Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Развитие саморегулирования в энергетическом комплексе

Описание:

Процессы саморегулирования, активно начатые строителями, получили свое развитие и в энергетической отрасли, но, несомненно, имеют свою специфику. Поскольку саморегулирование является основным инструментом в достижении целей энергосбережения и повышения энергоэффективности, важно проанализировать ситуацию, создавшуюся в области действия СРО по энергоаудиту, и выявить основные препятствия, тормозящие их работу.

Развитие саморегулирования в энергетическом комплексе

Процессы саморегулирования, активно начатые строителями, получили свое развитие и в энергетической отрасли, но, несомненно, имеют свою специфику. Поскольку саморегулирование является основным инструментом в достижении целей энергосбережения и повышения энергоэффективности, важно проанализировать ситуацию, создавшуюся в области действия СРО по энергоаудиту, и выявить основные препятствия, тормозящие их работу.

В настоящее время Комитетом по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ ведется активная работа, направленная на содействие и поддержку в реализации мероприятий, связанных с энергосбережением и энергоэффективностью предпринимательской деятельности. Непосредственно решение этих задач возложено на Подкомитет по энергетической безопасности. Его деятельность подразумевает решение широкого спектра задач (справка), связанных с реализацией закона № 261-ФЗ.

И в этом ключе особого рассмотрения заслуживает вопрос саморегулирования, как основного инструмента для достижения целей энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Особенностью развития саморегулирования в энергетическом комплексе является то, что оно формируется не на «пустом месте». В настоящее время в нашей стране деятельность СРО осуществляется довольно активно в таких отраслях экономики, как финансовые рынки, банковский сектор, рынок земли и недвижимости, рынок страховых и аудиторских услуг, услуг оценщиков, арбитражных управляющих и ряда других.

Руководство государства и бизнес-сообщество в последние годы все больше внимания уделяют развитию саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, как наиболее эффективного механизма, дополняющего, а в ряде случаев и заменяющего, государственное регулирование экономики.

Развитие саморегулирования в целом, как тема, и в отдельных отраслях экономики, выделяется в числе приоритетных задач в документах, определяющих стратегические направления развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поэтому очевидно то место и значение, которые отводятся соморегулированию в энергетической сфере реального сектора экономики.

В настоящее время в стране зарегистрировано уже около сотни энергоаудиторских СРО, объединяющих в качестве членов более трех тысяч хозяйствующих субъектов и профессионалов.

Разработан ряд нормативно-методических документов, в частности энергопаспорт. Действуют и принимаются комплексные программы энергосбережения и энергоэффективности в регионах.

Вместе с тем, как видно из практики общения с представителями СРО, действующими в сфере энергоаудита, а также из материалов совещаний и «круглых столов», организуемых органами власти, количественный рост СРО не сопровождается соответствующим качественным уровнем их развития и деятельности.

Остановлюсь на основных проблемах, требующих немедленного решения, на которые наш Подкомитет планирует сосредоточить внимание в ближайшее время.

Система подготовки энерго-аудиторов

Главный вопрос – это кадры, а точнее, подготовка профессиональных энергоаудиторов и их аттестация.

Сегодня это самодостаточный бизнес, где обучающие организации вместе с организаторами СРО «штампуют» право называться профессиональными энергоаудиторами. Достаточно сказать, что желающие получить удостоверение о повышении квалификации, дающее право войти в состав соответствующего СРО, могут подать заявку в одну из многочисленных обучающих организаций на дистанционное обучение в объеме 72 ч. Соискатель получает по Интернету методические материалы, контрольные вопросы и направляет на них ответы. На этом процесс обучения завершен. Можете пополнять ряды «своей» СРО, обеспечивая, в свою очередь, соответствующий статус этой организации.

Налицо профанация обучения в ущерб качеству реализации всей идеи. Не удивительно, что энергоаудиторы нередко не умеют пользоваться тепловизорами и другим инструментарием.

К сожалению, энергоаудиторские СРО не исключение. В свое время трудный путь становления прошли СРО арбитражных управляющих, где имели место и подобная «погоня» за количеством лицензированных арбитражных управляющих, и цепная реакция по созданию этих СРО, и низкая квалификация большинства так называемых «арбитражных управляющих».

По прошествии 10 лет ситуация значительно улучшилась. И сегодня обучение, как и сдача экзаменов, осуществляются в очной форме. Есть положительный опыт развития саморегулирования, который может быть использован.

Что мешает уполномоченному органу – Мин-энерго РФ надлежаще организовать систему подготовки энергоаудиторов?

В технических вузах с энергетическим уклоном должна быть специализация для подготовки энергоаудиторов. Как это сделали в свое время для подготовки менеджеров по специальности «антикризисное управление».

Но уже сейчас надо прекратить практику заочной дистанционной подготовки энергоаудиторов и серьезно заняться кадровой работой.

В ближайшее время планируется под эгидой ТПП РФ с привлечением региональных ТПП при участии ведущих вузов и наиболее эффективных СРО рассмотреть вопрос создания системы подготовки кадров.

