Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Нормативное обеспечение энергосбережения и качества среды обитания

Описание:

Президент России Д. А. Медведев в 2008 году в своем указе отметил, что энергосбережение является приоритетной задачей модернизации экономики страны, и определил амбициозную цель – обеспечить 40% снижения энергопотребления к 2020 году. Возникают вопросы: во-первых, 40% – это много или мало, во-вторых, готово ли московское строительство решить такую задачу?

Нормативное обеспечение энергосбережения и качества среды обитания

Президент России Д. А. Медведев в 2008 году в своем указе1 отметил, что энергосбережение является приоритетной задачей модернизации экономики страны, и определил амбициозную цель – обеспечить 40% снижения энергопотребления к 2020 году.

Возникают вопросы: во-первых, 40% – это много или мало, во-вторых, готово ли московское строительство решить такую задачу?

С целью ответа на эти вопросы мы обратились к мировому опыту.

Во-первых, страны Европейского союза и США приняли решение осуществлять с 2020 года строительство зданий с нулевым энергопотреблением в годовом цикле.

Во-вторых, страны Европы, США, Бразилии, Австралии, Индии – всего 45 стран – приняли решение, что оценка зданий только по их энергоемкости является недостаточной и разработали рейтинговые системы оценки здания по энергетическим и экологическим показателям, т. е. осуществляют строительство так называемых «зеленых» зданий. Поэтому 40% не такая уж амбициозная цель.

Что касается ответа на второй вопрос: готово ли московское строительство решить такую задачу, то в 2009 году московское правительство приняло решение осуществлять снижение энергопотребления более высокими темпами и обеспечить к 2020 году 60% экономии энергии.

В табл. показаны темпы снижения энергопотребления, установленные Министерством регионального развития и московским правительством.

Ключевым положением достижения поставленных президентом целей является новое законодательство в области энергосбережения:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…»;
  • Приказы Министерства регионального развития РФ;
  • Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2010 года № 900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в городе Москве».

В этом законодательстве устанавливаются новые нормативные требования:

  • организация поквартирного учета потребления тепло-, энергоресурсов;
  • обязательность энергосервиса и энерго-аудита;
  • нормирование удельного годового тепло-, энергопотребления;
  • использование нетрадиционной энергетики и вторичных энергетических ресурсов;
  • нормирование по потреблению первичной энергии.

Оказывается, что эти нормативные требования не только являются чисто государственной задачей, но и включают мощные рыночные механизмы. Так, например, повышение теплозащиты зданий, которое сегодня стало предметом жарких дискуссий, связано с рынком теплоизоляционных материалов. Повышение теплозащиты оконных заполнений вызывает радость производителей новых оконных технологий.

Однако, как показал анализ ситуации с реализацией этих законов в строительной индустрии со времени их опубликования, выполнение нормативных требований, изложенных в законодательных актах, в значительной степени заблокировано отсутствием поддерживающих нормативно-методических документов

Как это проявляется на практике?

  • Отсутствие контроля нормирования энергопотребления зданий приводит к неоправданному широкому применению систем кондиционирования, что, в свою очередь, ведет к чрезмерному потреблению электрической энергии.
  • Отсутствие контроля энергоэффективности зданий при приемке в эксплуатацию является причиной многочисленных случаев брака при устройстве теплоизоляции.
  • Отсутствие контроля чрезмерной герметизации окон приводит к синдрому «больного здания». Необходим переход к окнам с регулируемыми приточными устройствами. Так, при требуемом воздухообмене для трехкомнатной квартиры в размере 150 м3/ч, в 1974 году он составлял 154 м3/ч, а в 2000 году – всего 43 м3/ч, т.е. в 4 раза меньше. Это явное проявление синдрома «больного здания».
  • Отсутствие норматива по расчету нагрузок на систему отопления и вентиляции приводит к проблеме регулирования автоматических узлов управления, так что при нормативе теплопотребления на отопление и вентиляцию 95 кВт ч/(м2•год) мы фактически имеем 150 кВт•ч/(м2•год).

Сегодня делается попытка актуализировать нормативные документы, отмененные Федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в 2002 году.

Однако эта попытка вряд ли позволит достичь цели, т. к. указанные нормативные документы в целом были ориентированы на строительную индустрию 1980-х годов.

Таблица
Темпы снижения энергопотребления зданий
Год Удельное энергопотребление зданий,
устанавливаемое требованиями
Правительства Москвы Министерства регионального
развития РФ
кВт•ч/м2 снижение, % кВт•ч/м2 снижение, %
2009 95 - 95 -
2011 71 25 81 15
2016 57 15 67 15
2020 38 20 57 10
  60 %   40 %

Среди возможных путей решения этой проблемы привлекает путь научно-критического изучения зарубежных достижений в области концепций и нормативных документов по энергетической эффективности зданий и при серьезном объективном обосновании их частичного использования в отечественных разработках.

При этом имеет место важнейшее требование к отечественной концепции: она должна быть научно гармонизирована с мировыми достижениями – механическое переписывание зарубежных нормативных требований, экономически целесообразных только для конкретной страны, недопустимо.

Нами проанализирован опыт создания следующих нормативных документов: европейских, американских, стран Восточной Европы и Прибалтики, в которых проведена большая работа по реконструкции жилого фонда.

Во-первых, оказывается, что система стандартизации, действующая в Европейском союзе, по сравнению с системой стандартизации, действующей в США, является более разработанной, и, по мнению самих же американских специалистов, страны Европы достигли больших успехов, и их опыт необходимо изучать.

Во-вторых, система показателей энергоэффективности получила такую практическую реализацию, что, например, все объявления о продаже квартир дополнены их показателями класса энергоэффективности и выделения CO2.

Это изучение позволило нам по заданию Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) разработать отечественную концепцию нормативного обеспечения энергоэффективности зданий до 2020 года и на перспективу. Концепция гармонично использует отечественные и европейские наработки.

Особенности концепции

«Зонтичный» стандарт:

  • общие положения;
  • структура нормативной системы;
  • взаимоотношения между стандартами.

5 основных блоков:

  • стандарты по энергосервису и энергоаудиту;
  • стандарты, связанные с расчетом общего потребления энергии;
  • стандарты, связанные с расчетом поставляемой энергии;
  • методы испытаний и контроля энергоемкости зданий;
  • поддерживающие стандарты.

Концепция содержит временные приоритеты разработки стандартов:

  • первоочередные: 7 стандартов должны быть разработаны в 2011–2012 годах. Они позволят в значительной степени разблокировать как федеральный закон № 261-ФЗ, так и приказ Минрегиона РФ и Постановления Правительства Москвы № 900-ПП;
  • на ближайшую перспективу – 2011–2015 годы;
  • до 2020 года.

Концепция учитывает, что реализация энергосберегающей политики содержит в себе, во-первых, оперативные малозатратные мероприятия, во-вторых, энергосберегающие мероприятия на перспективу.

Концепция предполагает системное развитие темпов энергосбережения в следующей последовательности:

  • строительство энергоэффективных зданий;
  • строительство зданий высоких технологий;
  • строительство и реконструкция зданий с нулевым потреблением энергии в годовом цикле;
  • возможность использования нормативных требований для рейтинговой оценки «зеленого» строительства.

Разработанная нами концепция нормирования энергоэффективности передана Национальному объединению строителей, которое объединяет 95 тыс. организаций по России и должно запустить ее в действие. Познакомиться с концепцией можно на сайте НОСТРОЙ.

 

1 Указ Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №8'2011



Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!