Новый стандарт высшего профессионального образования
New higher vocational education standard came into force
Yu.Ya. Kuvshinov, professor, Doctor of Engineering, Department Chairman at Moscow State University of Civil Engineering,
Keywords: vocational education, education standard, bachelor, master, heat and gas supply, ventilation
Starting with 1st September 2011 higher vocational education in Russia follows Federal state standard of 3rd generation (FGOS-3) that has introduced significant changes to the specialists preparation system.
One of the state policy principles in vocational education used as the base for FGOS-3 is integration of the higher and past-university vocational education into the global education system with preservation and development of achievements and traditions of the Russian higher school.
С 1-го сентября 2011 года высшее профессиональное образование (ВПО) в России ведется в рамках Федерального государственного стандарта 3-го поколения (ФГОС-3), существенно изменившего систему подготовки специалистов.
Одним из принципов государственной политики в области профессионального образования, положенным в основу ФГОС-3, является интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования школы в мировую образовательную систему при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы.
Новый стандарт высшего профессионального образования
С 1-го сентября 2011 года высшее профессиональное образование в России ведется в рамках Федерального государственного стандарта 3-го поколения (ФГОС-3), существенно изменившего систему подготовки специалистов.
Одним из принципов государственной политики в области профессионального образования, положенным в основу ФГОС-3, является интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую образовательную систему при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Эти достижения, в том числе и образования в области строительства, общеизвестны. Они основаны на традициях, развивавшихся в течение многих десятилетий:
- преемственность ступеней и непрерывность образовательного процесса, включая общее среднее, профессиональное высшее и послевузовское образование;
- фундаментальность образовательных программ, что обеспечивало высокую степень универсальности подготовки специалистов;
- практическая направленность профессионального образования, что является необходимым компонентом подготовки инженеров-строителей;
- высокая степень индивидуальности обучения, являющейся залогом высокого качества подготовки;
- высокое качество профессорско-преподавательского состава, основанное на активном участии преподавателей в научных исследованиях;
- глубокая методическая проработанность учебного процесса;
- эффективная организация учебного процесса.
Представляемый ФГОС-3 и сопутствующие ему документы строятся с учетом изменившейся сущности инженерного труда, в том числе и в области строительства. Современные информационные технологии освобождают инженера от необходимости вести сложные расчеты, создавать базы данных, ставить физико-математическую постановку задачи и решать ее, а зачастую вообще принимать технические решения и вести конструирование узлов и элементов при проектировании зданий. Вместе с тем, современный инженер, получивший возможность пользоваться большим объемом информации, должен быть сведущ в широком круге сопряженных вопросов применения строительных технологий и оборудования. При этом большая часть современных специалистов в области строительства по роду своей деятельности являются пользователями информационных технологий и лишь малая часть – их разработчиками.
Отмеченные обстоятельства определяют современную тенденцию образования, которая состоит в разделении программ обучения на два уровня. Первый уровень, соответствующий программе бакалавра (4 года обучения), дает общее образование по направлению подготовки «Строительство» с учетом выбранного профиля (специальности), второй уровень – по программе магистра (2 года обучения), предоставляет возможность углубленного изучения предстоящей профессиональной деятельности. Строительство включает в себя большое число отраслей техники и технологий, что обусловливает наличие многих профилей подготовки в рамках направления. При этом профили, как правило, соответствуют принятым ранее специальностям подготовки инженеров. Такая модель при оптимальном наполнении учебных программ позволяет обеспечить гибкую подготовку в соответствии с потребностями рынка труда.
Основу представляемого ФГОС-3 в области строительства, отличающего его от предшествующих вариантов, составляют так называемые компетентностные модели подготовки бакалавров и магистров. В соответствии с принятой в методическом сообществе терминологией компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетентностная модель реализуется в результате обучения в виде комплекса социально-личностных, общенаучных, инструментальных и профессиональных компетенций, приобретенных бакалавром в области строительства.
Профессиональные компетенции позволят будущему специалисту-строителю эффективно вести деятельность в соответствии с выбранным профилем на основе знания нормативной базы и владения методами инженерных изысканий, проектирования зданий и сооружений, внутренних и наружных инженерных систем, планировки и застройки населенных мест, владения технологическими процессами строительного производства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и оборудования, методами оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов и оборудования, знания организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности, планирования работы персонала и фондов оплаты труда.
Магистр в области строительной науки и техники обладает всей совокупностью компетенций бакалавра, а также дополнительным комплексом собственных компетенций в рамках выбранного профиля подготовки. Универсальные компетенции магистра строительства способствуют возможности реализации сложных задач в профессиональной деятельности за счет готовности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии.
Профессиональные компетенции магистра позволяют реализовать специфику его профессиональной деятельности на основе знания отечественного и зарубежного научно-технического опыта по профилю деятельности, владения математическим моделированием, методами автоматизации проектирования и исследований, постановки и проведения экспериментов, методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой персонала. Дополнительной областью деятельности магистра предполагается преподавательская.
Основным документом, реализующим требования стандарта в учебном процессе, является учебный план подготовки бакалавров и магистров. Ниже, в качестве иллюстрации, приводится учебный план в сокращенном виде подготовки бакалавра по профилю «Теплогазоснабжение и вентиляция» (1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам).
