Особенности энергетических обследований объектов бюджетной сферы Москвы
По данным ДепТЭХ Москвы, объекты бюджетной сферы потребляют от 9 до 15% всех топливно-энергетических ресурсов столицы. Это говорит о серьезном объеме потенциальной экономии, необходимости проведения энерго-аудита и последующего внедрения энергосберегающих мероприятий на нескольких тысячах объектов, финансируемых из бюджета, в том числе объектов сферы образования, здравоохранения, социальной, культуры, спорта, административных зданий.
Особенности энергетических обследований объектов бюджетной сферы Москвы
По данным ДепТЭХ Москвы, объекты бюджетной сферы потребляют от 9 до 15% всех топливно-энергетических ресурсов столицы. Это говорит о серьезном объеме потенциальной экономии, необходимости проведения энерго-аудита и последующего внедрения энергосберегающих мероприятий на нескольких тысячах объектов, финансируемых из бюджета, в том числе объектов сферы образования, здравоохранения, социальной, культуры, спорта, административных зданий.
Основной потенциал экономии
Потенциал нужно выявлять там, где потребляется основной объем энергоресурсов. Прежде всего речь идет об электрической и тепловой энергии. Согласно официальным данным, более 70% потребления ТЭР бюджетных учреждений (в условном исчислении) приходится на теплоэнергию, из которых большая часть приходится на учреждения образования и социальной сферы. Не следует пренебрегать и потенциалом сбережения электрической энергии. Отмечается примерно равное соотношение потребления этого ресурса между различными направлениями бюджетной сферы.
В целом, наиболее энергоемкими являются образовательные учреждения и объекты социальной сферы, отдельные объекты здравоохранения.
Специфика энергопотребления
Учреждения бюджетной и социальной сферы имеют характерную специфику энергопотребления, отражающуюся на распределении потенциала энергосбережения.
Во всех типах бюджетных учреждений основная часть тепловой энергии расходуется в системах отопления и вентиляции (в среднем 70%). В образовательных учреждениях можно выделить потребление горячей воды, расход которой может составлять до 30% потребления тепла. Освещение и различное нагревательное оборудование потребляют большую часть электроэнергии. Безусловно, есть и свои особенности. Так, например, в дошкольных учреждениях электротермические установки пищеблоков могут потреблять до 90% электроэнергии.
Реальный потенциал энергосбережения и способы его использования в каждом конкретном учреждении представляется возможным определить только после проведения энергетического обследования. Оно состоит из нескольких этапов, включающих документальное, визуальное и инструментальное обследования с последующим анализом и составлением детального отчета и энергетического паспорта потребителя ТЭР.
Документальное и инструментальное обследования
Принятая технология энергоаудита выделяет два этапа – документальное и экспериментальное обследования. На этапе работы с документами исполнитель может собрать значительный объем информации для заполнения энергопаспорта, в этот момент происходит наиболее интенсивное взаимодействие с заказчиком с возможным привлечением третьей стороны (например, сбытовых компаний). Накапливается большой массив документации: данные о потреблении ТЭР за 5 последних лет, технические характеристики зданий и сооружений, сведения о потребителях ТЭР, техническая документация на энергопотребляющее оборудование и др.
На практике документальное обследование сопряжено со значительными трудностями. Особенностью бюджетных учреждений является, как правило, наличие неполного объема проектных и отчетных документов, что, безусловно, следует учитывать при подготовке и проведении этого этапа энергообследования, как заказчику, так и исполнителю.
Инструментальное обследование систем энергоснабжения производится для восполнения отсутствующей информации, которая необходима для оценки эффективности использования энергоресурсов, но не может быть получена из документации или требует проверки. Также инструментальное обследование необходимо для оценки текущего состояния элементов энергосистем и ограждающих конструкций, выявления очагов потери энергоресурсов. В конце этого этапа энергоаудита составляются протоколы замеров и регистрация параметров работы энергосистем.
На этапе анализа полученных сведений об организации исполнитель:
- анализирует динамику и структуру потребления ТЭР;
- составляет энергобалансы объекта обследования;
- определяет потери энергоносителей в различных элементах систем энергоснабжения;
- рассчитывает удельные расходы энергоносителей и сравнивает их с нормативными значениями.
На основании этой информации исполнитель разрабатывает организационные и технологические мероприятия по энергосбережению, включает их в детальный отчет и паспорт потребителя ТЭР.
Значение данных документов трудно переоценить, т.к. они во многом определяют дальнейшую политику учреждения в области энергосбережения.
Теория и практика проведения энергоаудита позволяет определить перечень типовых технологических мероприятий по энергосбережению для каждого вида ТЭР.
Как уже было сказано, основное внимание должно быть уделено мероприятиям по экономии тепла, что в равной степени актуально для всех объектов социальной сферы. Следует учитывать, что в бюджетных учреждениях, как правило, теплопотребляющие системы находятся в состоянии значительного износа. На объектах здравоохранения потенциалы сбережения тепла и электроэнергии примерно равны. В данной сфере подход к энергосберегающим мероприятиям должен быть наиболее сбалансированным.
В процессе реализации энергосберегающих мероприятий следует выбирать комплексный подход для достижения максимального эффекта.
Например, организация может вложить средства в теплоизоляцию трубопроводов, утепление различных элементов зданий, балансировку системы отопления и доставку большего количества тепла в здание. Но если при этом не отрегулировать систему вентиляции, большая часть сэкономленного тепла, а значит, и вложенных в энерго-сбережение средств, будет уходить в форточки, открытые для притока свежего воздуха. То же можно сказать и про проблему перетопа зданий по причине отсутствия автоматизированной системы регулирования расхода тепловой энергии, совмещенной с установкой балансировочных клапанов на стояках системы ЦО и терморегуляторов в помещениях. И таких примеров масса.
