Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Проблемы реализации нормативной базы по энергосбережению в строительстве

Описание:

Создание нормативно-методического обеспечения по сертификации и маркировке энергоэффективности зданий и сооружений, принятие соответствующих подзаконных актов – одна из главных проблем, тормозящая реализацию федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…».

Проблемы реализации нормативной базы по энергосбережению в строительстве

Создание нормативно-методического обеспечения по сертификации и маркировке энергоэффективности зданий и сооружений, принятие соответствующих подзаконных актов – одна из главных проблем, тормозящая реализацию федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…». Прошло почти три года с момента принятия этого очень важного документа, который в области строительства определяет три ключевых направления:

1. Стандартизация и маркировка энергоэффективности зданий и сооружений.

2. Организация приборного учета ресурсов, потребляемых зданиями и сооружениями.

3. Проведение энергетических обследований зданий и сооружений.

Что изменено в действующей российской нормативно-законодательной базе для реализации этих направлений?

Не секрет, что основные положения федерального закона опираются на нормативную практику Европейского союза.

Первое направление, предусмотренное законом, предусматривает нормативное регулирование энергоемкости зданий и сооружений. За точку отсчета принимается 2009 год и уровень энергопотребления зданий, соответствующий нормативной базе этого периода.

В подзаконных актах должны были найти отражение базовые показатели удельного энергопотребления всех категорий зданий: жилых, общественных и производственных. К таким показателям относятся годовые удельные расходы тепловой энергии, электроэнергии, расчетные показатели расхода первичного топлива и эмиссии в атмосферу продуцируемого энергоисточниками углекислого газа. А далее для всех новостроек и реконструируемых зданий планка энергосбережения поднимается на 15% к 2013 году, на 30% к 2016 году и на 40% к 2020 году.

Объективный контроль фактического энергопотребления должен был обеспечить повсеместный приборный учет всех ресурсов в зданиях.

Квалифицированный анализ фактического энергопотребления и выработку рекомендаций по повышению энергоэффективности зданий предусмотрено выполнять в процессе обязательных и добровольных энергетических обследований.

Все основные подзаконные акты должны были быть разработаны ведущими министерствами в течение одного года после выхода закона № 261-ФЗ.

Надо отметить, что в Европейском союзе нормативная база энергоэффективности в строительстве действует уже более 10 лет, непрерывно совершенствуется, и логично было бы актуализировать уже апробированные нормативы в наших документах.

К сожалению, по истечении трех лет приходится констатировать, что разработка и введение в действие подзаконных актов к федеральному закону № 261-ФЗ провалены по всем трем направлениям.

1. Нормативы базовых показателей удельного энергопотребления зданиями и сооружениями отсутствуют. Содержащиеся в СП 50.13330.2011 «Тепловая защита зданий» данные в какой-то степени отражают тепловое потребление зданий, но никак не электропотребление, расход первичного топлива и эмиссию углекислого газа в атмосферу. Попытки Министерства регионального развития РФ выпустить приказ, регулирующий требования к энергоэффективности зданий, базирующиеся на упомянутом Своде правил, до сих пор не реализованы. Отсутствие корректных требований по энергоэффективности создает неопределенную ситуацию с проектированием, строительством и реконструкцией зданий.

В некотором смысле для определения базовых показателей энергопотребления зданий можно опираться на Указ Президента РФ № 8891 и Постановление Правительства РФ № 182, на основании которых можно считать, что базовые показатели соответствуют уровню 2007 года. Дело в том, что в Указе Президента № 889 в качестве точки отсчета для снижения энергоемкости ВВП выбраны показатели 2007 года, а в Постановлении Правительства РФ № 18 введен термин «базовые показатели».

2. Обеспечить реализацию законодательных требований по учету ресурсов в зданиях и сооружениях удалось далеко не в полной мере. Проблема поквартирного учета теплоты остается открытой. Приобретение приборов учета ресурсов возложено на собственников зданий, а в жилом секторе не у всех жителей хватает средств на оплату коммунальных услуг.

3. Самая интересная ситуация сложилась в сегменте энергетических обследований. Объем энергетических обследований в стране растет и уже составляет несколько миллиардов рублей в месяц.

Без ответа остаются простые вопросы:

А. Какие показатели и по какой методике определяются в результате обследования? Чему должны соответствовать эти показатели? Ведь до настоящего времени отсутствует подзаконная нормативная база требований к энергоэффективности зданий и сооружений. Должен ли энергетический паспорт, разрабатываемый Министерством энергетики, соответствовать требованиям энергоэффективности, разрабатываемым Министерством регионального развития?

Б. Если обязательные энергетические обследования – инструмент контроля и мониторинга энергоемкости и повышения энергоэффективности объектов недвижимости, то какую долю энергопотребления этого сектора в стране он охватывает?

