работ по актуализации и разработке доказательной базы ТР ТС «О безопасности…» – межгосударственных строительных норм и правил, межгосударственных стандартов на строительную продукцию. Однако до настоящего времени не установлены легальный статус этих документов и, соответственно, требования к ним и порядок их разработки. После решения данного вопроса НОСТРОЙ готов активно участвовать в разработке межгосударственных строительных норм и правил.
Защита от ввоза некачественных стройматериалов
Особую остроту приобретает отсутствие технического регламента, а значит, и возможности установления обязательных требований безопасности к строительным материалам, изделиям и конструкциям, в условиях присоединения России к ВТО.
Другие страны – члены ВТО используют механизмы «Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле (ТБТ)», которые позволяют по критерию опасности продукции закрыть ввоз нежелательного товара. Такие критерии могут быть установлены только в техническом регламенте, что оговорено в «Соглашении ТБТ». В России (в отличие от наших партнеров по ТС) отсутствует технический регламент на стройматериалы, а значит, отсутствует возможность выстроить барьер для завоза на территорию нашей страны некачественной и опасной строительной продукции из третьих стран.
Учитывая наличие вышеуказанных проблем, обязательные требования к строительным материалам и изделиям на территории России могут быть установлены не ранее 2015 года. Необходимо ускорить принятие ТР ТС и вступление в силу его первоочередных положений, устанавливающих нормы технического регулирования в отношении строительных материалов и изделий.
Гармонизация стандартов
Одним из важнейших направлений создания современной нормативно-технической базы в строительстве является процесс ее гармонизации с международными и европейскими стандартами (в том числе с еврокодами). Президиумом коллегии Минрегиона России в декабре 2010 года при активном участии национальных объединений в строительстве разработана и утверждена комплексная программа мероприятий по гармонизации российских и европейских стандартов в области строительства с учетом национальных особенностей РФ (климатических, геофизических и т.д.).
Программа разработана на основе европейского руководства L EK «Внедрение и использование еврокодов» и предусматривает следующие шаги:
- принятие европейских норм в качестве национальных стандартов и сводов правил с национальными приложениями,
- проведение адаптации (испытаний, сопоставительных исследований) принятых решений,
- аттестацию программного обеспечения,
- сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство,
- организацию обучения экспертов, персонала и студентов вузов и т.д.
В настоящее время программа активно реализуется при координации и финансовой поддержке национальных объединений. К концу 2012 года национальными объединениями завершены работы по переводу, техническому редактированию, сопоставительному анализу с российскими нормами по всем существующим еврокодам (58) и разработке национальных приложений к ним.
Отметим, что система еврокодов направлена только на обеспечение механической безопасности зданий и сооружений, в т.ч. в случае возгорания, и не может гарантировать выполнение всех обязательных требований безопасности как в самом ЕС, так и в России.
Все другие требования (теплозащита, шумозащита, энергоэффективность и т.д.), а также требования к входящим в состав зданий и сооружений сетям и системам инженерно-технического обеспечения устанавливаются так же, как и в европейских странах, на внутригосударственном уровне в соответствующих сводах правил (СНиПах), национальных стандартах, технических кодексах установившейся практики (европейский аналог сводов правил).
В рамках программы гармонизации нормативной базы специалистами НОСТРОЙ и МГСУ совместно с европейскими экспертами была разработана и издана серия справочно-методических пособий для проектировщиков, экспертов, профессорско-преподавательского состава, а также иностранных инвесторов.
Таким образом, в строительном сообществе появилась реальная возможность на добровольной основе использовать на территории России европейские стандарты (еврокоды) в качестве альтернативы национальным. Это особенно важно в условиях вступления в ВТО, так как создает равные конкурентные условия для всех участников строительного рынка.
АНОНС
О роли стандартов НОСТРОЙ, о системе стандартизации энергосбережения в странах ЕС, а также о российской концепции повышения энергоэффективности зданий читайте в следующем номере журнала «Энергосбережение».
1 На условиях софинансирования, установленных в соглашении между Минрегионом России и национальными объединениями саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей, подписанном в 2010 году.
2 На 1 января 2010 года действовало 297 стандартов: 248 межгосударственных, 45 национальных и 4 стандарта СЭВ.
3 В соответствие с Постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 года № 18-38.
4 С соответствии с Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2013
Подписка на журналы