Проблемы энергоаудита для бюджетных учреждений
Проблемы приводятся в хронологической последовательности выполнения процесса энергетических обследований.
1. Сжатые сроки для проведения энергоаудита.
В соответствии с положениями закона № 261-ФЗ, бюджетные учреждения обязаны провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года. С момента принятия закона в ноябре 2009 года не многие форсировали проведение энергоаудита. Казалось, что времени на его проведение еще более чем достаточно. Однако скоро первый отопительный сезон 2012 года уже закончится.
Отчасти к этому привела сложившаяся практика проведения энергообследований, при которой сроки выполнения государственного заказа на энергоаудит бюджетных учреждений напрямую привязаны к срокам отопительного сезона, т.е. составляют от силы 5–6 месяцев в году, а в регионах с теплым климатом и того меньше. Таким образом, в настоящий момент энергоаудит представляется ярко выраженной сезонной работой. С учетом ограниченного количества организаций, специализирующихся на проведении энергоа-удита, удовлетворить резко увеличившийся сезонный спрос на их услуги практически невозможно. Безусловно, это утверждение верно в том случае, если речь идет о качественном выполнении энерго-аудита, а не об обследовании организации только на бумаге.
Принципиально важно и то, что длительность государственного контракта на данный вид работ для отдельного учреждения ограничена, как правило, 2–3 месяцами (без учета конкурсных процедур) с момента заключения контракта.
К сожалению, в сложившейся ситуации качество не стало единственным критерием успешности проведенной работы, как для заказчика, так и для исполнителя.
Что же делать? Ответ напрашивается сам собой – необходимо увеличить сроки проведения энергоаудита. И речь в данном случае идет исключительно о том, чтобы бюджетная организация те же самые 2–3 месяца могла распределить равномерно в течение года, т.е. осуществлять энергоаудит круглогодично. Например, в феврале-марте провести тепловизионное обследование (возможно только в отопительный сезон). В последующие месяцы провести документальное и инструментальное обследование энергосистем, не зависящих от работы системы отопления, подготовить отчетную документацию.
2. Исполнение требований закона № 261-ФЗ в части сроков проведения энергообследования.
В силу сложившейся ситуации значительное число бюджетных учреждений, судя по всему, не выполнит требование закона по проведению первого энергетического обследования до 31 декабря 2012 года. Чтобы исключить формальный подход и обеспечить качественное выполнение работ, стоит перенести сроки проведения первого энергетического обследования для ряда потребителей на 2013 год без штрафов. Например, данная инициатива может быть применима для тех бюджетных потребителей, у которых совокупные затраты на ТЭР не превышают 500 тыс. руб. в год. Количество таких организаций достаточно велико, а их доля в общем потреблении в бюджетной сфере незначительна.
Данная мера позволит не отвлекать ограниченный ресурс специализированных компаний, а сконцентрировать его на том сегменте учреждений, которые составляют основную массу потребителей ТЭР, и провести качественное энергообследование. Для реализации данной инициативы также необходимо изменение законодательной базы.
3. Новый формат энергопаспорта потребителя ТЭР для бюджетного учреждения.
Действующая форма энергетического паспорта изначально разработана для промышленных потребителей, не удовлетворяет требованиям времени и не способствует эффективной работе энерго-аудиторов.
Назрела необходимость обеспечения вариативности паспорта в зависимости от типа организации. Например, нельзя сравнивать металлургический завод и образовательные учреждения. Необходимо разрешить заполнять только те формы, которые имеют отношение к конкретному типу объекта, что существенно оптимизирует как процесс заполнения такого энергопаспорта, так и его последующее использование.
Представители Минэнерго России и Российского энергетического агентства (РЭА) неоднократно говорили о скором утверждении новых форм энергетического паспорта, чего с нетерпением ждет профессиональное сообщество энергоаудиторов и заказчики их услуг.
4. Привлечение инвестиций для реализации энергосберегающих мероприятий.
Энергосберегающие мероприятия после оценки экономической эффективности можно разделить на три категории по объему затрат. В современных условиях бюджетным учреждениям с целью осуществления всех категорий мероприятий (кроме беззатратных) рекомендуется привлечение энергосервисной компании и внебюджетных источников финансирования, а в случае с высокозатратными мероприятиями это становится едва ли не единственным выходом.
Рекомендация, казалось бы, очевидная, но на практике ее реализация сталкивается с целым комплексом проблем. Речь идет, прежде всего, о недостаточной готовности законодательной базы для реализации энергосервисных контрактов по всему циклу (от заключения контракта до оплаты за выполненные работы), неготовности инвесторов к реализации долгосрочных (3–5 лет) проектов, ограничений кредитных ресурсов по стоимости, неопределенности в вопросах перехода права собственности смонтированного оборудования, его эксплуатации, амортизации и т.п.
В заключение следует отметить, что предлагаемые меры решения проблем проведения энергоаудита в организациях бюджетной и социальной сферы позволят заказчикам получить действительно качественный продукт, а исполнителям – сбалансировано распределить загрузку своих специалистов. Для реализации предлагаемых схем необходимо на законодательном уровне внести коррективы в соответствующие документы и рекомендовать бюджетным учреждениям круглогодичное проведение энергетических обследований.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2012
Подписка на журналы