Наибольший сегмент в недвижимости составляют жилые и коммерческие здания площадью до 10–15 тыс. м2 (около 60% всех эксплуатируемых зданий). Обследованиям же подлежат только очень большие объекты площадью свыше 25–30 тыс. м2, стоимость потребленных энергоресурсов в которых превышает 10 млн руб. в год.

Получается, что закон продиктован заботой о создании платежеспособного рынка для энергоаудиторов, а никак не заботой о повышении энергоэффективности всего фонда недвижимости.

В. Если в здании имеются приборы коммерческого учета ресурсов, почему его владелец не имеет права задекларировать на основе их показаний показатели энергоэффективности, не обращаясь к энергоаудиторам?

Почему стоимость энергетических обследований аналогичных объектов отличается в разы?

Кто и по каким критериям осуществлял проверку закона и подзаконных актов на коррупционность?

Обратимся к опыту Европейского союза в нормировании энергоэффективности зданий и сооружений.

В 2010 году была принята новая уточненная редакция Европейской директивы по энергетическим характеристика зданий EPBD-2010 (Energy Performance of Building Directive).

Директива поддерживается более чем 40 стандартами EN, утвержденными Европейским комитетом по стандартизации (Comite’ Europe’en de Normalisation, CRN).

Открывают директиву общие положения, описывающие структуру директивы, ее цели и задачи (стандарт EN 15615).

Раздел 1. Стандарты, характеризующие расчет общего потребления энергии в здании (стандарты EN 15603, EN 15217, EN 15459).

В этом разделе определяются подходы к показателям энергопотребления в зданиях, способы и методы интеграции различных энергоресурсов (теплота, электроэнергия, топливо).

Устанавливаются виды энергетических характеристик, методология энергетической сертификации зданий.

Предлагается модель оценки экономической целесообразности применения тех или иных инженерных и строительных решений, энергосберегающих мероприятий (EN 15459).

Раздел 2. Стандарты, устанавливающие методы расчета энергопотребления отдельными инженерными системами и зданием в целом.

EPBD-2010 рассматривает здание как функционально связанный, единый энергетический комплекс.

Теплоснабжению зданий от различных источников энергии посвящена серия стандартов EN 15316.

Регламент выбора исходных данных для энергетических расчетов устанавливает стандарт EN ISO 13790. На основе этих данных проводится динамическое компьютерное моделирование или выполняются расчеты по упрощенной модели. В любом случае расчетные программы должны пройти национальную или международную сертификацию.

К этому же разделу относятся стандарты, посвященные методам расчета систем охлаждения (EN 15243), вентиляции (EN 15241), освещения (EN 15193) и автоматизированным системам управления инженерным обеспечением здания (EN 152332).

Надо отметить, что все эти стандарты ориентированы на рассмотрение возможности интеграции в здание возобновляемой и нетрадиционной энергетики.

Раздел 3. Стандарты, определяющие нагрузки на отопление и охлаждение здания (EN ISO 13790).

Этот стандарт устанавливает правила расчета теплоэнергетического баланса здания на основе:

  • трансмиссионных теплопотерь (теплопоступлений) через ограждающие конструкции зданий;
  • инфильтрации в здание наружного воздуха;
  • внутренних тепловыделений от людей, оргтехники, освещения, технологического оборудования;
  • инсоляции через светопрозрачные ограждения.

Балансы рассчитываются часовые или для продолжительных периодов (неделя, месяц, сезон, год). Балансы непосредственно связаны с наружными и внутренними климатическими условиями и режимами эксплуатации зданий.

Раздел 4. Он посвящен так называемым поддерживающим стандартам, определяющим правила выбора условий функционирования зданий:

  • теплофизические характеристики ограждающих конструкций зданий (EN ISO 6946, EN ISO 13370, EN ISO 10077–1, EN 13947, EN ISO 14683);
  • вентиляция, инфильтрация, воздухообмен (EN 15242);
  • инсоляция, эффективность солнцезащитных устройств (EN 12216, EN 13659);
  • внутренний микроклимат и строительная климатология (EN 15251, EN ISO 15927);
  • терминологические стандарты (EN ISO 7345; EN ISO 9288, EN ISO 9251, EN 12792).

Раздел 5. Стандарты, обеспечивающие мониторинг и верификацию маркировки и сертификации энергоэффективности зданий.

НП «АВОК» в 2011 году с привлечением ряда ведущих организаций по поручению Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) разработало концепцию нормативного обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений.

В основу концепции положены принципы гармонизации отечественной нормативной базы с основными положениями Европейской директивы EPBD-2010 и ее базовыми стандартами.

Гармонизация этих стандартов с учетом действующей строительной нормативной базы позволит решить одну из главных проблем, тормозящих реализацию федерального закона № 261-ФЗ, – создание нормативно-методического обеспечения сертификации и маркировки энергоэффективности зданий и сооружений, принятие соответствующих подзаконных актов.

Национальное объединение строителей планирует уже в этом году приступить к разработке первых приоритетных стандартов.

 

1 Указ Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

2 Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2012



Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!