Справка

Основные задачи Подкомитета по энергетической безопасности:

  • содействие обеспечению безопасности предпринимательской деятельности в области электроэнергетики, атомной энергии, а также газовой, нефтяной и угольной отраслей;
  • анализ системы ценообразования и организации услуг по обеспечению энергетическими ресурсами;
  • выработка предложений, направленных на укрепление стабильности и безопасности предпринимательской деятельности в связи с требованиями энергосбережения и энергоэффективности;
  • рассмотрение проектов законодательных актов и нормативно-распорядительных документов, применительно к  вопросам энерго-сбережения;
  • совершенствование нормативно-правовой базы с целью активизации частно-государственного партнерства и привлечения инвестиций в проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • содействие разработкам и внедрению инновационной энергосберегающей импорто-заменяющей продукции и технологий;
  • повышение доли участия российских разработчиков и производителей техники, материалов и технологий при реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • содействие формированию информационной системы о производителях и разработках, отвечающих требованиям патентной новизны и ценового преимущества в области энергоэффективной тематики;
  • содействие в подготовке кадров в области энергосбережения и энергоэффективности;
  • взаимодействие с СРО энергоаудиторов по совершенствованию их деятельности и  повышению качества, оказываемых услуг предпринимателям;
  • взаимодействие и координация действий региональных ТПП в вопросах  энергетической безопасности предпринимательской деятельности и обеспечение необходимыми методическими и информационно-аналитическими материалами в соответствии с компетенцией Подкомитета.

Стандарты и правила деятельности СРО

Второй основополагающий момент становления саморегулирования в новой сфере экономической деятельности – этот стандарты и правила деятельности СРО, обязательными для исполнения всеми ее членами.

Что мы имеем в настоящее время? Состав представленных в открытом доступе документов свидетельствует о различной степени ответственности и качества в вопросах разработки и принятия стандартов СРО.

Одни более детализированы, другие – менее и носят скорее формальный характер. А ведь это важнейшие моменты деятельности СРО. Речь идет о стандартах и правилах, регламентирующих порядок проведения энергетических обследований членами СРО. В том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения, стандарты раскрытия информации о деятельности СРО и ее членов и некоторые другие.

Федеральный закон № 261-ФЗ требует от каждой СРО принятия стандартов и правил ее деятельности, но и не запрещает разработать типовые стандарты на федеральном уровне по инициативе уполномоченного органа.

В этой работе совместно с СРО могли бы принять активное участие и региональные органы власти.

Предавая особое значение названной проблеме Подкомитет планирует серию мероприятий по изучению и обобщению практики разработки названных стандартов и правил и распространению наиболее подготовленных из них в качестве типовых.

Имущественная ответственность членов СРО

Еще один вопрос, свидетельствующий о качественном уровне деятельности СРО, – это механизм обеспечения имущественной ответственности ее членов. В этой связи Закон предусматривает формирование компенсационного фонда. Уставы регистрируемых СРО предусматривают размер и порядок внесения платежей взносов членов СРО в компенсационный фонд.

Но сегодня многие понимают, что это не работающий на практике механизм, как с точки зрения недостаточности объема компенсационных фондов, так и исходя из отсутствия системы внесудебного урегулирования споров с участием СРО.

В этой связи на повестку дня выходит главный вопрос – развитие цивилизованного саморегулирования в энергетическом комплексе невозможно в отрыве от развития бизнеса энергосервисных услуг. Очевидно, что энергетические обследования – не самоцель, а основа для осуществления комплекса работ, направленных на гарантированную экономию электричества и тепла.

В странах с развитой рыночной экономикой принята классическая финансовая схема работы энергосервисной компании. Энергосервисная компания проводит обследование, предлагает план модернизации, находит финансирование (банковское кредитование или лизинговые схемы) и осуществляет все необходимые работы. При этом расчет с энергосервисной компанией ведется из сэкономленных в результате модернизации средств.

Если энергосервисные мероприятия проведены неправильно, энергосервисная компания, соответственно, ничего не получит.

Многие могут возразить, что эта схема работоспособна при условии, что на объекте есть устоявшийся объем платежей за энергию, тепло и воду, что по известным причинам проблематично прогнозировать в нашей экономике.

Но если речь идет о реальной работе по решению проблемы энергосбережения и энергоэффективности, то другого пути, по нашему мнению, нет. В противном случае все останется на уровне перевода бюджетных средств на счета энерго-аудиторских СРО и коллекционирования энергопаспортов.

Таким образом будущее в развитии саморегулирования в энергетическом комплексе в расширении деятельности СРО в области энергетических обследований до СРО в области энергосервисных услуг.

Надо готовить изменения в действующий закон № 261-ФЗ и расширять область деятельности СРО в энергетической отрасли в интересах потребителей с целью мотивации их к энергосбережению и энергоэффективности.

Контроль за деятельностью СРО

Важный вопрос развития саморегулирования вообще и в энергетическом комплексе в частности – это контроль за деятельностью СРО.

Государственный контроль, осуществляемый уполномоченным органом в форме проведения плановых и внеплановых проверок, необходимая составляющая в организации деятельности СРО.

Однако более перспективная форма контроля, отвечающая постулатам рыночной экономики это контроль профессионального сообщества, объединяющегося с целью самосовершенствования на принципах здоровой конкуренции и при условии высокого качества оказываемых услуг.

Здесь не пропагандируется идея единого национального объединения «Энергосервисных СРО» (не энергоаудиторских) по образцу Национального объединения строителей, но предполагается, что создание ассоциативных объединений СРО целесообразно и должно поддерживаться.

В связи с этим Подкомитет по энергетической безопасности ТПП РФ предусматривает мониторинг функционирования СРО в области энергетического обследования, естественно на условиях добровольности и обоюдного согласия на взаимодействие. С нашей стороны будет предложена форма такого соглашения с СРО для решения вопросов повышения энергоэффективности и совершенствования системы их деятельности.

Только совместные усилия позволят за  короткий срок добиться требуемого уровня саморегулирования  в энергетическом комплексе.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2011



Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!