Учебный план состоит из дисциплин следующих учебных циклов:
- гуманитарный, социальный и экономический цикл;
- математический и естественнонаучный цикл;
- профессиональный цикл;
и разделов:
- физическая культура;
- учебная и производственная практики;
- итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Базовая часть включает набор дисциплин общих для изучения на всех профилях подготовки. Хотелось бы обратить внимание на базовую часть профессионального цикла, которая состоит в основном из «чисто строительных» дисциплин. Учитывая то обстоятельство, что наша специальность (теперь профиль) не является в полной мере строительной, в прежних стандартах и учебных планах мы боролись за сокращение перечня и объема таких дисциплин. Сейчас подобная позиция нецелесообразна. Это утверждение исходит из приведенных выше аргументов в пользу расширения смежных областей знания выпускников, что, по нашему мнению, повышает шансы выпускников строительных вузов на рынке труда. Дело в том, что в последние годы в нашу специальность активно устремились выпускники различных вузов машиностроительного профиля. Они имеют преимущество перед специалистами-строителями в плане проектирования и эксплуатации сложного современного инженерного оборудования и средств автоматизации систем. В то же время, преимущество выпускников строительных вузов состоит в знании здания, для которого эти системы проектируются и в котором эксплуатируются, и технологии обеспечения внутреннего микроклимата.
Вариативная часть цикла дисциплин дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, что важно для успешной профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и продолжения профессионального образования в магистратуре. В принципе вариативная часть плана устанавливается вузом в соответствии с местными потребностями. С целью повышения уровня унификации и мобильности образования в масштабах страны вузы должны поступиться частью своего суверенитета и согласиться на единообразие основного раздела вариативной части. А для реализации вузовской специфики подготовки достаточно объема раздела по выбору студентов вариативной части разных циклов, эквивалентного объему подготовки в рамках специализации в прежних учебных планах.
Таблица (подробнее) Учебный план подготовки бакалавра по профилю «Теплогазоснабжение и вентиляция» |
Приведенный выше учебный план бакалавра рассчитан на массовую подготовку специалистов, предназначенных заменить выпускаемых ранее инженеров. В связи с тем, что подготовка бакалавров сокращена на 1 год, широко распространилось мнение об ущербности такого образования. Позволю себе не согласиться с этим мнением. Попутно отмечу, что качество высшего профессионального образования в настоящее время сильно понизилось, прежде всего, в силу ряда социальных причин. Если убрать многие факторы, то формулу качества подготовки можно свести к соответствию образовательных возможностей, предоставляемых вузом студенту, и способности студента (в том числе желанию) эти возможности воспринимать. Слабая общеобразовательная подготовка абитуриентов, нежелание студентов трудиться, порожденное коммерциализацией образования, являются одной из основных причин, разрушающих приведенную выше формулу.
Образовательные возможности включают многие факторы – это и материальная база, и качество преподавательского состава, и информационно-методические ресурсы вуза. Все эти факторы жестко регламентируются ФГОС-3 и оцениваются при лицензировании и аккредитации учебных заведений. Одним из весомых факторов, определяющих качество подготовки, представляется объем профессиональной подготовки выпускников, заложенный в учебном плане. Несмотря на сокращение на 25% общего объема учебного времени в плане подготовки бакалавра, при его разработке удалось сохранить содержание и объем специальных (профильных) дисциплин за счет оптимизации объема дисциплин базовых частей первых двух циклов. В целом общий объем профилизированных или специальных дисциплин в учебном плане составляет около 5000 часов, или 58% общего объема учебного времени. Точно такой же объем был заложен в учебном плане предыдущего пятилетнего учебного плана подготовки инженеров по теплогазоснабжению и вентиляции. Таким образом, в учебном плане подготовки бакалавров в соответствии с ФГОС-3 полностью сохранен объем специальной инженерной подготовки и этот объем составляет основную часть общей профессиональной подготовки. Вместе с тем существенный объем социальных, гуманитарных и экономических, а также математических и естественнонаучных дисциплин свидетельствует о сохранении фундаментальности профессионального образования и его гуманитарной составляющей.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №7'2011
Статьи по теме
- 90 лет ТГВ
АВОК №8'2018 - Вентиляция предприятий сферы обслуживания
АВОК №4'2001 - Новый век ОВК: проблемы и перспективы
АВОК №3'2000 - Еще раз о расчете воздушных завес
АВОК №3'2004 - Продольная фильтрация воздуха в современных ограждающих конструкциях
АВОК №8'2005 - Системы естественно-механической вентиляции в жилых зданиях с теплым чердаком
АВОК №7'2006 - XI Европейский АВОК-EHI симпозиум «Современное энергоэффективное оборудование для теплоснабжения, климатизации и водоснабжения зданий.Технологии интеллектуального здания».
АВОК №5'2007 - Требования к вентиляции и качеству внутреннего воздуха в национальных нормативах стран Европы
АВОК №3'2012 - Качество воздуха и энергосбережение в системах вентиляции гостиниц
Энергосбережение №1'2015 - СКВ для музейных помещений на примере национальной художественной галереи в г. Йошкар-Оле
АВОК №6'2016
Подписка на журналы