Нормативное обеспечение энергосбережения и качества среды обитания
Президент России Д. А. Медведев в 2008 году в своем указе отметил, что энергосбережение является приоритетной задачей модернизации экономики страны, и определил амбициозную цель – обеспечить 40% снижения энергопотребления к 2020 году. Возникают вопросы: во-первых, 40% – это много или мало, во-вторых, готово ли московское строительство решить такую задачу?
Нормативное обеспечение энергосбережения и качества среды обитания
Президент России Д. А. Медведев в 2008 году в своем указе1 отметил, что энергосбережение является приоритетной задачей модернизации экономики страны, и определил амбициозную цель – обеспечить 40% снижения энергопотребления к 2020 году.
Возникают вопросы: во-первых, 40% – это много или мало, во-вторых, готово ли московское строительство решить такую задачу?
С целью ответа на эти вопросы мы обратились к мировому опыту.
Во-первых, страны Европейского союза и США приняли решение осуществлять с 2020 года строительство зданий с нулевым энергопотреблением в годовом цикле.
Во-вторых, страны Европы, США, Бразилии, Австралии, Индии – всего 45 стран – приняли решение, что оценка зданий только по их энергоемкости является недостаточной и разработали рейтинговые системы оценки здания по энергетическим и экологическим показателям, т. е. осуществляют строительство так называемых «зеленых» зданий. Поэтому 40% не такая уж амбициозная цель.
Что касается ответа на второй вопрос: готово ли московское строительство решить такую задачу, то в 2009 году московское правительство приняло решение осуществлять снижение энергопотребления более высокими темпами и обеспечить к 2020 году 60% экономии энергии.
В табл. показаны темпы снижения энергопотребления, установленные Министерством регионального развития и московским правительством.
Ключевым положением достижения поставленных президентом целей является новое законодательство в области энергосбережения:
- Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…»;
- Приказы Министерства регионального развития РФ;
- Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2010 года № 900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в городе Москве».
В этом законодательстве устанавливаются новые нормативные требования:
- организация поквартирного учета потребления тепло-, энергоресурсов;
- обязательность энергосервиса и энерго-аудита;
- нормирование удельного годового тепло-, энергопотребления;
- использование нетрадиционной энергетики и вторичных энергетических ресурсов;
- нормирование по потреблению первичной энергии.
Оказывается, что эти нормативные требования не только являются чисто государственной задачей, но и включают мощные рыночные механизмы. Так, например, повышение теплозащиты зданий, которое сегодня стало предметом жарких дискуссий, связано с рынком теплоизоляционных материалов. Повышение теплозащиты оконных заполнений вызывает радость производителей новых оконных технологий.
Однако, как показал анализ ситуации с реализацией этих законов в строительной индустрии со времени их опубликования, выполнение нормативных требований, изложенных в законодательных актах, в значительной степени заблокировано отсутствием поддерживающих нормативно-методических документов
Как это проявляется на практике?
- Отсутствие контроля нормирования энергопотребления зданий приводит к неоправданному широкому применению систем кондиционирования, что, в свою очередь, ведет к чрезмерному потреблению электрической энергии.
- Отсутствие контроля энергоэффективности зданий при приемке в эксплуатацию является причиной многочисленных случаев брака при устройстве теплоизоляции.
- Отсутствие контроля чрезмерной герметизации окон приводит к синдрому «больного здания». Необходим переход к окнам с регулируемыми приточными устройствами. Так, при требуемом воздухообмене для трехкомнатной квартиры в размере 150 м3/ч, в 1974 году он составлял 154 м3/ч, а в 2000 году – всего 43 м3/ч, т.е. в 4 раза меньше. Это явное проявление синдрома «больного здания».
- Отсутствие норматива по расчету нагрузок на систему отопления и вентиляции приводит к проблеме регулирования автоматических узлов управления, так что при нормативе теплопотребления на отопление и вентиляцию 95 кВт ч/(м2•год) мы фактически имеем 150 кВт•ч/(м2•год).
Сегодня делается попытка актуализировать нормативные документы, отмененные Федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в 2002 году.
Однако эта попытка вряд ли позволит достичь цели, т. к. указанные нормативные документы в целом были ориентированы на строительную индустрию 1980-х годов.
Таблица Темпы снижения энергопотребления зданий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Среди возможных путей решения этой проблемы привлекает путь научно-критического изучения зарубежных достижений в области концепций и нормативных документов по энергетической эффективности зданий и при серьезном объективном обосновании их частичного использования в отечественных разработках.
При этом имеет место важнейшее требование к отечественной концепции: она должна быть научно гармонизирована с мировыми достижениями – механическое переписывание зарубежных нормативных требований, экономически целесообразных только для конкретной страны, недопустимо.
Нами проанализирован опыт создания следующих нормативных документов: европейских, американских, стран Восточной Европы и Прибалтики, в которых проведена большая работа по реконструкции жилого фонда.
Во-первых, оказывается, что система стандартизации, действующая в Европейском союзе, по сравнению с системой стандартизации, действующей в США, является более разработанной, и, по мнению самих же американских специалистов, страны Европы достигли больших успехов, и их опыт необходимо изучать.
Во-вторых, система показателей энергоэффективности получила такую практическую реализацию, что, например, все объявления о продаже квартир дополнены их показателями класса энергоэффективности и выделения CO2.
Это изучение позволило нам по заданию Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) разработать отечественную концепцию нормативного обеспечения энергоэффективности зданий до 2020 года и на перспективу. Концепция гармонично использует отечественные и европейские наработки.
Особенности концепции
«Зонтичный» стандарт:
- общие положения;
- структура нормативной системы;
- взаимоотношения между стандартами.
5 основных блоков:
- стандарты по энергосервису и энергоаудиту;
- стандарты, связанные с расчетом общего потребления энергии;
- стандарты, связанные с расчетом поставляемой энергии;
- методы испытаний и контроля энергоемкости зданий;
- поддерживающие стандарты.
Концепция содержит временные приоритеты разработки стандартов:
- первоочередные: 7 стандартов должны быть разработаны в 2011–2012 годах. Они позволят в значительной степени разблокировать как федеральный закон № 261-ФЗ, так и приказ Минрегиона РФ и Постановления Правительства Москвы № 900-ПП;
- на ближайшую перспективу – 2011–2015 годы;
- до 2020 года.
Концепция учитывает, что реализация энергосберегающей политики содержит в себе, во-первых, оперативные малозатратные мероприятия, во-вторых, энергосберегающие мероприятия на перспективу.
Концепция предполагает системное развитие темпов энергосбережения в следующей последовательности:
- строительство энергоэффективных зданий;
- строительство зданий высоких технологий;
- строительство и реконструкция зданий с нулевым потреблением энергии в годовом цикле;
- возможность использования нормативных требований для рейтинговой оценки «зеленого» строительства.
Разработанная нами концепция нормирования энергоэффективности передана Национальному объединению строителей, которое объединяет 95 тыс. организаций по России и должно запустить ее в действие. Познакомиться с концепцией можно на сайте НОСТРОЙ.
1 Указ Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №8'2011
Подписка на журналы